Разработчики: | Кама (АО) |
Дата премьеры системы: | 2022/11/09 |
Отрасли: | Транспорт |
Основная статья: Электромобили
Проект российской компании «Кама» по созданию электромобиля. «Атом» заявлен, как цифровой электромобиль с расширенными ИТ-возможностями для пользователя, автомобиль с новым ментальным устройством, компактный, простой, удобный, технологичный[1].
2024
В Москве представлен второй электромобиль бренда «Атом»
В начале августа 2024 года в Москве был представлен второй электромобиль бренда «Атом» — седан D-класса под названием «Молния». В департаменте транспорта Москвы сообщили, что машина создана на отечественной платформе. Подробнее здесь.
Подписано соглашение о производстве электромобиля «Атом» в Китае
В конце июля 2024 года договоренности о привлечении инвесторов из Китая и локализации производства российского электромобиля «Атом» в КНР достигли РФПИ, международная корпорация XY Group и компания — разработчик электрокара АО «Кама».[2]
Стоимость автомобиля - не более 4 млн рублей
Стоимость российского электромобиля «Атом», который поступит в продажу в 2025 году, не превысит 4 млн рублей без учета государственных субсидий. Об этом 26 июня 2024 года сообщил генеральный директор компании «Кама» Игорь Поваразднюк.
По словам Поваразднюка, цена на «Атом» будет сопоставима с текущим диапазоном цен на отечественные электромобили, который составляет от 2,9 млн до 4 млн рублей. При этом точная стоимость будет объявлена позже. Поваразднюк отметил, что подход компании к разработке электромобиля аналогичен стратегии китайского бренда Zeekr — премиальные функции при массовом ценовом сегменте.
Как пишет ТАСС, продажи «Атома» будут осуществляться через онлайн-платформу, а протестировать электромобиль можно будет в каршеринге. Традиционных дилерских сетей не будет, но будут созданы сервисные центры для обслуживания и ремонта автомобилей, что обеспечит высокий уровень клиентского сервиса.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Кроме того, генеральный директор компании «Кама» сообщил, что в будущем «Атом» может стать полностью беспилотным. В 2025 году на старте производства электромобиль будет оборудован системой помощи водителю второго уровня (ADAS 2+), включающей 18 функций, таких как автономная парковка, удержание в полосе, адаптивный круиз-контроль и экстренное торможение. К 2027 году планируется переход на третий уровень автоматизации, когда участие водителя в управлении автомобилем будет минимальным.
Разработка электромобиля «Атом» началась в 2021 году, а в мае 2023 года был представлен первый функциональный прототип в Москве. Электромобиль будет иметь запас хода в 500 км и сможет разгоняться до 100 км/ч за 8 секунд. Это делает «Атом» конкурентоспособным на рынке электромобилей, что может привлечь значительное внимание потребителей и способствовать развитию рынка электромобилей в России.[3]
Основные компоненты электромобиля «Атом» будут производиться совместно с китайскими компаниями
Электромобиль «Атом», разработанный российским стартапом «Кама», будет оснащаться основными узлами и агрегатами, производимыми в сотрудничестве с китайскими компаниями. Это позволит обеспечить своевременный запуск продаж, хотя и сделает автомобиль несколько дороже. Об этом 17 июня 2024 года сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на материалы российской компании.
Среди ключевых компонентов, которые будут совместно разработаны с китайскими партнёрами, числятся рулевой механизм без физической связи руля и колес (steer-by-wire) и управляющая электроника. Проекционный дисплей на лобовое стекло (HUD) и система терморегуляции тяговой батареи также будут созданы совместно с китайскими специалистами. В то же время платформа, интеллектуальные системы помощи водителю (ADAS) и операционная система «Атом ОС» останутся полностью российскими.
По словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, высокотехнологичные компоненты, необходимые для производства электромобиля, в настоящее время не производятся в России. В Китае же себестоимость их производства значительно ниже благодаря большим объемам выпуска. Он отметил, что на начальном этапе это может повлиять на цену электромобиля, но со временем операционные затраты снизятся по мере роста локализации производства .
Тяговая батарея электромобиля «Атом» будет выпускаться совместно с китайской компанией и российским «Росатомом». Производство этих батарей будет налажено на первой российской гигафабрике в Калининградской области, запуск которой запланирован на 2025 год. Одновременно с этим начнется массовое производство электромобилей «Атом» на заводе «Москвич».
Электродвигатель для электромобиля также будет выпускаться с 2025 года совместно с китайской компанией Jee. Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что корпорация занимается созданием производства электродвигателей и систем управления для них в рамках подготовки собственной платформы для электромобилей, которую планируют представить через 2-3 года.[4]
Инвестиции от РФПИ - 2 млрд рублей
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) 7 июня 2024 года объявил о вложении 2 млрд рублей в производство отечественного электромобиля «Атом». Разработка этого автомобиля осуществляется на первой полностью российской платформе для электромобилей при поддержке ведущих игроков отечественной автомобильной и ИT-индустрии.
По словам представителей РФПИ, все ключевые технологические решения и компоненты будут разрабатываться и производиться на территории России. Проект реализует компания АО «Кама» в партнерстве с крупными технологическими лидерами, такими как ПАО «Камаз». В проекте участвуют более 1 тыс специалистов с опытом работы в крупнейших российских и международных компаниях.
По словам специалистов АО «Кама», электромобиль «Атом» выделяется среди аналогов своими функциональными характеристиками и оснащен технологиями, которые обычно встречаются в премиум-сегменте. Среди таких технологий — дисплей дополненной реальности с проекцией на лобовое стекло, удаленный доступ и запуск автомобиля с телефона, автоматическая парковка и продвинутая система помощи водителю.
Как сообщило информационное агентство ТАСС, на этапе разработки электромобиль «Атом» вызвал значительный интерес со стороны как частных лиц, так и коммерческих организаций, включая таксопарки, каршеринговые компании и службы доставки. На данный момент получено более 105 тыс предзаказов на новый автомобиль, что более чем в семь раз превышает объем продаж электромобилей в России за 2023 год.
Генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев отметил, что проект «Атом» реализуется с применением множества инженерных, программных и технологических инноваций, что позволяет ему конкурировать с лучшими моделями на рынке. Важным преимуществом проекта является высокая степень локализации ключевых компонентов, что создает синергетический эффект с другими компаниями и отраслями, а также способствует развитию необходимой зарядной и сервисной инфраструктуры.[5]
Анонс версии фургона для служб доставки
В начале июня 2024 года компания «Кама» представила версию электромобиля «Атом» в виде фургона, разработанного для служб доставки. Новинка относится к категории N1 (легкие коммерческие автомобили грузоподъемностью до 3,5 тонны).
По сообщению производителя, фургон обладает грузоподъемностью до 360 килограммов и объемом грузового отсека в 1,6 тысячи литров. На одной зарядке он сможет преодолевать расстояние до 500 километров. По умолчанию фургон оснащен только водительским сиденьем, однако переднее пассажирское место можно будет установить за дополнительную плату, чтобы увеличить пространство для грузов.
Длина автомобиля составляет 3,9 метра, что сопоставимо с размерами хэтчбека Lada Granta. Погрузочная высота фургона составляет 69 сантиметров, а погрузочная длина – до 220 сантиметров. Внутреннее пространство оснащено системой крепления грузов, включающей напольные такелажные рейки, крепежные крючки и ремни. Также предусмотрена перегородка салона для обеспечения безопасности при перевозке.
Наша цель – создать удобное и эффективное транспортное средство для служб доставки, которое будет не только экологичным, но и функциональным, – отметил представитель компании. |
В компании «Кама» сообщили, что фургон оснащен рядом современных технологических решений, включая экран на руле, проекционный дисплей и водительские помощники ADAS уровня 2+. Мощность электромотора составляет 204 лошадиные силы (294 Нм), а емкость батареи – 77 киловатт-часов, что обеспечивает высокий уровень производительности и автономности.
Серийное производство нового электрокара запланировано на третий квартал 2025 года и будет осуществляться на заводе «Москвич». Ожидается, что стоимость фургона будет начинаться от 2,5 миллиона рублей.
По данным компании, использование фургона позволит значительно снизить эксплуатационные расходы служб доставки и уменьшить вредные выбросы в атмосферу, что соответствует современным экологическим требованиям и стандартам.[6]
Использование проекционного дисплея с дополненной реальностью
Российский электромобиль «Атом» получил проекционный дисплей с дополненной реальностью (AR HUD). Об этом стало известно в середине апреля 2024 года.
К этой дате была выпущена первая версия конструктора приложений Builder для проекционного AR-дисплея, который будет устанавливаться на электрокар «Атом». Приложения будут запускаться на собственном движке AR Engine, который, по словам разработчиков, обеспечивает взаимодействие проекционного дисплея и медиасистемы, позволяя формировать требуемые составляющие изображения. На дисплей планируется выводить как текущие данные о состоянии электрокара (например, скорость), так и различные подсказки и интерфейсы приложений.
Утверждается, что проекция воспринимается водителем так, будто она находится от него на расстоянии 12 метров. Такая дистанция была выбрана потому, что при переключении внимания с дороги на AR HUD фокусировка зрения не меняется. У других распространённых на рынке проекционных дисплеев этот показатель в основном варьируется от 1 до 5 метров. Каждый AR HUD будет тестироваться и калиброваться на заводе при помощи машинного зрения. При этом водитель сможет настраивать высоту и наклон проекции.
Также сообщается, что «Атом» получит мультифункциональный руль со встроенным дисплеем, а помимо привычных функций руль будет иметь управление функциями, которые обычно завязаны на кнопки и рычаги, расположенные в разных местах салона. На руле «Атома» они будут реализованы не в виде физических контролов и рычагов, а как элементы интерфейса в сенсорном дисплее тачскрина. Помимо сенсорного дисплея для управления экраном будут предусмотрены физические джойстики на руле.
Начало продаж электромобиля «Атом» намечено на 2025 год.[7]
2023
Привлечение 24 млрд рублей инвестиций
В 2021-2023 гг. разработчик электромобиля «Атом» привлек для этого проекта 24 млрд рублей инвестиций и собрал 105 тыс. предварительных заказов на поставку этой машины. Такие данные директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Кама» Анатолий Кияшко привел в конце января 2024 года на сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) и государственной корпорации «ВЭБ.РФ» в Татарстане.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на презентацию Кияшко, большая часть указанных вложений - 14 млрд рублей - пришлась на деньги частных инвесторов. Еще 10 млрд рублей - это заем Фонда развития промышленности (ФРП).
По словам Анатолия Кияшко, АО «Кама» рассчитывает в 2024 году привлечь из различных источников около 31 млрд рублей. Финансирование необходимо в том числе для завершения разработки операционной системы «Атом ОС», которая может применяться в будущем и другими отечественными производителями электромобилей, уточнил директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Кама».
Присутствовавший на сессии АСИ руководитель РФРИТ Александр Павлов отметил, что проект «Атом» отвечает архитектуре особо значимых проектов.
Проект «Атом» был представлен председателю правительства Михаилу Мишустину на ЦИПР, и мы проект также смотрели с экспертами в части потребности разработки и доработки софтверных решений. Мы на такие особо значимые проекты можем предоставлять грантовое финансирование до 6 млрд рублей. Поэтому рассчитываем, что сейчас во «второй волне» отбора проект тоже будет представлен, - сказал Александр Павлов. |
Анатолий Кияшко говорит, что что порядка 70% предзаказов на приобретение электромобиля «Кама» приходится на бизнес-сегмент. По его словам, к концу января 2024 года компания ведет переговоры со всеми крупными игроками рынка каршеринга и такси.[8]
Соглашение о производстве на заводе «Москвич»
Производитель российских электромобилей АТОМ, предпродажи которых стартовали в конце июля 2023 года, и завод «Москвич» подписали меморандум на оказание услуг по производству электромобилей на территории завода. Согласно документу, АТОМ будет использовать услуги контрактной сборки, включающие конвейерную сварку, покраску и сборку электромобилей, а также другие сопутствующие услуги. Об этом компания Кама сообщила 23 августа 2023 года. Подробнее здесь.
Глава «КамАЗа» и Рубен Варданян вложили в разработку российского электромобиля «Атом» по $1 млн
Глава «КамАЗа» и предприниматель Рубен Варданян вложили в разработку российского электромобиля «Атом» по $1 млн. Об этом первый из них рассказал в середине июня 2023 года.
На старте порядка миллиона долларов каждый из нас вложил. Я не скрываю, я акционер «КамАЗа», и два года я принимал решение, семья соглашалась с этим, что я не получал дивиденды с «КамАЗа», а вкладывал их. Я кеш, который должен был получить сам лично, перекачивал в «уставник» «Атома». И на этом проект стартовал, — сообщил генеральный директор «КамАЗа». |
Он отметил, что к середине июня 2023 года компания «Варданян, Бройтман и партнеры» активно участвует во всех мероприятиях проекта, но больше денег в него не вносит.
До конца 2023 года «Кама» намерена провести испытания батареи, созданной совместно с «Росатомом», а также других агрегатов — подвески, рулевой системы, шасси. Сборка первого электромобиля намечена на конец 2024 года, а к середине 2025 года компания намерена перейти к серийному выпуску и массовым продажам. 1 июня Когогин говорил, что электромобили «Атом», скорее всего, будут собирать на заводе «Москвич», где «КамАЗ». выступает технологическим партнером после ухода Renault.
Гендиректор компании «Кама» Игорь Поваразднюк в мае 2023 года говорил, чтоблагодаря высокому уровню цифровизации будут не только средством передвижения, но и своего рода современным гаджетом, российские электромобили «Атом». Операторы каршеринга, такси и доставки - вторая группа потенциальных покупателей «Атома».
По словам Поваразднюка, в России эти сервисы обладают очень высоким уровнем цифровизации по сравнению с западными аналогами, их требования давно переросли те, что могут предоставить классические автомобили.
Мы пытаемся для этих бизнесов предоставить некий инструмент в виде нашего электромобиля, который позволит им раскрыть в том числе и свой накопленный потенциал для своего цифрового продукта, получить цифровой автомобиль, - добавил он в мае 2023 года.[9] |
Кредитная линия 10 млрд рублей от Новикомбанка
Новикомбанк и «Кама» заключили соглашение об организации финансирования индустриализации электромобиля «Атом». Об этом пресс-служба опорного банка «Ростеха» сообщила 10 мая 2023 года.
По условиям соглашения, Новикомбанк примет участие в организации финансирования для «Камы» на общую сумму в размере 10 млрд рублей. Средства будут направлены на развитие проекта по разработке и созданию производства электромобилей.
За 1,5 года мы преодолели путь из мечты нескольких основателей до большого технологического проекта. Мы не стоим на месте и активно приближаемся к индустриализации проекта. Подписание соглашения с таким надежным промышленным финансовым партнером, как Новикомбанк, имеющим экспертизу и опыт в поддержке высокотехнологичных проектов, стало очередным важным шагом на пути к индустриализации электромобилей «Атом, - заявил генеральный директор АО «Кама» Игорь Поваразднюк. |
Начало серийного производства «Атома» запланировано на 2025 год. Команда проекта к 19 мая 2023 года приступила к подготовке производственной площадки и изготовлению оснастки для серийной сборки электромобиля. Предполагается, что эта модель станет первым электрокаром, полностью созданным в России и укомплектованным высокотехнологичным программным обеспечением.
Как отметил заместитель председателя правления Новикомбанка Алексей Кузнецов, производство умного отечественного электромобиля — очень перспективное направление и отвечает всем актуальным трендам, поскольку это, прежде всего, курс на импортозамещение и создание конкурентной отечественной продукции.
Поэтому мы намерены принять участие в организации финансирования производства электромобиля на российской автомобильной платформе, с отечественным программным обеспечением, которое станет не просто средством передвижения, а своего рода умным девайсом, благодаря высокому уровню цифровизации, - добавил он.[10] |
Презентация готовой версии
11 мая 2023 года представлен готовый вариант полностью российского электромобиля «Атом». Он позиционируется как автомобиль массового сегмента. Ожидается, что машина будет продаваться и за рубежом, в том числе на рынках Китая и Юго-Восточной Азии.
Автомобиль «Атом», по словам разработчиков, ориентирован прежде всего на молодое поколение водителей, «которые являются активными участниками новой городской мобильности». Электрокар представляет собой небольшой хетчбэк, в котором, по словам создателей, «считывается формат SUV». Длина прототипа составляет 3995 мм, ширина — 1780 мм, а высота — 1615 мм. Объем багажного отделения равен скромным 300–350 л.
Разработкой аккумуляторной батареи, обеспечивающей запас хода в 500 км, занималась отечественная компания «Рэнера». Она же будет производить ее на собственном предприятии в 2025 году. Батарея будет российской не только по месту разработки и производства, но и по устойчивости к холодному климату благодаря продвинутой системе термостатирования.
Также электрокар оборудован проекционным дисплеем и мультимедийной системой, которая помимо управления различными функциями автомобиля позволяет использовать мессенджеры, продвинутую навигацию и играть в игры на экране сенсорного дисплея. Последняя опция наверняка из-за соображений безопасности будет доступна только во время стоянки.
По сообщению «Коммерсанта», к середине мая 2023 года в АО «Кама» еще не определили стартовую производственную площадку автомобиля. Для этой цели рассматривается в том числе и бывший завод Ford в Набережных Челнах. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что обсуждать сборку в других странах к середине мая 2023 года рано, тем более в условиях такого высококонкурентного рынка, как Китай. При этом он отмечает экономическую эффективность от унификации кузова автомобиля для разных версий.
Серийная сборка российского электромобиля «Атом» стартует в середине 2025 года — тогда же он поступит в массовую продажу.
Китайцы испытают образцы аккумулятора для российского электромобиля «Атом». Опубликованы спецификации прототипов машины
Как выяснил TAdviser, до конца мая 2023 года планируется провести работы по интеграции и испытанию образцов тяговой аккумуляторной батареи в составе функциональных прототипов электромобиля «Атом», включая систему термостатирования и систему управления аккумуляторной батареей.
В опубликованной в открытом доступе документации к закупке этих работ указано, что контракт в интересах «Камы» заключается с базирующейся в китайском городе Нанкин компанией ATOM Automotive Engineering and Technology Co., Ltd.
Заказчиком работ по контракту при этом выступает не сама «Кама», а её партнёр, специализирующийся на системах накопления электроэнергии, с которым она в конце 2022 года заключила договор.
Стоимость работ составляет около 7,87 млн юаней, т.е. около 88 млн рублей по текущему курсу валют.
Как следует из опубликованного технического задания, цели и задачи работы следующие:
- Разработать требования на аккумуляторную батарею в соответствии с требованиями автомобиля;
- Разработать требования к BMS (системе управления батареями) в соответствии с требованиями транспортного средства и требованиями VCU (блок управления транспортным средством – электронного блока управления уровня силовой передачи для всех высоковольтных систем);
- Моделирование конструкции аккумуляторной батареи в соответствии с требованиями безопасности автомобиля и температурным режимом;
- Провести проектирование и моделирование управления температурным режимом в соответствии с характеристиками батареи и рабочими условиями тягового электропривода;
- Спроектировать высоковольтные и низковольтные цепи в соответствии с требованиями автомобиля;
- Разработка стратегии BMS в соответствии с требованиями транспортного средства и требованиями VCU;
- Разработать таблицу пороговых значений контролируемых параметров в соответствии с требованиями автомобиля и производительностью аккумуляторной батареи;
- Составить требования к приёмке аккумуляторной батареи в соответствии с проектными требованиями;
- Разработать систему термостатирования.
Как было заявлено ранее, мы создаем электромобиль «Атом» с нуля и уделяем большое внимание созданию и развитию технологий Thermal Management в электромобиле «Атом». Данные разработки и подразумевают проведение работ по интеграции и испытанию образцов тяговой аккумуляторной батареи в составе функциональных прототипов электромобиля «Атом», включая систему термостатирования, систему управления аккумуляторной батареей, - заявили TAdviser в проекте «Атом». |
ATOM Automotive Engineering and Technology, которая займётся работами, ранее не фигурировала в публикациях. В «Атоме» пояснили TAdviser, что ATOM Automotive Engineering and Technology является компанией, в которой базируется китайский офис и штат сотрудников их бренда за рубежом.
Компания «Атом» выросла из международной команды профессионалов стартапа с рядом офисов в городах России и других стран. В рамках регламента деятельности компании на международном рынке мы создаем юридические лица компании для осуществления их деятельности за рубежом, - заявили TAdviser в «Атоме». |
В феврале 2023 года в компании говорили, что в проекте «Атом» собрались профессионалы мирового уровня из разных индустрий и стран. Пару главе стартапа Игорю Поваразднюку составляет опытный директор по разработке автомобиля Харальд Грюбель из Германии, ранее работавший с Mercedes, Volkswagen и «АвтоВАЗом». ИТ-составляющая находится под руководством Дмитрия Агеева, который взращивал Avito и Gett в России, а также был глобальным директором по цифровым инновациям в Yum!Brands.
А технологическая работа в Китае, в частности, ведётся под руководством Алекса Хамада, ранее сотрудничавшего с Tesla. За создание устойчивой к морозам электробатареи и электропривода отвечает Ларри Ванг, до того возглавлявший разработку в Byton и китайском Ford.
Всего созданием электромобиля занимаются почти 400 инженеров и разработчиков, это четыре активно растущих R&D-центра в России и Китае[11].
Город Нанкин, где располагается офис проекта, известен, как промышленный хаб в области электромобилей. Там находятся различные производства в этой сфере, включая производство литиево-ионных аккумуляторов для электромобилей.
В «Атоме» говорят, что обо всех подробностях производства и технических характеристиках электрокара планируют сообщить позднее в рамках презентации функциональных прототипов «Атома». Ранее гендиректор бренда Игорь Поваразднюк сообщал, что первый прототип российского электрокара «Атом» появится в апреле-мае 2023 года, и в рамках презентации планируется серия публичных показов и закрытых мероприятий для акционеров и инвесторов[12].
Впрочем, спецификация на автомобиль приведена в техническом задании вместе с остальной опубликованной в открытом доступе документацией к работам по интеграции и испытанию образцов тяговой аккумуляторной батареи в составе функциональных прототипов «Атома». См. ниже.
2022
Подробности о технологических решениях для электромобиля
Компания Кама 21 декабря 2022 года поделилась подробностями о технологических решениях для электромобиля Атом. Ключевым становится применение игровой разработки, а также использование открытой архитектуры, для вовлечения в создание электромобилей, тысяч внешних разработчиков.
Ранее команда заявляла, что разрабатывает электромобиль-гаджет, который станет основой технологичного образа жизни. Компания приоткрыла архитектуру создаваемых решений, включая применение GameDev в создании электромобиля, а также раскрыла нескольких своих технологических партнеров.
Электромобили смогут интегрировать в себя компьютерные технологии так же, как телефон в свое время превратился в смартфон. А игровые движки будут одним из основных элементов для создания возможности первой массовой внешней разработки функций для электромобиля. Фактически Кама создас маркетплейс HMI электромобилей, позволив тысячам разработчиков безопасно создавать функции, связанные с комфортом, UX, UI, безопасностью, развлечениями, бизнесом — сказал Дмитрий Агеев, директор по ИТ-продуктам бренда АТОМ. |
Команда проекта уверена, что электрокару необходимо занять не только нишу автомобильной промышленности — необходимы решения, которые смогут создать платформу и аккумулировать вокруг физического автомобиля десятки новых технологических патентов. Будущим для электромобилей становится развитие ИТ-разработки платформенных решений, позволяющее перенести в будущий электрокар АТОМ ценность привычных для человечества гаджетов - смартфонов.
Я занимался разработкой игр больше 20 лет, работал в таких компаниях, как Blizzard, Wargaming, Game Garden. Принимал участие в разработке интересных игровых проектов – от «Farm Dale» до «World of Warcraft». Но разрабатывать машину интереснее, чем игры. Тем более машину, в которой можно активно применять технологии игровой разработки. Речь идет о создании для человека яркого опыта вождения с совершенно новым уровнем безопасности, а также использование элементов дополненной реальности — поделился Альберт Хакимов, руководитель разработки графического движка АТОМ. |
В подтверждение заявленных тезисов 15 декабря бренд АТОМ запустил собственный игровой город в метавселенной Minecraft– Атомвиль. Цель - объединить творческих и созидательных представителей молодого поколения вокруг идеи создания электромобилей. Приз за лучшую работу — будущий первый серийный электромобиль АТОМ, который победитель сможет забрать с конвейера уже в 2025 году. Такую дату старта продаж ранее заявлял Харальд Грюбель, возглавивший автомобильную часть разработки АТОМ.
Россия годами накапливала потенциал в ИТ-отрасли, что позволяет теперь применить все собранные мощности в разработке электромобиля АТОМ. Команде удалось привлечь ключевых специалистов ИТ-отрасли. К разработкам уже присоединились специалисты с опытом работы в Volkswagen, Mercedes, Tesla, Arrival, Yandex, Avito, Sber, Gett и многих других проектах.
Стало известно, что кроме внутренней команды АТОМ над продуктом трудятся red_mad_robot и Evrone – сильные игроки в российской ИТ индустрии. Команды подтвердили участие в проекте, а также высокую увлеченность сформированной АТОМ идеей.
Гейминг, метавселенные, NFT, развитость соц. сетей - все это больше, чем развлечение. Кама вовлекает весь потенциал мировых разработчиков в создание удобного цифрового городского электромобиля. Для этого нам нужны разработчики практически из всех отраслей, ведь перед нами цель - фактически новый тип "смартфона", который сочетает в себе и абсолютно серьезную индустрию кибербезопасности, и, на первый взгляд, развлекательную AR/VR/Gaming индустрию. На декабрь 2022 года нас уже 300 - от 14-летнего GameDev разработчика до опытнейших авто-инженеров во главе с Харальдом Грюбелем. Все мы 24/7 создаем наш любимый Атом — отметил Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда АТОМ. |
В ноябре 2022 года АО «КАМА» представила название, логотип и тизерное изображение российского электрокара ATOM. Презентация дизайна и технических характеристик запланирована на 2023 год, старт продаж намечен на 2025 г. Первая партия будет внедрена в транспортную систему столицы: ATOM появится в службах такси, каршеринга и доставки.
Названы сроки начала продаж электромобиля
23 ноября 2022 года стал известны сроки начала продаж электромобиля «Атом». По словам исполнительного директора АО «Кама» Харальда Грюбеля, функциональный прототип машины будет показан в 2023 году, а приобрести новинку можно будет в 2025-м.
Грюбель говорит, что важной задачей компании стало «изменение формата отношений между человеком и электромобилем», также при разработке машин учитываются потребности молодого поколения.
О том, что прототипы «Атома» планируется представить в 2023 году, в ноябре 2022-го рассказывал генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин, который вместе с бизнесменом Рубеном Варданяном инвестировал в развитие проекта.
По данным RTVI, стартап планирует потратить $20 млн на приобретение простаивающего завода Ford Motor Company в Набережных Челнах. Отмечалось, что автомобили получили название «Атом» после договоренностей с «Росатомом», который работает над заводом по производству батарей для электрокаров на территории Балтийской АЭС в Калининградской области.
Также, согласно презентации, «Атом» планирует производить четыре модели электромобилей: двухдверную городскую «Дуо», семейную «Фэмили», отдельные авто для такси и доставки. Ожидается, что у всех моделей максимальный запас хода составит 500 км на одном заряде.
Ранее газета «Ведомости» сообщала, что электромобиль «Кама» рассматривается в качестве основы для производства автомобилей «Москвич».
До начала специальной военной операции на Украине у «Камы» были оптимистичные планы по экспансии на рынке. В презентации в феврале 2022 года компания предполагала выход на выпуск 450 000 электромобилей в год к 2030-му, часть из них предполагалось собирать в Венгрии. Российский рынок машин на электротяге к 2025 году «Кама» оценивала в 100 000 штук. [13]
Анонс названия электрокара
9 ноября 2022 года стартап АО КАМА официально презентовал название будущего электрокара - АТОМ, концептуальная идея проекта основана на теории Константина Циолковского о людях-атомах.
АТОМ — именно так мы назвали свой электромобиль. Мы мечтаем о том, чтобы наши электромобили-атомы уже к 2025 году стали неотъемлемой частью технологичной жизни сообщества атомов-людей. АТОМ включает в себя создание цифровой среды мобильности и сам электромобиль. рассказал Игорь Поваразднюк, генеральный директор АО КАМА |
Константин Циолковский, российский ученый и основоположник космонавтики, говорил о людях-атомах в контексте философии вселенной и построения сообществ. Спустя столетие философия нашла отклик у молодой российской команды с берегов Камы.
По информации компании, артерии городов наполняет другая мобильность. Каршеринг, такси, доставка всего — это существенная часть обычного городского дня, наряду с социальными сетями, мессенджерами, подписками, коворкингами, метавселенными и NFT. Задача команды – сделать электромобиль, соответствующий такому образу жизни.
Переход на электрические транспортные средства – проторенная дорога, по которой идет большинство автопроизводителей в мире.
При разработке проекта важно учесть не только технологические, автомобильные тренды, но и создать ментально, мировоззренчески- современный продукт. Учитывая масштаб изменений в мышлении и образе жизни людей даже за последние 10 лет, с нашей стороны было бы неправильным предлагать пользователям просто электродвигатель вместо ДВС и более продвинутые характеристики автомобиля. прокомментировал Игорь Поваразднюк, генеральный директор АО КАМА |
Для решения задачи собрана команда продуктовых специалистов, IT-разработчиков, UX- дизайнеров из разных областей: от мобильности до гейминга, от финтеха до блокчейна. В международной инженерно-технической команде АТОМ уже на ноябрь 2022 года более 250 автомобильных конструкторов и IT-разработчиков, имеющих опыт реализации крупнейших проектов в сферах электротранспорта, мобильности и экосистем в России, Китае, Европе и США. География команды охватывает множество городов и стран. Но ее сердце, идейный центр вдохновения, расположено в одной из автомобильных столиц России — в городе Набережные Челны.
Россия много лет выстраивала одну из сильнейших в мире отраслей IT и мобильности – создавались крупнейшие в Европе агрегаторы такси, каршеринга, доставки, парки современного городского электротранспорта и IT-компании международного уровня. Проект АТОМ стремится объединить потенциал партнеров вокруг идеи продукта, который может стать не только российским, но и международным символом цифровой мобильности. Так, в проекте уже активно участвуют крупнейшие агрегаторы: делятся идеями, функциональными потребностями, участвуют в разработке решений, становятся заказчиком инновационных решений.
В 3 квартале 2023 года команда намерена представить функциональные прототипы электромобиля АТОМ.
Примечания
- ↑ Электромобиль завтрашнего дня
- ↑ РФПИ договорился об инвестициях Китая в производство электромобиля «Атом»
- ↑ Разработчик "Атома" сообщил, что стоимость электромобиля не превысит 4 млн рублей
- ↑ Основные компоненты электромобиля «Атом» будут сделаны вместе с КНР
- ↑ РФПИ инвестирует 2 млрд рублей в производство электромобиля "Атом"
- ↑ Российский Atom показал машину для служб доставки
- ↑ Дисплей дополненной реальности электрокара Атом будет работать на собственном ПО — Builder
- ↑ Проект электрокара "Атом" привлек 24 млрд рублей инвестиций
- ↑ Глава КАМАЗа раскрыл инвестиции Варданяна в новый электромобиль
- ↑ Новикомбанк и «КАМА» заключили соглашение об организации финансирования индустриализации электромобиля АТОМ
- ↑ Электромобиль завтрашнего дня
- ↑ «Атом» назвал даты релиза первого прототипа электромобиля
- ↑ Первые продажи российского электромобиля «Атом» запланированы на 2025 год