Типовое решение для создания регионального сегмента инфраструктуры «электронного правительства» (РИЭП)

Продукт
Разработчики: Ростелеком
Дата последнего релиза: июль 2011 года
Отрасли: Государственные и социальные структуры
Технологии: Информатизация госфункций

Содержание

«Ростелеком» подписал соглашение с 73 субъектами Российской Федерации о стратегическом партнерстве в рамках создания региональных сегментов «электронного правительства». Об этом заявил вице-президент по инновациям «Ростелекома» Алексей Нащекин в марте 2011 года на заседании Совета по региональной информатизации при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ.

В рамках этих соглашений «Ростелеком» и субъекты РФ развивают информационно-телекоммуникационную инфраструктуру для создания региональных сегментов «электронного правительства» и перевода в электронный вид услуг региональных органов государственной власти и местного самоуправления.

«Ростелеком» развернул 14 пилотных региональных сегментов инфраструктуры «электронного правительства», при этом в семи из них компания обеспечила предоставление в электронном виде 56 региональных услуг.

Алексей Нащекин также сообщил о завершении первого этапа программы установки многофункциональных информационных терминалов (инфоматов) в регионах РФ. В рамках этого этапа компания установила 500 инфоматов в 21 регионе страны.

Инвестиции в развитие

«Ростелеком» до 2015 г. инвестирует 5 млрд руб. в создание в регионах элементов инфраструктуры, необходимых для создания «электронного правительства». Об этом сегодня сообщил вице-президент «Ростелекома» по федеральным программам Нащекин Алексей, выступая в Красноярске на «круглом столе» «Электронное правительство: Сибирский вектор». «Круглый стол» проводился правительством Красноярского края совместно с компанией «Ростелеком» при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и был посвящен региональной информатизации и подключению регионов к федеральному порталу государственных услуг.

Андрей Липов (Минкомсвязи) подчеркнул, что «компания «Ростелеком» помогает осуществлять работу по развитию и внедрению решений в тех регионах и тех органах государственной власти, которые сами такую работу осуществить не смогут. При этом все, что уже сделано на сегодняшний момент в регионе все будет сохранено и интегрировано в «электронное правительство». Ведь «электронное правительство» – это сложнейшая система, состоящая из множества элементов, которые тщательно проверяются и тестируются».

Создание решения

В конце июня 2010 года года «Ростелеком» объявил о разработке базового типового программно - технического решения для создания региональных сегментов инфраструктуры «электронного правительства».

По заказу «Ростелеком», специалистами двух научных центров - Высшая школа экономики и Академия народного хозяйства был создан системный проект формирования инфраструктуры электронного правительства. В середине июля 2010 года на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления этот системный проект был утвержден.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 8 т

В августе 2010 г. стало известно, что «Ростелеком» затратил на получение исключительных прав на ПО, используемое в региональных сегментах «электронного правительства» более 100 млн руб. Об этом CNews рассказал Алексей Нащекин, вице-президент оператора по федеральным программам. ПО для оказания региональными администрациями госуслуг в электронном виде было разработано 7 ИТ-компаниями, говорит Алексей Нащекин, не уточняя какими именно.

Возможности решения

Это решение позволяет каждому субъекту РФ сформировать основу регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства, реализовать региональный портал госуслуг, обеспечить его интеграцию с федеральным сегментом и дает возможность организации получения жителями региона услуг региональных органов власти в электронном виде, в том числе и через единый портал госуслуг - http://www.gosuslugi.ru.

Типовой региональный сегмент инфраструктуры электронного правительства включает в себя систему регионального межведомственного электронного взаимодействия, автоматизированную систему исполнения регламентов оказания услуг, региональный портал и реестр государственных услуг, системы идентификации и аутентификации, информационно-платежные шлюзы и другие элементы.

Отличительными особенностями решения, разработанного «Ростелекомом», являются его соответствие единой технологической политике, использующейся для создания федеральной инфраструктуры электронного правительств, выполнение государственных требований по информационной безопасности и защите персональных данных. Решение содержит полный спектр сервисов и технологий, необходимых для обеспечения возможности оказания региональными органами власти услуг в электронном виде.

Аренда пакета в ЦОДах

"Ростелеком" предлагает регионам развернуть пакет в ЦОДах «Связьинвеста» (в этот холдинг входит «Ростелеком»). После внедрения, кастомизации ПО, в котором участвуют как сотрудники администраций, так и специалисты «Ростелекома», субъекты арендуют пакет для электронных госуслуг. Владельцем лицензий и аппаратуры при этом остается оператор. Сроки внедрения Нащекин оценивает в 3-4 месяца.

На сентябрь 2010 г. ни в одном из подписанных документов не содержится конкретных сумм. В зависимости от количества пользователей в регионе и того, насколько в нем развита инфраструктура оператора, стоимость аренды пакета ПО составит 5-15 млн руб. ежегодно. Таким образом компенсировать затраты (100 млн. руб) на приобретение исключительных прав на ПО у ИТ-компаний оператор сможет уже в первый год коммерческой эксплуатации региональных сегментов электронного правительства.

Соглашения с регионами

Соглашения о том, что «стороны рассматривают друг друга в качестве стратегических партнеров по формированию региональных сегментов электронного правительства и переводу госуслуг в электронный вид» «Ростелеком» подписал с 17 субъектами. Из них с пятью (Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Калмыкия, Чечня и Волгоградская область) в середине сентября. В операторе рассчитывают, что следующей станет Новосибирская область, соглашение с которой должно быть подписано 21 сентября 2010.

До этого срока деньги пока не получены ни с одного из регионов. Арендная плата начнет поступать в 2011 г., когда первые платежи внесут 10 регионов. К 2012 г. в коммерческую эксплуатацию региональные сегменты будут переведены еще в 20 субъектах, рассчитывает Нащекин.

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев призвал в ноябре 2010 года представителей регионов поторопиться с созданием системы электронного правительства, используя для этого решения и услуги «Ростелекома». С соответствующим заявлением он выступил на заседании Совета по региональной информатизации.[1]

Пока на едином электронном портале госуслуг нет ни одной региональной услуги. По мнению Щеголева, процесс создания региональных сегментов системы электронного правительства и их стыковки с федеральным сегментом пойдет гораздо проще и экономичнее, если регионы откажутся от идеи создавать собственные ИТ-платформы и приобретут решения единого оператора электронного правительства — «Ростелекома».

Министр предостерег коллег из регионов: «Вы, конечно, можете нанимать собственные команды специалистов по информационной безопасности (для электронного правительства. — Прим. ред. Computerworld), вы можете сами создавать предприятия, которые будут тянуть линии связи, вы можете строить свои центры обработки данных. Я вас уверяю — они будут загружены на 5-7%...». По мнению Щеголева, вместо этого регионы должны сосредоточиться на переводе услуг в электронный вид, а заботы об инфраструктуре оставить специализированной организации — «Ростелекому».

Представителей регионов беспокоит высокая стоимость решений единого оператора. Назывались даже конкретные суммы соглашений — 15-20 млн руб. В ответ вице-президент «Ростелекома» по федеральным программам Алексей Нащекин сообщил, что речь идет о комплексном программно-аппаратном решении с годовой поддержкой и что цена данного решения рассчитывается отдельно для каждого региона, а при создании аналогичного решения с нуля регионы потратили бы гораздо больше — 150 млн руб. Региональные представители парировали, что начинают вовсе не с нуля, ведь у них уже есть серьезные наработки. Тем не менее соглашения о стратегическом сотрудничестве с «Ростелекомом» подписали уже 27 субъектов федерации. В десяти пилотных регионах идет развертывание унифицированных решений для оказания электронных услуг. До конца года «Ростелеком» обещает установить на территории страны 500 информационных терминалов для доступа к электронным госуслугам.

Инвестиции оператора в создание инфраструктуры электронного правительства уже составили более 1 млрд руб. и в ближайшие годы вырастут еще на 5 млрд руб. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух сообщил, что государство также потратило на эти цели почти 1 млрд руб., но ожидается, что в дальнейшем частные инвестиции в несколько раз превысят ассигнования бюджета.

"Ростелеком" будет использовать "облачные" технологии IBM для развития инфраструктуры "электронного правительства"

В мае 2011 года ОАО "Ростелеком" и ООО "ИБМ Восточная Европа/Азия" подписали соглашение об использовании решений IBM, в первую очередь, в области "облачных" технологий, в проектную практику "Ростелекома", в частности, для дальнейшего развития инфраструктуры "электронного правительства". В соответствии с подписанным соглашением, помимо уже успешно зарекомендовавшей себя модели использования программного обеспечения SaaS (Software as a Service – предоставление программных продуктов в качестве услуги), "Ростелеком" и IBM намерены предложить пользователям другие модели, также организованные на основе "облачных" технологий IaaS (Infrastructure as a Service – предоставление вычислительной и сетевой инфраструктуры в качестве услуги) и PaaS (Platform as a Service – предоставление интегрированной платформы в качестве услуги) для разработки, тестирования, развертывания и поддержки Интернет–приложений.

"Ростелеком" и IBM также договорились создать рабочую группу из представителей обеих компаний для проверки опытным путем применимости этих инновационных технологий в действующих программах и проектах "Ростелекома".

Технология "облачных" вычислений позволяет предоставлять пользователям необходимые им вычислительные ресурсы в качестве Интернет–услуги. Основное преимущество "облачных" технологий для пользователя состоит в отсутствии затрат, на приобретение, установку, обновление и поддержку работоспособности дорогостоящего серверного оборудования, а также работающего на нём программного обеспечения.

«Энвижн Груп» завершила разработку основных информационных систем для «электронного правительства»

Компания «Энвижн Груп» разработала основополагающие информационные системы для перевода государственных услуг в электронный вид: портал государственных услуг, среду межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), типовое региональное решение, а также спроектировала и развернула инфраструктуру «электронного правительства». Заказчик проекта - ОАО «Ростелеком».

Важнейшим связующим элементом проекта стала среда межведомственного электронного взаимодействия, разработанная программистами компании «Энвижн Груп». Она не только организует слаженное взаимодействие и информационный обмен между информационными системами органов исполнительной власти, но также обеспечивает работу всех прикладных государственных услуг, переведенных в электронный вид, как на федеральном, так и на региональном уровне. Благодаря среде межведомственного электронного взаимодействия гражданину на оформление и получение услуг в электронном виде требуется в 3 - 5 раз меньше времени, чем раньше. Это касается любой государственной услуги – от получения загранпаспорта, до постановки на учет автомобиля и оплаты ЖКХ.

Центральным связующим звеном проекта является Единый портал государственных услуг - www.gosuslugi.ru. Это единая точка доступа ко всей справочной информации о государственных и муниципальных услугах через Интернет, а также возможность гражданам и организациям получать данные услуги в электронном виде. Интерфейс портала простой и интуитивно понятный, а его возможности позволяют заказчику услуги (гражданину или юридическому лицу) заказать услугу в электронном виде используя как специальные терминалы-инфоматы, так и любое абонентское устройство – персональный компьютер, мобильный телефон, планшетный компьютер. При помощи Портала можно также получить консультацию (в том числе и персональную) по всем вопросам, связанным с заказом услуг.

Инженеры и программисты «Энвижн Груп» выполнили все необходимые работы по созданию этого портала «с нуля»: разработали архитектуру системы, создали все необходимые регламенты, организовали подключение услуг в электронном виде через среду межведомственного электронного взаимодействия. Единый портал государственных услуг является централизованной системой и развернут в центре обработки данных ОАО «Ростелеком». В архитектурном решении заложены средства децентрализации и масштабирования системы при переходе от федеральных государственных услуг к услугам субъектов федерации и муниципальных образований, в соответствии с этапами развития государственных услуг, предусмотренных программой «Информационное общество 2020».

Типовое региональное решение включает в себя региональный сегмент системы межведомственного электронного взаимодействия и региональный портал государственных услуг, через который граждане смогут получить доступ к услугам региона или муниципалитета в электронном виде.

В настоящий момент все информационные системы успешно сданы заказчику, ведутся работы по их развертыванию и подключению к системе федеральных и региональных государственных структур. Одновременно с этим процессом осуществляется деятельность по переводу госуслуг на электронную основу. В настоящее время гражданам России в электронном виде доступно 75 услуг. В планах увеличение их числа до 250.

Расширены также возможности портала государственных услуг – специалистами «Энвижн Груп» внедрены сервисы подачи документов и модуль мониторинга хода исполнения услуг, «личный кабинет» с механизмами аутентификации и идентификации пользователей, разработан сводный реестр государственных услуг, разработаны возможности для дистанционной оплаты штрафов, пошлин и др.

«Ростелеком» расширил типовое решение для создания регионального сегмента «электронного правительства» функционалом выпуска УЭК

На выставке «Иннопром 2011» (г. Екатеринбург) «Ростелеком» представил обновленное типовое решение для создания регионального сегмента инфраструктуры «электронного правительства» (РИЭП), включающее в себя комплексную систему Уполномоченной организации субъекта федерации по реализации проекта Универсальная Электронная Карта (УЭК). Новая версия РИЭП позволяет субъекту федерации осуществлять оформление, выпуск и выдачу универсальных электронных карт, организацию пунктов приема заявлений и выдачи карт, а также взаимодействие с банками, центрами изготовления и персонализации карт.

Для этого в состав РИЭП были включены два новых компонента – информационная система пунктов приема заявлений и выдачи карт (ИС ППВ) и автоматизированная информационная система ведения регистра УЭК (АИС РУЭК). Теперь прием заявлений на выпуск, обслуживание и выдачу УЭК, может обеспечиваться как непосредственно в пункте выдачи, так в электронном виде через единый портал государственных услуг с помощью персональных устройств доступа (компьютер, ТВ-приставка, смартфон, планшет) и общественных устройств (инфоматы ЭП, банковские платежные терминалы).

Аттестаты соотвествия требованиям информационной безопасности на ключевыые компоненты «электронного правительства»

ОАО «Ростелеком» получил в июле 2011 года аттестаты соответствия требованиям информационной безопасности, присвоенные ключевым компонентам инфраструктуры «электронного правительства». Согласно полученным документам, аттестованные компоненты инфраструктуры «электронного правительства» соответствуют государственным требованиям по организационно-технической защите информации, по защите информации от несанкционированного доступа и защите персональных данных.

В Москве аттестаты были присвоены интегрированной автоматизированной системе федерального сегмента инфраструктуры «электронного правительства» и системе удостоверяющих центров единого пространства доверия «электронного правительства». Аттестаты соответствия были также присвоены региональным сегментам инфраструктуры «электронного правительства». В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации, «Ростелеком» является единственным исполнителем работ в части проектирования, создания и эксплуатации инфраструктуры «электронного правительства».

Примечания



ПРОЕКТЫ (47) ПРОЕКТЫ НА БАЗЕ (1) ИНТЕГРАТОРЫ (7)
РЕШЕНИЕ НА БАЗЕ (1) СМ. ТАКЖЕ (48) ГЕОГРАФИЯ

ЗаказчикИнтеграторГодПроект
- Администрация республики Калмыкия
Ростелеком2019.09Описание проекта
- Правительство Астраханской области
Ростелеком2019.05Описание проекта
- Администрация города Красноярска
Ростелеком, Гипросвязь2019.02Описание проекта
- Администрация Архангельской области
Ростелеком2018.01Описание проекта
- Правительство Чукотского автономного округа
Ростелеком2016.09Описание проекта
- Администрация республики Дагестан
ЛАНИТ2012.10Описание проекта
- Правительство Иркутской области
Ростелеком2012.09Описание проекта
- Правительство Омской области
Ростелеком2012.09Описание проекта
- Правительство Брянской области
Ростелеком2012.08Описание проекта
- Правительство Амурской области
Ростелеком2012.04Описание проекта
- Управление правительства Республики Дагестан по информационным технологиям
Ростелеком2012.02Описание проекта
- Правительство Санкт-Петербурга (Администрация)
Ростелеком2011.12Описание проекта
- Правительство Удмуртской Республики
Ростелеком2011.12Описание проекта
- Правительство Курганской области
Ростелеком2011.12Описание проекта
- Администрация Орловской области
Ростелеком2011.11Описание проекта
- Администрация Вологодской области
Армада2011.10Описание проекта
- Правительство Красноярского края
Ростелеком2011.10Описание проекта
- Правительство Ставропольского края
Ростелеком2011.09Описание проекта
- Правительство Оренбургской области
Ростелеком2011.09Описание проекта
- Правительство Приморского края
Ростелеком2011.09Описание проекта
- Администрация Краснодарского края
NVision Group (Энвижн Груп)2011.07Описание проекта
- Правительство Новосибирской области
Ростелеком2011.07Описание проекта
- Правительство Республики Северная Осетия - Алания
Ростелеком2011.07Описание проекта
- Администрация республики Ингушетия
Ростелеком2011.07Описание проекта
- Правительство Чеченской Республики
Ростелеком2011.07Описание проекта
- Правительство Московской области
Ростелеком2011.07Описание проекта
- Администрация Волгоградской области
Ростелеком2011.07Описание проекта
- Правительство Хабаровского края
Ростелеком2011.07Описание проекта
- Правительство Пензенской области
Ростелеком2011.07Описание проекта
- Администрация Карачаево-Черкесской Республики
Ростелеком2011.07Описание проекта

<< < 1 2 > >>


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  КСК Технологии (119)
  Проектная практика (66)
  Ростелеком (64)
  БАРС Груп (24)
  Кворум (Quorum) (21)
  Другие (414)

  Проектная практика (11)
  Практика Успеха (6)
  КСК Технологии (4)
  Крок (2)
  Ред Софт (Red Soft) (2)
  Другие (23)

  Проектная практика (7)
  КСК Технологии (2)
  AT Consulting (Группа ЭйТи Консалтинг) (2)
  Айтеко (Ай-Теко, iTeco) (1)
  Галэкс ГК (Галэкс НТЦ) Galex (1)
  Другие (16)

  Практика Успеха (5)
  КСК Технологии (3)
  СофтТелематика (2)
  Инногеотех (2)
  Открытый Регион ЦИТ Уфа (2)
  Другие (23)

  КСК Технологии (3)
  Кливер (1)
  Нетрика Медицина (1)
  Ростелеком (1)
  ТехЛАБ (1)
  Другие (4)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  КСК Технологии (7, 119)
  Проектная практика (2, 67)
  Ростелеком (4, 58)
  Кворум (Quorum) (1, 21)
  Практика Успеха (3, 16)
  Другие (109, 61)

  Проектная практика (1, 11)
  Практика Успеха (1, 6)
  КСК Технологии (2, 4)
  Катарсис НПК (1, 2)
  Электронные офисные системы (ЭОС) (1, 2)
  Другие (0, 0)

  Проектная практика (1, 7)
  КСК Технологии (2, 2)
  Лига Цифровой Экономики (1, 2)
  Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) (1, 1)
  Практика Успеха (1, 1)
  Другие (0, 0)

  Практика Успеха (2, 5)
  КСК Технологии (3, 3)
  Проектная практика (1, 1)
  Электронные офисные системы (ЭОС) (1, 1)
  Ростелеком (1, 1)
  Другие (0, 0)

  КСК Технологии (3, 3)
  Другие (0, 0)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  КСК СИУМВВ Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия - 87
  ПМ Форсайт (PPMPlus) - 66
  КСК РПГУ Региональный портал государственных и муниципальных услуг - 61
  Типовое решение для создания регионального сегмента инфраструктуры «электронного правительства» (РИЭП) - 47
  КСК Шлюз ЕСМЭВ - 27
  Другие 140

  ПМ Форсайт (PPMPlus) - 11
  SmartDeal - 6
  КСК АИС Госэкспертиза - 3
  Катарсис: Занятость Программный комплекс - 2
  АИС МФЦ Дело - 2
  Другие 1

  ПМ Форсайт (PPMPlus) - 7
  Лига Цифровой Экономики: Портал налогового мониторинга - 2
  Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) - 1
  КСК АИС. Строительные услуги - 1
  КСК АИС Госэкспертиза - 1
  Другие 1

  SmartDeal - 4
  КСК СИУМВВ Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия - 3
  КСК Шлюз ЕСМЭВ - 3
  АИС МФЦ Дело - 1
  ПМ Форсайт (PPMPlus) - 1
  Другие 3

  КСК СИУМВВ Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия - 3
  КСК Подсистема взаимодействия с ГИС ГМП - 1
  КСК Шлюз ЕСМЭВ - 1
  Другие 0