Navio: L5 Автономный магистральный тягач

Продукт
Разработчики: Navio (ранее SberAutoTech)
Дата премьеры системы: 2024/12/11
Отрасли: Транспорт
Технологии: Робототехника

Основные статьи:

2024: Представление прототипа автономного магистрального тягача L5

Компания Navio 11 декабря 2024 года представила прототип автономного магистрального тягача L5, который не предусматривает рабочее место водителя.

Универсальный функциональный стек Navio основан на правилах дорожного движения (ПДД) и покрывает все сценарии на дороге. По классификации SAE (Society of Automotive Engineers) тягач Navio соответствует уровню L5 — полная автоматизация, которая не предполагает систем управления для водителя.

Беспилотный автомобиль непрерывно анализирует окружающую среду на основе данных сенсорсета (лидары, радары, камеры): дорогу, других участников движения, элементы инфраструктуры, статические объекты. Он контролирует своё положение внутри полосы, скорость, дистанцию до объектов и при необходимости совершает перестроение. Автономный тягач умеет проезжать специальные участки (пункты взимания платы (ПВП), зоны погрузки/разгрузки), может экстренно тормозить и совершать другие манёвры, чтобы предотвратить возможный инцидент.Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах

L5 разработан в соответствии с требованиями стандартов функциональной безопасности и кибербезопасности. Все ключевые механизмы системы резервированы, что гарантирует надёжность работы технологии при сбое отдельных компонентов. Беспилотный грузовик круглосуточно находится под контролем удалённого оператора. Специалисты центра телеопераций получают всю информацию о событиях по пути следования транспортных средств, используя технологию V2X (vehicle-to-everything). L5 оснащён комплексом датчиков, которые в режиме реального времени передают информацию о состоянии грузовика. В случае нештатной ситуации центр телеопераций поможет её решить или вызвать специализированные службы.

Дизайн L5 воплощает баланс эстетики и функциональности. Пропорции и формы обеспечивают низкий коэффициент аэродинамического сопротивления. Отсутствие привычного ветрового стекла и боковых окон говорит о полной автономности грузовика, в котором не требуется место для водителя. Светотехника представлена замкнутым светодиодным контуром габаритных огней и символизирует непрерывность движения грузовика. Интерактивные панели позволяют AI-водителю взаимодействовать с окружающим миром и повышают безопасность: информационные сообщения передаются при помощи графики и текста.

Кабина L5 универсальна и может устанавливаться на шасси седельных тягачей разных производителей. Она не оснащается компонентами и системами для комфорта и безопасности человека в салоне, что сокращает производственные расходы. Обтекаемая кабина вместе с элементами платформы обеспечивают низкий коэффициент аэродинамического сопротивления для всего автопоезда.

AI-водитель прикладывает оптимальное усилие при торможении и разгоне. Учитывая аэродинамическую эффективность, автономный тягач может экономить до 15% топлива при штатной эксплуатации с совокупным снижением себестоимости перевозки до 30%.

Работа автономных грузовиков в режиме конвейера на магистралях — самом протяжённом отрезке пути — позволяет сократить сроки доставки и снизить стоимость грузоперевозки. Им не нужно останавливаться для сна и отдыха, поэтому время полезной эксплуатации может составлять до 23 часов в сутки.

Прототип автономного тягача L5 уже начал проходить полный цикл испытаний технологии в лабораторных (симулятор, HIL-стенды) и реальных условиях на полигоне. Закрытый полигон позволяет проверить алгоритмы и максимальное количество возможных сценариев до выезда на дороги общего пользования. Для этого используются реальные объекты и тестирование vehicle-in-the-loop — имитация сложных сценариев, которые нельзя воспроизвести на полигоне. Масштабирование технологии станет возможным за счёт внедрения генеративного искусственного интеллекта (GenAI), разработанного в рамках технологического партнёрства со Сбером.



Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Promobot (Промобот) (31)
  Яндекс (Yandex) (14)
  Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (14)
  Nvidia (Нвидиа) (11)
  Intuitive Surgical (10)
  Другие (508)

  ABB Group (7)
  Promobot (Промобот) (4)
  АББ Россия (ABB) (3)
  Ростелеком (3)
  IPavlov (Айпавлов) (2)
  Другие (59)

  Яндекс (Yandex) (2)
  Московский центр инновационных технологий в здравоохранении (2)
  Mains Lab (Мэйнс Лаборатория) (2)
  PKG s.r.l. (1)
  МТС ИИ, MTS AI (Центр искусственного интеллекта МТС) (1)
  Другие (45)

  Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) (2)
  Яндекс (Yandex) (2)
  Инфосистемы Джет (2)
  Fora Robotics (Фора Роботикс) (2)
  Яндекс.Облако (Yandex Cloud) (2)
  Другие (46)

  Наносемантика (Nanosemantics Lab) (2)
  Сбер Бизнес Софт (2)
  Авантелеком (2)
  Синимекс (Cinimex) (2)
  Университет Иннополис (2)
  Другие (54)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Promobot (Промобот) (9, 32)
  ABB Group (8, 23)
  Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (3, 21)
  Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (1, 21)
  Яндекс (Yandex) (2, 11)
  Другие (590, 144)

  ABB Group (2, 11)
  Promobot (Промобот) (2, 4)
  Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (1, 2)
  Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (1, 2)
  Gaskar Group (Гаскар Интеграция) (1, 2)
  Другие (10, 11)

  Эфко ГК (2, 1)
  Транспорт будущего (2, 1)
  Бирюч-НТ Инновационный Центр (2, 1)
  РОББО (ранее ScratchDuino, СкретчДуино) (1, 1)
  3D Bioprinting Solutions (3Д Биопринтинг Солюшенс) (1, 1)
  Другие (13, 13)

  Fora Robotics (Фора Роботикс) (1, 2)
  3D Bioprinting Solutions (3Д Биопринтинг Солюшенс) (1, 1)
  Dobot (Shenzhen Yuejiang Technology) (1, 1)
  Intuitive Surgical (1, 1)
  НИТУ МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет) (1, 1)
  Другие (5, 5)

  Pudu Robotics (Pudu Technology) (1, 2)
  Яндекс (Yandex) (1, 2)
  Intuitive Surgical (1, 1)
  Unitree Robotics (1, 1)
  КиберСклад (1, 1)
  Другие (1, 1)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Promobot - 26
  Cognitive Agro Pilot Система автоматического вождения - 21
  ABB IRB Промышленные роботы - 19
  Da Vinci (робот-хирург) - 11
  Nvidia Drive AI-платформа для самоуправляемых автомобилей - 10
  Другие 128

  ABB IRB Промышленные роботы - 8
  YuMi (Мобильный коллаборативный робот) - 4
  Promobot - 4
  Gaskar Group Hive Автономные дронопорты - 2
  Cognitive Agro Pilot Система автоматического вождения - 2
  Другие 11

  Робот-врач Promobot - 1
  Astabot Робот-палетный перевозчик - 1
  МИСиС и 3D Bioprinting Solutions: 3D-биопринтер в виде роборуки для применения в операционной in situ - 1
  Визорлабс Видеопилот (VizorLabs Spotter) - 1
  Hi-Fly Cargo - 1
  Другие 9

  For-1 Антропоморфный робот - 2
  Яндекс: Складские роботы - 1
  Robotech: RP-серия Роботы-паллетайзеры - 1
  Da Vinci (робот-хирург) - 1
  МИСиС и 3D Bioprinting Solutions: 3D-биопринтер в виде роборуки для применения в операционной in situ - 1
  Другие 2

  Яндекс.Ровер - 2
  Pudu CC1 Робот-уборщик - 2
  Роботы КиберСклад - 1
  Геоскан БАС (Беспилотные авиационные системы самолетного типа) - 1
  Unitree H1 Антропоморфные роботы - 1
  Другие 1