Заказчики: Газпром нефть Санкт-Петербург; Нефтяная промышленность Подрядчики: Газпромнефть-ЦР – Цифровые решения (ранее ИТСК, Информационно-технологическая сервисная компания) Продукт: КАПИТАН (Комплекс автоматического планирования интерактивной транспортировки арктической нефти)На базе: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) Дата проекта: 2016/08 — 2019/01
|
Технология: Логистическая информационная система
|
Содержание |
2019: Внедрение интеллектуальной цифровой системы управления арктической логистикой
Компания «Газпром нефть» 9 апреля 2019 года сообщила TAdviser о внедрении интеллектуальной цифровой системы управления арктической логистикой КАПИТАН собственной разработки. Проект реализован с целью обеспечения бесперебойной транспортировки всего объема добываемой нефти сортов ARCO и Novy Port с удаленных активов и оптимизации управления логистикой. В то же время, по оценкам представителей «Газпром нефти», у системы большие рыночные перспективы — присоединение к ней сторонних компаний может обеспечить прорыв в освоении стратегического региона.
Наши арктические проекты развиваются, и компания последовательно создает условия для оптимизации процессов транспортировки нефти. Мы уже реализовали логистическую схему круглогодичного вывоза нефти. Цифровая система «Капитан» позволит повысить ее эффективность и безопасность, оптимизировать состав флота и затраты на эксплуатацию. За счет использования цифровых технологий мы сможем обеспечить вывоз растущих объемов добычи в Арктическом регионе, — отметил Анатолий Чернер, заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти». |
Предпосылки
Вывоз углеводородов с арктических месторождений «Газпром нефти» — Новопортовского и Приразломного — в силу ряда причин возможен только морским транспортом: первое месторождение расположено на шельфе Печорского моря, а второе, находящееся на полуострове Ямал, удалено на значительное расстояние от традиционной инфраструктуры транспортировки нефти. В таких условиях критичной становится грамотная логистика, ведь любые сбои в отгрузке повышают риски переполнения резервуарного парка, что может привести к ограничению уровня нефтедобычи.
При составлении плана отгрузок также необходимо учитывать ежемесячные объемы добычи нефти, возможности ее накопления в резервуарных парках, ограничения по швартовкам к терминалам. Сырье с активов вывозится с помощью 12 танкеров-челноков, совершающих регулярные круговые рейсы между плавучим нефтехранилищем (ПНХ) «Умба» в Кольском заливе недалеко от Мурманска, платформой в Печорском море (2 танкера) и терминалом «Ворота Арктики» в Обской губе (10 танкеров). Несмотря на то что все танкеры обладают усиленным ледовым классом, позволяющим им работать в Арктике, для их безопасного и эффективного движения в период зимней навигации в Карском море и в Обской губе привлекаются атомные ледоколы «Атомфлота». Система осуществляет выбор оптимального маршрута на основании учета погодных и климатических условий, а также анализа космических снимков ледовой обстановки.
В свою очередь, через ПНХ «Умба» ежемесячно отгружается около 1 млн тонн нефти двух сортов, и для того, чтобы ее вывоз происходил своевременно и бесперебойно, нужно координировать подход порядка 50 судов (танкеров-челноков, танкеров-отвозчиков, бункеровщиков) к нефтехранилищу, в том числе движение 10–12 танкеров-отвозчиков — судов, которые доставляют арктическую нефть конечным потребителям. Всего же логистам приходится синхронизировать действия 15 участников процесса транспортировки нефти: пяти дочерних обществ «Газпром нефти» и десяти сторонних организаций.
Ручные логистические расчеты для такого количества участников и с учетом постоянного растущего объема данных оказались слишком трудоемкими и малоэффективными. На то, чтобы составить вручную план на месяц, специалисты тратили сутки, а разработка трехлетнего плана растягивалась на несколько дней. И это в условиях постоянно меняющихся вводных. Поэтому, после того как в 2016 году «Газпром нефть» начала полномасштабный круглогодичный вывоз нефти со своих арктических активов, оптимизация логистических расчетов стала задачей номер один. Для ее решения в компании был инициирован проект по автоматизации управления арктической логистикой.
Задачи проекта
По задумке «Газпром нефти», внедрение комплексного цифрового решения должно было обеспечить минимизацию расходов на транспортировку всего объема добываемой в Арктике нефти и снизить риски, сопутствующие добыче и логистике в Арктике.
Задачи системы «Капитан»:
- безопасно управлять логистикой в Арктике;
- круглосуточно отслеживать параметры доступности месторождений и нефтехранилищ компании с учетом прогноза погодных условий, включая данные по ледовой обстановке, что позволяет при необходимости оперативно корректировать логистику арктического флота «Газпром нефти»;
- за счет накопленных исторических данных прогнозировать потенциальные ограничения, которые могут возникнуть на пути движения судов, и предлагать оптимальные и более безопасные маршруты.
Возможности внедренной системы
Система, разработанная специалистами «Газпром нефти», работает в трех режимах: долгосрочное и оперативное планирование, диспетчеризация арктического флота и аналитика с использованием искусственного интеллекта.
Аналитическая система использует такие потоки информации, как объемы суточной добычи на Новопортовском и Приразломном месторождениях «Газпром нефти» и объемы накопления нефти в нефтехранилищах, местоположение и параметры движения судов, данные о ледовой обстановке на маршрутах, графиках приливов и отливов, погодных условиях, возможность формирования новых стандартных для рынка партий поставок сырья. Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Результатом работы «Капитана» является график движения судов и взаимосвязанный с ним график отгрузок нефти с нефтеналивных терминалов на месторождениях и с ПНХ «Умба». Одним кликом мышки пользователь системы может получить в режиме онлайн всю необходимую информацию об объемах суточной добычи нефти на интересующий период, о том, сколько нефти находится в резервуарах, точные даты и время подхода танкеров-челноков и танкеров-отвозчиков к терминалам. На экране компьютера видно, как происходит погрузка или выгрузка нефти с танкера, местонахождение и параметры движения судов, остатки топлива на танкерах, в каком месте находится ледокол или судно обеспечения и когда запланирована ледовая проводка.
Изначально мы планировали строить только графики подхода танкеров к терминалам на месторождениях и к плавучему нефтехранилищу с учетом ледокольных проводок. Эту задачу наши разработчики решили быстро. Но параллельно возникла потребность в мониторинге движения судов, чтобы иметь представление, где в какой момент времени находятся танкеры, с какой скоростью и в каких погодных условиях они движутся, сколько времени они тратят на путь в балласте (без груза) и с грузом. Далее появилась идея объединения мониторинга и планирования, чтобы в итоге мы могли контролировать, как весь процесс движения судов отражается на финальном результате — вывозе всей нефти, добываемой на месторождениях, — поведал об эволюции «Капитана» начальник управления логистики нефти арктических проектов Рафаэль Валиуллин. |
Функционал системы позволяет в режиме реального времени вести комплексный анализ эффективности эксплуатации флота, оценивая скорость движения на маршруте, расход топлива, объем загрузки судов. «Капитан» осуществляет онлайн-мониторинг местоположения и параметров движения судов, грузовых операций, маршрутов и ледокольных проводок.
Подключение к комплексу автоматического планирования данных из инфраструктуры месторождений дало возможность мониторинга нефтедобычи на земле. Пока эта информация обновляется раз в два часа, но предполагается, что в дальнейшем сведения о текущих объемах добычи нефти будут поступать в режиме онлайн, уточнили в «Газпром нефти».
«Капитан» способен не только контролировать настоящее, но и прогнозировать будущее. Для этого система постоянно обучается. По состоянию на апрель она умеет учитывать текущие и прогнозные метеоусловия при планировании на ближайшую перспективу и выбирает оптимальный для танкера маршрут следования с учетом направления и силы ветра, температуры воздуха, оперативной ледовой обстановки.
Кроме того, в «Капитане» реализован функционал предиктивной аналитики. Система накапливает большой объем статистических данных, которые она постоянно обрабатывает и анализирует, делая выводы с помощью искусственного интеллекта. Пока в базе «Капитана» есть все данные по навигации 2017–2018 годов, также имеется возможность добавления в нее исторических данных и параметров.
Итоги проекта
По отзыву представителей «Газпром нефти», внедрение системы позволило значительно сократить сроки планирования и согласования операций по отгрузке нефти и оптимизировать транспортные издержки.
На апрель 2019 года «Капитан» формирует график движения судов на месяц за 5 минут, а составление перспективного плана на 3 года с почасовой дискретностью занимает около двух часов. Каждый день система анализирует около 7 тысяч различных входных параметров, ежечасно выбирая оптимальное решение из более чем 66,5 млн вариантов. Если оно существенно расходится с утвержденной версией графика или каким-то образом влияет на выполнение производственного плана, то система автоматически корректирует все дальнейшие процессы таким образом, чтобы нивелировать выявленное отклонение.
Система самостоятельно формирует оптимальный график использования танкерного и ледокольного флота, отгрузок с терминалов и плавучего нефтехранилища и синхронизирует все звенья цепочки поставок. В целом ее функционал позволяет оперативно формировать график отгрузок нефти с горизонтом до трех лет, что обеспечивает возможность оптимизации состава фрахтуемого и собственного флота компании, подвели итоги в «Газпром нефти».
Как подчеркнули в компании, система способна анализировать движения судов как собственного, так и привлеченного флота и прогнозировать среднюю скорость танкеров на маршрутах, расход топлива, рассчитывать удельные затраты на транспортировку нефти. Это позволяет оценивать эффективность работы флота и оптимизировать его состав.
Так, составляя трехлетний план на 2019–2021 годы с помощью «Капитана», мы увидели, что можем обойтись без фрахта одного танкера-челнока, который мы изначально собирались использовать. В общем же за счет оптимизации логистики нам удалось снизить в 2018 году удельные затраты на вывоз 1 тонны нефти с арктических месторождений на 10% относительно показателей 2017 года. И это не предел, — уверен Рафаэль Валиуллин. |
Перспективы развития
В ближайших планах создателей «Капитана» — научить программу прогнозировать дрейф льда на основе ледовых снимков, получаемых со спутников, с использованием данных о морских течениях, направлении и силе ветра. Это необходимо, чтобы оптимальным образом рассчитывать маршруты танкеров-челноков. Пока такой анализ осуществляется вручную, но уже в 2020 году эти расчеты, как планируется, будет делать искусственный интеллект.
Еще одна важная задача в рамках развития «Капитана» — организация передачи необходимой для управления арктической логистикой информации через отечественные спутники. «Газпром нефть» уже ведет переговоры с компанией «Газпром космические системы» о запуске новых спутников с установленными приемниками автоматической идентификационной системы (АИС). По задумке «Газпром нефти», это позволит наладить сбор телеметрических данных с судов компаний-пользователей «Капитана» с помощью российского контрагента и отказаться от услуг зарубежных поставщиков. Также компании обсуждают вопрос о запуске спутников космической радиолокационной съемки с хорошим разрешением, что, как ожидается, позволит получать оперативные данные об изменении ледовой обстановки от отечественных операторов, а не от иностранных подрядчиков.
Помимо всего, как убеждены в нефтегазовой компании, цифровую систему «Капитан» можно использовать не только для управления логистикой нефтедобычи «Газпром нефти», но и для проектов, которые реализуют в Арктике другие компании.
Синергетический эффект повысит эффективность совместных действий, а добавление в систему новых пользователей позволит в разы увеличить объем исторических статистических данных, на основании которых система осуществляет прогнозирование и расчеты. Это, в свою очередь, даст новые возможности для использования функционала предиктивной аналитики, — заключили в «Газпром нефти». |
Так, в будущем присоединиться к «Капитану» теоретически сможет любая организация или компания, действующая в Арктическом регионе. Цифровая система пока проходит этап тестирования. Предполагается, что ее выход на широкий рынок поможет в освоении стратегического для страны Арктического региона и будет способствовать активному развитию удаленных территорий российского Крайнего Севера.
Система «Капитан» уже значительно облегчила работу логистов. Но мы не останавливаемся на достигнутом и ставим перед собой более амбициозные задачи: например, осуществлять анализ толщины льда по космическим снимкам и прогнозировать ледовую обстановку на основе нейронных сетей. В системе уже ведется сбор исторических данных по ледовой обстановке для дальнейшего обучения искусственного интеллекта, — добавил со своей стороны Сергей Овчинников, начальник департамента систем управления блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти». |
По оценкам председателя Правления «Газпром нефти» Александра Дюкова, в перспективе «Капитан» имеет потенциал стать частью комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры для увеличения грузопотока по Северному морскому пути.