Содержание |
2024
«Росморпорт» представил проекты цифровой трансформации морской отрасли
24 апреля 2024 года ФГУП «Росморпорт» представило проекты цифровизации морской отрасли. Одним из ключевых направлений является импортозамещение в области программного обеспечения с целью обеспечения безопасности в акваториях морских портов.
По состоянию на указанную дату в рамках индустриальных центров компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт» реализуются две инициативы по замене зарубежного софта на отечественные решения. На эти цели выделено в общей сложности около 77 млн рублей. В частности, «Росморпорт» переводит Систему управления движением судов (СУДС) Сочи на российское ПО: исполнителем работ является АО «Ситроникс». Утверждается, что компания создала продукт, который по функциональности значительно превосходит заменяемое решение.
Второй проект предполагает создание информационной системы обеспечения лоцманской деятельности. Разработкой платформы занимаются специалисты ООО «Интеллектика Консалтинг». Система позволит повысить эффективность организации деятельности лоцманских служб. Внедрение системы в ряде морских портов (Большой порт Санкт-Петербург, Астрахань, Оля) начнется в 2024 году. Планируется автоматизация более 130 лоцманов и диспетчеров.Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах
В целом, все проекты цифрового развития, осуществляемые «Росморпортом», направлены на формирование единой экосистемы предприятия, состоящей из множества взаимосвязанных цифровых сервисов для эффективной работы и достижения стратегических целей. В Азово-Черноморском бассейновом филиале организации в промышленную эксплуатацию введен портал оказания услуг, призванный ускорить взаимодействие с контрагентами и оптимизировать различные процессы, включая выставление счетов. Запущена Единая информационная система управления техническим обслуживанием и ремонтом флота. Кроме того, прорабатываются проекты использования распознавания речи и текста для оптимизации деятельности диспетчеров и операторов СУДС, планируется создание виртуального тренажера для лоцманов.[1]
«Росморпорт» заменяет зарубежное ПО для управления судами на российское за 2,1 млрд рублей
27 марта 2024 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» опубликовало тендер по переводу системы управления движением судов (СУДС) с зарубежного программного обеспечения на отечественное. В общей сложности на эти работы выделяется более 2,1 млрд рублей. Подробнее здесь.
2020: Результаты цифровой трасформации «Росморпорта»
В конце ноября 2020 года «Росмпорпорт» раскрыл первые результаты своей цифровой трансформации. ФГУП рассказало о технологических проектах, которые реализуются.
«Росморпорт» внедряет беспилотные технологии управления судами в рамках проекта отраслевого центра «Маринет». Предприятие выделило связку судов в составе дноуглубительного каравана, которые с ноября 2020 года участвуют в реальных испытаниях в районе порта Кавказ в Керченском проливе. Предполагается, что в дальнейшем один экипаж на головном судне-земснаряде сможет одновременно вести управление сразу всеми судами каравана.
«Росморпорт» также стал инициатором НИОКР «Наутилус» в рамках программы развития отечественного судостроения, курируемой Министерством промышленности и торговли РФ. Создаваемая система позволит управлять гидрографическим катером с борта дноуглубительного судна или с берега, а также обеспечить проведение промерных работ без нахождения гидрографа и судоводителя на борту.
Кроме того, к ноябрю 2020 года предприятие продолжает тестировать беспилотные летательные аппараты в сложных ледовых условиях. С помощью дронов капитаны судов получают дополнительную информацию о ледовой обстановке.
Как отмечают в «Росморпорту», внедрение беспилотных технологий в морской индустрии должно повысить безопасность и экологичность перевозок, снизив при этом эксплуатационные затраты. Однако на этом пути есть свои сдерживающие факторы. По словам начальника управления цифровой трансформацией «Росморпорта» Павла Босенко, к ним относятся отсутствие нормативного регулирования и вопросы кибербезопасности.
Но данные вопросы находятся в стадии исполнения. Мы позитивно оцениваем возможность их своевременного решения, — отметил он.[2] |