Кейс «ЖКХ-Маркет»

30 сентября 2024

Кейс сети аптек «Апрель»: сократить расходы на логистику и свести задержки поставок к нулю

  1. Задача
    Оптимизировать модель построения рейсов, повысить утилизацию ТС.
  2. Решение
    Автоматическое планирование маршрутов.
  3. Результаты
    95 % рейсов доставляется вовремя и планируются автоматически, работа логистического центра стала прозрачнее, а недовольства у водителей — меньше.
О партнере
Сеть аптек «Апрель» состоит из 8,5 тысяч точек в 72 регионах России. Ежедневно в них отправляется 50 грузовых рейсов с товарами из 40 складов и распределительных центров.

В начале 2023 года эту работу на протяжении восьми часов координировали четверо логистов. Объём работы был огромным, как и возможное поле для ошибок. Поэтому, несмотря на их усилия, только половина машин выезжала вовремя, а в запланированный срок до аптек добиралась треть из них.

Логистика перестала поспевать за ростом бизнеса

В 2022 году в сети «Апрель» работало около шести тысяч аптек. К 2025 году запланировали открыть ещё три тысячи точек. Их нужно было эффективно снабжать товарами. Существующая логистическая модель уже не справлялась с задачами бизнеса:

  • В сети строили маршруты, полагаясь на интуицию. Логисты самостоятельно решали, в какой маршрут встроить каждую точку на карте.
  • Не учитывали вес и габарит заказов. В системе не было информации об отправляемых товарах, из-за чего машины выезжали то перегруженными, то полупустыми.
  • Не могли спрогнозировать время отгрузки. Сотрудники лишь примерно понимали, когда на складе соберут заказ. Грузовики приезжали раньше, чем было нужно, и логистам приходилось переносить время выезда. Машины простаивали, а водители нервничали.
  • Тратили много ресурсов на организацию работы. Логистам приходилось коммуницировать с водителями в реальном времени. Один сотрудник просто «висел» на телефоне целый день, информируя о статусе заказов.

Компании нужен был инструмент, который мог бы эффективно «подружить» два макропроцесса — работу склада и логистику.

Решение нужно было внедрить «наживую» — без остановки процессов. Поэтому при выборе инструмента опирались на такие критерии:

  • Скорость и бесшовность перехода. Нельзя было замедлить работу складов или перестать доставлять грузы. Точек доставки при этом становилось всё больше. Из-за этого рассматривали только готовые коробочные решения с похожим опытом внедрения.
  • Интеграция с ПО для управления складами. В «Апреле» использовали систему EME и не хотели её менять.
  • Возможность кастомизации и масштабирования. По мере роста бизнеса стратегия доставок могла меняться. Нужен был вариант, в котором можно настроить необходимые функции позднее — когда они понадобятся.


В итоге остановились на Яндекс Маршрутизации.

Точки доставки по всей сети подключили к Яндекс Маршрутизации за три месяца

Начали с того, что собрали точные координаты аптек и складов, тайм-слоты, точки доставки и погрузки. Затем настроили стратегию маршрутизации так, чтобы сократить количество задержек. Раз в пару недель собирали обратную связь от водителей, анализировали результаты и корректировали настройки. На это ушла пара месяцев. Затем систему масштабировали на всю сеть.

Теперь логистика в «Апреле» устроена так:

  • При планировании рейса в Яндекс Маршрутизацию загружают данные о заказах и ресурсах (автомобили, водители, объём заказов). Указывают ограничения, которые нужно учесть при планировании маршрутов. Система перебирает возможные комбинации проезда между указанными точками — и предлагает траектории движения, которые наиболее эффективно сочетают все показатели и приоритеты.
  • Готовые маршруты отображаются на картах, их проверяет и одобряет логист (но это можно делать и автоматически). Подтверждённые варианты попадают к водителям. Они видят маршрутные листы в своём смартфоне. Там можно получить детальную информацию по каждому заказу, позвонить получателю или логисту, а при необходимости — оставить комментарий о неточности маршрута.
  • Логисты отслеживают выполнение рейса и возможные нарушения. На основании этих данных решают, как исключить подобные случаи в будущем.
  • Яндекс Маршрутизация сравнивает фактическую информацию о доставках с её планом. Затем система использует эти данные, чтобы эффективнее строить новые маршруты.
Цель достигнута: 95% рейсов выезжают и приезжают вовремя
Теперь в компании «Апрель» сначала планируют рейсы, а затем формируют задания для склада: там подготавливают заказы к нужному времени с учётом веса и габарита каждого — так что транспорт используется эффективнее.

Планировать рейсы в компании стали в четыре раза быстрее. Количество ошибок свелось к нулю, ведь сотрудникам больше не приходится вручную проверять каждую точку на карте.

После внедрения Маршрутизации получилось улучшить и другие показатели:

  • Затраты на доставку снизились. В том числе за счёт сокращения топливных расходов: с более эффективными маршрутами грузовики проезжают меньшие расстояния и не стоят в пробках.
  • Сократилось время на адаптацию новых логистов. Все данные о маршрутах и складах оцифрованы — их можно изучить и сразу начать работу.
  • Работа логистического центра стала прозрачнее, а недовольства у водителей — меньше. Водитель из наёмного автопарка заранее видит все параметры рейса: направление, количество точек, километраж, стоимость. И сам решает, браться ли за рейс. Расхождений плана и факта в маршрутах практически не случается. Водители стали лояльнее и стремятся к долгосрочному сотрудничеству.


В планах компании «Апрель» — планировать и подтверждать автоматически с помощью Яндекс Маршрутизации все рейсы (сейчас их проверяет логист). Также до конца 2024 года там хотят сократить количество бумажной документации, а затем полностью интегрироваться с системой электронного документооборота.

Результаты в цифрах
  • 95 % рейсов доставляется вовремя и планируются автоматически;
  • Увеличение коэффициента утилизации автотранспорта до 99%;
  • Время на формирование плана отгрузки на сутки сократилось в 4 раза.
Бесплатный доступ к сервису
Познакомьтесь со всеми возможностями логистической платформы и получите помощь в настройке
Thu Jan 09 2025 00:07:15 GMT+0300 (Moscow Standard Time)