Трудности IT в регионе: где искать сотрудников и как ими управлять

По данным исследования компании Antal Russia текучка кадров в IT-компаниях в 2020 году выросла с 4% до 17%. И эта тенденция продолжится. По регионам эта ситуация бьет с особой силой - там меньше квалифицированных кадров, а те, что есть стремятся работать на столицу или на зарубежные компании. Кроме того, компаниям в регионе сложнее схантить сотрудника из другого города, чем московским корпорациям. О том, как подбирать, а далее и удержать IT-специалиста в регионе рассказывает основатель компании по разработке мобильных игр JustMoby Александр Новиков .

Трудности IT в регионе: где искать сотрудников и как ими управлять, JustMoby, Александр Новиков, Antal Russia, Antal Russia исследование, текучка кадров в IT, как найти сотрудника в IT, как найти IT специалиста, дефицит IT кадров, где найти сотрудника в IT, где найти IT-специалиста, как привлечь профессионала, как привлечь IT специалиста

Почему утекают кадры в IT?

По данным компании Auriga, в России дипломы по IT-специальностям получают 50-80 тыс. человек в год, однако отрасли требуется ежегодно от 150 тыс. до 500 тыс. сотрудников. Специалистов не хватает и все это усугубляется частой сменой работодателя.

Читайте также: Дефицит кадров в IT: как схантить лучших

Молодые специалисты в этой сфере предпочитают не засиживаться на одном месте или проекте, чтобы не упустить потенциально новый опыт. Они стремятся работать с новыми технологиями, языками программирования, которые появляются ежегодно, развивая свои скиллы. К тому же найти нового работодателя в океане вакансий не составит труда. По данным компании Hays, в 2018 году на одного соискателя приходилось 7 предложений на рынке.

И это проблема стоит особенно остро в небольших региональных IT компаниях, так как потенциальные работники нацелены сотрудничать с крупным, желательно столичным, бизнесом.

Где искать сотрудников и как их отбирать?

За время пандемии с повальной цифровизацией потребность в кадрах кратно возросла. И своего “золотого” сотрудника компании ищут на форумах, хакатонах, на HeadHunter и Habr. А также размещают вакансии на телеграм каналах, на LinkedIn. Кроме того, хорошо работает инструмент “сарафанного радио”, когда сотрудник предлагает своего знакомого на должность. Если последний проходит собеседование и испытательный период, то человек-рекомендатель получает премию.

Достаточно высокую эффективность показывает сотрудничество с вузами. JustMoby уже несколько лет взаимодействует с региональными университетами - это позволяет нам привлекать в компанию молодых специалистов еще до окончания ими обучения и “доращивать” их уже в условиях реальных проектов, закладывая и развивая необходимые компетенции. Этот вариант имеет свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

  • сотрудник приобретает эмоциональную привязку к компании, которая вывела на качественно новый уровень после студенчества;

  • сотрудник учится и работает по стандартам компании без привязки к опыту сотрудничества с другими компаниями;

  • отсутствует конкуренция между компаниями за кандидата на должность.

Негативная сторона:

  • компания вынуждена выделить финансовые и человеческие ресурсы на обучение молодого специалиста;

  • сотрудник, набравшись знаний и опыта, может покинуть компанию раньше, чем окупятся инвестиции в него.

Региональной компании относительно сложно выловить на рынке ценных специалистов, поэтому лучше всего использовать комбинацию всех каналов получения сотрудника.

Отбор, собеседование и управление

В вакансии должны быть четкие ожидания от соискателя, чем точнее и грамотнее описана вакансия, тем больше шансов привлечь компетентного специалиста. Требования вакансии должны соответствовать рыночной стоимости специалиста. В описании вакансии стоит указывать вилку заработной платы. Помимо этого вакансия должна быть короткой, четкой и ясной. Найти или получить резюме от хорошего потенциального сотрудника - это не победа. Важно понять сможет ли этот человек работать в уже сформированной команде и если да, то помочь ему адаптироваться в ней. Также необходимо убедить соискателя принять предложение о работе. С этим компании-работодателю помогут небольшие лайфхаки.

Изучение. Нормальной практикой HR-специалистов является просмотр социальных сетей соискателя. Это вполне рабочий инструмент, чтобы посмотреть, чем увлекается человек. Такой подход поможет понять подходит ли кандидат для команды, сможет ли он коммуницировать с остальными сотрудниками или это создаст не комфортную атмосферу для всех. Также стоит изучить периодичность смены работы, если компании менялись чаще, чем раз в 1 год - это тревожный знак.

Телефонные звонки могут спугнуть. Зачастую IT-специалисты стараются избегать телефонных разговоров, лучший вариантом будет вести общение в мессенджерах или по почте.

Продать себя. В условиях высокой конкуренции за “мозги”,  компании должны убедить сотрудника работать у них. Если есть возможность, то можно провести соискателю экскурсию: показать офис, зону отдыха, оборудование, познакомить с сотрудниками и дать с ними пообщаться. Значение этого пункта возрастает, если компания из региона. В большинстве случаев региональная компания не является корпорацией и должна предложить соискателю профессиональную команду, с которой он сможет научиться новому.

Собеседование без давления. Люди из IT-сферы чувствительны к давлению и стрессу и вряд ли примут решение о работе в компании, которые создали такую атмосферу на собеседовании. Этот этап - не повод погонять соискателя по всем его годам обучения в университете. Наиболее важными являются пару вопросов о навыках, ожидания по зарплате и видение проекта. Остальное покажет тестовое задание.

Показать возможности. Айтишники выгорают в течении 2х лет, если сидят на одной и той же должности, на одном и том же проекте. Это чревато уходом из компании. Поэтому “на берегу” нужно рассказать про варианты повышения в должности и как добиться этого повышения. Мы подходим к данному вопросу всесторонне и осуществляем системный подход, считая, что нужно развивать не только hard skills, но и soft skills, включая организаторские, лидерские качества. У нас в компании применяется модель карьерного развития  по KPI успеха проекта. Есть общие требования к знаниям о процессах внутри компании, к сотруднику, KPI отделов, сотрудников, проектов. На основании этих показателей каждые полгода проводится performance review результатов работы, на основании которого определяется вклад каждого сотрудника в деятельность компании. Далее эта информация используется для повышения сотрудника по карьерной лестнице.

Не бросать с лодки в воду. Часто встречаются замкнутые айтишники, которые в первые рабочие дни испытывают сложности в коммуникации с командой. Это вытекает не только в дискомфорт для всех, но и в непонимание новым сотрудником процессов, о которых он стесняется уточнить. В компании должна присутствовать система адаптации к коллективу и новому месту. К новичку на пару дней можно приставить опытного сотрудника, который расскажет о нюансах, а для сплочения команды можно провести конец рабочего дня за настольными играми.

Трудности IT в регионе: где искать сотрудников и как ими управлять, JustMoby, Александр Новиков, Antal Russia, Antal Russia исследование, текучка кадров в IT, как найти сотрудника в IT, как найти IT специалиста, дефицит IT кадров, где найти сотрудника в IT, где найти IT-специалиста, как привлечь профессионала, как привлечь IT специалиста

Теплица для айтишников

IT-корпорации задают стандарты офисной жизни и другие компании следуют этим тенденциям. Они заключаются в комфорте: нет четкого графика работы, есть возможность отдохнуть в середине рабочего дня за книгой или настольным футболом, есть ДМС. Некоторые компании создают фитнес-комнаты для разминки и т.д. Также очень важны просторный и светлый офис, кухня, хороший интернет и современная техника. Немалую роль для сотрудников играет офисная мебель, так как программирование - сидячая профессия необходимо позаботиться о креслах, которые будут щадить спины работников. Кроме того, важно наличие интересных проектов с многомиллионной аудиторией, чтобы сотрудник чувствовал себя частью масштабного проекта.

Смотрите также: Как сформировать сообщество лучших сотрудников: кейс от «Казахтелеком»

В поисках способа выделить JustMoby среди других компаний, мы проанализировали конкурентов и пришли к выводу, что текущая наша численность позволяет нам не только перебирать массово соискателей, а нацелиться на поиск лучших в своей специализации. По нашей философии для этого необходимо дать сотруднику лучшее, что может предложить рынок и тем самым создавать комфортные условия для сфокусированной работы. Эти условия начинаются с технических деталей: регулирующиеся стулья Herman miller,  техника Apple, которая идеально подходит для разработки игр. Была организована приточно-вытяжная система вентиляции для циркуляции свежего воздуха - при продолжительном нахождении в замкнутом пространстве растет уровень CO2, это отрицательно сказывается на умственной и творческой деятельности, которая нам так необходима. Для комфорта сотрудника нужны освещение и атмосфера вокруг, важно работать над уютом в офисе, предоставлять спортзал, игровую комнату, например, с xbox и  настольным теннисом. А также иметь call-room для удобных переговоров.

Чем больше компания возьмет на себя забот о комфорте, тем больше сотрудник будет отдаваться работе. Важно создать атмосферу комфорта и командности, в которую хочется возвращаться. Когда компания ценит своих работников - они не будут убегать при первой возможности на более высокую ставку. Лояльный сотрудник - это довольный сотрудник, и такой подход помогает уменьшить текучку кадров даже в регионе.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.