Федеральный институт цифровой трансформации образования (ФИЦТО)

Компания

Цифровой паспорт (1 проект)

Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных---

СМ. ТАКЖЕ (6)

Конечные собственники

История

2022: Сотрудничество с «Базальт СПО» по обучению учителей Московской области работе на отечественном ПО

7 февраля 2022 года компания «Базальт СПО», разработчик отечественных операционных систем «Альт», МойОфис, российский производитель офисного программного обеспечения для совместной работы с документами и коммуникаций, сообщили о том, что совместно с АНО «Институт цифровой трансформации и образования» запустили программу повышения квалификации для преподавателей школ по работе на российском программном обеспечении – «ИКТ-компетентность учителя при работе в ОС «Альт Образование». Подробнее здесь.

2021: Назначен новый глава ФИЦТО - Сергей Кожевников

Как выяснил TAdviser в июле 2021 года, в Федеральном институте цифровой трансформации в сфере образования сменился руководитель. В должности и.о. директора институт возглавил Сергей Кожевников. Подробнее здесь.

2020: Что за новый загадочный подвед Минпросвещения возглавила экс-замминистра цифрового развития Людмила Бокова?

С момента объявления об уходе экс-сенатора и экс-замминистра Людмилы Боковой из Министерства цифрового развития РФ она практически исчезла из публичного информационного поля. Название подведомственного учреждения Минпросвещения, куда на должность руководителя перешла Бокова, ничего не говорило большинству прочитавших новость - Федеральный институт цифровой трансформации образования (ФИЦТО).

TAdviser провел собственное расследование и выяснил, что в ближайшее время ФИЦТО может стать в системе российского образования одним из крупнейших получателей бюджетных средств на реализацию мероприятий федерального проекта «Цифровая образовательная среда» из состава национального проекта «Образование», а также начать регулярно получать от Минпросвещения заказы на выполнение научно-исследовательских работ по тематике цифровой трансформации. Объемы бюджетного финансирования, на которые претендует новый подвед, могут составить, как минимум, около 400 млн рублей в год, а при определенных условиях превысить и 1 млрд рублей.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.5 т

Что из себя представляет ФИЦТО, как, когда и с какими целями он был создан, каков его потенциал для решения стоящих перед ним задач – на все эти вопросы аналитики TAdviser попытались ответить в своем расследовании.

Назначение нового руководителя ФИЦТО

11 сентября 2020 года было объявлено об освобождении Людмилы Боковой от должности статс-секретаря - заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Соответствующее распоряжение Правительства подписал премьер-министр Михаил Мишустин. В Минкомсвязи (с 9 сентября 2020 – Минцифры России) Бокова проработала менее 8 месяцев.

Сама она сообщила через пресс-службу Минцифры, что перешла на должность главы Федерального института цифровой трансформации образования, который создает Минпросвещения России.

«
Будем тесно работать с командой Минцифры, которую знаю и ценю. В данном случае работать над внедрением новых технологий в школах, разработкой государственных информационных систем, которые сделают образовательный процесс школьников более эффективным, — сообщила Бокова (цитата по «Интерфаксу»)
»

Как стало известно в тот же день, подведомственная организация с названием «Федеральный институт цифровой трансформации образования» (ФИЦТО) уже существует в структуре Минпросвещения и имеет статус федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ). По странному совпадению, в момент объявления о том, что Людмила Бокова возглавит ФИЦТО, исполняющим обязанности директора ФИЦТО являлся ее однофамилец Денис Боков. В течение последующих 2-3 дней в соцсетях происходило не слишком бурное обсуждение версий о возможных родственных связях Л.Боковой и Д.Бокова; каких-то убедительных доказательств «за» или «против» такого родства не появилось.

Как выяснил TAdviser, Л.Бокова и Д.Боков являются именно однофамильцами, а не родственниками, хотя, в интернете в качестве основной из обсуждавшихся фигурировала гипотеза о том, что Д.Боков - это ранее никогда публично не называвшийся по имени супруг Л.Боковой, про которого было известно только то, что в момент заключения брака он был военнослужащим.

Основанием считать Л.Бокову и Д.Бокова просто однофамильцами стало сравнение сведений деклараций о доходах обоих чиновников, опубликованных в интернете (декларация Д.Бокова до сих пор доступна на сайте ФИЦТО в разделе «Сведения о доходах»). В каждой из деклараций упоминаются (без указания ФИО) члены семьи декларанта и приводятся данные об их доходах и принадлежащих им движимому и недвижимому имуществу – эти сведения в декларациях Л.Боковой и Д.Бокова различаются кардинально.

ФГБУ «ФИЦТО» было создано путем реорганизации подведомственного Минпросвещению другого ФГБУ – «Федерального института медиации» (ФИМ). Приказ Минпросвещения № 335[1] о переименовании ФГБУ «ФИМ» в ФГБУ «ФИЦТО» подписан министром С.Кравцовым 2 июля 2020, а уже 10 июля 2020 года новое юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ. Исполняющим обязанности директора ФГБУ «ФИЦТО» в базе ЕГРЮЛ со дня регистрации нового юридического лица числился Денис Юрьевич Боков.

Приказ[2] о назначении Л.Боковой и.о. директора ФИЦТО подписан министром С.Кравцовым 14.09.2020 (этот приказ доступен на сайте ФИЦТО в разделе «Документы»); изменения в ЕГРЮЛ в связи с назначением нового руководителя ФИЦТО внесены 22.09.2020.

02.10.2020 в ЕГРЮЛ также добавлены сведения об измении правовой формы ФИЦТО – из ФГБУ оно преобразовано в ФГАУ (федеральное государственное автономное учреждение). Одновременно с изменением правовой формы существенно изменился и расширился уставный перечень направлений деятельности ФИЦТО (подробнее см. в разделе «ФИЦТО уходит в «автономное плавание»»).

Рис. 1. Раздел «Руководство» на сайте ФИЦТО – до 14.09.2020 и после

Чем планирует заниматься ФИЦТО?

На сайте[3] вновь организованного госучреждения написано (это фактически цитата из Устава ФИЦТО, опубликованного в разделе «Документы»): Целью деятельности Учреждения является создание условий для развития цифровизации образования и науки, обеспечение научно-методической основы развития современной, безопасной и эффективной образовательной системы за счет цифровой трансформации ее деятельности.

Предметом деятельности Учреждения являются:

  • оперативное (текущее) участие в реализации национальных, федеральных и ведомственных проектов в области цифровой трансформации образования,
  • обеспечение повышения качества оказания ведомственных государственных услуг и исполнения государственных функций за счет использования цифровых технологий,
  • внедрение «сквозных» цифровых платформ и технологий в сфере образования,
  • формирование цифровой образовательной среды, в том числе развитие цифровых образовательных технологий, используемых в образовательном процессе,
  • организация проведения научных исследований по актуальным направлениям и проблемам развития цифровой образовательной среды,
  • обеспечение интероперабельности информационных систем,
  • организация и проведение экспертиз в области цифровизации образования и науки.

Основные виды деятельности, в том числе осуществляемые в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), формируемого Учредителем:

  • научная деятельность, в том числе проведение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований, экспериментальных разработок, комплексных и мониторинговых исследований в области цифровизации образования;
  • осуществление консультационной, аналитической и методической деятельности, участие в подготовке проектов концепций, правовых актов, рекомендаций, технических заданий на проекты цифровой трансформации и иных документов в сфере образования;
  • развитие и использование перспективных информационных технологий, в том числе «сквозных» цифровых платформ и технологий в сфере образования;
  • проектирование, разработка, внедрение, развитие, техническое сопровождение, эксплуатация и вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно - телекоммуникационной инфраструктуры;
  • осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;
  • осуществление деятельности в области электросвязи, в том числе деятельности в области телематических служб: службы обработки сообщений и электронной почты, службы телеконференций, информационной службы, включая справочные службы и службы доступа к информационным ресурсам, службы голосовой связи, службы передачи речевой информации с использованием пакетной коммуникации; деятельность в области передачи данных и обмену информацией между персональными компьютерами, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и места для размещения в них информации;
  • осуществление экспертизы программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов в сфере образования и науки, а также проведение экспертизы и оценки качества информационных продуктов и технических решений в рамках проектов цифровой трансформации системы образования;
  • организация экспертизы учебников и учебных пособий, средств обучения.

Раздел «Деятельность» на сайте ФИЦТО состоит из трех подразделов – «Проекты», «Научно-исследовательская работа» и «Цифровая трансформация». В подразделе «Проекты» перечислены 4 проекта:

  1. Федеральная система доступности дошкольного образования (сроки реализации: 2013 – н.в.)
  2. Сопровождение официального сайта Минпросвещения России (сроки реализации: 2019 – н.в.)
  3. Российская электронная школа (сроки реализации: 2016 – н.в.)
  4. Федеральный портал «Российское образование» (сроки рализации: 2002 – н.в.)
Рис. 2. Подраздел «Проекты» на сайте ФИЦТО

Нетрудно заметить, что в качестве периодов реализации всех проектов указаны годы, когда ФИЦТО еще не существовал, а его предшественник – ФГБУ «ФИМ» - вообще не занимался вопросами, связанными с ИТ. Те, кто ближе знаком со сферой информатизации российского образования, без труда опознают во всех перечисленных проектах результаты работ другого подведа (сначала Минобрнауки, а потом и сейчас Минпросвещения) с длинным названием – «Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий»» - и плохо запоминаемой аббревиатурой - ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ». Впрочем, ИТ-специалисты из сферы российского образования называют это учреждение несколько короче – «бывшая «Информика» старого Минобра». О том, что такое «Информика», результаты деятельности которой оказались записанными в число достижений вновь созданного учреждения, речь пойдет ниже, в разделе «Предшественники ФИЦТО».

В подразделе сайта «Научно-исследовательская работа» содержится описание единственной НИР:

«
Разработка эффективных алгоритмов обнаружения сетевых атак, основанных на выявлении отклонений в трафике сверхбольших объемов, поступающем на пограничные маршрутизаторы сети передачи данных, и создание на их основе образца программного комплекса обнаружения и предотвращения угроз безопасности информации, направленных на отказ в обслуживании.

Сроки реализации проекта: октябрь 2017 – июнь 2019 гг.

»

И эта НИР также была реализована в «Информике». Впрочем, этот факт не скрывается – ниже на странице с описанием НИР приведены многочисленные ссылки на публикации по итогам ее реализации, которые прямо ведут на сайт «Информики».

Подраздел «Цифровая трансформация» пока состоит из одной картинки (Рис. 3), явно извлеченной из какой-то министерской презентации, в которой обосновывалась необходимость создания ФИЦТО. Формулировки цели и направлений деятельности на этом слайде перекликаются с целью и пунктами перечня по предмету деятельности из Устава ФИЦТО.

А наименование направления 04 «Формирование цифровой образовательной среды» впрямую отсылает к федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», входящему в нацпроект «Образование».

Рис. 3. Подраздел «Цифровая трансформация» на сайте ФИЦТО

С уже упомянутым выше ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ» (бышей «Информикой») ФИЦТО связывают не только унаследованные достижения и проекты, но и персона предыдущего (до Л.Боковой) и.о.директора Д.Бокова – руководить ФИЦТО он был назначен через непродолжительное время после своего ухода в марте 2020 года с аналогичной должности и.о.директора в ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ», а до этого Д.Боков был директором ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (см. ниже раздел «Местоблюститель»).

Общим у ФИЦТО и бывшей «Информики» является также и дизайн сайтов, и хостинг на базе Федеральной университетской компьютерной сети России RUNNet, которую в начале века как раз и создала «Информика».

Рис. 4. Сайты ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ (вверху) и ФГБУ ФИЦТО (внизу)

Предшественники ФИЦТО

С прямым юридическим и финансовым предшественником ФИЦТО картина понятна – новый «цифровой» подвед Минпросвещения создан в результате переименования и изменения уставных цели, предмета и основных видов деятельности ранее существовавшего ФГБУ «ФИМ» (см. подробности ниже).

Но, помимо прямого наследования юридических и финансовых полномочий, ФИЦТО унаследовал не очень очевидным способом результаты интеллектуальной деятельности другого подведа Минпросвещения - ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ», который, в свою очередь, также пережил не одну реинкарнацию.

Подробная схема создания, реорганизации и изменения подчиненности организаций-предшественников ФИЦТО, а также вышестоящих учредителей, создававших и неоднократно реорганизовывавших свои подведомственные учреждения, а в процессе переживших и не одну собственную реорганизацию, приведена на Рис. 5. Желто-оранжевым цветом на рисунке обозначены организации-учредители, зеленым цветом – подведомственные учреждения.

Рис. 5. Графическая схема создания, реорганизации и изменения подчиненности организаций-предшественников ФГБУ «ФИЦТО». Источник: Анализ TAdviser на оснвое данных проекта Rusprofile.Ru
«Госвузтранс» - «Практик–Образование» - «ФИМ»


Как уже было сказано выше, непосредственным предшественником ФГБУ «ФИЦТО» было ФГБУ «ФИМ» (Федеральный институт медиации). ФГБУ «ФИМ» пока еще числится в перечне подведомственных учреждений Минпросвещения, и уже недействующий Устав ФИМ можно найти на его пока еще действующем сайте[4]. В этом Уставе сформулированы цель и предмет деятельности ФИМ, а также перечислены основные виды деятельности. Целью деятельности Учреждения является организация и проведение в области медиации научно-исследовательских работ, экспертиз, разработка и внедрение новых технологий в систему подготовки кадров в области медиации и альтернативных способов разрешения споров, а также оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере науки, образования и в иных сферах.

Предметом деятельности Учреждения является проведение комплексных научных исследований и разработок в сфере медиации и альтернативных способов решения споров.

Основными видами деятельности Учреждения, в том числе осуществляемыми в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), формируемого Учредителем (далее - государственное задание), являются:

  • проведение прикладных научных исследований, разработок, научно-исследовательских работ, экспериментальных работ в области медиации, организация и проведение экспертиз в сфере медиации и альтернативного разрешения споров и социально-психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки;
  • организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности образовательных и научных учреждений;
  • реализация дополнительных профессиональных образовательных программ в области медиации;
  • защита государственной тайны.

Что характерно – ни один из перечисленных выше видов деятельности ФГБУ «ФИМ» в Устав ФГБУ «ФИЦТО» не перекочевал. То есть благая цель организации-предшественника ФИЦТО – «разработка и внедрение новых технологий в систему подготовки кадров в области медиации и альтернативных способов разрешения споров» - осталась без проводника и реализатора этой деятельности.

Долгий и извилистый путь (совсем не цифровая трансформация) государственного учреждения к роли лидера цифровизации образования и науки отражен в его Уставе:

«
Учреждение образовано в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 29 декабря 1995 г. № 1727 как государственное учреждение по транспортному обслуживанию высшей школы «Госвузтранс» Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. № 3562 переименовано в государственное учреждение «Практик - Образование» Министерства образования Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство образования Российской Федерации упразднено и образовано Министерство образования и науки Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 288 государственное учреждение «Практик - Образование» стало находиться в ведении Федерального агентства по образованию.

Приказом Федерального агентства по образованию от 30 марта 2005 г. № 214 государственное учреждение «Практик - Образование» Министерства образования Российской Федерации переименовано в государственное учреждение «Практик – Образование».

Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 271 Федеральное агентство по образованию упразднено и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 526-р государственное учреждение «Практик - Образование» было отнесено к ведению Министерства образования и науки Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 170 государственное учреждение «Практик - Образование» переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение «Практик - Образование».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 93 федеральное государственное бюджетное учреждение «Практик - Образование» переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт медиации».

»

Неожиданно из приведенного выше описания становится известно, что будущий лидер цифровой трансформации образования и науки был создан почти ровно четверть века назад как «транспортный цех» Госкомвуза России. Упоминающееся далее переименование «Госвузтранса» в «Практик-Образование» не должно вводить в заблужение – практически до создания ФГБУ по медиации это учреждение было именно транспортной организацией, предоставлявшей персональные автомобили руководителям российской системы гособразования. Об этом свидетельствуют и упоминание «Практик-Образования» в разделе «Автотранспортные предприятия» на доступных пока еще остатках сайта «Москва на карте» в 2007 году, и описание внедрения программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 ПРОФ" в ФГБУ "Практик-Образование"» - в этом проекте, реализованном в июне 2012 года на 1 (одном) рабочем месте, автоматизированы функции, свойственные именно бухгалтерии гаража, а не образовательной организации.

Интересно, что все эти годы юридическим адресом сначала «Госвузтранса», а потом «Практик-Образования» был – Москва, ул.Шаболовка, 33. По этому адресу находится совсем не гараж, а симпатичный трехэтажный особняк (Рис. 6), созданный в самом начале XX века для дворянской богадельни им. С.Д.Нечаева-Мальцева по проекту архитектора Р.Клейна (он же спроектировал и построил Музей изящных искусств имени императора Александра III – ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина). После Октябрьской революции в этом здании располагались государственные учреждения и конторы, входившие сначала в советскую, а потом российскую систему образования и просвещения; долгие годы в здании находился Госкомитет СССР по народному образованию и его правопреемники. В настоящее время по этому адресу зарегистрированы (хотя, не факт, что находятся там физически) несколько подведов Рособрнадзора, также имеющих отношение к информатизации сферы образования.

Рис. 6. Здание бывшей дворянской богадельни на Шаболовке (сейчас принадлежит Рособрнадзору)

Чем занималось с 2013 по 2020 годы ФГБУ «ФИМ», можно посмотреть на пока еще действующем сайте – важность и необходимость этой деятельности не вызывает сомнений. Сомнения вызывают следующие факты:

1. До марта 2020 года (предполагаемое время перехода будущего и.о.директора ФГБУ «ФИЦТИ» Д.Бокова на работу в ФГБУ «ФИМ») в этом подведе Минопросвещения вообще не занимались вопросами информатизации образования. Единственная новость на сайте ФИМ, которая имеет хотя бы косвенное отношение к ИТ, посвящена заседанию Межведомственной рабочей группы по разработке концепции единого информационного ресурса защиты прав детей. Причем, посредством поиска в интернете быстро выясняется, что это заседание происходило в Общественной палате РФ.Почему было принято решение о создании Центра цифровой трансформации образования именно на базе ФГБУ «ФИМ», а не какого-либо иного подведа Минпросвещения, имеющего куда более солидный опыт в ИТ, непонятно.

2. Соглашение о субсидии на 126,4 млн рублей (в 4+ раза больше, чем обычная субсидия, ежегодно выделявшаяся ФГБУ «ФИМ» в течение 2014-2019 гг.) подписано в январе 2020. Почти половина этой субсидии (57,2 млн рублей) относится к мероприятию «Создание и функционирование Центра цифровой трансформации образования» федпроекта «Цифровая образовательная среда», из чего можно предположить, что в январе 2020 года уже существовала идея о создании Центра ЦТО именно на базе ФГБУ «ФИМ». Однако, сумма более, чем в 5 раз большая (292,8 млн рублей), в рамках того же самого мероприятия включается в январе 2020 в субсидию другого подведа Минпросвещения – ФГАУ «ФНФРО» (см. подробнее в разделе «ФИЦТО vs. ФНФРО – бюджетная «битва двух якодзун»?»). А в 2019 году ФНФРО уже получало на эти же цели 250 млн рублей. Получается, что на протяжении более, чем полутора лет (паспорта всех нацпроектов и федпроектов формировались, начиная с середины 2018 года), в Минпросвещении не определились до конца, какой из подведов будет проводником идей цифровой трансформации образования в жизнь?

3. Если в 2020 году принимается решение о фактической ликвидации подведа, который на протяжении предыдущих 7 лет (2013-2019) занимался не очень понятной, но регулярно финансируемой из бюджета деятельностью (в форме субсидий в 2014-2019 гг. ФГБУ «ФИМ» получило почти 200 млн рублей), без видимой передачи результатов и существующих объектов этой деятельности в какую-то другую организацию, не означает ли это, что 200 млн рублей из бюджета были израсходованы, мягко говоря, не очень эффективно?

«Информика» - «АПК ПРО» - «ЦРГОП и ИТ»


На Рис. 5 видно, что параллельно основной ветви «Госвузтранс» - «Практик–Образование» - «ФИМ» - «ФИЦТО» существует еще одна ветвь организаций, приводящая к ФИЦТО – это ветвь ««Информика» - «АПК ПРО» - «ЦРГОП и ИТ»».

Строго говоря, организации, входящие в эту ветвь, не являются предшественниками ФИЦТО в юридическом плане, но именно от «Информики» и ее «наследников» ФИЦТО получил своего первого и.о.директора Д.Бокова и «наследство» в виде нескольких крупных ИТ-проектов и ИТ-инфраструктуры.

Выше «Информика» названа «бывшей». Бывшая – потому что в настоящее время юридического лица с таким названием не существует. Правопреемником «Информики» после объединения с еще одним подведом «старой» Минобрнауки стало уже называвшееся выше ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ». И формально именно из этого ФГАОУ перешел (предположительно - в марте 2020 года) Д.Боков в тогда еще ФГБУ «ФИМ».

Несмотря на то, что «Информику» и ФИЦТО не связывает ничего, кроме фигуры Д.Бокова, история взлета и падения «Информики» заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробнее.

Свою историю «Информика» ведет с середины 90-х годов прошлого века. В 1994 году в Министерстве общего и профессионального образования РФ был создан Центр информатизации образования (Центр «Информика») как головная организация отрасли, ведущая научные исследования, практические разработки и координирующая работу системы региональных центров. Одним из инициаторов создания «Информики» был А.Н.Тихонов, в то время занимавший пост первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

Тихонов Александр Николаевич (1947-2016):

«
В 1991—1993 годах — заместитель министра науки, высшей школы и технической политики.

В 1993—1996 годах — первый заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

В 1996—1998 годах — первый заместитель министра общего и профессионального образования России.

С апреля по август 1998 года являлся министром общего и профессионального образования России.

До апреля 2013 года возглавлял Федеральное государственное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» (ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»).

В связи с объединением МИЭМ и ВШЭ в 2012 году был назначен Научным руководителем — директором МИЭМ НИУ ВШЭ.

»

Директором «Информики» А.Н.Тихонов был, как минимум, с 2000 года (а скорее всего – с 1998, после ухода с поста министра общего и профессионального образования России, случившегося в результате отставки правительства С.Кириенко после августовского кризиса).

1999 год. Совместным приказом Миннауки России и Минобразования России на базе Центра «Информика» создается Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика»).

2000 год. За создание сети RUNNet (Russian UNiversity NETwork - Федеральная университетская компьютерная сеть России) и разработку ее научно-методических основ сотрудникам ГНИИ ИТТ «Информика» присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования. Именно в списке лауреатов правительственной премии 2000 г. А.Н.Тихонов впервые упоминается в качестве директора «Информики».

2002 год. ГНИИ ИТТ «Информика» становится головным исполнителем десятков проектов общероссийского уровня в рамках федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программ, координируя деятельность системы Центров новых информационных технологий и региональных центров информатизации.

2003 год. ГНИИ ИТТ «Информика» принимает участие в выполнении проектов в рамках федеральных целевых и других программ Минобразования России - «Развитие единой образовательной среды (2001-2005 годы)», «Интеграция науки и высшего образования на 2002-2006 годы», «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования», «Создание системы открытого образования».

2006-2012 годы. ГНИИ ИТТ «Информика» координирует работу более 90 региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий, осуществляющих свою работу на базе крупных вузов страны. Эти центры занимаются поддержкой информационно-коммуникационных технологий в региональной системе образования и продвижением новых технологий в своих регионаx.

В эти годы «Информика» выполняет различные проекты в рамках федеральных целевых программ Минобразования России, включая «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники»; «Развитие образования.»; «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», гранта Российского фонда фундаментальных исследований.

2013-2016 годы. Проводятся работы в рамках создания, внедрения и поддержки информационных систем и платформ:

  • «Модернизация региональных систем дошкольного образования (do.edu.ru)»;
  • «Мониторинг региональных систем общего образования» (rso.do.edu.ru);
  • «Автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (as-dpe.mon.gov.ru);
  • «Единое окно доступа к информационным ресурсам» (window.edu.ru);
  • «Открытые данные» (opendata.mon.gov.ru);
  • Портал «Российское образование» (edu.ru); «
  • Образование в России» (russiaedu.ru); «Портал поддержки федеральных систем в сфере образования» (fedproekt.ru);
  • «Online ЕГЭ» ;
  • АСУ «RUNNet»;
  • «Подготовка водителей» (bdd.edu.ru);
  • «Детский отдых» (vlager.edu.ru);
  • «Федеральная система показателей электронной очереди»;
  • Интеграционная платформа Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • Сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента).

Закат «Информики»


Постепенный закат «Информики» начался после ухода со своего поста в 2013 году ее многолетнего директора А.Н.Тихонова. В конце 2013 года «Информика» учредила дочернее малое инновационное предприятие «Информика-Сервис», которое занялось созданием технической и лабораторной инфраструктуры, сертификацией и тестированием информационных систем вузов, а также выполнением заказов родительской организации.

Учебным заведениям «дочка» «Информики» обещала содействие в получении господдержки на развитие инновационной инфраструктуры. «Информика-Сервис» обещала вузам, ставшим ее клиентами, в кратчайшие сроки пройти все необходимые согласования со стороны департаментов Министерства образования и науки РФ, а также получить одобрение профильного научно-исследовательского института (которым было … ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика») .

Основной доход «Информика-Сервис» получила за 2015-2016 гг. – почти 395 млн рублей, из которых 284 млн пришлось на договоры, заключенные с родительской организацией в режиме единственного исполнителя.

В феврале 2016 года тогдашний зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов обращал внимание генпрокурора Юрия Чайки на коррупционные признаки этой ситуации, однако, правовых последствий обращение В.Бурматова не возымело.

В 2016 году в публичное пространство попал новый скандал с участием «Информики». Летом 2016 года «Информика» обратилась в арбитражный суд с иском в отношении одного из своих бывших топ-менеджеров – директора филиала «Информики» в Санкт-Петербурге Юрия Гугеля. За год до этого, в июле 2015 года при своем увольнении из «Информики» Ю.Гугель задним числом, уже после даты своего увольнения, подписал соглашение, по которому более 270 тысяч IP-адресов протокола IPv4, принадлежавших «Информике», передавались ООО «Университетские телекоммуникации» («Унител»). Поскольку адресный ресурс протокола IPv4 был практически исчерпан еще в 2012 году, вокруг остающихся в распоряжении крупных интернет-провайдеров адресов протокола IPv4 сфомировался «серый» рынок, на котором адреса сдаются в аренду или продаются (официально адреса должны передаваться провайдером пользователям бесплатно). В 2015 году месячная аренда одного IP-адреса составляла около 40 рублей, то есть ресурс почти в 300 тыс. адресов явно имел коммерческий потенциал.

Разбирательство продолжалось более полутора лет, практически до конца 2017 года – за это время решение суда первой инстанции, признавшего сделку ничтожной, а IP-адреса подлежащими возврату в собственность «Информики», дважды отменялось апелляционными судами, а решения апелляционного суда также дважды отменялись кассационной инстанцией. Только после второго решения кассационного суда, подтвердившего решение суда первой инстанции и не ставшего возвращать дело на пересмотр, судебное разбирательство завершилось в пользу «Информики».

И именно вскоре после завершения истории с IP-адресами появился приказ тогдашнего руководителя Минобрнауки О.Васильевой, фактически означавший начало конца «Информики».

Приказ № 1283 «О реорганизации федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ «АПК ПРО», «Академия») и федерального государственного автономного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» подписан 29 декабря 2017 года. Согласно приказу ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» присоединялось к ФГАОУ «АПК ПРО»; официально в приказе такая реорганизация объяснялась рекомендациями наблюдательных советов обоих учреждений.

В момент издания приказа об объединении «Информики» и «Академии» ректором «Академии» являлся Е.Ю.Малеванов – он и был назначен ректором внезапно расширившейся «Академии». Занимавший с апреля 2017 должность директора «Информики» Д.Боков, сохранил за собой этот пост на период реорганизации, занявший почти весь 2018 год, став одновременно заместителем ректора «Академии».

В целом, это была довольно странная реорганизация. Отраслевой институт повышения квалификации (пусть и носящий громкое название «Академия») объединили с фактическим отраслевым ИТ-монополистом, имевшим годовые обороты в несколько раз больше, чем у «Академии» - и при этом во главе новой структуры поставили руководителя «Академии». Название у объединенной структуры не изменили – как будто стояла цель вообще «растворить» «Информику» в «Академии» без остатка.

Процесс реорганизации неспешно продолжался почти весь 2018 год. В начале года уже подлежащая ликвидации «Информика» заключает с Минобрнауки соглашение о субсидии на 40 млн рублей с целью финансового обеспечения исполнения госзадания; в течение 2018 года это соглашение несколько раз дополнялось, в результате чего «Информика» суммарно получила по нему почти 700 млн рублей, и только в конце ноября 2018 года соглашение было расторгнуто в связи с окончательным утверждением ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ» в качестве правопреемника «Информики».

Причем, уже в конце января 2018 года, всего через месяц после появления приказа об объединении «Информики» и «Академии», ректор Е.Малеванов ушел в отставку, а на его место исполняющим обязанности ректора был назначен В.Фертман, который всего лишь за 2 недели до этого был уволен мэром Москвы С.Собяниным с должности заместителя руководителя Департамента образования и науки Москвы. В распоряжении мэра об увольнении В.Фертмана отмечалось, что он покинул госслужбу по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию.

В июле 2018 года перестала существовать и «Академия ПРО» - ФГАОУ «АПК ПРО» было переименовано в федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» (ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ»), а исполняющий обязанности ректора «Академии» В.Фертман был назначен и.о. директора «ЦРГОП и ИТ».

В августе 2018 у «ЦРГОП и ИТ» сменился правопредшественник – в ЕГРЮЛ была внесена запись, в соответствии с которым правопредшественником ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ» было объявлено ФГАУ ГНИИ ИТТ. «Информика» вернулась – хотя бы и в статусе «бывшей». В начале декабря 2019 года и.о. директора ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ» был назначен Д.Боков, сменивший на этом посту В.Фертмана, который за почти 2 года так и не смог избавиться от приставки «и.о.» в названии должности.

Интересно, что домен и сайт «Информики» продолжают существовать в интернете до настоящего времени. Сайт производит впечатление абсолютно живого – копирайт на нем указан с годом действия 2020, сообщений о реорганизации и ликвидации «Информики» на сайте нет, только лента новостей обрывается ноябрем 2018. Домен INFORMICA.RU зарегистрирован, делегирован и оплачен до апреля 2021 года.

Слияние финансовых потоков

Чтобы в дальнейшем понимать, какие финансовые потоки могут перейти в распоряжение ФИЦТО, имеет смысл посмотреть на финансовые показатели предшественников ФИЦТО – и прямого (ФГБУ «ФИМ»), и «бокового» (бывшей «Информики»).

ФГБУ «ФИМ» на протяжении всего своего существования с 2013 до середины 2020 года представляло классический образец дотационного подведа. Сведений о финансовом состоянии предшественника «ФИМ» - «Практик-Образования» - найти в открытом доступе не удалось, да они и не представляют особого интереса.

В Табл. 1 представлен перечень субсидий, полученных ФГБУ «ФИМ» в 2014-2020 гг. на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Табл. 1. Субсидии, полученные ФГБУ «ФИМ» за период 2014-2020 гг.
Дата действ. Срок действ. № субсидии Распределитель Сумма, руб.
09.01.2014 31.12.2014 07414453000 Минобрнауки России 30 887 400,00
31.10.2014 31.12.2014 07414U02000 Минобрнауки России 8 891 700,00
01.01.2015 31.12.2015 07415777000 Минобрнауки России 30 000 000,00
11.01.2016 31.12.2016 07416574000 Минобрнауки России 30 000 000,00
09.01.2017 31.12.2017 07417428000 Минобрнауки России 29 974 000,00
15.01.2018 31.12.2018 07418P7J000 Минобрнауки России 29 974 000,00
11.02.2019 31.12.2019 07319PIN000 Минпросвещения России 39 296 370,00
20.01.2020 31.12.2020 07320P0S000 Минпросвещения России 126 251 400,00
325 274 870,00

Источник: Анализ TAdviser на основе данных проекта Счетной палаты «Госрасходы»

Легко видеть, что за исключением субсидии 2020 года, о которой уже шла речь выше, ежегодная дотация со стороны ведомства-учредителя (сначала – «старого» Минобрнауки, с 2019 года – Минпросвещения) своему подведу находилась в районе 30 млн рублей и, скорее всего, покрывала только расходы на зарплату сотрудников ФГБУ и бытовые потребности учреждения.

В Табл. 2 представлена оценка доходов «Информики» в 2010-2020 гг., формировавшихся из стоимости исполненных государственных контрактов и субсидий, полученных от учредителя («старого» Минобрнауки). Эта оценка заведомо ниже реальных доходов «Информики», потому что не включает хозяйственных договоров, заключавшихся вне контекста действия Федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Но в качестве точки отсчета для сравнения с будущими финансовыми потоками ФГАУ «ФИЦТО» эти данные могут быть полезны.

Табл. 2. Оценка доходов ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» в 2010-2020 гг.
Год Контракты, тыс.руб. Субсидии, тыс. руб
2010 133 669,00 0,00
2011 452 262,99 0,00
2012 111 882,93 0,00
2013 198 927,87 0,00
2014 340 755,12 405 424,30
2015 73 799,53 616 476,60
2016 113 769,89 699 927,30
2017 147 905,59 877 696,50
2018 25 493,70 701 170,70
2019 48 478,74 0,00
2020 5 000,00 0,00
1 651 945,35 3 300 695,40

Источник: Анализ TAdviser на основе данных проекта Счетной палаты «Госрасходы»

Местоблюститель для экс-замминистра

Как уже было сказано выше, на позицию и.о.директора ФГБУ «ФИЦТО» Денис Боков пришел точно с такой же должности в ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ», а до этого он успел побыть около года директором «Информики».

Чехарда в руководстве «Информики» началась в 2017 году. В феврале 2017 Кирилла Казакова, занимавшего директорское кресло с 2013 года и унаследовавшего этот пост от создателя и многолетнего директора «Информики» А.Н.Тихонова, сменил его заместитель Сергей Семенов. Он пробыл директором совсем недолго – уже в апреле 2017 вместо С.Семенова и.о.директора «Информики» был назначен другой бывший заместитель – Александр Скворцов. Но и он тоже не задержался в директорском кресле – меньше, чем через 2 недели после внесения фамилии Скворцова в ЕГРЮЛ, там появилась новая запись – с 27 апреля 2017 в качестве директора (без приставки «и.о.») «Информики» указан Денис Боков.

До этого момента Д.Боков и «Информика» никак не были связаны в публичном информационном пространстве – Д.Боков не упоминается в качестве участника ни в одной из многочисленных научных работ «Информики», его имя ни разу не встречается в новостях на сайте «Информики», до своего назначения и.о.директора он не входил в состав руководства «Информики». Создается впечатление, что в «Информике» Д.Боков появился откуда-то «сбоку».

Характерно, что с момента назначения Д.Бокова директором «Информики» на сайте организации не была опубликована его фотография – в разделе «Руководство» (а, как уже было сказано выше, сайт «Информики» существует до сих пор и производит впечатление сайта действующей организации) есть только фамилия и имя-отчество Д.Бокова. С чем связано отсутствие фотографии директора – с фрондой подчиненных или нежеланием самого Д.Бокова «светиться», - неизвестно.

Никаких биографических данных Д.Бокова в интернете найти не удалось. В разделе «Руководство» на сайте возглавляемой им ранее «Информики» приведены только его фамилия, имя и отчество; на сайте ФИЦТО к этим сведениям добавилась только его фотография, которую в настоящее время уже сменила фотография Л.Боковой.

И все же - есть основания считать, что Д.Боков перешел из «Информики» в ФИЦТО не с пустыми руками. Названия тех проектов, которые делала «Информика» и которые сейчас опубликованы на сайте «ФИЦТО», могут означать, что и сами проекты, и команды их разработчиков, и будущие финансовые средства на их развитие и поддержку «переехали» вместе с Д.Боковым в ФИЦТО.

ФИЦТО уходит в «автономное плавание»

2 октября 2020 года в ЕГРЮЛ внесена новая запись, относящаяся к ФИЦТО. В соответствии с этой записью изменена правовая форма организации – из ФГБУ она превратилась в ФГАУ (федеральное государственное автономное учреждение). Одновременно с изменением правовой формы изменен уставный перечень видов деятельности организации:

  • Ранее бывшая основным видом деятельности подготовка кадров высшей квалификации (код ОКВЭД 85.23) переведена в разряд дополнительных видов деятельности;
  • Новым основным видом деятельности объявлены «Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук» (код ОКВЭД 72.2), ранее числившиеся одним из дополнительных видов деятельности.

Кроме того, в перечне дополнительных видов деятельности появилось почти два десятка новых наименований. Обращает на себя внимание, что более половины вновь добавленных видов деятельности имеют непосредственное отношение к ИТ, коммуникациям и веб-технологиям:

  • Деятельность в области связи на базе проводных технологий (61.1);
  • Деятельность по предоставлению услуг телефонной связи (61.10.1);
  • Разработка компьютерного программного обеспечения (62.01);
  • Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий (62.02);
  • Деятельность по управлению компьютерным оборудованием (62.03);
  • Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (62.09);
  • Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность (63.11);
  • Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1);
  • Деятельность web-порталов (63.12);
  • Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг (63.99.1);
  • Торговля оптовая книгами (46.49.31);
  • Торговля оптовая газетами и журналами (46.49.32);
  • Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде (58.11.1);
  • Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий на электронных носителях (58.11.2);
  • Прочие виды полиграфической деятельности (18.12);
  • Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (72.19);
  • Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки (74.9).

Перечисленные выше изменения, зафиксированные в ЕГРЮЛ, означают, что соответствующие изменения уже внесены в Устав ФИЦТО. Однако на сайте ФИЦТО в качестве правовой формы пока еще указано «ФГБУ», а Устав в разделе «Документы» тоже еще старый. «Старость» Устава, правда, весьма относительная – в предыдущий раз он был изменен в июле 2020, когда произошло переименование ФГБУ «ФИМ» в ФГБУ «ФИЦТО». Непонятно, почему при предыдущем изменении Устава не были изменены правовая форма организации и перечень видов деятельности. То, что это случилось после (и наверняка – вследствие) назначения Л.Боковой и.о.директора «ФИЦТО», вполне определенно указывает на планы нового руководителя.

Зачем понадобилось изменять правовую форму ФИЦТО с бюджетного учреждения на автономное? Не вдаваясь в тонкости бухгалтерского и налогового учета (а правовая форма организации впрямую связана именно с вопросами бухучета и налогов), можно объяснить такую перемену тем, что автономное учреждение, не являясь бюджетным с юридической точки зрения, сохраняет свою близость к бюджетным средствам, т.к. имеет право на получение субсидий из бюджета от своего учредителя, и, кроме того, обладает определенной свободой в ведении коммерческой деятельности, приносящей доходы (в том числе, и за счет исполнения госконтрактов).

Появление в перечне видов деятельности ФИЦТО позиций, связанных с ИТ, веб-технологиями и телекоммуникациями, в принципе, не должно удивлять – о такой перспективной специализации нового-старого подведа Минпросвещения говорила сама Л.Бокова, комментируя свой уход из Минкомсвязи. Более интересны два других момента – перевод активностей по научным исследованиям и разработкам в основной вид деятельности и продекларированное намерение заниматься издательской деятельностью и, очевидно, последующей торговлей изданными книгами (учебниками?) и периодическими изданиями.

В этом году, скорее всего, финансовый эффект от изменившегося фокуса деятельности и правовой формы ФИЦТО уже не получится наблюдать – потому что практически все бюджетные средства Минпросвещения уже или распределены в действующие госконтракты и субсидии, или забронированы для других получателей. Но в следующем году с большой вероятностью можно ожидать достаточно резкого расширения финансового потока, который пойдет от Минпросвещения к ФИЦТО.

Это, скорее всего, будут средства нацпроекта «Образование» - причем, не только из бюджета федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (претензия на которые уже явно обозначена на сайте ФИЦТО), но и из других федпроектов. Причем, именно в силу своего автономного статуса, ФИЦТО сможет претендовать не только на средства субсидий, но и на средства госконтрактов, заключаемых Минпросвещением. Объявление в качестве основного вида деятельности ФИЦТО научных исследований и разработок – тоже вполне прозрачный намек: количество НИР, заказываемых Минпросвещением, и объемы выделяемых на них средств в следующем году могут значительно увеличиться. И достаться контракты по выполнению этих НИР могут именно ФИЦТО.

ФИЦТО vs. ФНФРО – бюджетная «битва двух якодзун»?

Однако, финансовые перспективы ФИЦТО покажутся не такими светлыми и безоблачными, если вспомнить, что у Минпросвещения, помимо уже упоминавшегося выше ФГАОУ ДПО «ЦРГОП и ИТ», есть еще один подвед в статусе автономного учреждения и тоже с серьезными претензиями ровно на тот же самый кусок бюджетного пирога, на который претендует ФИЦТО. По традиции всех подведов Минпросвещения он имеет сложно запоминаемое название-аббревиатуру – ФГАУ ФНФРО, - которая расшифровывается как «Фонд новых форм развития образования». Не очень находящееся на слуху название, но главное детище ФНФРО – технопарки «Кванториум» - хорошо известно широкой публике. Равно как и имя руководителя ФНФРО в 2016-2018 гг. – Марина Ракова.

Довольствуясь достаточно скромными по размерам субсидиями до «эры нацпроектов» (крупнейшая из таких субсидий составила 350 млн рублей в 2018 году), ФНФРО с момента начала реализации нацпроекта «Образование» получил в виде субсидий в 2019-2020 гг. более 3,2 млрд рублей – 1,78 млрд рублей в 2019 году и 1,44 млрд рублей в 2020 году. В этих субсидиях значительную часть объема составляли средства федпроекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) (см. Табл. 3).

Табл. 3. Средства субсидий, полученные ФГАУ ФНФРО на реализацию задач создания и внедрения ЦОС
Задачи федерального проекта «Цифровая образовательная среда»Бюджет, млн руб.
2019 2020
Создание и функционирование Центра цифровой трансформации образования 250 292,8
Разработка и утверждение целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС) 100 - -
Разработка и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС, набора типовых информационных решений в целях реализации в образовательных организациях целевой модели ЦОС 250 160
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях 50 50
Создание центров цифрового образования детей 10 30
Всего: 660 532,8

Детальному анализу того, как эти средства были израсходованы, TAdviser планирует посвятить одно из своих исследований в будущем. Пока же очевидно одно – в 2019-2020 гг. Минпросвещения выделило ФНФРО почти 550 млн рублей на создание и функционирование Центра цифровой трансформации образования (Центра ЦТО), а единственным наблюдаемым результатом усилий по созданию Центра ЦТО является переименование одного из подведов министерства, занятого не очень понятной деятельностью под названием «медиация» - таким образом, что в новом названии появились именно эти слова – «цифровая трансформация образования». Причем, в «приданое» старый подвед с новым названием получил и.о. руководителя, ИТ-инфраструктуру и ряд проектов не от ФНФРО, а от другого подведа Минпросвещения – бывшей «Информики».

Справедливости ради, нужно уточнить, что ФИЦТО – еще под названием ФИМ, но уже явно в ожидании грядущих перемен – все-таки тоже получил субсидию в 2020 году из средств федпроекта «Цифровая образовательная среда». Из бюджета мероприятия «Создание и функционирование Центра цифровой трансформации образования» (по которому ФНФРО получил в 2020 году 292,8 млн рублей) будущему ФИЦТО досталось 57,2 млн рублей. Половину этих денег ФИЦТО получил в сентябре 2020, вторая половина должна быть перечислена в декабре 2020. То есть, у нового и.о. руководителя ФИЦТО Л.Боковой все-таки уже имеется в распоряжении некоторый финансовый ресурс для непосредственного начала действий по цифровой трансформации.

Поскольку речь зашла о бюджетных средствах, распределяемых в рамках нацпроекта «Образование», следует упомянуть и о том, что в федпроекте «Цифровая образовательная среда» на мероприятие «Разработка и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС», помимо 160 млн рублей, выделенных по субсидии ФНФРО (из этих денег ФНФРО уже получил тремя траншами 120 млн рублей), предусмотрено еще 920 млн рублей на заключение госконтракта – и эта сумма пока еще числится заблокированной Федеральным казначейством.

У эксперта, с которым TAdviser обсуждал эту ситуацию, есть версия относительно этих денег – не исключено, что в ближайшее время бюджетный код вида расходов для этих средств будет изменен с 244 на 621, что даст возможность распределить эти средства в форме субсидии в адрес ФИЦТО. Аналогичная история произошла в 2019 году со средствами Минкомсвязи, предназначенными для реализации двух мероприятий федпроекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика России». Находясь в цейтноте конца года и, видимо, понимая, что на организацию и проведение всех обязательных закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ времени не хватает, Минкомсвязь перебросила средства общим объемом более 500 млн рублей с контрактного вида расходов 242 на субсидийный вид расходов 612, после чего оформила субсидию для своего подведомственного ФГБУ – НИИ «Восход».

В 2021 году, как следует из проекта федерального бюджета на 2021-2023 гг., сумма субсидий, планируемых к распределению в рамках федпроекта «Цифровая образовательная среда», довольно скромная – всего 394,3 млн рублей. Из этой суммы 91,2 млн предназначены для реализации мероприятия «Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, 28,6 млн – на создание центров цифрового образования детей. 274,4 млн рублей пока приведены в проекте бюджета без обозначения конкретного направления расходов, но можно предположить, что большая их часть (или все средства) пойдет на финансирование функционирования Центра ЦТО, в качестве которого теперь выступает ФИЦТО.

Скорее всего, никакой «схватки двух якодзун» за достаточно скромный бюджет федпроекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году не будет – у ФНФРО хватает источников получения средств в других федпроектах нацпроекта «Образование». Но вот если на кону появятся «зависшие» 920 млн рублей из бюджета 2020 года, а к ним прибавятся более 800 млн рублей, которые по контрактным статьям расходов запланированы в бюджете 2021 года – тогда схватка может и состояться. Правда, происходить она будет «под ковром», и детали ее для широкой публики, скорее всего, останутся неизвестными.

Комментарии Людмилы Боковой о целях и задачах ФИЦТО

TAdviser обратился за комментариями о планах деятельности института к Людмиле Боковой и получил развернутый ответ, который публикуется целиком:

Миссия института основана на задачах федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и показателях, обозначенных Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития России до 2030 года».

Основной целью института является создание гармоничных условий для развития цифровизации образования и науки на территории Российской Федерации, обеспечение научно-методической основы развития современной, а главное, безопасной и эффективной образовательной системы.

Институт призван стать инновационной площадкой для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным направлениям развития цифровой образовательной среды, трансляции результатов деятельности в сфере цифрового образования, повышения качества оказания государственных услуг за счет использования цифровых технологий. Деятельность также направлена на развитие у обучающихся компетенций в области цифровизации и трансформацию профессиональной деятельности педагога.

В первоочередных мероприятиях института – анализ опыта организации электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, формирование сети экспертно-профессиональных групп по направлениям цифровой трансформации образования, создание «дорожной карты» интеграции информационных образовательных систем, организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования и науки.

Институт продолжит развивать такие проекты как «Российская электронная школа» и «Федеральная система доступности дошкольного образования». Однако одним из ключевых проектов станет «Цифровая образовательная среда» – абсолютно новая инфраструктура для всех участников образовательного процесса, предусматривающая интеграцию ресурсов, доступную каждому информационно-коммуникационную среду, технологическое оснащение (подключение образовательных организаций к информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимая материально-техническая база: камеры, ноутбуки, серверы, интерактивные доски и т.д.) и верифицированный образовательный контент, опирающийся на современные достижения науки и технологий.

Сегодня ЦОС даёт возможность создать условия для воспитания гармоничной личности, которая в полной мере обладает всеми необходимыми знаниями и навыками. Развитие данного потенциала в каждом ученике – это залог роста бизнеса и развития экономики нашей страны.

В рамках внедрения ЦОС создаётся уникальная платформа ФГИС «Моя школа», которая, с одной стороны, позволит сформировать единое образовательное пространство, а с другой, найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Вместе с тем она создаст условия для повышения качества образования, организации взаимодействия и удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса независимо от их места нахождения.

Платформа объединит большое количество баз данных и сервисов всех школ России, а также значительно облегчит взаимодействие родителей и учеников с педагогами и учебными заведениями. Новый государственный суперсервис предоставит доступ к электронным дневникам и классным журналам, результатам ЕГЭ и олимпиад. Также в онлайн-формате можно будет записаться в детские сады и школы, различные кружки и секции. На платформе будут размещены «Библиотека образовательного контента» и различные коммуникационные сервисы для совместной работы обучающихся и педагогических работников как в дистанционном формате, так и в «традиционном» образовательном процессе.

Читайте также

Цифровая школа