Гонец
"Государево око"
Система глобальной спутниковой связи

Продукт
Разработчики: Гонец Спутниковая система, Научно-исследовательский институт точных приборов (НИИ ТП)
Дата премьеры системы: июль 1992 г
Отрасли: Государственные и социальные структуры
Технологии: Спутниковая связь и навигация

Содержание

Система спутниковой связи «Гонец» предназначена для глобального обмена различными видами информации с ракетно-космической техникой, а также организации каналов ретрансляции в различных целях.

У ГЛОНАСС и «Гонца» параллельные судьбы. Оба спутниковых проекта были задуманы военными в 1980-х. И реализовывались они сначала исключительно для целей военных: ГЛОНАСС — для поддержки высокоточного оружия, «Гонец» — как новая система связи для разведки. Замысел «Гонца» был в том, что низкоорбитальная (высота орбиты — 1,4 тыс. км) группировка спутников связи позволит сделать наземные передатчики более компактными, передавать информацию с них можно будет из любой точки Земли.

По заказу ГРУ в начале 1980-х в НПО прикладной механики имени Решетнева разработали космический аппарат спецсвязи «Стрела-3» (Вес — 225 кг, срок службы на орбите — до пяти лет).

Спутник, пролетая над местом, где расположен передатчик, пеленгует его, записывает информацию, а проходя над Россией, сбрасывает ее в центр. В 1991 г. «Гонца» приняли на вооружение (ГЛОНАСС, к слову, военные ввели в эксплуатацию в 1993 г.). В начале 1990-х на орбиту выводилось по 12 «Стрел» в год. Финансирование скоро закончилось, и в 1995 г. на орбиту не было выведено ни одной «Стрелы». Тогда началась конверсия системы: выручку от коммерческих услуг рассчитывали пустить на поддержку военно-разведывательного сегмента. Адаптированные для гражданского использования спутниковые аппараты назвали «Гонец», так же именуется и действующая по сей день система спутниковой связи.

Сферы применения

В 2013 году декларировались следующие сферы применения системы:

  • создание выделенных ведомственных, корпоративных, банковских, медицинских, административных сетей;
  • контроль состояния и местоположения подвижных транспортных средств;
  • экологический и промышленный мониторинг, сбор научной информации (геодезической, гидрологической, от сейсмодатчиков и др.);
  • связь в удаленных регионах с неразвитой инфраструктурой (районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока);
  • связь в чрезвычайных ситуациях.

При расположении абонентов в зоне радиовидимости спутника, передача информации обеспечивается без задержки.

Если абоненты удалены друг от друга более чем на 5 тыс. км, информация, переданная отправителем, запоминается спутником и ретранслируется получателю при пролете в его регионе, при этом время доставки сообщения не превысит нескольких часов.Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах

При необходимости немедленной доставки сообщения в удаленный от отправителя район земного шара оно может быть сразу после приема на спутник ретранслировано в региональный центр. Затем сообщение может передаваться получателю через другие спутники и региональные центры системы «Гонец» или по другим каналам связи.

Особенности системы

На 2013 год:

  • система строится на основе орбитальной группировки из 45 космических (аппаратов 5 плоскостей по 9 спутников) на низких круговых орбитах;
  • передача информации может производиться по двум принципам: внутрирегиональному и межрегиональному; при внутрирегиональной связи (в области диаметром около 5000 км) информация передается непосредственно через спутник в масштабе времени, близком к реальному;
  • абонентские терминалы системы связи представляют собой малогабаритные радиомодемы, обеспечивающие передачу данных со скоростью до 9600 бит/сек.

По состоянию на четвертый квартал 2014 года группировка состоит из 10 космических аппаратов. На начало 2015 года был запланирован запуск еще трех спутников «Гонец-М».

История проекта

2022

В «Роскосмосе» разработали спутниковую систему нового поколения для слежения за кораблями при помощи спутников «Гонец»

В «Роскосмосе» разработали спутниковую систему нового поколения для слежения за кораблями при помощи спутников «Гонец». Об этом в госкорпорации сообщили в октябре 2022 года.

Новые приемники сигналов, установленные на низкоорбитальных спутниках «Гонец-М1» и «Ресурс-ПМ», позволят значительно повысить. эффективность глобального наблюдения за судами в режиме реального времени. Оборудование поможет увеличить частоту обновления карты движения кораблей до одного раза в час также повысит объем передаваемой информации и другие данные, необходимые для обеспечения безопасности судоходства. Данные со спутников дополнят информацию сети береговых станций мониторинга, которые не покрывают районы открытого водного пространства, и таким образом расширят зону отслеживания кораблей. Получаемые данные со спутников ретранслируются на Землю в реальном времени.

В «Роскосмосе» разработали спутниковую систему нового поколения для слежения за кораблями при помощи спутников «Гонец»

Модернизированные спутники «Гонец-М1» находятся на орбите высотой 1,5 тыс. км, что обеспечивает покрытие большой площади. Система оптимизирована для наблюдения за кораблями выше 60° северной широты — то есть, хорошо подходит именно для наблюдения за трафиком в российских водах. Спроектированная аппаратура строится на отечественных электронных компонентах по концепции интегрированной бортовой информационной системы (ИБИС). Такая организация техпроцессов дает возможность модернизировать ее под разные типы спутников, а также снижает издержки и ускоряет процесс производства.

Аппаратура на спутниках «Гонец-М1» рассчитана на непрерывную работу в течение десяти лет. Аппараты «Ресурс-ПМ» будут предоставлять данные о положении судов в течение пяти лет с ежечасным обновлением.[1]

Поставка отечественных комплектующих от «Росэлектроники»

Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех сообщил 22 апреля 2022 года о том, что готов поставлять отечественную элементную базу для абонентских терминалов низкоорбитальной спутниковой системы «Гонец». Это стало одним из основных вопросов обсуждения во время визита представителей руководства АО «Спутниковая система «Гонец» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в Омский НИИ приборостроения (ОНИИП, входит в холдинг «Росэлектроника»).

Руководители ОНИИП отметили большой прогресс в развитии спутниковой системы «Гонец», включая увеличение орбитальной группировки, открытие других региональных станций, появление цифровых сервисов в виде «коробочных решений» для потребителей в самых различных отраслях.

В рамках сотрудничества ОНИИП сообщил о готовности осуществлять полный комплекс работ по разработке и созданию абонентских терминалов и антенно-фидерных устройств как для текущей, так и для перспективной линейки оборудования «Гонец». Вместе с тем, предприятие подтвердило возможность совместного участия в реализации проекта «Сфера».

«
Для нас как спутникового оператора крайне важно быть уверенными в поставщиках абонентского оборудования, так как это важная часть и спутниковой сети, и клиентского сервиса. В этой связи, сотрудничество с Омским НИИ приборостроения поможет нам выстроить цепочку поставок в условиях не просто импортозамещения, а можно сказать – импортопрекращения. Использование в перспективных спутниковых устройствах исключительно отечественной элементной базы обеспечит надежный технологический суверенитет за счет полной независимости от зарубежных поставок радиоэлектронных комплектующих. И, безусловно, это послужит агрегации сил и средств на развитие отечественной промышленности, что сейчас крайне важно,
отметил генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец» Павел Черенков.
»

В качестве пилотного проекта представители организаций договорились о проведении импортозамещения корпуса судовой станции «Гонец», которая уже несколько лет активно используется на отечественных рыбопромысловых судах в качестве спутникового средства мониторинга.

«
Использование отечественных комплектующих принципиально важно в таких критически важных отраслях, как ракетно-космическая. Разработанные нашими специалистами образцы ЭКБ и аппаратуры обладают всеми необходимыми техническими характеристиками, которые позволяют обеспечить стабильную работу оборудования в различных условиях эксплуатации,
сообщил генеральный директор Омского НИИ приборостроения Владимир Березовский.
»

2019

Спутники связи «Гонец» вышли на орбиту

В конце декабря 2019 года с космодрома Плесецк в Архангельской области стартовала ракета-носитель лёгкого класса «Рокот» с блоком космических аппаратов связи «Гонец-М» и спутником военного назначения.

Пуск ракеты-носителя произошел в пятницу, 27 декабря, в 02:11 по московскому времени боевым расчетом Космических войск ВКС России. Спустя шесть минут головная часть «Рокота» отделилась от второй ступени ракеты-носителя.

С космодрома Плесецк в Архангельской области стартовала ракета-носитель лёгкого класса «Рокот» с блоком космических аппаратов связи «Гонец-М» и спутником военного назначения

Об этом сообщили в Минобороны. Там же отметили, что старт ракеты «Рокот» и выведение космических аппаратов на орбиту прошли в штатном режиме. Контроль проведения пуска и полета «Рокота» осуществлялся наземными средствами, добавили в Минобороны.

Выведение спутников на расчетные орбиты разгонным блоком «Бриз-КМ» заняло несколько часов. Спутники «Гонец» выведены на низкую орбиту, а сотрудники миссии начали проводить плановые работы по проверке бортовых системы.

Обновление низкоорбитальной спутниковой группировки положительно скажется на надежности пользовательских характеристиках системы, снизит время ожидания сеансов связи абонентами.

В 2020 году «Гонец» запустит еще три аналогичных спутника связи на орбиту, они предназначены для удаленного мониторинга судов, наземного транспорта, специальной техники, передачи от абонентов координатных данных, полученных по ГЛОНАСС и для связи с удаленными регионами.

Как сообщает РИА Новости, это был 25-й и последний из намеченных на 2019 год космических пусков России, все они завершились успешно. Всего произведено 13 стартов с космодрома Байконур, восемь — с Плесецка, один — с Восточного и три — с Куру. Это позволило России занять третье место в мире по количеству запусков космических ракет, пропустив вперед Китай с 33 стартами (31 успешный) и США – с 27 пусками. До конца 2019 года ожидается еще два пуска в Китае.[2]

Гонец 2 - Проект «Государево око»

4 июня 2019 года стало известно, что благодаря проекту «Государево око» президент России сможет в режиме реального времени видеть ситуацию в регионах и руководить страной. Об этом заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Как он уточнил, президент сможет таким образом проверять, соответствуют ли отчёты чиновников реальной ситуации в стране.

«
Полный доступ к этой системе будет иметь президент, думаю, что при контакте с региональными властями можно использовать эти данные. Что реально происходит со стройками, объектами, людьми, посевами, дорогами и многое-многое другое,
сказал глава «Роскосмоса»
»

Дмитрий Рогозин также анонсировал создание спутниковой системы «Гонец-2» для контроля за состоянием объектов наземной инфраструктуры.

«
Вы знаете спутники системы "Гонец", раньше они работали как пейджинги в зонах отсутствия нормальной связи, а теперь мы делаем новые спутники "Гонец", это будет интернет вещей. Это система, которая будет способна оперативно передавать информацию, поступающую с наземных сенсоров, — уточнил глава ведомства.
»

По его словам, проект предусматривает установку сенсоров на объектах наземной инфраструктуры, в том числе критически важных — плотинах, мостах, атомных электростанциях. Они будут передавать сигналы на спутники в случае отклонений от нормы. Как пояснил глава Роскосмоса, система не будет зависеть от людей и наземной инфраструктуры, в том числе оптоволоконных сетей, и сможет видеть любое изменение нормального статуса объектов.

После поступления сигналов с датчиков будет включаться система дистанционного зондирования Земли «Государево око».[3]

Анонс проекта «Государево око»

18 января 2019 года Дмитрий Рогозин анонсировал проект «Государево око». Он уточнил, что систему сможет использовать МЧС при борьбе с пожарами или сельское хозяйство для мониторинга пахотных земель.

Глава «Роскосмоса» рассказал, что с помощью проекта «Государево око» можно будет контролировать стройку объектов, даже за пределами страны.

«
Причём снимки мы можем делать не только под прямым углом, но и под иным углом, тем самым видя, например, глубину котлована, глубину шахты или какие-то иные изменения в техногенном облике инфраструктуры,
уточнил Дмитрий Рогозин, глава «Роскосмоса»[4]
»

2017: План выделения частот в диапазонах 1980 - 2010 МГц и 2170 - 2200 МГц

20 февраля 2017 года стало известно о проекте выделения «Спутниковой системе «Гонец» диапазона частот 1980 - 2010 МГц и 2170 - 2200 МГц.

Согласно сведениям в СМИ, Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) может принять решение о вероятном выделении частот в диапазонах 1980 - 2010 МГц и 2170 - 2200 МГц «Спутниковой системе «Гонец».

Диапазон 1980 - 2000 МГц (верхняя часть диапазона 1,9 ГГц) поделить оказалось не просто: с 2012 года в борьбу за них вступила компания «Антарес» предпринимателя Евгения Ройтмана. Компания владеет частотами в нижней части диапазона (1900 - 1920 МГц) для использования технологиями четвертого поколения сотовой связи стандарта LTE (4G), и объединением двух полос «Антарес» могла увеличить емкость своей сети [5].

В период, когда «Антарес» претендовала на частоты, в ГКРЧ поступили три заявки на выделение этих частот под мобильную спутниковые связь. Их подали ИСС им. М.Ф. Решетнева и компании «Транзит-Телеком» и «Руспроект» (последняя якобы аффилированна с «Антаресом»).

В начале 2016 года ГКРЧ планировала удовлетворить заявки всех трех компаний, но решение не приняла - параллельно появился проект создания конфиденциальной мобильной спутниковой связи. Вопрос об этом ГКРЧ рассматривала в конце 2015 года в закрытом режиме и на 20 февраля 2017 года о решении комиссии не известно.

В конце 2016 года повторные заявки на выделение частот направила одна из компаний - «Фитаком» (правопреемник «Транзит-Телеком»). ГКРЧ отказала компании в выделении частот. Компания подала повторную заявку, но в материалах к предстоящему заседанию сказано, что «Фитаком» снова получила отказ.

Согласно установленной процедуре для принятия ГКРЧ решения о выделении частот соответствующая заявка должна получить три положительных согласования: от Роскомнадзора, Минобороны и Федеральной службы охраны (ФСО). В информационных листах к заседаниям ГКРЧ, проходившим в 2014-2015 годы, говорится, что все три ведомства были «за» выделение частот «Транзит-Телеком», при этом Роскомнадзор ссылался на необходимость получения результатов дополнительных исследований.

Начиная с 2016 года Роскомнадзор стал возражать против выделения частот «Транзит-Телеком»/«Фитаком». Из информационного листа к предстоящему заседанию ГКРЧ следует, что из трех основных ведомств против выделения частот по-прежнему только Роскомнадзор. Ведомство ссылается на позицию «Роскосмоса».

Замгендиректора госкорпорации «Роскосмос» Михаил Хайлов в своем письме в аппарат ГКРЧ указал на нецелесообразность выделения частот для «Фитаком», поскольку не будут выполнены условия электромагнитной совместимости с системой конфиденциальной спутниковой связи - в письме указано, что ранее эти частоты другим решением ГКРЧ выделили системе конфиденциальной спутниковой связи.

«Спутниковая система «Гонец» начала претендовать на частоты в диапазоне 1980 - 2010 МГц в конце 2016 года. На заседании ГКРЧ в октябре 2016 года система «Гонец» получила частоты в различных диапазонах (более 10 ГГц), но рассмотрение заявки перенесли.

В материалах к заседанию ГКРЧ в марте 2017 года сказано: «Гонец» получит эти частоты при согласии на разработку условий совместного использования с сетями сотовой связи третьего поколения стандарта UMTS (3G) и находящимися в ведении ФСО радиоэлектронных средств правительственного назначения.

Резюмируя указанное, издание сообщило: в планах ГКРЧ - отказать компании «Фитаком» в выделении частот диапазона 1980 - 2010 МГц для мобильной спутниковой связи, поскольку ранее эти частоты выделили для системы конфиденциальной спутниковой связи. Но, «Спутниковая система «Гонец», заявка которой подана на несколько лет позже, получит эти частоты при условии совместного использования частот с сетями правительственной связи.

«Роскосмос» и «Спутниковая система «Гонец» отказались комментировать происходящее.

2016

ГЛОНАСС и «Гонец» будут следить за рыбаками

Две спутниковые системы, ГЛОНАСС и «Гонец», будут использоваться для слежения за местоположением судов российского рыболовного флота. Об этом говорится в приказе российского министерства сельского хозяйства, опубликованном на официальном портале правовой информации[6].

​Спутниковую систему «Гонец» испытывают на Крайнем Севере

Спутниковую систему слежения и связи «Гонец» испытывают в Ненецком автономном округе. Очередной этап проверок прошел на оленях. На шею животных установили специальный ошейник, который отслеживал их местоположение. После всех испытаний такие ошейники будут применяться для дистанционного выпаса животных, что поможет избежать конфликтов между оленеводами[7].

Спутниковую систему «Гонец» испытывают на Крайнем Севере

Так как животные пасутся свободно, то иногда они заходят на территорию чужих пастбищ, и тогда «заблудившийся» олень становился предметом споров между хозяином и владельцем угодий.

Крайний Север выбран для испытания потому, что здесь очень востребованы системы слежения на основе «Гонца». Например, здесь есть потребности в определении местоположения туристов, рыбаков и охотников, особенно когда те совершают длительные переходы, а расстояние до ближайших населенных пунктов превышает несколько десятков километров. В любой момент путники могут подать сигнал бедствия.

Функция слежения пригодится и для владельцев снегоходного транспорта, ведь зимой, передвигаясь по рекам, они руководствуются только направлениями.

Представители разработчиков отметили, что только в этом регионе представители бизнеса и городских администраций проявляют интерес к внедрению технологий систем слежения на основе «Гонца».

2014

Интеграция систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Гонец» завершится в 2015 году

К концу 2015 года завершится интеграция государственной системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» и российской спутниковой системы связи «Гонец».

«Интегрированные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Гонец» планируется использовать на транспортных средствах, которые эксплуатируются, в основном, там, где нет сплошного покрытия мобильной связи, например, в малонаселенных или труднодоступных регионах, - комментирует главный аналитик Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Ионин Андрей . - Сюда также можно отнести весь транспорт, задействованный при лесозаготовках, на нефтяных или газовых месторождениях. Или тогда, когда есть особые - максимально высокие, требования к надежности доставки экстренного вызова, например, для автомобилей, перевозящих опасные грузы. Может такое интегрированное «ЭРА-ГЛОНАСС»/«Гонец» устройство понравиться рыбакам и туристам. Предварительные работы по интеграции оборудования уже проведены, а в 2015 году планируем перейти к полномасштабной интеграции систем и созданию потребительского оборудования».

Государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» предназначена для повышения безопасности на транспорте. Она сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тысяч человек. Система будет введена в промышленную эксплуатацию в 2015 году.

2013: Абонентский терминал «Гонец»

Многофункциональная система персональной спутниковой связи (МСПСС) «Гонец» разрабатывается в рамках федеральной космической программы России при непосредственном участии Российского Авиакосмического Агентства.

Разработчики и изготовители основных элементов МСПСС «Гонец»:

Назначение системы «Гонец» - передача цифровой информации в пакетном режиме и обеспечение диспетчерской радиотелефонной связи.

Абонентский терминал состоит из радиомодема и персонального IBM-совместимого компьютера. Терминалы системы «Гонец» оснащаются малогабаритными ненаправленными антеннами, позволяющими устанавливать их на транспортных средствах и вести связь в движении.

Файл:Антенна-Гонец.jpg

Всенаправленная антенна, 2013

Файл:Модем-Гонец-Р-АТ4.jpg

Модем Р-АТ4, 2013


Достоинства

  • 2 варианта конструктивного исполнения.
  • Удобство в работе.
  • Время развертывания менее 10 мин.
  • Связь со спутником без участия оператора.
  • Всенаправленная антенна.
  • Определение координат (точность 100 м).
  • Широкий диапазон рабочих температур (-25... +55°С).
  • Питание 220 В или 12 В.
  • Небольшие масса и габариты.


Абонентский терминал низкоорбитальной космической системы связи «Гонец-Д1» АТ-СО-4

Абонентский терминал АТ-СО-4 является полным комплектом аппаратуры для автоматического информационного обмена со спутниками низкоорбитальной космической системы связи «Гонец».

Состав

  • Малогабаритный радиомодем Р-АТ4 с устройством определения местоположения (GPS) или без него.
  • Ненаправленная антенна, обеспечивающая беспоисковую и бесподстроечную связь.
  • Источник питания.

С помощью АТ-СО-4 пользователям предоставляется ряд телекоммуникационных услуг, ориентированных на передачу сообщений небольшого объема.

2010: Предложение о модернизации системы до 48 спутников

Как рассказали «Маркеру» в компании «Спутниковая система „Гонец`», в августе 2010 г. на орбите работают шесть спутников системы, в сентябре планировался запуск еще двух аппаратов. Сегменты группировки не делятся на гражданский и военный — одни и те же устройства используются и в гражданских, и в коммерческих целях. Правда, сервис, предлагаемый «Гонцом», несколько специфичен. Возможна передача однопакетных сообщений до 256 символов с доставкой в другие части света с типовой задержкой в несколько десятков минут. Есть возможность выйти в интернет — связь осуществляется по WAP-протоколу со скоростью на уровне 2,7 Кбит/с, сессия будет длиться, пока ваш терминал «видит» спутник.

Модернизировать подобную систему до уровня системы спутниковой связи Iridium означает, по сути, строительство системы связи заново. Именно такой сценарий предлагали в 2010 году в «Спутниковой системе „Гонец`». А именно: нарастить спутниковый флот до 48 аппаратов, по восемь в шести плоскостях которые обеспечат глобальный охват и функционал на высшем возможном в это время технологическом уровне. Речь идет о скоростном доступе в интернет, телефонной связи, сервисе определения координат, мониторинга удаленных объектов и пр. В компании «Гонец» не стали конкретизировать смету проекта, сообщив, что она пока не определена окончательно.

По своим техническим параметрам предложенная ими система близка к глобальной сети Iridium (в частности, наличием коммуникационных каналов между самими спутниками, что является уникальной конструктивной особенностью Iridium).

Вопросы вызывают главным образом предложенные авторами технические решения, в то время как идею создания околоземного информационного пространства в целом поддержали Роскосмос и Минкомсвязи. Впрочем, эксперты из Роскосмоса сомневаются, что государство возьмется в обозримом будущем финансировать создание рекордного для страны спутникового флота: после завершения работ по ГЛОНАСС следующим по приоритетности будет создание многоцелевой спутниковой системы «Арктика», призванной поддержать российские амбиции по освоению района Северного Ледовитого океана.

«Мы собираемся создать глобальную информационную среду в наземном, воздушном и космическом пространстве, — цитирует „Прайм-ТАСС` заместителя главы Роскосмоса Анатолия Шилова в 2010 году. — Проект заключается в разработке радиоканала нового поколения, а также в создании новой спутниковой системы для проведения космического интернета туда, куда оптоволокно никогда не придет». Саму идею создания такой системы одобряют и в Минкомсвязи, однако заложенные в проект технические решения в министерстве называют сырыми, требующими дальнейшей доработки и оценки.

Как бы то ни было, но проект под названием «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям с использованием систем спутниковой связи» присутствует в списке 24 проектов модернизации экономики, обоснование которых соответствующие ведомства прислали в середине июля 2010 г. Минэкономразвития. В компании «Спутниковая система „Гонец`» надеются, что их проект может быть реализован путем принятия отдельной федеральной целевой программы — ровно так же, как был реанимирован проект ГЛОНАСС. В то же время отраслевые эксперты считали, что шансы получить финансирование у «Космонета» в обозримом будущем невелики.

«Финансирование ГЛОНАСС началось тогда, когда на уровне руководства государства стали понятны экономические перспективы создания Россией глобальной навигационной системы, — говорит собеседник в Роскосмосе. — В случае с „Гонцом` такие перспективы неочевидны. Кто будет эту систему использовать и можно ли говорить о перспективах ее окупаемости, непонятно. Притом что проект исключительно сложен технически и наверняка очень затратный. Речь ведь идет о группировке спутников в два раза большей, чем ГЛОНАСС, а также о создании наземных систем. Не думаю, что российский бюджет потянет такие расходы, тем более принято принципиальное решение создавать многоцелевую спутниковую систему „Арктика` стоимостью порядка 70 млрд руб.».

Опыт создания близких по параметрам спутниковых систем показывает, что смета таких проектов находится в пределах $4–6 млрд. Окупить такие затраты пока не смог ни один оператор спутниковых систем связи: и Iridium, и Globalstar вскоре после запуска ждало банкротство.

Примечания



СМ. ТАКЖЕ (2)


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  ITOB (АЙТОБ) (142)
  Русские навигационные технологии (РНТ) (96)
  Единая Национальная Диспетчерская Система (ЕНДС) (92)
  Omnicomm (51)
  М2М телематика (49)
  Другие (593)

  Tesla Smart (Тесла Смарт) (2)
  Большая Тройка (2)
  ГалилеоСкай (Galileosky) (2)
  Монтранс (Montrans) (2)
  РТКомм.РУ (2)
  Другие (14)

  Рязанский Радиозавод (1)
  Спутникс (Спутниковые инновационные космические системы) (1)
  Мобильные ТелеСистемы (МТС) (1)
  НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы (1)
  РТКомм.РУ (1)
  Другие (0)

  Ситроникс КТ (ранее Кронштадт Технологии) (2)
  ГалилеоСкай (Galileosky) (1)
  НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы (1)
  Рязанский Радиозавод (1)
  Ситроникс (Sitronics) (1)
  Другие (3)

  ГЛОНАСС 35 (1)
  Урбаномика (1)
  Другие (1)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Российские космические системы (РКС) (58, 361)
  Единая Национальная Диспетчерская Система (ЕНДС) (5, 176)
  ITOB (АЙТОБ) (1, 144)
  Omnicomm (12, 121)
  Русские навигационные технологии (РНТ) (10, 106)
  Другие (396, 507)

  ГалилеоСкай (Galileosky) (2, 11)
  РТКомм.РУ (2, 2)
  Gurtam (Гуртам, Гуртсофт) (1, 2)
  Большая Тройка (1, 2)
  Монтранс (Montrans) (1, 2)
  Другие (4, 4)

  ГЛОНАСС АО (1, 1)
  НИЯУ МИФИ - Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (1, 1)
  Рязанский Радиозавод (1, 1)
  Спутникс (Спутниковые инновационные космические системы) (1, 1)
  Айкон Софт (Icon Soft) (1, 1)
  Другие (3, 3)

  Ситроникс КТ (ранее Кронштадт Технологии) (3, 3)
  ГалилеоСкай (Galileosky) (2, 2)
  Газпром межрегионгаз инжиниринг (1, 1)
  ГЛОНАСС АО (1, 1)
  Ситроникс (Sitronics) (1, 1)
  Другие (3, 3)

  ГалилеоСкай (Galileosky) (1, 2)
  Содействие развитию и использованию навигационных технологий (НП ГЛОНАСС) (1, 1)
  Айкон Софт (Icon Soft) (1, 1)
  ГЛОНАСС АО (1, 1)
  Другие (0, 0)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Навигатор-С - 158
  1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS - 144
  АвтоТрекер - 106
  Omnicomm LLS: контроль расхода топлива и мониторинг транспорта - 64
  Omnicomm Online - 53
  Другие 509

  Galileosky Оборудование мониторинга транспорта - 8
  Galileosky Base Block Спутниковые GPS/ГЛОНАСС-терминалы - 3
  Wialon - 2
  Montrans ГЛОНАСС-GPS Терминалы - 2
  Большая Тройка: АСУ Управление отходами - 2
  Другие 6

  Рязанский Радиозавод: Аппаратные связи на базе шасси высокой проходимости - 1
  SenSat - 1
  МТС-Трекер - 1
  ЭРА-ГЛОНАСС ГАИС - 1
  МИФИ и Спутникс: CubeSat 3U Наноспутники - 1
  Другие 0

  ЭРА-ГЛОНАСС ГАИС - 1
  Газпром межрегионгаз инжиниринг: Мобильное приложение для мониторинга передвижения автотранспорта - 1
  Sitronics KT: Автономная навигационная система (АНС) - 1
  Galileosky Base Block Спутниковые GPS/ГЛОНАСС-терминалы - 1
  Sitronics KT: Автоматическая идентификационная система (АИС) - 1
  Другие 3

  Galileosky Оборудование мониторинга транспорта - 2
  ЭРА-ГЛОНАСС ГАИС - 1
  Другие 0