2020/10/02 13:35:38

Глава Минцифры Кузбасса Максим Садиков – об уроках пандемии, ИИ в госсекторе и цифровизации документооборота

В январе 2020 года в Кемеровской области (Кузбасс) появилось Министерство цифрового развития и связи. Его работа началась с создания сквозных процессов в органах власти и разработки первой ИТ-стратегии региона. Подробнее о задачах, которые вошли в документ, а также об опыте работы с системой Directum рассказал глава Минцифры Кузбасса Максим Садиков.

Максим
Садиков
Наше министерство планирует стать единым оператором электронного документооборота для всех органов исполнительной власти региона

Максим Владимирович, какие задачи вы поставили перед собой и командой, когда стали руководителем департамента ИТ региона?

Максим Садиков: Я шел на должность, зная о сложной ситуации с цифровизацией в регионе. Много лет ИТ-развитие в органах власти шло хаотично. Где-то на местах уже внедряли и использовали современные решения, а где-то о них еще даже не думали. В регионе не было ни единой стратегии, ни даже общей тактики цифровизации. Главное, что от меня требовалось на тот момент, – упорядочить инфраструктуру и ИТ-развитие в органах исполнительной власти, разработать и внедрить общие правила цифровизации. Считаю, что с этой задачей мы справились.

СПРАВКА

Максим Садиков вступил в должность министра цифрового развития и связи Кузбасса 1 января 2020 года. С октября 2019-го руководил региональным департаментом информационных технологий, который в последствии был переименован в министерство. До назначения занимал пост директора по работе с корпоративным и государственным сегментами в Кемеровском филиале «Ростелекома». Помимо задач департамента ИТ, в Минцифры также перешли функции в сфере связи, которые раньше выполнял Департамент транспорта и связи (сейчас – Министерство транспорта Кузбасса).

Вы говорите о разработке первой цифровой стратегии Кузбасса?

Максим Садиков: Да, в этом году мы подготовили Стратегию цифрового развития региона, где впервые прописали наши основные цели в сфере ИТ и связи Кузбасса на ближайшие пять лет. Документ был разработан Аналитическим центром при Правительстве РФ и стал дополнением к Стратегии социально-экономического развития Кузбасса. Скоро он будет утвержден.

Также мы начали создавать технологическую основу для дальнейшей цифровизации региона. За год приобрели группу серверов, навели порядок в методике работы с данными, схемах и определили технические приоритеты. И уже приступили к следующему этапу – созданию полноценного регионального ЦОДа, который появится в Кузбассе начале 2021 года. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.9 т Не менее важной задачей стала оценка программного обеспечения, которое используется во всех органах власти в Кузбассе. За год мы провели масштабный мониторинг. Оказалось, что информационных систем внедрено очень много. Почти все они сегодня работают разрозненно, что приводит к сложностям во взаимодействии.

Одним из ключевых трендов цифрового развития экономики Кузбасса стало создание экосистемы цифровых платформ, сервисов и решений. Основное преимущество подобного подхода – возможность переиспользования внедряемых решений в различных отраслях вместо создания отдельных систем под нужды органов власти и местного самоуправления.

Единые решения упростят совместную работу министерств и ведомств, помогут добиться максимальной прозрачности и эффективности госструктур в работе друг с другом. Граждане смогут намного быстрее получать госуслуги и обратную связь по своим обращениям.

Рассматриваете ли в качестве таких платформенных решений системы для цифровизации документооборота? Какие требования к таким ним предъявляете?

Максим Садиков: Да. Документооборот в России постоянно развивается, на это влияют меняющееся законодательство, новые потребности организаций и другие реалии. Именно поэтому единая система, обеспечивающая нашу работу с документами, не должна быть статичной.

В этом плане нас полностью устраивает система Directum – продукт постоянно развивается, подстраивается под изменения законодательства. Нам нравится, что разработчики слышат нас, принимают во внимание наши просьбы о дополнениях, новых функциях и т.д.

Год назад, когда я возглавил региональный департамент ИТ, Directum уже использовали в нескольких органах исполнительной власти. На данный момент в системе работают более 1100 сотрудников Правительства Кузбасса, органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса.

Все перечисленные ведомства – изначально самостоятельные юридические лица, обладающие собственным бюджетом и правом закупать ИТ-решения по своему усмотрению. С 2009 года каждое из них приобретало Directum для автоматизации делопроизводства: организации электронного документооборота, делопроизводства и канцелярии, управления совещаниями и показателями эффективности, работы с обращениями граждан и т.д.

Почему электронный документооборот так важен для органов власти?

Максим Садиков: Каждый объект экономики что-то производит – товары, услуги и т.д. Что производит государство? Чаще всего результатом деятельности становятся документы: ответы на обращения, приказы, постановления и т.д. Без них сегодня невозможно представить работу органов власти.

Если документооборот в разных госструктурах выстроен по-своему, организовать взаимодействие между ними очень сложно. Трудно добиться высокой эффективности, прозрачности и единообразия в работе разных министерств и ведомств. Вот чего не хватает на данный момент. И именно над решением этой задачи мы работаем сейчас.

Уже скоро Минцифры планирует стать единым оператором электронного документооборота для всех органов исполнительной власти. Это позволит нам выстроить и масштабировать единое платформенное решение со сквозными процессами. Сквозные процессы, в том числе в документообороте, требуются на всех уровнях власти – от правительства до муниципальных образований. Особенно важно решить эту задачу сейчас. Пандемия уже показала, что взаимодействие по всей вертикали власти должно проходить максимально быстро и без сложностей.

Пандемия повлияла на ваши задачи?

Максим Садиков: В этом году пришлось задуматься над тем, как обеспечить работу чиновников, если придется в экстренном порядке переводить их на удаленку. Если нужно будет сделать это в течение суток, то необходимо быть готовыми не только технически. К организации рабочего места и работе с информацией предъявляется ряд требований законодательства, необходимо их соблюсти.

Решения для перевода сотрудников на удаленку, в том числе на базе Directum, уже найдены. Сегодня мы их тестируем.

В продолжение темы удаленного доступа к информационным системам: насколько востребованы мобильные решения среди госслужащих Кузбасса?

Максим Садиков: Многие руководители в правительстве активно используют мобильное решение Directum Solo. В их числе и я. Пользуюсь всегда, когда не нахожусь на рабочем месте – в дороге, в командировках. Использую весь функционал – от согласования документов до контроля поручений.

В мобильном решении также работают все сотрудники Минцифры. В этом уже нет ничего удивительного. Актуальность работы с документами в удаленном режиме растет сегодня не только в бизнесе, но и в госсекторе.

Пандемия стала одной из главных тем «прямой линии» с губернатором, которая прошла в августе. Жители региона впервые оставляли вопросы на цифровой платформе «Кузбасс онлайн». Как была организована работа с этими обращениями? Какие интеграционные решения потребовались?

Максим Садиков: На самом деле это была «проба пера». Изначально требовалось просто организовать прямую линию с главой региона. Но мы понимали, что вопросов может быть много – несколько тысяч. Дать обратную связь по ним нужно было оперативно, как того требует законодательство.

Чтобы не выстраивать какие-то новые решения, использовали уже работающие инструменты. В отдельном модуле цифровой платформы «Кузбасс онлайн» реализовали возможность задать вопросы губернатору и проголосовать за другие интересные темы. Те, что набрали больше всего «лайков», глава региона озвучил в прямом эфире.

Для дальнейшей обработки других вопросов провели интеграцию с Directum, где уже к тому моменту были реализованы процессы работы с обращениями граждан. Все вопросы в системе делились на группы по тематикам и автоматически отправлялись исполнителям, которые затем готовили ответы и давали обратную связь гражданам.

Также жители региона задавали вопросы через Call-центр, откуда обращения поступали на платформу «Кузбасс онлайн» и затем уходили ответственным сотрудникам по заданным маршрутам в Directum.

Всего в рамках прямой линии через систему прошло более 2000 обращений. Конечно, человеческий труд исключить полностью не удалось, но в целом от рутинных и повторяющиеся операций мы избавились. Технология успешно прошла тестирование и себя уже оправдала. Следующая прямая линия пройдет точно в таком же формате.

СПРАВКА

Цифровая платформа «Кузбасс Онлайн» разработана в соответствии со стандартом «Умный город», утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Проект был запущен в 2019 году. Платформа создана для открытого и прозрачного диалога горожан, властей и обслуживающих организаций. На сайте и через мобильное приложение жители региона могут:

  • сообщать о проблемах в населенном пункте и отслеживать ход их рассмотрения, а также высказывать предложения и выражать благодарность;
  • быть в курсе местных событий, читая новости, выложенные на портале;
  • принимать участие в голосованиях от администрации, чтобы совместно решать вопросы развития.

Большинство проблем, указанных в сообщениях, решаются в среднем за 5 рабочих дней. Количество пользователей платформы уже превышает 70 тыс. человек.

Рутинные операции всегда занимают много времени и сил. Бизнес избавляется от них с помощью новых решений, искусственного интеллекта. Можно ли сократить трудозатраты госслужащих с помощью ИИ?

Максим Садиков: Однозначно да. В текущем году министерство вело работы по внедрению в МФЦ робота-консультанта на основе искусственного интеллекта. Технология в автоматизированном режиме обеспечивает прием и первичную обработку до 100% входящих вызовов. Автоматизация позволила повысить уровень удовлетворенности граждан процессом обслуживания, сократить время ожидания в очереди, снизить нагрузку на персонал, обслуживающий обращения и осуществляющий обзвон. Мы организовали круглосуточную обработку входящих звонков в режиме 24/7, не ограничиваясь рабочим временем операторов.

Эффект от внедрения робота-консультанта видим уже сейчас: 49% звонков единого Call-центра МФЦ обрабатываются в автоматическом режиме, без участия человека. Снизилось среднее время ожидания граждан в очереди для получения информации по телефону – с 10 до 2 минут, а длительность пребывания на линии сократилась с 7 до 4 минут. В этом году новой технологией также будет охвачена сфера здравоохранения. В дальнейшем могут быть задействованы сферы ЖКХ, транспортного обслуживания и иные сферы, где это может быть востребовано.

Требуются современные решения и для других ведомств, где по-прежнему много рутинных операций. В ближайшее время планируем рассмотреть ИИ для подготовки протоколов заседаний. Умные технологии уже могут распознавать данные и предзаполнять поля документов, выявлять стандартные обращения граждан и формировать ответы на них.

Сегодня из многих процессов можно исключить труд человека, цифровизация органов власти неизбежна и полезна. К сожалению, пока ее уровень в России не настолько высок, как в Великобритании или других технологичных странах. Путин Владимир Владимирович понимает это. И среди ключевых задач, стоящих перед Российской Федерацией, цифровое развитие занимает очень важное место.

Работа предстоит большая, в том числе в части технологий будущего – блокчейн, ИИ, квантовые вычисления и др. Постепенно включаются в эту задачу и регионы. Например, в ближайшее время в нашем министерстве появится отдел по работе с Big Data и ИИ. Это будет началом большой работы по созданию цифрового будущего в Кузбассе и потребует от нас годы упорного труда.