Евгений Ефименко, «ФОРС – Центр разработки»:
«Опыт и знания наших специалистов – это хаб профессиональных ИТ-решений»
Вот уже 30 лет компания ФОРС продолжает оставаться одним из лидеров российского ИТ-рынка. Как удается обеспечить стабильный рост в текущих условиях и в каком направлении развивается компания, TAdviser рассказал Евгений Ефименко, генеральный директор компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС)
Страна живет в эпоху значительных перемен: санкции, импортозамещение, пандемия. Для обеспечения стабильного роста насколько существенно вам приходится корректировать бизнес-стратегию?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Упомянутые вызовы в последнее время оказали большое влияние на все сферы российской экономики и на развитие информационных технологий, в частности. Бизнес-стратегия, которой мы придерживаемся, основывается на гибкости, адаптивности к внешней среде, реалиям рынка и ожиданиям заказчика, но при этом на сохранении своих конкурентных преимуществ в тех областях ИТ, где мы накопили уникальные компетенции и большой практический опыт. Совместно с нашими заказчиками мы разрабатываем решения по исключению или минимизации влияния объявленных и возможных санкций на ИТ-инфраструктуру организаций, проектируем системы на базе открытого или отечественного программного обеспечения, перешли преимущественно на удаленную работу проектных команд, перестраиваем формат работы, чтобы не потерять продуктивность и сохранить командный дух. Это только часть ответов на те вызовы, которые Вы указали.
ФОРС как одной из старейших компаний российского ИТ-рынка какой из этих подходов ближе - консервативный или новаторский?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Нам близок рациональный, взвешенный подход при выборе решений, что, в первую очередь, определяется интересом наших заказчиков. При выполнении работ мы не можем допустить серьезных рисков проекта и не выполнить свои обязательства, а наши решения должны соответствовать действующей ИТ-стратегии заказчика. Прежде всего, это относится к государственным организациям и крупным корпоративным заказчикам, чьи заказы составляют существенную долю нашего портфеля. В таких случаях мы отдаем предпочтение выбору наиболее проверенных методов и средств, гарантирующих достижение результата. Для того, чтобы оставаться в лидерах, при проведении инициативных разработок и создании собственных продуктов мы много исследуем, анализируем и испытываем возможности информационных технологий в самых разных областях. Так, например, решениями в области телемедицины, удаленного мониторинга, индекса здоровья ФОРС начал заниматься в ту пору, когда эти направления ИТ-бизнеса в нашей стране еще только зарождались. Возможности ИТ в спорте мы начали раскрывать около 10 лет назад на базе футбольного клуба «Спартак-Москва», а в 2021 году мы предлагаем комплексную цифровую платформу для управления спортивными организациями.
Компания «ФОРС – Центр разработки» стала активно использовать в своих продуктах свободное ПО. Насколько сложно диверсифицировать собственные разработки, созданные на базе проприетарного ПО?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Мы не стремимся к модернизации своих действующих решений только ради их перевода на свободное ПО и считаем, что подход к решению этой задачи должен быть продиктован исключительно здравым смыслом. Имея значительный опыт создания и технической поддержки высоконагруженных систем, мы понимаем, что в подобных проектах иногда просто невозможно достичь требуемых показателей назначения с использованием свободного ПО или каких-либо отечественных аналогов. Однако, это относится далеко не ко всем типам информационных систем, включая даже самые крупные, с которыми нам довелось иметь дело. Так, мы с успехом применяем свободное и российское ПО для решений в области больших данных и распределенной обработки. Мы давно используем свободное ПО для реализации пользовательского интерфейса, слоя бизнес-логики и для интеграционного слоя. Мы используем свободное ПО при создании мобильных приложений. Что касается тех случаев, когда перевод решения на свободное ПО может быть осуществлен без каких-либо существенных бизнес-рисков, мы стараемся выполнять его совместно с разработкой новой функциональности. Причем, чем шире требования к функционалу, тем более оправдано принятие решения о переходе на свободное и отечественное ПО. Такой подход к импортозамещению позволяет попутно осуществить реинжиниринг существующих систем и улучшить их потребительские качества.
Тогда дайте, пожалуйста, экспертный комментарий по вопросу производительности больших систем на базе открытых СУБД. Порой высказывается мнение, что проприетарные СУБД в hi-end сегменте сложно импортозаместить. Это правда или чьи-то домыслы?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Это нельзя назвать домыслами. При реализации многих задач до сих пор трудно обойтись без промышленных СУБД Enterprise уровня. В их создание, развитие и совершенствование ведущие мировые производители вложили огромное количество сил, времени и средств, поэтому их возможности все еще существенно превосходят возможности СУБД с открытым кодом. И это превосходство особенно ярко проявляется, когда речь идет о базах данных, предназначенных для хранения и обработки очень больших объемов информации, критически важной для бизнеса (например, в финансовом секторе или крупных телекоммуникационных компаниях). В таких случаях требуется не только обеспечить высокое быстродействие при значительном размере БД, но еще и получить гарантии успешного восстановления данных при возникновении разного рода нештатных ситуаций. Это не всегда означает то, что решение подобных задач с использованием открытых СУБД невозможно в принципе. Но, как правило, стоимость и бизнес-риски такого перехода оказываются существенно выше затрат и рисков, связанных с продолжением эксплуатации действующей системы.
А у государственных систем какая ситуация?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: С одной стороны, у государственных заказчиков нет выбора, и они обязаны строить системы на открытых или отечественных продуктах, а с другой – у них не так много систем, требующих применения СУБД с реляционной моделью данных и при этом имеющих очень большие объемы хранимой информации. Поэтому в большинстве случаев возможно импортозамещение с использованием широко распространённой открытой СУБД PostgreSQL.
Наш опыт показывает, что, как правило, в тех случаях, когда у крупных государственных заказчиков существует потребность в хранении и обработке больших объемов данных, оптимальным способом организации доступа к таким данным является создание озер данных с использованием системы распределенной обработки и хранения информации с открытым кодом и отечественных продуктов. И в этом классе систем широко представлены как продукты c открытым кодом, так и оригинальные отечественные разработки, которые мы успешно применяем. Хотелось бы также отметить, что в последнее время при решении таких задач приоритеты часто смещаются из области выбора ПО в область выбора наиболее эффективной аппаратной платформы, раскрывающей возможности данного ПО.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Импортозамещение программного обеспечения не решает полностью задачу защиты российской экономики от санкционного давления, поэтому параллельным курсом идет развитие производства отечественных персональных и серверных вычислительных систем. С их производителями наша компания давно сотрудничает, предлагая клиентам отлаженные комплексные решения, позволяющие быстро и с минимальными затратами развернуть и настроить российские программно-аппаратные комплексы для решения многих корпоративных задач.
Пандемия повлияла на характер тех проектов, которые компания выполняет для госсектора?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: В период пандемии необходимость сокращения контактов людей друг с другом существенно ускорила цифровую трансформацию и в первую очередь - государственных учреждений. Приоритетными стали задачи, направленные на упрощение или полное исключение непосредственного взаимодействия людей при обращении в органы исполнительной власти. Везде, где возможно формализовать и регламентировать деятельность чиновника, его заменяет машина. Время на исполнение государственных услуг и функций сокращается с часов до секунд, а для получения многих из них не потребуется делать даже запрос - они будут предоставлены автоматически на основе произошедшего события или по праву, определенному законодательством. В этом направлении мы все сильно ускорились.
Как все эти возмущающие воздействия сказались на финансовых результатах компании?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: В начале 2020 года, когда только началась пандемия, на рынке возникла некоторая растерянность, были прогнозы существенного падения выручки и соответствующих проблем, в том числе в ИТ-отрасли. Все понимали, что основные государственные ресурсы должны быть направлены на борьбу с вирусом и на решение сопутствующих социально-экономических вопросов. Но достаточно быстро стало понятно, что ИТ- это не только важный инструмент борьбы с распространением вируса, но и управления экономикой в сложившейся ситуации. В результате, несмотря на то, что многие проекты заказчиками были приостановлены или отложены, все значимые проекты мы успешно завершили, выполнив свои обязательства, и закрыли 2020 год с ростом выручки более 20% относительно 2019 года.
Более 20% роста – это очень хороший темп. Что помогло достичь таких показателей?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Основа успеха компании - репутация. За 30 лет ФОРС зарекомендовала себя, во-первых, ответственным исполнителем при создании, развитии и обеспечении стабильной работы сложных информационных систем заказчика. Во-вторых, надежным партнером в ИТ-сообществе, что позволяет совместно эффективно реализовывать крупные и сложные проекты в сжатые сроки. В-третьих, привлекательным работодателем для ИТ-специалистов, которые высоко оценивают ФОРС как профессиональную команду единомышленников, в которой комфортно работать.
Какие потребности ваших ключевых заказчиков характерны для нынешнего времени?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Можно выделить три тренда. Во-первых, сквозная информатизация, при которой данные «снимаются» с места их возникновения и в реальном или близком к реальному времени представляются для их обработки. Тренд связан с тем, что все и всё ускоряется. Поэтому произошедшее событие должно быть оперативно зафиксировано, доставлено и обработано системой. Одним из примеров подобного решения является система «Рекорд» для контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры – она внедрена и эффективно работает во многих регионах России. В ней задействованы телеметрические данные, используются фото- и видео материалы, мобильные приложения дорожных специалистов, обеспечена интеграция с системами управления регионом и взаимодействия с жителями.
Во-вторых, отказ от учетных систем в пользу систем, принимающих решения. Этот тренд обусловлен тем, что сбор информации перестал быть самоцелью, всевозможные реестры вырождаются. Создаются системы управления, в которых машинная логика и/или специалист принимают решение на основании предоставленной информации. Пример такого проекта - информационная система цифровых сервисов Министерства сельского хозяйства РФ, где каждый последующий шаг процесса формируется на основе получаемых сведений индивидуально для каждого сельхозтоваропроизводителя при заявлении, получении или представления отчетности по предоставленной субсидии или льготе.
В-третьих, максимальное извлечение знаний из множества источников для построения цифровых моделей объектов, субъектов и процессов. Фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» в современном мире затронула каждого гражданина, жителя, потребителя или организацию. Мы уже привыкли, что интернет-браузеры, соцсети, телеком-операторы, ритейл, финансовые компании и т.п. накапливают информацию о нас, анализируют и используют наш профиль. В последнее время к ним присоединились федеральные и региональные органы государственной власти и организации. Собираемые знания применяются при оказании госуслуг, доведении мер господдержки, обеспечении безопасности, при решении различных ведомственных задач. Например, имея цифровой профиль налогоплательщика, налоговая служба сможет идентифицировать финансовую операцию как характерную или нет для каждого участника сделки, с учетом его территориального нахождения, сферы и специфики деятельности. Это позволяет минимизировать необоснованные проверки и проводить их адресно на основе объективной и полной картины.
Бывают ситуации, когда заказчик ставит задачу, которая для компании оказывается настоящим вызовом?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Да, и более того, для нас это представляет большой интерес. Построить систему, решающую уникальные задачи, обладающую особыми характеристиками или даже использовать новые технологии там, где всегда применяли «классический» подход – это новые знания, компетенции и возможности для компании.
Например, решение задачи прослеживаемости товаров документарным методом, которая не требует изменения складской логистики в отличии от маркировки. Главный вызов данного проекта – это организация нового механизма контроля за движением продукции с момента ее ввоза на территорию РФ или производства до реализации конечному потребителю.
Участие в создании такой системы обязывает нас хорошо разбираться в вопросах движения товарных групп, специфики логистики, налоговом администрировании и других прикладных задачах, что делает нас, ИТ-специалистов, в том числе и бизнес-консультантами. А такой опыт крайне востребован практически во всех отраслях экономики - от топливно-энергетического комплекса до фармацевтики. И в этом заключается роль интегратора – получая опыт, передавать знания, помогать другим заказчикам строить системы и решать подобные задачи. Таким образом, опыт и знания наших специалистов позволили сформировать целый хаб востребованных ИТ-решений.
ФОРС давно занимается информатизацией спортивных организаций, но для государственных учреждений подобное решение было предложено впервые. Расскажите о нем подробнее.
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: В 2020 году мы свой опыт, полученный при создании систем управления спортивными клубами, смогли применить на проекте по разработке и внедрению информационно-аналитической системы подготовки спортивного резерва в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Важно, что помимо решения государственных задач планирования, контроля исполнения, учета и анализа результатов работы ведомственной работы и спортивных организаций, ключевыми задачами системы были автоматизация процессов по сбору, контролю, анализу, оценке, прогнозу физического состояния и индивидуальных показателей спортсменов. Мы рады и гордимся тем, что в 2020 году этот проект стал победителем Всероссийского конкурса региональной и муниципальной информатизации в номинации «Спорт», а Минцифры рекомендовало его к тиражированию в других регионах.
Значительная доля доходов «ФОРС – Центр разработки» приходится на сервисную поддержку. В этой сфере происходят какие-либо инновационные изменения?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Мы осуществляем поддержку по двум направлениям – сопровождение прикладных систем, созданных нашей компанией или другими разработчиками, и сопровождение базового программного обеспечения на свободно-распространяемом ПО или ПО компании Oracle.
При сопровождении прикладных систем, помимо общеприменимых показателей доступности, растут требования к сохранности информации и возможности восстановления системы при любых масштабах катастроф, а также к уровню поддержки пользователей системы через различные каналы взаимодействия.
В отношении базового программного обеспечения идут другие изменения – дополнительно к стандартным сервисным контрактам на поддержку приобретенных лицензий многие организации приобретают расширенные сервисы, доверяя нам аудит состояния своих баз данных и инфраструктуры, администрирование и устранение сбоев и их последствий. В основе спроса на такие услуги лежат все возрастающая сложность информационных систем, дефицит и дороговизна специалистов. Поэтому экспертиза и опыт наших инженеров с наивысшими уровнями сертификации становятся все более востребованными.
Слово «цифровая трансформация» применимо к компании «ФОРС - Центр разработки»? В какую сторону направлено развитие?
ЕВГЕНИЙ ЕФИМЕНКО: Мы понимаем, что невозможно быть лучшим во всем. Поэтому, обширная экспертиза и профессионально настроенные процессы создания информационных систем – это наша опора, можно сказать, хорошо сложившаяся корневая система. Но для того, чтобы быть лучшим, а другой цели мы себе не ставим, нужна специализация. И мы ее формируем как в технологическом плане, так и в отраслевом разрезе. Результат - это продукты и решения, которые позволят нашим новым заказчикам в минимальные сроки и с минимальными затратами войти в число лидеров по цифровой трансформации.