2022/04/05 14:59:38

Дмитрий Грингауз, эксперт iFellow: про импортозамещение, проблемы open source и готовность рынка к изменениям

TAdviser побеседовал с Дмитрием Грингаузом, экспертом по импортозамещению компании iFellow, на самую актуальную тему в отрасли.

Дмитрий
Грингауз
Cтоило бы задуматься о единых стандартах экосистемы отечественных продуктов для обеспечения их взаимной интеграции

Теме импортозамещения ИТ в России уже более 8 лет. Выпущено множество интервью, пресс-релизов, написаны корпоративные стратегии. Однако судя по панике на рынке, за это время мало что изменилось. Так ли это? Или всё-таки работы были проведены?

Дмитрий Грингауз: Если быть точными, то Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был принят ещё в 2006г., то есть 16 лет назад. А такие уникальные, имеющие глобальную популярность отечественные компании как «Лаборатория Касперского», «Доктор Веб», Фирма «» возникли ещё раньше.

Отдельные инициативы по переходу на отечественное ПО я помню ещё в 2010-е. На текущий момент в Едином реестре российского ПО насчитывается 12967 записей от 4083 вендоров. 14.04.2021г. издана Директива Правительства РФ № 3438п-П13, после чего началась ещё более активная работа в компаниях с государственным участием по программам импортозамещения. До этого большинство организаций строило свою ИТ-инфраструктуру в основном на иностранном оборудовании и программном обеспечении.

30.03.2022г. подписан Указ Президента РФ № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в соответствии с которым организациям, осуществляющим закупки по нормам 223-ФЗ запрещено приобретать иностранное программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы без согласования с Федеральными органами исполнительной власти. А с 01.01.2025г. вообще запрещается использовать иностранное ПО на объектах критической информационной инфраструктуры и организуются государственные институты производства оборудования, разработки программного обеспечения, обучения специалистов и контроля за исполнением данной нормы.Метавселенная ВДНХ 3.1 т

По мере увеличения спроса со стороны российских организаций, производители, сделавшие ставку на разработку отечественных аналогов, подтянули уровень своих продуктов. Конечно, не все. Присутствуют как добросовестные участники рынка, которые вкладывались в собственные разработки, так и те, кто откровенно имитировал импортозамещение.

А кто-то занимается проверкой аутентичности подобного ПО?

Дмитрий Грингауз: Чтобы войти в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных решение должно соответствовать ряду требований. Оценивает продукт Экспертный совет, в который входят представители профессионального сообщества и ассоциаций. Существуют также независимые центры, саморегулируемые организации, ассоциации отечественных производителей программного обеспечения и ИТ-оборудования.

На текущий момент наша отрасль находится на том этапе своего развития, когда необходимо широкое поощрение расширения номенклатуры. Но уже сейчас стоило бы задуматься о единых стандартах экосистемы отечественных продуктов для обеспечения их взаимной интеграции.

Наиболее остро стоит проблема с ИТ-инфраструктурой. Производство и разработка её компонентов — очень дорогое и технологически сложное направление. Да, отечественные компании могут делать корпусы и печатать платы, но не производить полупроводники для массового сектора.

В прошлом году участники рынка приводили доводы «за» и «против» введения балльной системы при оценке степени импортозамещения оборудования для включения в реестр. Победила позиция, позволяющая набирать достаточное количество баллов при использовании иностранных процессоров.

Оговорюсь, что речь идёт только о гражданском, массовом сегменте. Им мы и ограничимся.

В плане ИТ-инфраструктуры, например, были скандалы, когда завозили иностранное коммуникационное и компьютерное оборудование, на котором переклеивали бирки и больше ничего не меняли.

Дмитрий Грингауз: Те, кто так поступал, так и продолжают их переклеивать. Правда, сейчас логистика остановилась. И у тех, кто ставил на open source продукт под своей маркой, тоже дела будут становиться только хуже.

Почему?

Дмитрий Грингауз: Потому что нормативная база США имеет экстерриториальный характер, и это государство всё ещё обладает самым могущественным аппаратом принуждения. Открытый код и компании, которые его поддерживают, как правило, американские и подчиняются соответствующему законодательству. Если оно запрещает передавать России определённые технологии, то компания или сообщество, поддерживающее это программное обеспечение, должны подчиниться. В лицензионном соглашении указано, в юрисдикции какого государства находится вендор и какое право применимо в случае нарушения лицензионных условий. Я уверен, что для российских юридических лиц, особенно коммерческих, риски оказаться под судебным преследованием в США абсолютно неприемлемы.

По этой же причине получить техническую поддержку в прежнем объёме со стороны сообщества разработчиков или вендоров open source решений нам стало гораздо сложнее. А развивать собственную экспертизу – долго и дорого.

К примеру, в одной из известных мне компаний, «приземляющей» open source решение на российский рынок под своим брендом (между прочим, один из лидеров в сегменте), технической поддержкой занимается команда из 10 человек. Они не могут обеспечить адекватный сервис даже для одного весомого заказчика сегмента enterprise.

Есть ряд других ограничений, относящихся к сфере информационной безопасности или политическим пристрастиям некоторых членов сообщества, развивающих open source.

Поэтому чем дальше, тем больше мы увидим исход таких компаний с рынка.

Сейчас импортозамещение для многих компаний — вопрос жизни и смерти, который нужно было решить ещё «вчера». Что делать организациям, которые оказались в трудном положении, какие экстренные меры предпринять?

Дмитрий Грингауз: Универсальной таблетки для бизнеса не существует, организации сильно отличаются друг от друга, каждой следует предложить своё лечение.

Компании с государственным участием уже разрабатывали стратегии импортозамещения, готовились в плановом порядке заместить до 90% программного обеспечения и инфраструктуры на отечественные решения к 2024 году. Теперь они должны к 2025г. полностью перейти на российские аналоги. Один из банков в конце прошлого года даже провёл учения, имитирующие текущие события. Поэтому с некоторой долей уверенности можно сказать, что часть организаций подготовилась. Другое дело, что делали они это в плановом порядке. Теперь придётся форсировать процессы, радикально сдвигая сроки влево.

В самом сложном положении оказались малые и средние коммерческие организации, иностранные компании из числа тех, кто принял решение остаться или перевести свой филиал в автономное положение. Нельзя сказать, что они на 100% были привязаны к иностранной ИТ-инфраструктуре и программному обеспечению, однако считали, что импортозамещение их никогда не коснётся и им не придётся затрачивать ресурсы на эту активность.

Что же делать? Нужно выиграть время! Обеспечить безопасный периметр – построить капсулу вокруг своей ИТ-инфраструктуры, изолировать её от внешнего мира, отключить обновления. Если вы использовали иностранные облака – мигрируем на российских провайдеров, чья физическая инфраструктура находится на территории РФ и отличается высокой надёжностью. Большинство известных мне компаний так уже или сделало, или завершает процесс. Как только вы решили вопрос безопасности, можно перевести дух и осмотреть собственную инфраструктуру: что перестало работать, а что отключится в ближайшем будущем? Это ваш приоритет номер два.

С чего стоит начинать импортозамещение, с операционных систем?

Дмитрий Грингауз: Это неоправданно сложный путь. Нужно начинать с тех приложений, которые проще всего заменить и которые будут работать на любой операционной системе, будь то Linux или Windows. И прежде всего необходимо искать альтернативу офисным приложениям MS Office 365. Некоторые наши клиенты лишатся этого сервиса уже 30 апреля.

Их работоспособность столь критична?

Дмитрий Грингауз: С офисными приложениями работают все, а интеграциями они связаны с огромным количеством систем. На российском рынке есть ряд альтернатив MS Office, но их не так просто поставить на замену. Объясню почему. В любой организации есть информационные системы, обеспечивающие производственный процесс. Те же ERP, CRM, Jira, и даже продукты собственной разработки — все они создавались для экосистемы Microsoft и, в частности, редакторов MS Office, то есть самых распространённых решений. А теперь представьте, что будет, если вы вместо него поставите любой другой офис? Вам нужно внести правки в код этих систем, чтобы они вызывали не функцию Excel, например, а редактор таблиц. Если это ваша самописная информационная система и команда разработчиков ещё не уволилась, вы сможете сами провести модернизацию, а если это стороннее решение, да ещё и превратившееся в «золотой кирпич»? Ваша команда разбежалась или вендор давно ушёл с рынка? Тогда вам надо обращаться за внешней экспертизой, например к нам, ускорять миграцию на целевую систему и обеспечивать бесшовную интеграцию с ней.

Сам рынок движется в сторону интеграций?

Дмитрий Грингауз: Сейчас всё стремительно меняется. Были отдельные моменты, когда та или иная компания объявляла, что она создала пакет или программно-аппаратный комплекс. Например, «Baikal» и Astra Linux. Но это единичные случаи и подчас не охватывают всю линейку производителя. Необходимо изменить подход и создать единую отечественную экосистему с помощью регуляторных методов. Времени на самоорганизацию вендоров нет. Необходимо обеспечить бесшовную интеграцию всего отечественного ПО и инфраструктуры.

Как быть компаниям, которые хотят сейчас получить готовое решение для бизнеса, чтобы при этом не сильно потерять свои мощности. Возможны ли универсальные решения или комплекты в импортозамещении? Некие «пакетные предложения»?

Дмитрий Грингауз: Нельзя пугаться и останавливаться! Вы не спасёте свою компанию за непроницаемым файрволом. Сейчас нужно выиграть время. А затем — перейти на отечественные аналоги, чтобы создать фундамент для дальнейшего развития. Нужно проанализировать свой ИТ-ландшафт, оценить, что требует замены в первую очередь, обучить людей или приобрести экспертизу как услугу. В этих вопросах необходимо обращаться к специалистам, которые помогут выбрать решения для восстановления утраченной функциональности.

Последний год мы в iFellow как раз занимались тем, что подбирали для наших клиентов оптимальные решения, которые могут работать друг с другом без существенной потери в качестве сервиса и внедряли отечественное программное обеспечение. Мы изучили в тонкостях процесс миграции, подводные камни и знаем, с чего следует начать и как сократить её сроки. Мы охотно делимся своей экспертизой, а если что-то не в нашей компетенции, то мы с радостью готовы порекомендовать надёжного партнёра.