Роман Шишков, ИТ-директор ГК «Красный Яр»: Не все подрядчики готовы идти в ногу со временем
Зимой 2022 года в ГК «Красный Яр» завершился ИТ-проект, повысивший надежность кассовой инфраструктуры. ИТ-директор группы компаний Роман Шишков побеседовал с нами о том, что представляет собой модернизация кассовых решений крупной торговой сети, о требованиях к ИТ-подрядчику и кассовой системе, о самообслуживании, работе с маркировкой и потерями на кассах.
Роман, добрый день! Давайте познакомимся поближе и дадим нашим читателям краткий портрет ГК «Красный Яр» в цифрах.
Роман Шишков: Наши магазины работают в 39 населенных пунктах Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва. Сеть работает в двух форматах: гастрономы под брендом «Красный Яр» и дискаунтеры «Батон» — суммарно 234 торговые точки на 660 классических касс и 140 касс самообслуживания. Ежедневно у нас совершают покупки более 200 тысяч человек, а программой лояльности пользуются более 1 000 000 покупателей. В 2022 году гастрономы «Красный Яр» и дискаунтеры «Батон» были признаны лучшими торговыми сетями Красноярска.
Проект обновления кассового софта — процесс, который может занять месяцы, требует ресурсов. Такие решения принимаются нелегко. Что стало катализатором для вас?
Роман Шишков: В большой сети обновление кассовой системы происходит, как правило, в ситуации, когда вендор не справляется с реализацией запросов заказчика или система не отвечает потребностям современного рынка. Я имею в виду не только функциональность, которая позволит ритейлеру конкурировать с другими игроками, но и адаптацию под изменения законодательных норм, которые влекут за собой серьезные изменения во многих бизнес-процессах. Рациональнее всего выбрать сильного поставщика ПО и оборудования, чтобы идти с ним вместе. Но не всегда сразу находишь подходящее решение — а, к сожалению, не все подрядчики готовы идти в ногу со временем.
Какие задачи вам не удавалось решить, что не устраивало?
Роман Шишков: Одной из главных сложностей в нашем случае были потери при транспорте данных. Обмен между ERP и кассами был организован через текстовые файлы. По этой причине часто происходили сбои в доставке информации в обе стороны, из кассы и на кассу: то смена не дойдет (а без Z-отчета не построить аналитику и не сделать автозаказ), то товары не загрузятся — и появляется проблема актуальности ассортимента и цен. Приведу пример. Предположим, где-то повреждаются сектора жесткого диска на кассе и файл чека невозможно восстановить — у нас нет данных об одном чеке или, еще хуже, о смене. Мы закрыли смену, сформировали Z-отчет, а файл с данными о продажах поломался и не сохранил данные об оплатах по всей смене. При импорте в ERP-систему специалист проводит аудит товародвижения, начинает анализировать смену, восстанавливает данные по онлайн чеку, из лог-файлов касс или из ОФД. Такое происходило в среднем пару раз в неделю, а на некоторых кассах с оборудованием более старых версий — чаще.
С нашей стороны в адрес подрядчика было много задач — и от ИТ, и от бизнеса. Большую часть изменений инициировали мы. Проекты ставились в очередь, но очень долго внедрялись и не все задачи решались. Например, мы так и не смогли организовать продажу подарочных сертификатов на кассах или внедрить схему с уценкой, когда покупатель сам выбирает, какой товар будет уценять (сам клеит наклейку, скажем, «-30%» на товар, а кассир эту скидку проводит). Не удалось внедрить СБП.
В момент, когда вы приняли решение менять кассовую систему, какие цели были в приоритете?
Роман Шишков: Главная большая цель — выбрать современное решение, которое развивается и идет в ногу с рынком. Далее шли более конкретные задачи. Среди них — ускорение обслуживания. Мы за него боремся всегда и везде разными способами, не только программными решениями, но и изменением алгоритма работы на кассе, сменой оборудования и т.д.
Расскажите, как шла подготовка к проекту и выбор нового партнёра?
Роман Шишков: Рассматривали двух вендоров кассовых систем, оба — крупнейшие игроки рынка. Изначально идея была сделать 2 параллельных пилота, чтобы проанализировать в цифрах и фактах работу разных решений. Камнем преткновения стала карточная система с бонусами для покупателей на базе внешней программы лояльности Loymax. Один из участников обещал сделать интеграцию с этой системой, но потом отказался, предложив взамен собственную программу лояльности. Этот момент стал решающим. Перенос бонусной базы данных и функциональности на новое ПО не только занял бы много времени, но и стал бы существенной статьей расходов. В итоге мы выбрали программу Set Retail от компании CSI, которая уже в коробочной версии содержит интеграцию с Loymax. Осенью 2021 запустили с ними пилот в одном из магазинов «Красный Яр» и по итогам тестирования приняли решение установить Set Retail на все кассы сети.
По каким критериям вы оценивали эффективность пилотного запуска?
Роман Шишков: Скорость работы касс, удобство для покупателей и сотрудников магазинов. Мы усовершенствовали централизованное управление кассами, обеспечили надежный транспорт данных: исключили возникновение битых файлов и потерю информации при обмене. Без труда интегрировали программу лояльности. Важным моментом стала и коммуникация с командой подрядчика — в таком глобальном проекте очень много нюансов, и мы очень благодарны CSI за профессиональный подход к ведению дел, отзывчивость и внимание ко всем деталям.
В таком масштабном проекте наверняка не обошлось без трудностей. Поделитесь?
Роман Шишков: Трудности, безусловно, были. Благодаря слаженной командной работе мы их поэтапно устранили. «Кристаллу» («Кристалл Сервис Интеграция», CSI), например, пришлось адаптировать свое кассовое решение под новую операционную систему и новые модели касс самообслуживания — наши кассы ранее работали на Windows, новое решение устанавливалось уже на Ubuntu от Linux на 64-разрядные системные блоки. Программное решение Set изначально написано под определенные модели касс и рассчитано на операционную систему Linux TinyCore 32 бит. Ребятам пришлось в сжатые сроки переводить своё решение на другую версию ОС, что, конечно, вылилось в дополнительные трудности для проекта, но в итоге они справились. Плюс с отказом от ОС Windows мы получили сопутствующую выгоду, исключили проблемы с поддержкой в связи с уходом компании из РФ.
Много копий было сломлено об интеграцию с фискальными регистраторами, их производитель не был готов внедрять необходимые доработки. По этой причине мы сначала долго настраивали интеграцию, и даже получили от производителя исходный код драйверов, но параллельно переводили сначала часть магазинов, а затем и всю сеть на новые фискальные регистраторы от CSI — эта мера стала необходимостью для стабильной работы ПО.
Все ли цели достигнуты, как вы оцениваете результаты?
Роман Шишков: Проект огромный, работа частично продолжается. Мы с нетерпением ждем новую версию Set Retail SCO — по заявлению CSI, в новой версии продукта скорость работы касс самообслуживания будет выше, для нас это важно, а для текущей версии это является точкой роста.
Пока идет процесс обновления фискальных регистраторов в сети, рано говорить о снижении нагрузки на ИТ-департамент, но как только этот процесс завершится, ИТ-специалисты высвободят огромный ресурс своего времени. TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Безусловно, кассы стали работать стабильнее. Мы поддержали действующую систему лояльности. Обеспечили техническую возможность продажи через кассы подарочных сертификатов. Легко и быстро установили СБП от Райффайзен Банка – эта опция содержится в коробочной версии Set. Со Сбером запустили для покупателей возможность обналичить нужную сумму со своей карты прямо на кассе при оплате покупок по банковской карте.
У вас были проблемы с оборотом маркированной продукции?
Роман Шишков: Нет, серьезных не было, но дополнительный контроль никогда не помешает. Мы в целом очень тщательно относимся к отстройке процессов приема и продажи маркированной продукции. Сервис Set Mark Centrum установили как финальный этап проверки товаров на все кассы сети: он блокирует транзакции, если обнаруживает нарушения законодательства. Особенно это важно для алкоголя — у нас одно юрлицо, поэтому нужно полностью исключить риск лишения лицензии. Кроме того, сервис позволяет отпускать алкоголь в одно сканирование, это ускоряет обслуживание. Сейчас тестируем дополнительный модуль Set Retail, который помогает предотвратить нарушения при торговле маркированными товарами с ограниченным сроком годности.
Одна из самых распространенных проблем в крупном сетевом ритейле — это воровство на кассах и нарушения кассовой дисциплины, умышленные или непреднамеренные. Как у вас организован видеоконтроль в этой сфере?
Роман Шишков: Мы уже 10 лет используем собственную систему отчетов, сценарии которых разрабатывали специально для магазинов. Для проблемных точек, где есть подозрения на умышленные противозаконные действия со стороны персонала, мы используем специализированное ПО — тоже от CSI, программу Set Prisma. Это система контроля кассовых операций, которая синхронизирует видеопоток с событиями на кассе и предоставляет все подозрительные инциденты на проверку оператору (онлайн или в формате отчета за период). Пока закупили 30 лицензий, продолжаем тестировать систему, ведем активный диалог с командой CSI, чтобы кастомизировать решение под наши запросы.
Какие программные решения рассматриваете сегодня на перспективу? Что планируете внедрять, за чем видите будущее?
Роман Шишков: В этом году мы планируем провести пилот на touch-кассах. Цель — сделать скорость обслуживания еще выше и облегчить труд кассирам: у нас в сети много товаров без штрихкодов, и я считаю, что кассиры много времени тратят на выбор их из пик-листов при помощи горячих клавиш. Используя графический интерфейс, точно можно ускориться. Вторая идея, которую я горячо поддерживаю — это видеораспознавание, которое мы хотим внедрить на весах самообслуживания в торговых залах и на весах на кассах. Решение позволит быстро работать не только с нештрихкодированным товаром, но и с весовым. Кассиру не нужно спрашивать у покупателя, какая именно у него булочка, или не искать в кассовой системе сценарий «сдоба — булочка — булочка с корицей». Булочка кладется в зону, где стоит камера, камера передает информацию в сервис распознавания, сервис идентифицирует товар и сам добавляет его в чек. Машинное обучение сегодня дает высокий уровень распознавания, поэтому система без труда сможет отличить, к примеру, яблоки Гольден от яблок Гала.
Как планируете подбирать оборудование?
Роман Шишков: Мы два раза в год проводим тендеры, ищем оптимальные решения.
Роман, большое спасибо за интервью. В завершении беседы, расскажите, пожалуйста о себе: как давно вы в «Красном Яре»? Какие проекты внедряли? Читателям будет очень интересен ваш опыт.
Роман Шишков: Я пришел в ГК «Красный Яр» программистом 11 лет назад. Далее возглавил отдел разработки и вот уже 4 года работаю в должности ИТ-директора. Внедрял самые разные решения. Мой главный проект — это, пожалуй, внедрение касс самообслуживания. Много сил вложил в трансформацию процессов внутри ИТ-отдела. Выделил первую линию поддержки, внедрил оценку работы сервисных подразделений. С 2021 года занимаюсь обновлением кассового ПО. Ну и много задач впереди! Мы всегда стремимся внедрять передовые ИТ-решения, чтобы держать высокий уровень сервиса для покупателей, создавать комфортные условия труда нашим сотрудникам и, конечно, обновляться под запросы рынка.