2024/01/22 09:06:21

Как с помощью TL.Solutions автоматизировать сбор и анализ производственной информации на промышленном предприятии

Перевести промышленность на новый качественный уровень позволяет внедрение передовых цифровых решений на предприятии. Центр технологий и компетенций «Терралинк Технолоджис» разработал Экосистему отечественных модулей для цифровизации производства: на текущий момент разработчиком выпущены более десяти модулей и несколько готовых ИТ-решений на их основе. Одним из таких готовых решений является «Автоматизация ведения рабочих смен», которое создано на базе двух основных модулей — «Электронные журналы» «TL.Solutions.SH (TL Shift)» и «Управление событиями на производстве» «TL.Solutions.EV (TL Events)». Данные модули в совместном применении позволяют решать задачи формирования сменного графика и состава бригад, своевременного реагирования на события во время производственного цикла, отказа от ведения бумажных журналов в пользу электронных, организация процесса приема-передачи смен, а также оперативного выполнения и устранения неполадок оборудования и снижения числа простоев. Аналогов решения на рынке РФ на данный момент нет.

Содержание

Функционал модуля «Электронные журналы»

Модуль TL Shift в составе решения выполняет ряд важных задач, направленных на оптимизацию и улучшение производственных процессов за счет повышения уровня автоматизации работы смен. Важный аспект модуля — возможность формирования и корректировки смен на заданную дату в режиме on-line для производственного объекта: такая механика обеспечивает гибкость в управлении рабочим временем, а также позволяет эффективно распределять ресурсы в зависимости от текущих потребностей производства. Модуль также автоматизирует процессы ведения сменных журналов, заменяя бумажную форму электронной, что значительно сокращает время, упрощает процесс учета смен и событий, происходящих за смену. Электронные журналы обеспечивают точность данных и легкость доступа к информации, а также устраняют необходимость вручную обрабатывать бумажные документы.

Модуль также предусматривает адаптивный механизм назначения/замены участников смены: это создает гибкость в формировании рабочих групп, поскольку учитывается не только квалификация, требуемые допуски, но и текущие потребности производства. Благодаря этому производственные задания оптимально распределяются между сотрудниками с учетом их навыков и опыта. Помимо этого, имеется возможность аутентификации работников предприятия по их пропускам через дополнительный карт-ридер, подключенный к АРМ, что обеспечивает безопасность и контроль доступа к системе. Эта функция гарантирует, что только авторизованные сотрудники имеют доступ к системе и выполняют операции от своего имени.

Функционал модуля «Управления событиями на производстве»

Модуль TL Events является единым окном всех производственных событий, необходимых для обеспечения эффективной работы технологического объекта (вариант — установки), вне зависимости от природы происхождения и формы событий. Ключевой элемент модуля — возможность «связывать» несколько событий для их дальнейшего отслеживания и реагирования по отклонениям. Эта функция позволяет оперативно реагировать на возникающие сбои и несоответствия производственным заданиям, минимизируя возможные последствия. Помимо этого, модуль поддерживает интеграцию с различными системами-источниками, что обеспечивает получение и обработку данных о событиях и отклонениях в едином информационном пространстве в режиме 24/7, улучшая взаимодействие различных элементов производственной инфраструктуры. При разработке комплексного ИТ-решения особое внимание уделялось повышению промышленной безопасности. Так, система минимизирует сроки реагирования персонала на производственные события и отклонения, обеспечивая оперативное выявление и решение проблем.

Кроме того, решение в автоматическом режиме информирует все заинтересованные лица о критичных событиях, что повышает прозрачность в управлении и позволяет заинтересованным сторонам оперативно получать информацию о текущем состоянии производства и достигнутых результатах. Еще одна немаловажная функция модуля — предоставление удобного интерфейса для анализа событий, произошедших за смену или любой другой выбранный период, с возможностью просмотра хронологии действий по событию. Это крайне полезно, когда требуется повторить операции при повторном возникновении события, а также построения причинно-следственных связей.

Image:Скриншот_16-01-2024_090231.jpg
Жизненный цикл производственной смены

Интерфейс и эксплуатация решения

Работа с экранными и отчетными формами за смену обеспечивается вспомогательными модулями «Визуализация» «TL.Solutions.V (TL Visio)» и «Отчетность» «TL.Solutions.R (TL Reports)» для единообразного представления информации с возможностью вывода производственных показателей в установленных на предприятии процедурах и формах. При этом форматы максимально повторяют ранее формируемые на предприятии бумажные носители для лучшего восприятия информации сотрудниками и руководителями.

Модуль TL Visio обеспечивает максимальное удобство работы с интерфейсом системы в двух цветовых гаммах: светлой и темной в зависимости от предпочтений пользователя.

Интерфейс системы разделен на три основные области: верхнее горизонтальное меню (шапка), боковое вертикальное меню и центральная рабочая область. Шапка содержит наименование предприятия, подразделения, участка, период времени, информацию о пользователе и навигацию внутри функционального блока. Боковое меню позволяет переключаться между функциональными блоками системы, а рабочая область отображает предметную область выбранного функционального блока в виде текстов, таблиц и графиков, которые масштабируются под разрешение монитора пользователя.

Интерфейс системы состоит из следующих функциональных блоков: «Формирование бригад/смен», «Управление событиями», «Прием/передача смены», «Состояние оборудования».

Image:Рис2 Формирование бригад.png
Функциональный блок системы «Формирование бригад/смен»

В блоке «Формирование бригад/смен» пользователь может формировать состав бригад производственных объектов, назначать дежурства, гибко планировать график сменного персонала, и при необходимости, вносить корректировки в расписание, а также настраивать ролевую модель сменного персонала в производственном процессе и в период приема-передачи смены.

Image:Рис3 Управление событиями.png
Функциональный блок системы «Управление событиями»

В блоке «Управление событиями» пользователь может ознакомиться с отчетом текущей смены, и, при необходимости, с другими отчетами, а также с технологическими режимами, распоряжениями, текущей ситуацией на установке, и заполнить результаты работы текущей смены, изменения технологических режимов, выполненные распоряжения, наличие или отсутствие замечаний по стандартным разделам журнала.

Также в данном блоке фиксируются актуальные технологические режимы на производственных объектах и отслеживается отклонение от норм. При этом информация загружается из внешней системы мониторинга норм технологических режимов. Дополнительно приходят сообщения о ремонтах, данные по единицам оборудования, и техническим местам из смежной системы технического обслуживания и ремонта оборудования, куда возвращаются сообщения с данными о выполненных работах.

Параметры качества в данный блок поступают из лабораторной системы предприятия, у пользователя имеется возможность внесения необходимых комментариев в случае отклонений от установленного задания. Кроме этого, для проведения работ на опасных производственных объектах фиксируется наличие актуальных нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности, и отслеживается статус чек-листов на проведение подготовительных работ.

Image:Рис4передача смены.png
Функциональный блок системы «Прием/передача смены»

В блоке «Прием/передача смены» пользователь может внести изменения в состав участников смены в онлайн режиме, ознакомится с событиями и отклонениями на объекте, произошедшие за смену, а также внести необходимые комментарии по замечаниям, выявленным при приеме смены.

В блоке «Состояние оборудования» пользователь может фиксировать актуальные статусы оборудования производственного объекта, а также отслеживать их изменения. Также пользователям доступна функция, которая позволяет контролировать в режиме on-line состояние динамического оборудования (вибрация, температура и т.п.).

Система предоставляет объектно-ориентированный интуитивно понятный интерфейс, настроенный под конкретное предприятие и его регламенты, но не является «фиксированным», пользователи могут самостоятельно изменить интерфейс под свои предпочтения.

Таким образом, система, оперируя событиями из различных производственных процессов предприятия, выстраивая их в последовательные и связанные цепочки, позволяет повысить эффективность производственных процессов предприятия за счет более эффективной и продуктивной работы смен на своих участках.

Работа в режиме 24/7 и непрерывность производственного цикла предъявляет высокие требования к показателям доступности данного ИТ-решения и обязательствам поддержки. Данный факт разработчики учитывали при проектировании ИТ-решения и уделяли повышенное внимание вопросам обеспечения высокой доступности и непрерывности работы при разработке каждого модуля Экосистемы.