2024/07/22 13:13:37

Александр Чуприян, НКК: Комплексное обеспечение безопасности (КОБ) — новый взгляд на защиту промышленных предприятий

1 июня 2024 года в Подмосковье завершил работу юбилейный XV Международный салон «Комплексная безопасность 2024». Одним из крупнейших экспонентов события стала «Национальная компьютерная корпорация» (НКК), которая представила инновационную концепцию комплексного обеспечения безопасности (КОБ). Такое же название носит ИТ-решение, включающее в себя цифровые паспорта безопасности предприятий, управляющие информационно-аналитические системы, системы мониторинга и другие технические элементы. Подробности о новом бизнес-направлении рассказал Александр Чуприян, советник генерального директора «Национальной компьютерной корпорации» по комплексной безопасности и главный идеолог концепции КОБ.

Александр
Чуприян
Наша цель — через практическое внедрение КОБ мотивировать бизнес и государство развивать комплексную безопасность как отдельную отрасль.

Александр Петрович, в начале нашего разговора прошу рассказать, как долго в контуре НКК развивается направление комплексного обеспечения безопасности? С чего вы начинали и куда намерены двигаться дальше?

Александр Чуприян: Официально бизнес-направление КОБ существует чуть больше года и лишь недавно мы заявили о нем в полный голос. Однако на самом деле НКК работает с проблематикой уже много лет. Мы одна из немногих компаний на российском ИТ-рынке, которая давно и серьезно занимается различными видами безопасности в контексте обеспечения технологического суверенитета страны. Это не только кибербезопасность — сегодня ею занимаются многие системные интеграторы и специализированные компании, — а именно комплексное обеспечение безопасности по всем направлениям. Пока мы выделяем семь основных видов: техногенная, пожарная, экологическая, транспортная, энергетическая, кибернетическая (информационная) и физическая безопасность (антитеррористическая защита). В перспективе таких направлений может быть намного больше и сейчас мы как раз над этим работаем.

Общаясь с руководителями промышленных предприятий и их замами, мы обнаружили интересную закономерность: большинство организаций рассматривают вопросы безопасности с какого-то определенного ракурса — с точки зрения техногенной, пожарной, экологической безопасности. Но реальные проблемы чаще всего возникают на стыке направлений. Мы пришли к выводу, что управлять безопасностью необходимо в комплексе. Так зародился интегрированный подход, основанный на взаимосвязи анализа больших данных и прогнозировании с применением интеллектуальных решений. С их помощью предприятия смогут обеспечить высокую готовность к эффективной защите и предупреждать более 1000 различных рисков и опасных событий. Дальше мы планируем, что этот подход будет широко применяться всеми крупными компаниями и это поможет нам решать задачи национального масштаба и значения.

Для НКК КОБ — это не просто новое направление. Эта идея выходит далеко за рамки бизнеса и простирается намного шире действующих законодательно обязательных требований к промышленной безопасности и соблюдения экологически допустимых норм. Это клиенториентированный подход, высокая чувствительность к потребностям наших потенциальных партнеров. Мы также являемся партнером государства в его стремлении реформировать контрольно-надзорную деятельность. КОБ — это недостающее звено в реформе государственной контрольно-надзорной деятельности: ведь дело не в количестве плановых и внеплановых проверок, а в том, что предлагаемые нами решения способны предотвращать масштабные техногенные катастрофы.

Почему именно промышленные предприятия?

Александр Чуприян: Потому что безопасность предприятия — это безопасность страны. Безаварийная работа крупнейших производств — основа экономики России, ее благополучия и обороноспособности. C каждым годом количество производственных мощностей растет, соответственно, растут и риски. Чем больше производств — тем актуальнее вопрос контроля и мониторинга чрезвычайных ситуаций. Кроме того, сейчас очень изменились приоритеты. До недавнего времени цифровая трансформация промышленных предприятий преследовала больше коммерческие цели, а именно — повышение эффективности производственных процессов, оптимизация затрат и рост прибыли. Ни слова о безопасности! Но именно без нее не будет ничего — ни процессов, ни прибыли, ни самих предприятий. Поэтому мы разработали современный цифровой подход, охватывающий и эту сферу.

Кто сегодня входит в вашу команду? Есть ли какая-то идея, которая вас объединяет?

Александр Чуприян: Наша команда — неравнодушные люди, которые имеют большой опыт в организации мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Это и есть наша основная идея, которая нас объединяет. Само реагирование на ЧС, устранение его последствий с помощью современных спецсредств — это стоит в самом конце цепочки. Это последнее, что мы можем сделать.

Ключевой принцип КОБ — предиктивное управление рисками. То есть, возможность влиять на события безопасности задолго до того, как инцидент станет необратимым. Это абсолютно новое явление не только в НКК, но и в российском бизнесе. Пока на промышленных предприятиях России ничего этого нет. Да, есть средства, планы, проверки, но все это направлено исключительно на реагирование. Нет целостного подхода, нет системы. Не хватает превентивных мер. Именно их мы разрабатываем и совершенствуем в рамках концепции КОБ.

Мы не утверждаем, что до нас никто не занимался безопасностью. Но именно мы смотрим на нее по-новому, употребляя слово «комплексная». И именно мы применяем нашу философию на практике.

Расскажите, пожалуйста, про цифровой паспорт безопасности. В чем его инновационность?

Александр Чуприян: Цифровой паспорт безопасности — полностью наша разработка, аналогов которой на рынке нет. Это одна из главных инноваций и практических целей внедрения системы КОБ. Продукт представляет собой систему аналитических панелей-виджетов, которые отображают сводные данные по различным видам безопасности и позволяют оценивать возможные риски.

Цифровой паспорт собирает и аккумулирует все ключевые показатели, с помощью которых можно оценить готовность сил и средств к реагированию на инциденты, наличие негативных событий: аварий, несвоевременно выполненных плановых мероприятий, выявленных нарушений контрольно-надзорными органами, выход из строя систем оповещения, мониторинга и т.д.

Наблюдая за виджетами, руководитель предприятия видит динамику изменения показателей, их актуальное состояние и держит обстановку с безопасностью на вверенных объектах под контролем. Специально подготовленные алгоритмы анализируют собираемую информацию и дополняют результаты анализа визуализацией и цветовой индикацией. Таким образом процессы становятся понятными и прозрачными для руководителя.

Ключевая инновация цифрового паспорта безопасности заключается именно в динамике. Сегодня существующие паспорта безопасности на предприятиях пишутся на бумаге. Их применение в целях предупреждения и реагирования на угрозы малоэффективно, поскольку такой формат не позволяет оперативно менять показатели, из-за этого они быстро теряют актуальность. При этом динамика изменения параметров безопасности всегда очень высока.

В отличие от бумажных паспортов цифровой паспорт безопасности отражает реальное состояние существующих процессов и показателей безопасности в каждый конкретный момент времени. На виджетах паспорта четко видно, в каком сегменте произошли изменения параметров в текущий момент времени и как это отразится на безопасности предприятия и его отдельных объектов. В основе цифрового паспорта лежит обобщенная оценка текущего состояния безопасности на базе интегрального индекса КОБ.

Цифровой паспорт безопасности крупной корпорации имеет многоуровневую структуру. На нижнем уровне — цифровые паспорта безопасности цехов, участков, площадок предприятия, выше них — паспорта безопасности самих предприятий, филиалов и других территориальных структур организации. Вершиной этой модели является единая система управления всеми процессами КОБ — она же цифровой паспорт всей организации, который охватывает все объекты и все виды безопасности.

Вы только что упомянули об интегральном индексе КОБ. Что это? Можно поподробнее?

Александр Чуприян: По сути, это точка объединения всех систем КОБ. Интегральный индекс строится на основании отслеживаемых показателей по всем предприятиям холдинга. Этот показатель учитывает параметры мониторинга угроз и объектов, актуальные статусы по планам действий и реагирования, сведения о плановых и фактических аварийно-спасательных и пожарных силах и средствах, статусы выполненных задач в составе оперативных планов дежурных, актуальность и соответствие документарного, организационного и технического обеспечения регулятивным требованиям по сферам безопасности, актуальные статусы проверок и исполнения предписаний надзорных органов, а также ряд других параметров. Изменения интегрального индекса позволяют своевременно отмечать важные изменения в сфере безопасности и реагировать на них.

По аналогии с многоуровневой структурой паспортов безопасности, интегральный индекс КОБ организации отражает совокупное состояние процессов безопасности сразу за все предприятия и территориальные структуры, находящиеся в ведении организации. Аналогично руководитель может контролировать состояние безопасности конкретных филиалов, предприятий, вплоть до самого нижнего уровня организационной структуры — цеха, участка и т.д. Работа с этими данными позволяет нам достичь ключевой цели концепции КОБ, а именно — уйти от реагирования на инциденты к превентивным работам по обеспечению безопасности.

Что в КОБ связывает цифровой мир с реальным?

Александр Чуприян: Комплексное решение построено по принципу промышленного интернета вещей, с той разницей, что помимо привычных датчиков и систем сбора, анализа и хранения данных, в экосистему КОБ входят системы интеллектуального видеонаблюдения, комплексной антитеррористической защищенности и кибернетической безопасности, мониторинга транспорта, пожарной охраны, мониторинга параметров окружающей среды, мониторинга и контроля инженерных сооружений и многое другое. Решение интегрировано с учетными данными ERP и системами класса АСУТП. Для анализа агрегируемых данных используются алгоритмы искусственного интеллекта, которые значительно ускоряют процессы обнаружения и устранения угроз.

Как вы представляете себе идеальный проект внедрения КОБ?

Александр Чуприян: У нас есть четко структурированная методология, которая подразумевает реализацию в четыре этапа: это оценка текущего уровня защищенности объектов, проектирование информационной модели и модели угроз предприятия, развертывание системы КОБ на пилотных объектах компании и масштабирование — внедрение системы КОБ на всех объектах компании. Мы готовы пройти все этапы — от реализации пилотных проектов на конкретных производствах, до масштабирования решения на все производственные объекты компании-партнера и тиражирования на другие крупные промышленные компании. Наша цель — через практическое внедрение КОБ мотивировать бизнес и государство развивать комплексную безопасность как отдельную отрасль.

Я уже несколько раз сделал акцент на слове «комплексный». У нас именно комплексный продукт, который включает в себя обеспечение высокого уровня безопасности и предиктивное управление рисками «под ключ». Сегодня это нужно всем: бизнесу — чтобы защитить его от инцидентов и связанных с ними убытков, организациям — чтобы снизить стоимость страховки, наконец, государству — чтобы уйти от формального соответствия требованиям и предупреждать инциденты.

Какие препятствия стоят перед продвижением КОБ?

Александр Чуприян: Препятствия существуют в основном у людей в головах. Многие предприятия по-прежнему живут по принципу «пока гром не грянет» и подходят к вопросам обеспечения безопасности лишь формально. Руководители хотят просто «прикрыть» вопросы безопасности, чтобы избежать штрафа. Отсюда — отсутствие прозрачности и осознанной потребности в создании целостной системы для работы с рисками. У нас все еще нет национальной культуры безопасности, которую нам еще только предстоит взрастить. Для этого мы должны убеждать рынок в своей ценности и совершенствовать наработанные нами методики.

Как продвигается ваша работа на фоне санкционного давления?

Александр Чуприян: Санкции играют нам на руку. Сегодня во всех отраслях промышленности назрела необходимость замены всего спектра оборудования в сфере пожаротушения и обеспечения безопасности. Выполняя переход на российские аналоги, можно заодно заняться внедрением КОБ. Нашим потенциальным клиентом является каждая организация, у которой было крупное и дорогостоящее ЧП. Если, конечно, она не хочет повторения инцидента.

Какой экономический эффект дает ваш подход?

Александр Чуприян: Огромный! Расходы государства на ликвидацию последствий ЧС — колоссальные! Переход на предиктивную модель управления рисками меняет всю экономику обеспечения безопасности, позволяя избежать штрафов, инцидентов и связанных с ними убытков.

Что происходит в рамках бизнес-направления КОБ прямо сейчас? Над чем вы работаете?

Александр Чуприян: В настоящий момент формируется воронка продаж и уже проводятся аудиты и готовятся первые внедрения. Много усилий будет направлено на развитие стандартов и нормативных требований в области комплексной безопасности, потому что как бы ни была актуальна повестка, работать с ней без нормативно-правовой базы невозможно. Мы строим доверительные партнерские отношения с промышленными гигантами — и нам действительно доверяют. Мы ведь не надзорный орган, мы выявляем слабые места не для того, чтобы оштрафовать, а для того, чтобы как раз избежать штрафов и тем более инцидентов. В рамках консалтинга мы работаем не только с основными, но и вторичными рисками, которые тоже приводят к убыткам, которые зачастую даже никто не считает. Другими словами, мы помогаем партнерам заработать на безопасности. Это реально работает.

Каковы ваши планы по дальнейшему развитию комплексной безопасности?

Александр Чуприян: Уже сегодня это одно из ключевых направлений деятельности НКК. Мы рассчитываем, что со временем КОБ станет одной из основных линий нашего бренда. У нас есть все, что для этого нужно: опыт, технологии, компетенции, а главное — уникальная команда, профессионалы, патриоты, энтузиасты с горящими глазами. Нам выгодно то, что рынок КОБ еще только формируется — мы можем сами сформировать его и занять лучшую нишу.