Дмитрий Красовский, T1: В IT-образовании один из главных трендов — связь между обучением и бизнес-метриками
О трендах в IT-образовании, перспективных IT-профессиях и роли искусственного интеллекта в обучении и переобучении айтишников рассказал Дмитрий Красовский, директор Т1 Цифровой Академии.
Какие тренды в ИТ-образовании вы считаете наиболее актуальными?
Дмитрий Красовский: Выделю три главных тренда. Во-первых, это тесная связь между обучением и бизнес-метриками. Бизнес-заказчики хотят оценивать эффективность обучения по тому влиянию, которое оно оказывает на эффективность бизнеса. Во-вторых, отказ от масштабных обучающих программ в пользу краткосрочных и быстро актуализируемых. Бизнесу нужны компетенции здесь и сейчас. И в-третьих, огромный всплеск интереса к технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения.
Вы используете ИИ в своих программах?
Дмитрий Красовский: Конечно. Мы используем ИИ для создания электронных материалов, сбора дополнительных данных для наших курсов: изучаем с его помощью тренды, собираем статистику. Заказчики наших обучающих программ используют ИИ в качестве цифровых ассистентов и преподавателей, для проверки домашних заданий, ответов на вопросы учащихся.
Как вы боретесь с тем, что искусственный интеллект часто галлюцинирует? Например, может мгновенно выдать пять лучших рецептов приготовления свиных крылышек.
Дмитрий Красовский: Мы регулярно сталкиваемся с тем, что общедоступные ИИ обучаются на не всегда корректных данных, что приводит к фальсификациям. С галлюцинациями активно боремся. Именно поэтому у нас искусственный интеллект используют только эксперты. Они оценивают релевантность информации, полученной от ИИ, уточняют данные, проводят дополнительные проверки.
Вы используете общедоступные нейросети или свои разработки?
Дмитрий Красовский: В Холдинге T1 есть собственная разработка, основанная на больших языковых моделях. Мы активно тестируем решения от Яндекса и Сбера для изучения общих вопросов, но предпочтение чаще отдаем собственному продукту. Это связано и с информационной безопасностью, и с преимуществами самостоятельно обученной нейросети.
Вы сказали, что видите всплеск интереса к ИИ со стороны бизнеса. Что именно компании хотят делать с его помощью? Они скорее «прощупывают почву» или уже решают конкретные прикладные задачи?
Дмитрий Красовский: У нас много как запросов, касающихся общей цифровой грамотности, так и специализированных запросов по конкретным продуктам и прикладным задачам. Многие хотят понять, как правильно использовать искусственный интеллект, какие есть ошибки и ограничения — такие курсы сейчас очень востребованы во многих отраслях. А, например, наши заказчики из финтеха — одной из самых передовых отраслей — уже давно распробовали ИИ и считают его не модной игрушкой, а отличным рабочим инструментом. У них есть огромный пласт прикладных задач.
Использовать ИИ — это хорошо, но сейчас говорят, что он заменит людей на рабочих местах. Что вы думаете на этот счет?
Дмитрий Красовский: В середине 18 века изобрели паровой двигатель, и тогда тоже думали, что паровые машины заменят людей. Конечно, некоторые профессии станут менее востребованы. Но надо понимать, что искусственный интеллект, как и паровая машина, — всего лишь инструмент. Кто-то должен с этим инструментом уметь обращаться, использовать его для создания новых вещей.
А что делать с теми, чьи компетенции все же окажутся невостребованными из-за развития технологий?
Дмитрий Красовский: Мы живем в эпоху очередной технологической революции. Возникает много новых профессий, связанных с робототехникой, компьютерными технологиями, использованием новых технологий в традиционных отраслях — строительстве, медицине, даже сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. Освоить эти профессии вполне по силам людям, чьи навыки стали менее востребованы. Это требует определенного времени и мотивации, но сделать это обычному человеку вполне по силам.
Чего бояться точно не стоит, так это очеловечивания искусственного интеллекта и захвата им мира. Все-таки ИИ — это инструмент, а насколько хорошо или плохо мы этот инструмент используем, зависит от нас самих.
Можете привести пример какой-нибудь интересной новой профессии, которую можно освоить, не будучи компьютерным гением?
Дмитрий Красовский: Компании все активнее используют машиноуправляемые системы — это системы, которые выполняют работу без прямого участия человека: роботизированные склады, автоматизированные тракторы и комбайны, беспилотные аппараты. В этой сфере огромная нехватка кадров. Проектировать и создавать такие системы сложно, а вот управлять ими гораздо проще. Обучиться на оператора беспилотника можно за 3-6 месяцев, а спрос на них огромен.
Расскажите подробнее, какие навыки необходимы для работы с беспилотными системами и как их освоить.
Дмитрий Красовский: С точки зрения проектирования беспилотные системы — самолеты, вертолеты, дроны — не очень отличаются от своих пилотируемых собратьев. А вот с точки зрения пилотирования подход изменился. Мы называем их беспилотными, но на самом деле пилот, конечно же, есть. Только теперь он называется «оператор БПЛА» и управляет устройством удаленно. Получить профессию оператора БПЛА не сложно и довольно быстро, даже не имея технического образования. Работу найти легко: сейчас огромная нехватка операторов БПЛА в сельском хозяйстве, промышленности, добыче полезных ископаемых.
А вот стать разработчиком беспилотных аппаратов гораздо сложнее. Необходимо иметь навыки программирования, работы с большими объемами данных, понимать технологии компьютерного зрения, алгоритмы машинного управления. Специалистов по созданию и конструированию беспилотников в России очень мало, а спрос огромный. Учитывая общий курс на импортозамещение и готовность многих компаний вкладываться в создание импоротонезависимых производств, спрос и дальше будет очень-очень высок.
На что больше всего похожа работа оператора беспилотника? На работу пилота? Комбайнера?
Дмитрий Красовский: Скорее геймера. Операторы БПЛА управляют устройством через компьютерный терминал. В каком-то смысле это похоже на компьютерную игру, только нужно помнить, что на мониторе не игрушка, а реальный аппарат, который ездит по настоящим полям или туристическим центрам. Нет возможности сохраниться, нельзя пройти уровень заново. Если аппарат разбился, то многомиллионные расходы не восстановить игровыми баллами.
При том, что технологии высвобождают большое количество рабочей силы, мы видим на рынке и другую тенденцию — колоссальную нехватку кадров. Как это сочетается?
Дмитрий Красовский: Нехватка кадров связана даже не столько со старыми и новыми профессиями, сколько с зарплатными ожиданиями. Существует даже такой мем: «на рынке очень мало высококвалифицированных, низкооплачиваемых сотрудников». И это действительно так. Людей, которые обладают существенным уровнем компетенции и знаний и при этом ожидают разумную, справедливую оплату труда, существенно не хватает. За них борются, что приводит к известным спиралям роста зарплаты. Но есть на рынке и много людей, которые переоценивают свою ценность для бизнеса, их зарплатные ожидания гораздо выше той пользы, которую они могут принести бизнесу.
Что гораздо хуже, много начинающих специалистов, выпускников вузов, сузов не могут себе найти первое место работы, потому что спрос именно на молодых специалистов сейчас низкий. Думаю, эта ситуация временная и связана с гиперактивным периодом импортозамещения. Нам нужно за короткое время создать очень много масштабных качественных продуктов, а это невозможно сделать силами начинающих специалистов. Поэтому все гоняются за экспертами с опытом, которым можно доверить сложные, глобальные задачи.
Думаю, в перспективе 3-5 лет ситуация исправится. Сегодняшние начинающие специалисты постепенно будут становиться экспертами, ситуация с импортозамещением станет не такой ажиотажной, компании будут готовы нанимать больше молодых специалистов.
Мы как раз все больше работаем с вчерашними выпускниками. Еще год назад привлекали их довольно мало, а в этом году уже наняли больше тысячи. В перспективе планируем нанимать несколько тысяч молодых специалистов в год.
Как ваша компания решает проблему нехватки кадров?
Дмитрий Красовский: В нашей компании есть три стратегических подхода. Во-первых, переобучение. В ИТ все очень быстро меняется, технологии устаревают, знания и навыки становятся неактуальны. Переобучение позволяет сохранить сотрудников с опытом ведения сложных проектов и повышает их мотивацию. По нашей статистике, когда компания вкладывается в своих сотрудников, те отвечают ей большей лояльностью, мотивацией, реже увольняются и достигают существенно более высоких бизнес-показателей.
Успешные трудовые отношения — это всегда взаимовыгодные отношения. Поэтому очень важно, чтобы система обучения и развития сотрудников, направленная на улучшение бизнес-показателей, позволяла бы сотрудникам видеть личный трек развития и понимать, как их профессиональное развитие ведет к развитию компании, а развитие компании — к их профессиональному росту.
Во-вторых, у нас есть программы интенсивного дообучения для сотрудников с опытом работы от года. Это те, кто уже обладает базовыми знаниями и способен работать в серьезном окружении. За 1-2 месяца мы проводим интенсивное обучение по специализированным программам, привязанным к нашим вакансиям. Те, кто успешно прошел обучение, получают оффер в нашу компанию.
В-третьих, очень важный канал — работа с вузами. Мы участвуем в создании образовательных программ, чтобы синхронизировать наши кадровые ожидания с учебными планами вузов, сами читаем лекции, проводим совместные программы профессионального обучения и переобучения. Понятно, что далеко не все студенты в итоге приходят к нам, но мы считаем, что это полезная, социально значимая работа, влияющая на рынок труда в целом. И люди, в любом случае, сохраняют теплые воспоминания о нас. Могут прийти к нам в будущем или порекомендовать друзьям.
Вы считаете, что таким образом другие компании смогут закрыть дефицит кадров? Или без системного подхода и образовательных партнеров не обойтись?
Дмитрий Красовский: Наши партнеры и конкуренты понимают проблему нехватки кадров и действуют схожим с нами образом: работают с вузами, дообучают начинающих специалистов, переобучают и мотивируют персонал. Механизмы у всех схожи, различия только в деталях, масштабах и подходах. Но понимание того, что ценность сотрудника сейчас очень велика, есть у всех.
Что касается системных изменений на уровне отрасли, сейчас идет много дебатов по поводу последних изменений в области налогообложения для IT-компаний и возможного регуляторного воздействия с точки зрения обязательной финансовой поддержки вузов. Здесь мнения в индустрии разделились. С одной стороны, все понимают, что работа с вузами нужна. Это должно быть взаимовыгодное сотрудничество между индустриальными партнерами и вузами. С другой стороны, влияние государства должно быть очень аккуратным и взвешенным, в этой теме легко перейти от эффективности к формализму. Хотелось бы, чтобы государственные программы внедрялись совместно с рабочими группами от бизнеса и учитывали их мнение.