Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/11/01 15:21:09

Данила Трусов, «Инферит ИТМен»: Через 2-3 года мы увидим постепенное смещение баланса в сторону российских решений

О том, что происходит на рынке систем инвентаризации и контроля ИТ-инфраструктуры TAdviser поговорил с Данилой Трусовым, директором по продукту «Инферит ИТМен».

Данила
Трусов
Мы стараемся быстро реагировать на запросы рынка, чтобы закрывать бизнес-цели заказчиков и соответствовать требованиям безопасности.

Как себя чувствует рынок систем инвентаризации и контроля ИТ-инфраструктуры? Сильно ли рынок изменился после ухода иностранных вендоров?

Данила Трусов: Уход иностранных вендоров стал самым мощным катализатором для развития отечественных решений за последние десять лет. В реестре российского ПО Минцифры сейчас представлены более 22 500 наименований продуктов (на сентябрь 2024 года).

Не стал исключением и рынок инфраструктурного ПО. На фоне перемен мы стараемся быстро реагировать на запросы рынка, чтобы закрывать бизнес-цели заказчиков и соответствовать требованиям безопасности.

А получается полностью заменить иностранные решения?

Данила Трусов: Функциональный разрыв между иностранными и западными продуктами все еще есть. Тем не менее, рынок демонстрирует устойчивый рост и это открывает для разработчиков новые возможности. Спрос на системы, повышающие эффективность управления ИТ-активами, становится одним из драйверов роста рынка.

На ваш взгляд, через сколько лет получится целиком заменить иностранные решения российскими?

Данила Трусов: Думаю, примерно через 2-3 года мы увидим постепенное смещение баланса в сторону российских решений. Этому будут способствовать как требования регуляторов, так и развитие российских продуктов. Тем более, в России лучшая ИТ-школа и наши специалисты активно способствует росту рынка.

Что сейчас важно клиентам на рынке инфраструктурного ПО и за счет чего можно привлечь их внимание к отечественным продуктам?

Данила Трусов: Клиенты отдают предпочтение скорости и гибкости решений. ИТ-директорам, руководителям ИТ-подразделений, представителям департаментов крупных компаний важно оперативно получать достоверную информацию об ИТ-активах, как пользователи используют то или иное ПО и оборудование, управлять бюджетом и закрывать бизнес-задачи.

Руководители подразделений технической поддержки, системные администраторы, специалисты технической поддержки хотят быстро закрывать заявки пользователей и выполнять требования SLA.

Для некоторых заказчиков стало важно отслеживать использование пользователями иностранного ПО. При этом, компании хотят оптимизировать затраты и перераспределить бюджет на перспективные ИТ-проекты. Чтобы выполнить эту задачу, важно создавать единый источник оперативных и достоверных данных об ИТ-инфраструктуре.

Что собой представляет единый источник достоверных данных об ИТ-инфраструктуре?

Данила Трусов: Начнем с истории, когда его нет. Представим крупную компанию с гео-распределенной инфраструктурой, глобальные цели которой — масштабирование, покорение новых рынков, увеличение прибыли. Внутри нее есть бизнес-процессы, ИТ-сервисы и системы, которые обеспечивают функционирование бизнеса, а соответственно, его рост.

У компании десятки филиалов и ИТ-подразделений по всей России. Каждое из них использует под разные задачи свои источники данных: несколько систем мониторинга, виртуализации, инвентаризации, управления и т.д.

На выходе получаем огромное количество "сырых" разрозненных данных, в которых информация об устройствах, пользователях, ПО дублирует друг друга, а часть устройств никак не видны и не фиксируются в ИТ-инфраструктуре, образуя "серые" зоны. И все эти данные попадают в CMDB (Configuration Management Database), базу данных управления конфигурациями компании, создавая в ней дубли, хаос и беспорядок.

Самое главное — такой информации сложно доверять, и на ее основе невозможно принимать правильные стратегические решения, например, по оптимизации или распределению ИТ-бюджета.

Таким образом, единый источник достоверных данных — это фильтр, который помогает компаниям избавиться от разрозненных, задублированных, "сырых" данных и серых зон. Создается он с помощью специальных систем, например, с «Инферит ИТМен».

А как решение технически создает единый источник данных?

Данила Трусов: Происходит это благодаря трем компонентам: конвергентной архитектуре, встроенному ETL-конвейеру и редактору сенсоров для сбора любых данных откуда угодно.

Конвергентная архитектура помогает собрать данные об ИТ-инфраструктуре из разных источников в условиях мультивендорной, гео-распределенной инфраструктуры и закрытых периметров.

ETL-конвейер агрегирует данные, нормализует, идентифицирует, обогащает, типизирует их для возникновения единого источника достоверных данных.

Редактор сенсоров позволяет подтягивать в систему любые параметры по оборудованию, ПО, пользователям, дополнять их и комбинировать в интерфейсе системы.

Далее «очищенные» данные попадают CMDB компании.

Для кого достоверные данные об ИТ нужны в первую очередь?

Данила Трусов: Всем компаниям, у которых есть ИТ-инфраструктура. ИТ-директорам, начальникам ИТ-отделов, руководителям отделов ИТ-учета, системным администраторам, специалистам технической поддержки, ИТ-аналитикам и инженерам.

Задачи у них разные, но им всем нужна достоверная информация об ИТ, только акценты в ее применении будут отличаться. У ответственного за ИТ-учет будет акцент на использовании оборудования и ПО в контексте распределения бюджета, а специалисту технической поддержки будет важнее быстро закрыть запрос пользователя, чтобы бизнес-процессы не останавливались.

Ранее вы говорили про системы инвентаризации, виртуализации, мониторинга, которые используют ИТ-подразделения. Могут ли они стать источником достоверных данных?

Данила Трусов: Перечисленные источники данных выдают корректную информацию. Это решения, которые отлично выполняют свою функцию. Но когда речь заходит о множестве используемых систем, получается `каша` из данных. Например, одна система подтянула данные об оборудовании, другая система подтянула похожие с иным наименованием, и так по кругу. В итоге, в системе накапливаются дубли и разношерстные записи, а часть данных не подтянулась вовсе. Теперь представьте, что в крупной компании этих записей может быть сотни об оборудовании, и миллионы о ПО. Потребуется очень много времени, чтобы агрегировать и очистить их.

Бывает, ИТ-специалисты до сих пор сводят вручную все источники данных в Excel, что трудозатратно для компании. Эффективнее пустить эти часы на другие полезные задачи.

Что будет, если не создавать единый источник достоверных данных, а оставить все как есть?

Данила Трусов: Перемен к лучшему точно не будет. Среди проблем останутся: неверные управленческие решения в связи с непониманием реальной картины по ИТ-активам, сложности при распределении средств на новые ИТ-проекты, траты бюджета на невостребованные устройства и ПО, обилие ручных задач ИТ-специалистов по сбору и обработке данных.

Ранее упоминали, что компании хотят знать об установленном зарубежном ПО. Российский рынок может им это дать?

Данила Трусов: Есть спрос — есть решение. Например, у продукта «Инферит ИТМен» есть функциональные возможности по распознаванию установленного программного обеспечения.

Допустим, нам нужно найти зарубежное ПО. С помощью специально настроенных правил можно распознать все ПО, которое вызывает сомнения и не отмечено, как допустимое к установке. У каждого распознанного наименования есть ссылка на его размещение, что позволяет быстро удалить их с устройств пользователей. Таким образом, можно регулярно управлять соответствием допустимого и реального установленного ПО в инфраструктуре.

Собрать данные о зарубежном ПО уже не так сложно, в текущей ситуации есть потребности клиентов посложнее. На фоне импортозамещения на рынок выходит новое усовершенствованное или `редкое` оборудование, вот с него собрать данные без специальных настроек бывает затруднительно.

О каком оборудовании идет речь, и как с него собирать данные?

Данила Трусов: Например, на отраслевых рынках клиентов может появиться специализированное оборудование, которое редко встречается. С него тоже нужно подтягивать данные. Тут есть 2 пути: использовать заказную разработку, чтобы текущая система подтягивала специфические параметры или использовать решения, которые гибко подстраиваются под задачи бизнеса.

В «Инферит ИТМен» для этого доступен функционал гибкой модели данных, которая позволяет без заказной разработки и программирования собрать информацию со специализированного софта. Автоматизированный сбор данных из разных источников занимает около 5 минут.

К тому же, на основе полученных отчетов обо всем ПО заказчик может принимать решение об оптимизации ИТ-бюджета.

А можете привести пример, за счет чего стало возможным оптимизировать бюджет?

Данила Трусов: Например, оптимизация затрат возможна в контексте закупки дорогостоящих лицензий. У ИТ-подразделения нет понимания, как часто пользователи используют дорогостоящее ПО. Может оказаться, что средства на лицензии из бюджета уходят, а по факту сотрудники их не используют. В этом случае можно в 2 клика сформировать дашборд об используемом ПО и увидеть, как часто пользователи используют каждое из них с разделением на типы.

Вы говорили, что уход иностранных вендоров сильно повлиял на рынок и стимулировал разработчиков отечественных решений активно развиваться. А как трансформация рынка изменила «Инферит ИТМен», в чем его конкурентное преимущество на рынке инфраструктурного ПО?

Данила Трусов: Трансформация рынка научила нас понимать клиентов и создать для них гибкое решение, с которым бизнес может масштабироваться под любые проекты. Наше преимущество в уникальной технологии гибкой модели данных и в возможности написать свой пользовательский скрипт для сбора любых данных агентом. Все это делает систему гибкой и готовой к любому набору задач от клиента.

Также «Инферит ИТМен» стал активно расширяться и развивать коллаборации с другими решениями, предназначенными для эффективной реализации подходов ITSM, ITAM, SAM. Это помогает нам закрывать все больше выявленных запросов клиентов. Также «Инферит ИТМен» — это полностью отечественный продукт без использования open source, решение входит в реестр российского ПО и соответствует всем стандартам и требованиям российского законодательства.

Какие технологические тренды ожидаете в будущем, и готов ли «Инферит ИТМен» идти в ногу со временем?

Данила Трусов: Иностранные вендоры, покинувшие российский рынок, активно развивали в своих системах возможности предиктивной аналитики. Это функция, которая позволяет заранее прогнозировать возможные сбои оборудования и вновь уберечь бюджет ИТ-подразделений от дополнительных затрат. На мой взгляд, возможности предиктивной аналитики в тандеме с технологиями искусственного интеллекта будут дальше развивать российские решения.

Мы тоже стремимся к этому: например, в «Инферит ИТМен» создана функция «Мониторинг здоровья оборудования», которая позволяет заблаговременно контролировать информацию о свободном месте на жестком диске устройства, увидеть общий объем оперативной памяти, определить ПО старой версии и др.

Мониторинг здоровья оборудования будет полезен, когда ИТ-подразделению сложно обнаружить критические изменения в комплектации оборудования, когда непонятно, как скоро ему может потребоваться обслуживание или замена комплектующих. Например, если пользователь вытащил из ноутбука видеокарту, система отправит ответственному лицу оповещение о разукомплектации.

Таким образом, «Инферит ИТМен» всегда содержит актуальную информацию о состоянии комплектующих всех устройств, помогает держать руку на пульсе и сохранять работоспособность оборудования.

Сейчас мы продолжаем развивать наше решение, изучаем потребности рынка, и постепенно внедряем новые возможности в продукт.