Тренд на ИИ, ML, безопасность и возможное возвращение зарубежных сервисов: к чему готовиться облачным провайдерам
Российский рынок облачных технологий за последние годы стремительно развивается и не думает сбавлять обороты. Мы наблюдаем активный рост облачных отечественных решений и кажется, что отрасль вступает в новый масштабный тренд на платформенные инструменты для генеративного ИИ и машинного обучения. Одновременно с этим становится возможным возвращение зарубежных компаний на российский рынок. Готовы ли наши облачные провайдеры к конкуренции, какие продукты лучше подойдут заказчикам, к чему нужно быть готовым, чтобы не отставать от быстро меняющихся условий и удовлетворять потребностям бизнеса — поговорили об этом с Евгением Мартыновым, директором по информационным технологиям Рег.ру.
В 2024 году российский рынок инфраструктурных сервисов показал активный рост. По данным аналитических агентств, выручка превысила 165 млрд рублей, что на 36,3% больше, чем в 2023. Это свидетельствует о продолжающемся росте и развитии облачного рынка в России. Какие, на ваш взгляд, нас ожидают тенденции развития в ближайшие годы? Что в 2025 году должно обязательно входить в продуктовый портфель облачного провайдера?
Мартынов Евгений: Один из значимых трендов для российского облачного рынка до сих пор сохраняется — это стремление к импортозамещению. Несмотря на возможное ослабление санкций и возвращение некоторых зарубежных игроков, основным вектором остаются отечественные решения. Особенно в контексте критической инфраструктуры, где безопасность и контроль персональных данных в приоритете.
Конечно, усиливается и влияние искусственного интеллекта. Мировой рынок облачных технологий движется в сторону AI и ML. Сегодня в зависимости от того, какую нишу предоставления услуг выбирает облачный провайдер, он так или иначе в обязан предоставить определенные решения под этот конкретный сегмент. Это может быть инфраструктура, когда потребитель получает мощности, ускорители, серверы; а могут быть и составные платформы — например, для разработки, ETL; или же конечные SaaS-услуги, полноценные решения на базе искусственного интеллекта, Big Data и аналитики.
Рег.ру, как провайдер в том числе сервисной инфраструктуры, предоставляет не только мощности на базовом уровне, но и платформы и сопутствующие услуги, включая объектное хранилище S3, кластеры Kubernetes, DBaaS, ленточное хранилище. В 2024 году мы запустили линейку облачных серверов с GPU, дальнейшее логичное развитие — создание общих платформ, в том числе применяемых в области AI и ML.
И как мы видим, спрос на облачные серверы с GPU значительно увеличился. Для каких задач чаще всего сейчас берут эти ускорители?
Мартынов Евгений: Да, действительно быстро растет, появляется больше разнообразных задач, которые решают с помощью ИИ, увеличивается потребность в анализе и обработке текстов, изображений и видео. Многие компании внедряют видеонаблюдение с элементами нейросетей, например, распознавание номеров или лиц на видео. Графические процессоры используют также для ускорения обучения моделей искусственного интеллекта и бизнес-аналитики. Для обработки больших объёмов данных, анализа трендов, прогнозирования и оптимизации процессов нужны мощные вычислительные ресурсы. Облачные серверы с GPU ускоряют в разы подготовку отчетов и обучения нейросетей, относительно CPU. За счет этого снижается Time-to-Market и сокращаются капитальные затраты.
А в случае с провайдерами, влияет ли бум GPU на внутренние процессы и работу? С какими трудностями сталкиваются сегодня поставщики облачных решений в связи со спросом на AI и ML?
Мартынов Евгений: Конечно, влияет, и сегодня отечественные провайдеры столкнулись с рядом вызовов. Ключевой из них — нехватка оборудования и долгое ожидание поставок. Спрос на графические процессоры, применимые для искусственного интеллекта и машинного обучения, возрос, а закупки через традиционные каналы в условиях международных ограничений не всегда возможны. С небольшими партиями не возникает проблем, но для крупных заказов ситуация усложняется — образуется очередь, и провайдерам сложнее прогнозировать сроки получения оборудования. Кроме того, технологии, которые были актуальны на момент покупки, могут устареть уже через несколько месяцев, что создает риск финансовых потерь — ведь закупка партии оборудования не гарантирует его быструю продажу.
Помимо этого, серверы для работы с AI и ML занимают больше места в дата-центрах, требуют особых условий, специфических систем охлаждения. Не все ЦОДы соответствуют этим требованиям, особенно если речь идет о небольших провайдерах. Некоторые игроки не готовы устанавливать, например, иммерсионные ванны или применять другие нестандартные системы охлаждения. Это вынуждает провайдеров искать специализированных подрядчиков, которые могут предоставить необходимые условия для работы с таким оборудованием, что не всегда возможно по разумным ценам и с разумным качеством.
В такой ситуации провайдеры ищут баланс и не закупают оборудование «про запас», если нет подтвержденных проектов. Но и избегать экспериментов не стоит, как с технологиями, так и с сервисами, ведь область во многом еще только формируется в России, и можно упустить выгоду.
Подразумевает ли увеличение интереса к AI и ML рост спроса на хранение данных?
Мартынов Евгений: Безусловно, алгоритмы с каждым днем требуют больше данных для обучения, тестирования и обработки. На выходе, после выполнения вычислений, эти данные, как правило, остаются в виде промежуточных результатов, которые также нуждаются в хранении. Таким образом, рост количества моделей ИИ и их сложности требует увеличения объемов эффективных способов хранения. Среди них можно выделить, например, объектные облачные хранилища S3, что в свою очередь способствует развитию этого сегмента рынка.
Также, чтобы минимизировать задержки в передаче данных и обеспечить эффективную обработку в реальном времени, хранилище должно находиться либо рядом с центром обработки данных, либо хотя бы в пределах хорошей связности. В том числе важно обеспечить защищенные условия, а значит провайдерам приходится инвестировать в безопасность для надежного хранения данных.
Говоря о безопасности, нельзя не отметить, что число сложных кибератак в прошлом году в разы выросло, и в целом веб-ресурсы только в 2024 году атаковали в четыре раза чаще. Как облачные провайдеры справляются с этим и что предпринимают для защиты своих клиентов? Как это делают в Рег.ру?
Мартынов Евгений: Объем атак, их разнообразие и изощренность методик постоянно растет, и это заставляет провайдеров пересматривать подходы к защите данных и инфраструктуры. Злоумышленники постоянно совершенствуют инструменты и в этом смысле облачные компании действуют на опережение — комплексно развивают системы защиты и пересматривают условия сотрудничества с партнерами. Например, внедряют новые инструменты безопасности: анализаторы уязвимостей и системы, которые отслеживают нелегитимную активность в сети. Эти решения помогают обнаружить и блокировать атаки на ранней стадии, минимизируя ущерб и предотвращая утечку данных. При этом многие облачные провайдеры не разрабатывают полноценные собственные решения, а сотрудничают с проверенными ИБ-поставщиками. Это позволяет сосредоточиться на развитии собственных услуг и обеспечить высокий уровень безопасности. Так, мы в Рег.ру уже много лет сотрудничаем со StormWall для решения внутренних задач и в ближайшее время планируем расширять партнерство в том числе для клиентских проектов.
Одновременно с этим, провайдеры сегодня стремятся активно проходить аттестации на соответствие международным стандартам и систем хранения персональных данных. Сертификация помогает выстроить более устойчивую систему защиты и подтверждает, что компания применяет передовые подходы и практики для предотвращения атак и утечек. А для клиентов это своеобразный индикатор того, что компании можно доверять, ведь в такой ситуации особенно важно не быть голословным. В Рег.ру в этом направлении также активно ведется работа. В начале этого года мы прошли аттестацию по международной системе ISO в области информационной безопасности и оказания услуг по обслуживанию IT-инфраструктуры. Несколько активных проектов у нас ведется по аттестации ИСПДн (ФЗ-152) предоставляемых сервисов.
Есть предположения, что в скором времени иностранные компании, в том числе зарубежные облачные сервисы, вернутся на российский рынок. На ваш взгляд, насколько это вероятно и как это отразится на отрасли?
Мартынов Евгений: Прежде всего, стоит отметить, что какого-то официального запрета на работу зарубежных провайдеров на российском рынке не было. Вопросы возникали, скорее, из-за внешнеполитических рисков и ограничения возможностей оплаты этих сервисов. Некоторые блокировки случались, но, в целом, сервисы продолжали работать, если они не подразумевали размещения персональных данных клиентов РФ, и если пользователи могли оплачивать их услуги. Зарубежные облачные провайдеры, которые намерены вернуться на российский рынок, должны будут соблюдать требования законодательства, а это может повлечь определенные издержки, как финансовые, так и временные. При этом стоит учитывать, что отечественные провайдеры уже сделали большой шаг в технологическом ключе, усилили экспертизу и разработали альтернативы зарубежным решениям, которые сейчас продолжают активно развивать.
А отечественные решения достаточно ли нарастили экспертизу? Чем сейчас они отличаются от зарубежных?
Мартынов Евгений: Сложно говорить о «достаточности», ведь у каждого поставщика услуг есть свои особенности и ниши. На рынке нет единого стандарта, который позволял бы легко мигрировать с одной платформы на другую — особенно если речь идет о переходе с зарубежных на отечественные облачные решения. Иными словами, каждый облачный провайдер предлагает уникальные сервисы, ориентированные на свою целевую аудиторию. Эти различия существуют не только между зарубежными, но и между российскими компаниями.
Тем не менее, за последние несколько лет отечественные провайдеры действительно нарастили функциональность и расширили портфели услуг. Некоторые компании изменили бизнес-подходы — например, хостинг-провайдеры ищут пути развития в облаке. Также на российском рынке начали активно внедрять open-source решения, собственные разработки или форки (использование кода одного проекта для создания другого проекта) зарубежных технологий. За счет этого провайдеры предлагают гибкие решения, которые способны конкурировать по функциональности с иностранными аналогами. Отмечу также, что отечественные технологии больше ориентированы на соблюдение национальных стандартов безопасности и требований законодательства.
Получается, что отечественные решения лучше для российского бизнеса? Какие для компаний-заказчиков в этом есть преимущества?
Мартынов Евгений: Опять же, во многом зависит от того, на какой рынок ориентирован заказчик. Среди преимуществ для бизнеса, работающего в РФ, можно выделить доступность сервиса и минимизацию временных задержек — латентности. Так, для компаний, работающих в сфере финансов или с большим количеством транзакций, важно, чтобы серверы находились рядом с терминалами, проводящими эти операции. Близость предотвращает глобальные задержки, которые неизбежно возникают при размещении ресурсов за рубежом.
Еще один важный аспект — это безопасность данных. Размещение инфраструктуры за рубежом может создать потенциальные риски для бизнеса, поскольку данные могут стать объектом утечек или интереса госслужб. Кроме того, если компания ориентирована на российский рынок, она должна соблюдать определенный ряд законодательных требований. Основные — ФЗ-152 о хранении данных российских пользователей и ст. 10 ФЗ-149, которая устанавливает правила в отношении реестра хостинг-провайдеров. Размещение данных у подрядчика, не вошедшего в реестр, несет дополнительные риски и блокировки.
И, конечно, качественный сервис можно получить только там, где вы понимаете, как всё устроено, где клиента защищают от внешних угроз и действуют в рамках законов той юрисдикции, где вы строите бизнес. Российские провайдеры понимают специфику бизнеса в стране, могут предложить персонализированные решения, более гибкие условия обслуживания.
Чтобы покрывать не только пользовательский спрос, но и предугадать будущие векторы развития, что, по вашему мнению, российские облачные провайдеры должны сегодня учитывать при развитии своих инфраструктур и сервисов?
Мартынов Евгений: В первую очередь — следует учитывать мнение клиентов, и не только их текущие запросы, но и будущие потребности. Например, для этого мы в Рег.ру регулярно собираем обратную связь, анализируем пользовательские предпочтения и встраиваем в развитие сервисов. Проводим мониторинг новых решений на рынке, в том числе зарубежном, и отслеживаем тренды в смежных отраслях. Тут стоит учитывать, что не все технологии окажутся успешными, и то, что популярно сегодня, может стать неактуальным через несколько месяцев.
Далее, это развитие собственной инфраструктуры. С растущей потребностью в работе с Big Data компаниям придется внедрять новые подходы к хранению и обработке данных, обновлять инфраструктуру для повышения скорости передачи информации. В ближайшем будущем наиболее востребованными окажутся те провайдеры, которые предоставят не только базовые вычислительные мощности и хранилища данных, но и платформенные решения. И конечно, независимо от того, какие технологии будут востребованы, эти решения должны быть гибкими и предоставлять возможность масштабирования.