Информационные системы и стратегии (ИСС)

Компания


Собственники:
Крупенко Олег Валентинович - 51%
Гуков Игорь Владимирович - 48,9%
Кучерук Павел Анатольевич - 0,1%
(с 25 января 2024 г.)
Выручка млн ₽

Активы

Конечные собственники

+ Информационные системы и стратегии (ИСС)

Компания специализируется на разработке и внедрении информационных систем управления сервисами.

История

2020: Выход "АйТи" из числа учредителей

Согласно данным ЕГРЮЛ, с 20 марта 2020 года группа "АйТи" вышла из числа учредителей ООО "ИИС".

2015

Зачем "АйТи" купила долю в ИСС

Осенью 2015 года вошла в состав ГК "АйТи".

Группа "АйТи" договорилась о приобретении 25%-ной доли в компании "Информационные системы и стратегии" (ИИС) и получила опцион на увеличение доли до контрольной, рассказал TAdviser в октябре 2015 года председатель совета директоров "АйТи" Тагир Яппаров. Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы

Продавцом является основатель ИСС Игорь Гуков (на момент сделки во владении Игоря Гукова оставалась 24%-я доля в ИИС, еще 51% принадлежали Олегу Крупенко). Cумма сделки, по словам Яппарова, составила несколько миллионов рублей.

По состоянию на октябрь 2015 года в компании работало около 20 человек, преимущественно разработчиков. В планах, до конца года увеличить штат до 30 человек.

Цель сделки - получить компетенции в технологиях управления сервисами.

Тагир Яппаров намерен предлагать заказчикам решения для автоматизации сервисных подразделений

"Мы работаем с крупными клиентами, и есть ниши, где у нас нет собственных разработок. Одна из таких ниш - управление сервисами. Сейчас есть ряд проектов, где мы занимаемся консалтингом и применяем чужие технологии для управления сервисами", - объяснил Яппаров.

Зрелость сервисных процессов в крупных компаниях, по его словам, пока не высока. Один из способов усовершенствования этих процессов – применение информационных технологий.

"С ИСС мы уже имеем позитивный опыт реализации совместных проектов у крупных заказчиков, в рамках которых мы создаем инфраструктуру управления сервисами. В этой компании мы увидели технологические компетенции, увидели бенефиты от альянса, поэтому решили кооперироваться", - добавил Яппаров.

По мнению руководителя "АйТи", тема управления сервисами становится все более востребованной.

"Сейчас на рынке тренд централизации - он реализуется как на уровне ERP, биллинга, банковских систем, ECM-технологий, так и на уровне сервисных задач. Управление сервисами - это совершенно неожиданная возможность повышения эффективности. Сокращение персонала за счет повышения эффективности сервисов приводит к значительной экономии", - говорит он.

В качестве примеров централизации сервисов Яппаров приводит выделение Сбербанком и "Роснефтью" сервисных дочерних компаний - "Сберсервис" и "РН-Информ". Процессные сервисные компании, по его словам, имеют большое количество сотрудников, сложную модель управления: "Ее можно упрощать и автоматизировать".

"Если раньше ITSM был направлен на управление ИТ-сервисами, то теперь стало понятно, что его легко переложить на не ИТ-шный сервис. Управление производством, например. Существует много производств, которые, по сути, являются сервисами. Решения ИСС ориентированы на то, чтобы быстро настроить системы под конкретный не стандартный, не ИТ-шный сервис", - объясняет он.

Например, вместе с ИСС "АйТи" участвует в конкурсе Сбербанка по направлению создания систем управления сервисами систем инженерного обеспечения и энергоснабжения его отделений[1].

Зачем ИСС продали долю "АйТи"

ИИС была создана в 2002 году Игорем Гуковым, до этого работавшем в Центральном банке России и в 50 ЦНИИ ВКС Минобороны. Возглавляет компанию Олег Крупенко, экс- начальник управления развития программных систем ЦБ. До 1998 года он как и Гуков работал в 50 ЦНИИ ВКС Минобороны, где руководил лабораторией общесистемного программного обеспечения. Лаборатория занималась разработкой систем управления орбитальной группировки военно-космических сил, рассказал TAdviser Крупенко.

Олег Крупенко после увольнения из ЦБ возглавил ИСС и стал ее контролирующим совладельцем

С момента создания компании и до 2013 года основным клиентом ИСС был ЦБ.

"Это уникальный заказчик, ориентированный на применение передовых технологий, и работа с ним позволила не только обеспечить финансирование компании, но и накопить уникальные компетенции специалистов, заложить основы создания тиражируемых решений", - говорит Крупенко.

Отрицательной стороной работы с ЦБ для небольших компаний, по его словам, является возникновение зависимости от одного сильного заказчика: "Все эти годы ИСС не было необходимости расширять клиентскую базу, ресурсы компании полностью утилизировались проектами одного заказчика".

Уволившись из ЦБ и получив предложение Гукова возглавить ИСС, Крупенко поставил условие, что примет предложение только в случае получения контроля над компанией: "Если я управляю бизнесом, у меня должно быть право принятия ключевых решений. Учитывая высокий уровень базового доверия между нами, Игорь принял это условие".

"Мотивация Игоря уступить контроль заключалась в понимании того, что для развития компании — это необходимо, а без этого выжить в условиях кризиса будет невозможно. Несмотря на то, что компания существует на рынке более 10 лет, не происходило расширения ее клиентской базы и портфеля проектов. Имеющиеся проекты дают возможность финансировать деятельность компании, но не более. Мы с ним абсолютно точно понимаем сильные и слабые стороны друг друга и убеждены, что вместе сделаем гораздо больше, чем поодиночке", - говорит Крупенко.

Несмотря на то, что ИСС существует на рынке более 10 лет, не происходило расширения ее клиентской базы и портфеля проектов, признается Крупенко: "Имеющиеся проекты дают возможность финансировать деятельность компании, но не более".

"Мой приход в компанию связан с необходимостью разработки и реализации стратегии развития компании. Альянс с "АйТи - это один из первых шагов в этом направлении, - добавляет он. - Второй шаг это создание отечественных продуктов, реализующих концепцию управления сервисами".

Но для продаж своих решений нужна сеть, а это инвестиции и время, объясняет Крупенко: "Наше взаимодействие с "АйТи" позволяет пользоваться готовой сетью продаж. Мы получаем возможность работать с заказчиками, которые понимают, что мы являемся частью большой группы компаний "АйТи". У нас появляется возможность сконцентрироваться на создании тиражируемых услуг и продуктов, а компания "АйТи" может предложить своим заказчикам, которые доверяют ей автоматизацию своей деятельности, новые подходы и решения повышения эффективности операционной деятельности и повышения качества предоставляемых сервисов".

Продуктовая стратегия

"Наша стратегия – создавать продукты не с нуля. В качестве фундамента мы используем готовые технологии, - говорит Олег Крупенко. - Быстро создать что-то свое не получится. Поэтому мы берем ядра систем, договариваемся с вендорами и надстраиваем то, что можно быстро и легко применять у конкретных заказчиков".

Исторически, по словам гендиректора ИСС, компания является партнером западных разработчиков, предлагающих свои решения в области управления сервисами и мониторинга, а также управления ИТ-инфраструктурой.

"Нашим давним партнером является компания BMC, мы участвовали в локализации их решения на российском рынке, проработали концепцию создания на этой платформе распределенного решения. Еще один наш партнер – компания ServiceNow, предлагающая облачный софт для управления сервисами", - рассказывает он.

ИСС, по словам Крупенко, ведет переговоры с вендорами о том, чтобы стоимость OEM-лицензий в конечных решениях российской компании не превышала 30%: "В этом случае наши решения могут подпадать под понятие "отечественное программное обеспечение".

"Этот подход будет действовать на тот период, пока мы не создадим собственную платформу", - говорит гендиректор ИСС.

В стратегической перспективе ИСС намерена разработать полностью свое программное обеспечение. "Но прежде нужно определиться со стандартами для страны в области базовых технологий – ПО и аппаратного обеспечения, - объясняет Крупенко. - Когда будет определенность, нам будет проще определиться с созданием собственных продуктов, которые будут интегрированы с базовыми технологиями".

Тагир Яппаров добавляет, что компании интересно договариваться с вендорами о совместной разработке платформы: "Это на порядок сложнее, чем простая OEM-схема".

"Можно конечно фантазировать и одна из фантазий будет заключаться в том, что все можно сделать с нуля. Но она приведет к разочарованию", - считает Яппаров.

Даже хорошее западное решение, по его словам, требует адаптации на российском рынке – начиная от локализации, заканчивая созданием специальных модулей, учитывающих законодательство. "Некоторые находки, которые здесь реализуются, потом оказываются интересными и для производителей", - утверждает он.

Клиенты

Кроме ЦБ заказчиками ИСС, по словам Олега Крупенко, являются "Лаборатория Касперского": "Мы помогаем компании создавать Service Desk (линию поддержки по всему миру). Этот проект научил нас работать в условиях жестких требований и сороков. Сейчас мы занимаемся сопровождением и развитием системы".

Среди других клиентов Крупенко выделяет X5 Retail Group.

2014: Финансовое положение

В 2014 году ИСС сократила выручку в 6 раз (с 440 млн рублей до 71 млн) и стала убыточной. Чистый убыток по итогам года составил 39,6 млн рублей против прибыли в 38 млн рублей годом ранее.

Убытки ИИС в 2014 году образовались из-за курсовой разницы, объясняет Олег Крупенко: "Компания оказывает услуги по сопровождению программного обеспечения иностранных производителей. В таких проектах существует практика оплаты услуг "вендора" вперед. Мы платим им, а нам заказчик возвращает в течение года поквартально. Поэтому выплаченные нами деньги висят убытком".

Прогноз на текущий финансовый год говорит о стабильном состоянии компании, добавляет он.

Примечания


Персоны (2)

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Гуков Игорь ВладимировичМоскваОснователь
Крупенко Олег ВалентиновичМоскваГенеральный директор
СТАТУСЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (7) СУДЕБНЫЕ ДЕЛА (3)