Персоны (1) работали ранее - 1
Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.ФИО | Должность | Комментарий |
---|---|---|
Хайруллин Артур | Сотрудник | --- |
Активы | Конечные собственники |
+ Академия ФСБ России |
На 2018 год Академия ФСБ готовит кадры не только для ФСБ России, но и для Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Министерства обороны РФ, некоторых других ведомств, а также осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для органов безопасности.
Ученые Академии принимают активное участие в разработке комплексных целевых программ, научной экспертизе и подготовке законодательных и иных правовых актов федерального уровня.
Активы
На 2018 год на кафедрах Академии ФСБ работают 40 академиков и членов-корреспондентов, более 150 профессоров и докторов наук, свыше 500 доцентов и кандидатов наук.
2019: 4 года колонии прапорщику за продажу учебных компьютеров
20 сентября 2019 года стало известно о том, что Военный суд Московского гарнизона приговорил к четырем годам колонии-поселения бывшего старшего техника Академии ФСБ России Артура Хайруллина за продажу принадлежащей факультету иностранных языков компьютерной техники на сайтах бесплатных объявлений. Подробнее здесь.
2007: В.Остроухов назначен главой академии
В 2007 году Академию ФСБ России возглавил генерал-полковник Виктор Васильевич Остроухов.
2000: В.Власов возглавил академию
С 2000 по 2007 год академией руководил генерал-полковник В.А.Власов.
1999: В.Шульц назначен главой академии
Непродолжительный срок с 1999 по 2000 г. академией руководил генерал-лейтенант В.Л.Шульц.
1998: Государственная аттестация и аккредитация
В 1998 г. Академия первой среди образовательных академических учреждений спецслужб и правоохранительных ведомств России успешно прошла государственную аттестацию и аккредитацию.
1996: Запуск новых специальностей, в т.ч. "Информационная безопасность"
Перечень специальностей и направлений обучения, содержание образовательного процесса были скорректированы с учетом требований государственного и ведомственного образовательных стандартов. С 1996 г. Академия приступила к обучению по ряду новых специальностей и специализаций высшего профессионального образования.
В 1996 г. на базе Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России создано Федеральное учебно-методическое объединение в сфере высшего образования по УГСН «Информационная безопасность» (далее - УМО ИБ), включающее более 200 ведущих образовательных организаций России.Метавселенная ВДНХ
Таким образом были заложены основы, правовые и организационные предпосылки для дальнейшего развития системы профессионального образования ведомства в целом.
Академия успешно развивает связи с Министерством образования Российской Федерации, с рядом крупнейших военных и гражданских вузов. Представители Академии входят в Ассоциацию юридических вузов (секция правоохранительных органов), в Общественный совет по проблемам военного образования при Федеральном Собрании Российской Федерации, в учебно-методические объединения вузов по всем специальностям, преподаваемым в Академии ФСБ России.
1994: В.Тимофеев назначен главой академии
В 1994 году главой академии назначен генерал-полковник В.А.Тимофеев, проработавший на этой должности до 1999 г.
1992
С.Дьяков назначен главой академии
В 1992 году главой Академии был назначен генерал-лейтенант С.В. Дьяков 1992, проработавший на этом посту до 1994 г.
Слияние с Академией пограничных войск в Академию министерства безопасности
В 1992 г. Высшая школа вступает в новый этап своего развития. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. на базе Высшей школы им. Ф.Э. Дзержинского и Академии пограничных войск была образована Академия Министерства безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 августа 1993 г. утвердило Устав Академии Министерства безопасности Российской Федерации.
Сотрудники учебного заведения приняли активное участие в разработке Концепции и Программы развития Академии, в создании необходимой для его функционирования нормативно-правовой базы. В этих целях были разработаны и утверждены положения о кафедрах, факультетах и других подразделениях Академии.
Учебно-методическим советом Министерства безопасности в связи с проведенной реорганизацией были утверждены новые квалификационные характеристики специалистов - выпускников Академии, внесены соответствующие изменения в учебно-организационные документы.
В целях совершенствования образовательного процесса в Академии было введено преподавание ряда новых учебных дисциплин, увеличено количество специальных и элективных курсов.
Особое внимание руководством и профессорско-преподавательским составом Академии уделялось приведению содержания и качества обучения в соответствие с потребностями практики, в первую очередь углублению юридической подготовки слушателей: в учебный процесс более активно вводились современные законодательные и иные нормативные акты, прежде всего Законы Российской Федерации «О безопасности», «О федеральных органах государственной безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности».
Основными задачами начального этапа становления Академии являлись методическое обеспечение фундаментализации и гуманитаризации обучения в сочетании с практической направленностью подготовки кадров, создание методической базы для интеграции специальных дисциплин с юридическими, социально-экономическими курсами, интенсификация и оптимизация учебного процесса в целом.
В дальнейшем профессиональная подготовка кадров развивалась в направлении сближения с общероссийским образовательным процессом при сохранении собственной специфики и уникальности, приведения ее организации и содержания в соответствие с современными задачами и условиями деятельности органов безопасности.
1991: В.Титаренко назначен начальником школы
В 1991 году начальником школы назначен генерал-майор В.В.Титаренко, проработавший в этой должности до 1992 г.
1980-е: Новые квалификационные характеристики выпускников
В конце 1980-х годов при активном участии практических подразделений были разработаны новые квалификационные характеристики выпускников различных факультетов Высшей школы, учебные, учебно-тематические планы и программы; переработаны тематики дипломных, курсовых работ, рефератов, материалы зачетов и экзаменов, другие организационно-методические документы. Вся проделанная работа была направлена на реализацию новой концепции развития высшего образования в стране, предусматривавшей подготовку специалистов широкого профиля, сочетавшую фундаментальность и универсальность образования с конкретным научно-прикладным профилированием.
На основе этих требований был скорректирован перечень изучаемых в Высшей школе дисциплин. Значительно усилена правовая и специальная подготовка слушателей. Пересмотрена система спецкурсов, введены курсы по выбору. Уточнено содержание практического обучения, увеличена продолжительность практики. Разработаны и внедрены в учебный процесс автоматизированные обучающие системы. Организована подготовка руководящего и профессорско-преподавательского состава по применению компьютерной техники в учебном процессе. В этот период укрепляется взаимодействие Высшей школы и практических подразделений в использовании в учебном процессе и деятельности органов КГБ совместных научно-практических исследований, в разработке учебников и учебно-методических материалов, в подготовке и проведении научно-практических конференций. На базе Высшей школы и УКГБ по г. Москве и Московской области создается учебно-научно-практический комплекс (УНПК).
Совершенствованию образовательного и научного процесса в Высшей школе в конце 1970-х — начале 1990-х годов способствовала напряженная и самоотверженная работа ее руководителей - генерал-майора И.О. Розанова, генерал-лейтенанта А.П.Рагозина и генерал-лейтенанта Л.А. Постникова.
1972: Решение Коллегии КГБ по совершенствованию деятельности
Важным фактором, стимулировавшим профессиональную подготовку слушателей Высшей школы в начале 1970-х годов, стало решение Коллегии КГБ при СМ СССР от 14 июня 1972 г., которое определило конкретные задачи по совершенствованию деятельности органов государственной безопасности с учетом особенностей политической и оперативной обстановки, в связи с появлением новых направлений оперативной работы, возрастанием значимости информационно-аналитической деятельности и др.
Руководство, в первую очередь начальник Школы генерал-полковник В.Ф. Никитченко, и профессорско-преподавательский состав Высшей школы разработали для утверждения руководством КГБ предложения по корректировке структуры, содержания и объема преподаваемых специальных дисциплин, которая позволяла существенно повысить качество теоретической и практической подготовки выпускников, укрепить связи кафедр спецдисциплин с соответствующими практическими подразделениями КГБ, еще больше приблизить обучение к потребностям оперативно-следственной практики.
В результате проведенной реформы из некоторых преподаваемых дисциплин выделились новые научные направления, которые в свою очередь образовали самостоятельные учебные дисциплины. Соответственно складывались новые кафедральные коллективы, начавшие разрабатывать необходимые учебно-методические материалы, прежде всего лекционные курсы и наглядные пособия.
Но этого было недостаточно. В целях методического обеспечения преподавания подготавливалось новое поколение учебников, учебных пособий, монографий, другой учебно-методической литературы. Учебные и учебно-тематические планы перерабатывались таким образом, чтобы они отвечали требованиям квалификационных характеристик специалистов, выпускаемых Высшей школой. Была значительно усилена специальная подготовка слушателей контрразведывательных факультетов путем увеличения учебного времени на семинарские, практические и лабораторные занятия по спецдисциплинам, а также организации практических занятий в городских условиях.
1970: В.Никитченко назначен начальником школы
В 1970 году начальником школы назначен генерал-полковник Никитченко В.Ф., руководивший учебным заведением до 1974 г.
1965: П.Гришин назначен начальником школы
В 1965 году генерал-лейтенант Гришин П.Г. назначен на должность начальника Высшей школы МГБ. Покинул пост в 1970 г.
1962
Е.Питовранов назначен начальником школы
В 1962 году начальником Высшей школы МГБ был назначен генерал-лейтенант Питовранов Е.П., который оставался на этом посту до 1965 г.
Присвоение имени Ф.Э. Дзержинского
Постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ при СМ СССР было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.
Открытие 3-х новых факультетов на базе 3 закрытых институтов
Начало 1960 г. было отмечено существенными изменениями в системе подготовки кадров для органов государственной безопасности: были упразднены три учебных заведения - Военный институт имени Ф.Э. Дзержинского, Ленинградский институт иностранных языков и Высшая школа криптографов 8 Главного управления КГБ при СМ СССР. На базе каждого из них в Высшей школе были образованы новые факультеты: технический, иностранных языков и военный — для завершения подготовки слушателей Военного института (позднее - факультет погранвойск). Высшая школа КГБ при СМ СССР стала крупным многопрофильным высшим учебным заведением.
Укрупнение Высшей школы сопровождалось дальнейшим совершенствованием структуры и содержания обучения. Создавалась единая, взаимосвязанная система специальных дисциплин, которая соответствовала потребностям деятельности органов КГБ. Пересматривались традиционные, разрабатывались и внедрялись новые методы обучения (например, программированное обучение), более эффективно использовались технические средства. Стало уделяться больше внимания подготовке и проведению научно-методических и научно-теоретических конференций.
1955: Увеличение срока обучения до 4 лет
В мае 1955 г. срок обучения на вузовском потоке был увеличен до 4 лет. В связи с этим были переработаны учебные и тематические планы, а также программы учебных дисциплин. Наряду с углублением изучения социально-экономических дисциплин была усилена профессионализация по юридическим дисциплинам. Некоторые коррективы были внесены в преподавание специальных дисциплин, увеличилось время на изучение военных дисциплин. В целях улучшения языковой подготовки слушателей на изучение иностранных языков отводилось до 600 часов.
В 1950-х годах, на этапе становления Школы как высшего учебного заведения, постоянно совершенствовались содержание, объем и методика обучения. Подготавливалась учебная и учебно-методическая литература, создавались лекционные фонды кафедр.
1954: А.Куренков назначен начальником школы
В 1954 г. начальником высшей школы МГБ СССР был назначен генерал-майор Е.И. Борисоглебский. В том же году его сменил генерал-майор Куренков А.Н. 1954 – 1962 гг., который руководил учебным заведением до 1962 г.
1952
Начальником школы назначен Н.Ефимов
С 1952 по 1954 начальником Высшей школы МГБ СССР работал полковник Н.Я. Ефимов.
Преобразование в высшее учебное заведение с 3-годичным сроком обучения
В 1952 г. начался новый этап в развитии Высшей школы МГБ СССР — она была преобразована в высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения.
Слушательский состав Школы комплектовался за счет работников органов государственной безопасности, отвечавших по своей общеобразовательной подготовке условиям приема в высшие учебные заведения и имевших стаж практической работы в органах государственной безопасности не менее 3 лет.
Первый выпуск слушателей Высшей школы, получивших дипломы о высшем юридическом образовании с присвоением квалификации «юрист», состоялся в 1954 г. Первые дипломы нового вуза получили 189 человек, причем 37 из них получили дипломы с отличием.
Решением Совета Министров СССР и приказами Министерства высшего образования и КГБ при СМ СССР в 1954 г. Высшей школе было разрешено открыть аспирантуру по специальностям:
- «теория государства и права»,
- «история государства и права СССР»,
- «советское уголовное право» и
- «советский уголовный процесс».
Был также организован Ученый совет Высшей школы, утвержденный Министерством высшего образования.
Давая оценку деятельности Высшей школы МГБ СССР в первое послевоенное десятилетие в целом, следует отметить, что подготовка сотрудников органов безопасности в ней постоянно совершенствовалась. В соответствии с новыми задачами были повышены требования к теоретической и практической подготовке слушателей, расширена специализация, увеличен контингент обучающихся. Всего за период с 1946 г. по 1952 г. в Высшей школе МГБ СССР прошло подготовку и переподготовку около 10 тысяч оперативных работников органов государственной безопасности СССР и ряда социалистических стран.
Подготовка работников безопасности для соцстран
По специальным заданиям правительства в период с 1945 г. по 1950 г. Высшая школа МГБ СССР подготовила 361 оперативного работника для органов безопасности ряда социалистических стран.
Курсы по подготовке преподавателей спецдисциплин
В начале 1950 г. руководством Министерства государственной безопасности было принято решение о создании в Высшей школе МГБ СССР курсов по подготовке преподавателей специальных дисциплин.
Для слушателей курсов срок обучения предусматривался не более полутора лет. За этот период они должны были изучить общественно-политические, специальные дисциплины таким образом, чтобы впоследствии уметь проводить семинарские и практические занятия по специальным дисциплинам. Предусматривался также курс юридических дисциплин, чтобы будущие преподаватели могли проводить занятия по уголовному праву и процессу в школах МГБ СССР по подготовке оперативного состава. Уже в ходе занятий от самих слушателей курсов поступило предложение организовать учебу преподавателей в Высшей школе по принципу аспирантуры.
1947: И.Бабич сменяет Л.Баштакова на посту начальника школы
Начальником Высшей школы МГБ СССР до мая 1947 г. являлся генерал-майор Л.Ф. Баштаков. С августа 1947 г. должность начальника Школы занимал И.Я Бабич. Затем до 9 июня 1948 г. его обязанности исполнял заместитель начальника полковник И.Г. Прошаков. В последующем Высшей школой руководили полковник Я.Г. Никитин (до 3 мая 1952 г.) и полковник А.Я. Ефимов.
Уровень теоретической и практической подготовки слушателей Высшей школы МГБ СССР был неплохим, это подтвердила проведенная в конце 1948 г. - начале 1949 г. оперативная практика слушателей курсов подготовки руководящего состава. Преподаватели кафедры спецдисциплин и слушатели были направлены в подразделения центральных областей России, на Украину, в Белоруссию и Прибалтику, где принимали участие в конкретных контрразведывательных мероприятиях. Практика показала, что слушатели не только справились с возложенными на них задачами, но в ряде случаев критически проанализировали сложившиеся на местах подходы к ведению оперативных разработок и других дел.
Как всегда, руководство органов госбезопасности уделяло много внимания делам Высшей школы. Первые лица Министерства находили время и возможности для того, чтобы работать в Комиссии по рассмотрению программ, лекций и учебных пособий, участвовать в приеме выпускных экзаменов слушателей.
Для разработки новой учебной литературы Высшая школа МГБ СССР не располагала в анализируемый период достаточным количеством научных сил, а также необходимой информацией о спецслужбах западных стран, но тем не менее выход был найден. На первых порах большую помощь Школе оказало Специальное бюро, созданное в центральном аппарате МГБ СССР для сбора и обобщения информации о спецслужбах противника и их деятельности против Советского Союза. Первые лекции, поступившие в распоряжение учебного отдела и кафедры спецдисциплин Высшей школы в послевоенный период, были подготовлены именно сотрудниками Спецбюро МГБ СССР.
Одновременно учебный отдел Высшей школы вернулся к использовавшейся еще до войны практике стенографирования и издания лекций, которые в Высшей школе читали руководители ряда управлений и отделов центрального аппарата МГБ СССР. Отличительной чертой первых послевоенных учебных пособий являлась их тесная связь с практикой. Нередко во время чтения лекций руководители практических подразделений иллюстрировали свои выступления не только архивными делами, но и продолжавшимися еще разработками, материалами следственных дел. Это помогало слушателям глубже осваивать особенности современной оперативной обстановки, быть в курсе последних достижений практики.
1946: Трансформация в Высшую школу МГБ СССР
Окончание Великой Отечественной войны и переход к условиям мирного времени потребовали соответствующей перестройки деятельности органов государственной безопасности СССР. В мае 1946 г. была осуществлена их очередная реформа: в рамках Министерства государственной безопасности СССР были объединены внешняя разведка, военная контрразведка, территориальные и транспортные органы госбезопасности.
Высшей школе МГБ СССР и ряду других учебных заведений ведомства также предстояло реорганизовать свою работу применительно к условиям мирного времени.
Руководство Школы считало необходимым:
- повысить требования к поступающим в Высшую школу;
- увеличить срок обучения на курсах усовершенствования до 2-3 лет и включить дополнительно в учебный план такие дисциплины, как политэкономия, история СССР, классическая и современная литература, иностранный язык;
- усилить юридическую подготовку;
- установить единый профиль обучения - переподготовка сотрудников контрразведывательных подразделений со знанием иностранного языка.
1945: 8 сотрудников награждены тремя и более орденами
Воспитанники Высшей школы, как и постоянный состав, активно участвовали в жесточайшем противоборстве с гитлеровскими спецслужбами и внесли свой вклад в победу над врагом. Родина высоко оценила их ратный и трудовой путь. В 1945 г. в Высшей школе НКГБ СССР служили 8 сотрудников, награжденных тремя и более орденами, 20 сотрудников — двумя орденами, 32 сотрудника — одним орденом. 77 сотрудников были награждены медалями.
20 июля 1945 г. 322 сотрудника Высшей школы (постоянного состава) были награждены медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
30 августа 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Высшая школа НКГБ СССР была награждена Красным Знаменем и Грамотой.
Итоги основной деятельности Высшей школы в годы Великой Отечественной войны были подведены начальником Школы генерал-майором Л.Ф. Баштаковым в справке от 20 марта 1946 г.: «...II. За период Отечественной войны с германским фашизмом в Школе подготовлено — 7135 человек...».
1944: Сбор материалов о службе чекистов во время войны
20 июля 1944 г. НКГБ СССР дало указание местным органам НКГБ о сборе документальных материалов о героических делах чекистов во время Великой Отечественной войны. Предлагалось учесть всех чекистов, павших в боях с фашистами, а также собрать материалы (воспоминания, дневники, письма, фотокарточки и т. д.) о деятельности сотрудников госбезопасности в партизанских отрядах и в тылу противника. Весь собранный материал после тщательной проверки его достоверности предлагалось направлять в Высшую школу для обработки.
1943
Подготовка радистов для работы в тылу врага
В июле 1943 г. в связи с нехваткой оперативных кадров из числа сотрудников органов безопасности в центральном аппарате и на местах в Школе открываются 2-месячные курсы по подготовке оперативных работников и 6-месячные курсы усовершенствования оперативного состава, а 12 ноября 1943 г. были организованы 3-месячные курсы подготовки и переподготовки работников радиослужбы НКГБ. На этих курсах готовились в основном радисты для 4-го Управления НКГБ СССР, то есть для работы в тылу врага.
Курсы стенографии на иностранных языках
В январе 1943 г. приказом НКВД при Высшей школе создаются курсы стенографии на иностранных языках. На этих курсах готовились кадры для 2-го специального отдела НКВД СССР.
В 1943 г. на советско-германском фронте произошли коренные изменения в пользу СССР. В это время была проведена реформа советских спецслужб. Как и в 1941 г., в организованный Наркомат государственной безопасности СССР из НКВД перешли основные оперативные и оперативно-технические подразделения. Приказом НКВД СССР от 22 мая 1943 г. Высшая школа была переведена в НКГБ СССР.
Осенью 1943 г. Высшая школа получила ряд оперативных и боевых заданий НКГБ СССР. Руководящий состав Школы и большая группа слушателей были командированы в освобожденные районы Курской области, а также Краснодарского и Ставропольского краев, где они принимали участие в специальных операциях по выявлению изменников Родины, фашистских пособников и агентов.
Коллектив Высшей школы в годы Великой Отечественной войны оперативно выполнял все планы и задания руководства НКВД и НГКБ СССР. Он осуществлял подготовку и переподготовку оперативных работников широкого профиля в том количестве, какое было необходимо фронту, партизанскому и подпольному движению, советскому тылу и освобождаемым от противника регионам.
1942: Работа в условиях войны
12 февраля 1942 г. на курсы усовершенствования было зачислено 275 слушателей. Вскоре и на основной поток прибыло 205 человек. Среди прибывших был сержант госбезопасности И.С. Розанов. Пройдет тридцать два года, и генерал-майор И.С. Розанов возглавит Высшую школу КГБ СССР.
В апреле 1942 г. еще 22 оперативных сотрудника подразделений центрального аппарата были утверждены лекторами и преподавателями Высшей школы по спецдисциплинам.
В мае 1942 г. по приказу НКВД в Школу приходят 30 ведущих специалистов военной контрразведки. Руководство Наркомата в условиях войны делало все возможное для высококвалифицированной всесторонней подготовки будущих сотрудников госбезопасности.
В связи с боевыми потерями на фронтах и развёртыванием новых частей, приказом наркома внутренних дел был вновь организован филиал Высшей школы НКВД и увеличена ее численность с 500 до 800 человек. Приказом начальника Школы от 12 августа 1942 г. постоянный состав был временно переведен на казарменное положение и принимал участие в несении внутренней службы. Для сотрудников было оборудовано общежитие. Рабочий день сотрудников учебного отдела и отдела кадров начинался в 10.00 и длился до 22.00. Преподаватели всех циклов начинали свою работу с 10.00 (если занятия не начинались с 9.00) и заканчивали ее, как правило, в 24.00. Выходные предоставлялись по очереди, а некоторые получали выходные только с разрешения руководства Школы. В воскресные дни рабочий день длился с 12.00 до 17.00. Несмотря на трудности военного времени и огромную загруженность, в Высшей школе велась научная работа. В ноябре 1942 г. в МГУ защитил кандидатскую диссертацию начальник цикла основ марксизма-ленинизма майор госбезопасности С.И. Кузьмин. Ему было присвоено звание кандидата философских наук. Это был один из первых кандидатов наук Высшей школы НКВД СССР.
Напряженно трудились работники санчасти. За всю войну в Школе не было отмечено никаких массовых инфекционных заболеваний. Школа имела подшефный госпиталь № 5020, в котором было организовано постоянное дежурство: ухаживали за ранеными, убирали палаты, шили и стирали белье.
Летом 1942 г. Высшая школа получила правительственное задание по заготовке дров на вторую военную зиму. Чтобы выполнить задание, пришлось построить в Талдомских лесах 4-километровую узкоколейную железную ветку, проложить 8-километровую автомобильную дорогу, построить 6 мостов и отремонтировать около 10 км дорог. Слушатели жили в палаточном лагере. Дневная норма выработки была довольно высокой - 5 кубометров дров на двоих. От тяжелой работы обмундирование быстро изнашивалось, особенно обувь.
22 декабря 1942 г. при Высшей школе были организованы курсы иностранных языков для подготовки квалифицированных оперативных переводчиков с английского, французского, немецкого, итальянского, японского, турецкого, шведского, финского и польского языков.
1941
Л.Баштаков сменяет Н.Давыдова на посту начальника школы
В ноябре 1941 г. начальником Школы вместо Н.К. Давыдова стал старший майор госбезопасности Л.Ф. Баштаков. Первым же приказом нового начальника были объявлены назначения на имевшиеся штатные должности по Школе. Однако преподавателей, как всегда, не хватало, поэтому к педагогической работе по приказу руководства НКВД СССР привлекали наиболее подготовленных слушателей курсов усовершенствования руководящего состава, квалифицированных сотрудников разведывательных и контрразведывательных управлений и отделов, ведущих специалистов по борьбе с бандитизмом, следственных работников Наркомата и военных контрразведчиков. Всего к преподавательской работе на основании этого приказа было привлечено 76 руководящих и оперативных работников.
Курсы контрразведчиков и шифровальщиков
Уже в первые месяцы войны резко возросла потребность в военных контрразведчиках. Поэтому 23 июля 1941 г. приказом НКВД СССР (НКГБ и НКВД были объединены в Народный комиссариат внутренних дел) при Высшей школе НКВД были организованы месячные курсы подготовки оперативных работников для особых отделов НКВД, которые с 11 августа 1941 г. перешли на трехмесячную программу. В сентябре 1941 г. из Высшей школы в распоряжение особых отделов НКВД СССР было направлено 300 военных контрразведчиков, прошедших обучение на курсах.
В связи с нехваткой шифровальщиков 25 сентября 1941 г. приказом НКВД СССР при Высшей школе были организованы двухмесячные курсы шифровальщиков.
В октябре 1941 г. резко ухудшилось положение на фронте. Враг стоял у стен Москвы. В Москве жители, формируя народное ополчение, готовились к уличным боям с фашистами. Готовилась к боям и Высшая школа. Сотрудники 2-го отдела НКВД СССР (бывшая Особая группа при наркоме внутренних дел СССР), среди которых находились и выпускники Высшей школы, на случай захвата немцами столицы занимались созданием разведывательно-диверсионной сети. В это же время многие слушатели Высшей школы, откомандированные в ОМСБОН, минировали железнодорожные вокзалы, жилые здания, станции метрополитена, заводы и фабрики.
140 слушателей включены в состав ОМСБОН
2 июня 1941 г. начальник Высшей школы НКГБ комбриг Н.К. Давыдов издал приказ, в котором говорилось, что с 13 часов 22 июня 1941 г. в г. Москве и Московской области объявлено «угрожаемое положение». В Школе были проведены необходимые мероприятия: введено усиленное дежурство штаба МПВО, созданы дежурные подразделения, взяты под усиленную охрану объекты Школы, склады вооружения, линии связи, транспорта и т. п. Личный состав был срочно вызван из отпусков и командировок.
В первые дни войны приказом наркома внутренних дел СССР была создана Особая группа при НКВД, которой поручалась организация разведывательно-диверсионной работы и партизанской войны в тылу немецко-фашистских войск. Группа была сформирована на базе Первого (разведывательного) управления Наркомата госбезопасности СССР. В нее подбирали оперативных сотрудников, имевших опыт разведывательной работы за рубежом и партизанских действий в период гражданской войны в Испании. Возглавил группу заместитель начальника Первого управления П.А. Судоплатов. 26 июня в специальный отряд при этой группе было откомандировано 140 слушателей основного отделения Высшей школы. 16 октября 1941 г. отряд был преобразован в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН).
Командовал спецотрядом, а затем ОМСБОНом выпускник Высшей школы В.В. Гриднев, чекист с 1921 г., сотрудник внешней разведки.
27 июня 1941 г. в спецотряд при Особой группе НКВД СССР было откомандировано 156 слушателей курсов усовершенствования руководящего состава Высшей школы. Многие из них будут участвовать в рядах спецотряда и ОМСБОНа в жестоких боях с немцами под Москвой.
29 июня с этих же курсов были направлены в Действующую армию, в распоряжение 3-го Управления НКО СССР, 40 военных контрразведчиков.
Основным документом, определявшим деятельность органов госбезопасности в тылу противника стала директива НКГБ СССР, в которой указывалось на необходимость организации партизанского движения на захваченной врагом советской территории и участии в нем органов госбезопасности.
Особая группа при НКВД СССР срочно приступила к организации резидентур, оперативных групп и подготовке агентов-одиночек для выполнения специальных заданий за линией фронта. В создаваемую на вражеской территории агентурную сеть и в разведывательно-диверсионные оперативные группы часто включались слушатели Высшей школы. Руководителями резидентур и начальниками оперативных групп также назначались, как правило, сотрудники, окончившие в разное время Центральную и Высшую школы.
В июле-сентябре 1941 г. обстановка на Западном направлении была необыкновенно сложной. Немцы подошли к Москве. Личный состав Школы, как и тысячи москвичей, выезжал на строительство оборонительных сооружений, участвовал в ликвидации парашютных десантов, ловил дезертиров и паникеров.
19 июля 1941 г. в распоряжение третьих управлений НКО СССР и НКВМФ СССР направляется большая группа преподавателей Высшей школы. После ухода опытных и квалифицированных преподавателей всю нагрузку приняли на себя оставшиеся сотрудники, однако на учебном процессе это не сказалось. Люди работали без выходных, без отпусков, не считаясь со временем.
Переименование в Высшую школу Народного комиссариата госбезопасности СССР
К началу 1941 г. в Высшей школе НКВД на основном курсе со сроком обучения 1 год занималось 250 человек, на шестимесячных курсах усовершенствования руководящего состава также 250 человек. В это время каждый третий руководитель советских органов госбезопасности являлся выпускником курсов.
27 марта 1941 г. Высшая школа НКВД СССР в связи с образованием Наркомата госбезопасности СССР была включена в состав НКГБ СССР и получила наименование Высшей школы Народного комиссариата государственной безопасности СССР. Начальником Школы стал полковник Н.К. Давыдов.
Можно сказать, что накануне Великой Отечественной войны Высшая школа НКГБ завершила первоначальный этап становления как специальное учебное заведение, способное оперативно реагировать на потребности органов государственной безопасности в деле подготовки и переподготовки сотрудников по различным направлениям контрразведывательной работы.
1939: Реорганизация в Высшую школу НКВД СССР
21 марта 1939 года Центральная школа ГУГБ НКВД СССР указом комиссара Госбезопасности Лаврентия Берии реорганизована в Высшую школу НКВД СССР.
Тогда же в марте 1939 г. в Высшей школе НКВД СССР закрепляются эти два вида обучения: переподготовка и повышение квалификации кадров оперативных отделов НКВД, а затем НКГБ СССР.
Первыми учебными пособиями были застенографированные и размноженные лекции, затем курсы лекций, в которых обобщался и анализировался практический опыт оперативной деятельности. Расширение и развитие сети учебных заведений, формирование штата профессиональных преподавателей, накопленный опыт научной работы определили качественные изменения в деле подготовки учебного материала. Появляются первые учебники и учебные пособия, в которых теоретическая часть приобретает более системный и дидактический характер.
К 1937 г. были подготовлены учебники:
- «Борьба с германской разведкой»,
- «Учет, регистрация и контроль»,
- «Наружное наблюдение»,
- «Закордонная разведка»,
- два учебника для оперативно-технических подразделений («Криптография», «Радиоразведка») и
- материалы по истории ВЧК-НКВД.
В конце 1930-х годов в Центральной и межкраевых школах ГУГБ НКВД СССР окончательно сформировались специальные учебные дисциплины и соответствующие кафедры, которые определяли содержание подготовки и переподготовки слушателей. Специальный цикл обучения составляли такие дисциплины, как:
- «Основы агентурно-оперативной работы»,
- «Борьба с иностранными разведками»,
- «Следственное дело»,
- «История ВЧК-ОГПУ-НКВД».
Учебники по спецдисциплинам включали научно обобщенный и систематизированный материал. В сентябре 1939 г. обсуждалась идея создания универсального учебника по специальным дисциплинам, в котором предлагалось отразить все направления оперативной деятельности органов государственной безопасности.
1934: Переименование в Центральную школу ГУГБ НКВД СССР
14 июля 1934 года, после образования Народного комиссариата внутренних дел СССР, в состав которого вошли подразделения бывшего ОГПУ, Центральная школа ОГПУ была переименована в Центральную школу Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.
Перед Центральной школой НКВД была поставлена задача переподготовки оперативного состава. Подготовкой новых сотрудников занимались в основном межкраевые школы.
В Центральной школе НКВД были также организованы курсы повышения квалификации высшего руководящего, старшего и среднего оперативного состава.
Начальники школы в этот период:
- Я.М. Вейншток 1933 – 1936 гг.
- С.Б. Балаян 1936 – 1938 гг.
1932: Трехмесячные курсы высшего руководящего состава
С января 1932 г. в Центральной школе начинают действовать трехмесячные курсы высшего руководящего состава для переподготовки и повышения квалификации действующего состава от начальников управлений, отделов полномочных представительств ОГПУ до начальников отделений. В Школе ОГПУ в начале 1930-х годов сложилась система переподготовки высшего руководящего состава органов государственной безопасности (ВКРС).
Циклы лекций читали начальники Иностранного отдела (ИНО), Контрразведывательного отдела (КРО), Секретно-политического отдела (СПО). Высокий теоретический уровень лекций был обусловлен квалификацией приглашенных лекторов. Так, например, с лекциями о характере современных военных операций выступал маршал М.Н. Тухачевский, проблемы культурной революции разъясняла Н.К. Крупская. Большое внимание уделялось занятиям, посвященным общественно-политическому развитию страны.
О качестве подготовки свидетельствовало заключение комиссии по итоговой аттестации высшего руководящего состава оперативных отделов ОГПУ, обучавшегося в период с 15 января по 15 апреля 1932 г. Многие слушатели, по мнению комиссии, были достаточно подготовлены, чтобы поступать в Московский институт красной профессуры.
С первых дней образования Центральной школы ОГПУ слушатели рассматривались как оперативный резерв органов безопасности, что повышало эффективность их обучения и воспитания. В период с 1930 г. по 1935 г. они принимали участие в борьбе с бандитизмом на Северном Кавказе, участвовали в оперативной работе по обслуживанию проходивших в Москве съездов Советов, выполняли другие задания. Ежедневно 300 курсантов выделялись в оперативный резерв ОГПУ.
В 1932 – 1933 гг. начальником школы работал В.В. Винокуров.
Центральная школа ОГПУ вплоть до реорганизации в 1935 г. подготовила и переподготовила более 5 тысяч сотрудников.
1930: Преобразование в Центральную школу ОГПУ
Изменения в политической и оперативной обстановке в стране в конце 1929 г. - начале 1930 г., нехватка кадров в территориальных органах ОГПУ и невозможность подготовить их в школе по переподготовке кадров внутренних органов поставили вопрос о создании нового учебного заведения.
В 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение о направлении на учебу с последующим зачислением на службу в органы госбезопасности 1000 передовых рабочих-производственников. В связи с этим 29 мая 1930 г. издается приказ о сформировании в Москве школы по подготовке и переподготовке сотрудников органов безопасности, которая с 4 июня 1930 г. именуется Центральной школой ОГПУ.
8 сентября 1930 г. школа по переподготовке работников внутренних органов ОГПУ расформировывается и все ее имущество и инвентарь передаются в Центральную школу (ЦШ) ОГПУ.
С образованием Центральной школы ОГПУ произошли изменения и в организации учебного процесса: более четко были выделены дисциплины специального цикла, совершенствовался один из важнейших принципов обучения — связь с практической деятельностью органов госбезопасности. В приказе ОГПУ от 12 февраля 1931 г. начальникам органов, в которые направлялись на стажировку слушатели ЦШ, предлагалось обеспечить новому оперативному пополнению максимальную поддержку, дать письменные отзывы о политических и деловых качествах слушателей, а после прохождения стажировки произвести назначение на соответствующие должности.
Подготовка слушателей заключалась не только в приобретении знаний, умений и навыков оперативной деятельности. Высокие требования предъявлялись к военной подготовке и физической закалке обучаемых. Каждый год курсанты направлялись на сборы в подмосковный лагерь «Динамо» в Мытищах. Программой сборов были предусмотрены занятия по стрельбе, тактике оперативно-боевой работы, изучению топографии и военной техники. Сборы завершались проведением двухдневной военной операции, организованной для каждой учебной группы.
Начальником школы в 1930-1932 гг работал А.М. Шанин.
1929: Преобразование в Школу по переподготовке работников внутренних органов
В июле 1929 г. Высшие курсы ОГПУ преобразовываются в школу по переподготовке работников внутренних органов. Отбор в учебное заведение органов государственной безопасности стал еще более тщательным. Для командируемых на учебу стаж службы в ОГПУ увеличился до 5 лет.
В связи с созданием школы по переподготовке кадров внутренних органов ОГПУ в августе 1929 г. подготовка кадров ОГПУ при Высшей пограничной школе ликвидируется и все обучение сотрудников для Секретного отдела (СО), Экономического отдела (ЭКО) и Информационного отдела (ИНФО) ОГПУ СССР сосредоточивается во вновь сформированной школе.
Появляется ряд работ М.Е. Климова:
- «Техника контрразведывательной службы» (1925),
- «Экономическая контрреволюция» (1928),
- «Краткие очерки антисоветских политпартий» (1928),
- «Очерки по истории карательных органов» (1928) и другие.
1923
Создается Высшая пограничная школа ОГПУ
В ноябре 1923 г. создается Высшая пограничная школа ОГПУ, и основная подготовка оперативных сотрудников для пограничных войск передается во вновь созданное учебное заведение.
Открыта 1-я Московская школа Транспортного отдела ГПУ
В зависимости от реальных угроз безопасности страны усиливалась специализация в подготовке кадров оперативного состава органов ГПУ. Ф.Э. Дзержинский уделял большое внимание укреплению и обеспечению безопасности железнодорожного транспорта, имевшего важнейшее народнохозяйственное значение для возрождения экономического потенциала страны. Соответственно укреплялись аппараты сотрудников органов безопасности на транспорте, для которых нужно было готовить чекистов-транспортников. Приказом ГПУ от 23 марта 1923 г. была открыта 1-я Московская школа Транспортного отдела ГПУ, названная именем Ф.Э. Дзержинского, которая затем была переименована в Центральные транспортные курсы ГПУ. История курсов примечательна тем, что впоследствии они станут одними из наиболее специализированных курсов Центральной школы ОГПУ.
В 1922 – 1925 гг. 1-я Московская школа ТО ОГПУ, а в 1925 – 1930 гг. Школа ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского размещалась по адресу Москва, Б. Кисельный пер., д. 11.
1922: Преобразование в Высшие курсы ГПУ
В 1922 году курсы были преобразованы в Высшие курсы ГПУ. Коллегией ГПУ утверждается Положение о Высших курсах, в котором определяются организация и аппарат управления, задачи отделов. В Положении отмечалась ведущая роль Высших курсов в организационном и учебно-методическом становлении всей системы подготовки кадров органов госбезопасности. Созданный на Высших курсах учебно-инструкторский отдел разрабатывал планы, программы для всей сети курсов и школ при местных органах ГПУ.
Вопросы учебного процесса решались на Учебном совете, в который входили представители Высших курсов и сотрудники оперативных отделов центрального аппарата ГПУ. Совет лекторов, состоявший из начальника курсов, начальника учебной части, лекторов и преподавателей, обсуждал методику преподавания, составлял учебные планы, программы, лекции, распределял время занятий, осуществлял воспитательную работу.
1921: Открытие постоянно действующих курсов подготовки оперативного состава
Учитывая важность повышения уровня подготовки кадров, Ф.Э. Дзержинский писал:
«Прошли те времена, когда мы противопоставляли контрреволюции только беззаветную смелость сотрудников органов безопасности и большевистскую преданность. Теперь к этим ценным качествам необходимо добавить хорошую выучку, образованность, отличное знание своего дела».
В первую очередь было признано целесообразным увеличить срок обучения на курсах до трех месяцев, установить для них постоянные штат и структуру.
25 января 1921 года Президиум ВЧК принял решение о создании постоянно действующих курсов подготовки оперативного состава.
29 января 1921 г. на основании постановления Президиума ВЧК организуются курсы по подготовке сотрудников для службы в органах ВЧК.
Начальником курсов был назначен Михаил Кириллович Романовский. Ему, Ивану Андреевичу Апетеру и Якову Давыдовичу Березину было поручено «в кратчайший срок разработать программу курсов, приготовить помещение и т. п. и открыть курсы не позже 1 апреля с.г.».
18 февраля 1921 года зампред ВЧК И.К. Ксенофонтов утвердил штаты курсов.
День открытия курсов — 26 апреля 1921 года — считается днём начала истории Академии, как постоянно действующего учебного заведения органов безопасности страны.
27 апреля состоялись первые занятия, когда 150 курсантов начали прохождение курсов по подготовке оперативного состава ВЧК. Занятия проходили в старинной усадьбе XVIII века в центре Москвы на Покровке, д. 27. Преподавателями и слушателями были участники проводившихся в то время чекистских операций «Трест» и «Синдикат».
Одним из бессменных преподавателей (с 10-летним стажем), много сделавших для развития системы образования в органах государственной безопасности преподавателей, был начальник Контрразведывательного отдела А.Х. Артузов.
Постепенно накапливался опыт подготовки кадров, совершенствовалось практическое обучение. Отсутствие учебных пособий повышало роль лекций и непосредственного общения преподавателей с курсантами, заставляло искать новые формы занятий. Одной из довольно эффективных форм стало проведение практических занятий в специализированных группах с привлечением к обучению курсантов оперативных работников. Курсанты распределялись по следующим секциям:
- Особого и Секретного отделов,
- по борьбе с бандитизмом,
- по транспорту,
- по оперативной и секретной работе,
- статистическо-регистрационной и
- экономической.
Распределение курсантов по секциям производилось представителями оперативных отделов ВЧК совместно с администрацией курсов.
Во время практических занятий оперативные работники выявляли способности курсантов и возможные направления последующей деятельности каждого из них в определенной должности в органах и войсках ВЧК. Был пересмотрен первоначальный подход к использованию опыта работы и специалистов дореволюционных правоохранительных органов. В качестве преподавателей на курсы стали приглашать известных работников жандармерии, полиции и разведки, которые вели обучение по «старорежимным» учебникам. Более того, в основу деятельности ряда служб ВЧК были положены методы и приемы царской тайной полиции. Например, инструкция, принятая 1-й Всероссийской конференцией ЧК и закрепившая основы работы наружного наблюдения, многое заимствовала из инструктивных документов филерской службы, в том числе организационные принципы, терминологию и конкретные методы работы.
Большое внимание на курсах уделялось военному делу и физической подготовке слушателей. Учебные программы предусматривали отработку навыков владения оружием, стрельбы, строевую и физическую подготовку. Слушатели участвовали в военных парадах, в войсковых операциях с участием сотрудников органов безопасности.
Обсуждение всех принципиальных вопросов внутренней жизни происходило на заседаниях постоянно созываемого Академического совета курсов ГПУ (в связи с реорганизацией ВЧК в ГПУ курсы ВЧК были преобразованы в курсы ГПУ).
В начале 1920-х годов кроме курсов лекций и нормативных документов появляются первые учебные пособия. Заслуживает внимания, например, такая работа, как «Канва агентурной разведки» (1921).
1918: Открытие курсов ВЧК
Создание системы подготовки кадров началось почти сразу после Октябрьской революции с открытия курсов ВЧК. Впервые этот вопрос был поставлен Коллегией ВЧК 5 апреля 1918 г. Члены Коллегии высказались за образование специальных курсов для разведчиков и комиссаров с привлечением к преподаванию на них опытных руководителей.
Открытие курсов ВЧК состоялось в сентябре 1918 г. Их слушателями стали сотрудники чрезвычайных комиссий, а также партийные и советские работники. В принятом Положении об инструкторских курсах при ВЧК отмечалось, что они должны готовить заведующих отделами ЧК, следователей, комиссаров, разведчиков и организаторов-инструкторов.
Первыми учебными пособиями чекистов стали подготовленные в 1918 г. документы, регламентировавшие обязанности и права сотрудников ВЧК:
- «Инструкция следователям ВЧК»,
- «Инструкция для следователей и комиссаров дежурных отделов»,
- «Инструкция по борьбе со спекуляцией»,
- «Обязанности работающих по политическому розыску»,
- «Правила производства дознания»,
- «Инструкция для наружного наблюдения разведчика»,
- «Краткие указания для ведения разведки»,
- «Инструкция пограничным ЧК и комиссарам Комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией» и др.
Стали формироваться фонды новых учебных пособий, нормативных материалов. Среди тех, которые сохранились, можно отметить:
- «Необходимое руководство для агентов чрезвычайных комиссий» (1918),
- «Краткие сведения из агентурной разведки» (1919),
- «Инструкция для комиссаров чрезвычайных комиссий» (1920),
- «Исторический обзор белогвардейского заговора в Петрограде» (автор П.А.Карусь) и др.
Курсантам было рекомендовано чтение журналов «Красная новь», «Под знаменем марксизма», «Печать и революция», «Книга и революция», «Октябрь», «Молодая гвардия».
К проведению занятий привлекались руководящие сотрудники и члены Коллегии ВЧК.
В то время перед ВЧК стоял серьезный вопрос подбора сотрудников. Возглавили Комиссию революционеры-профессионалы (Ф.Э. Дзержинский, М.С. Кедров, И.К. Ксенофонтов, М.Я. Лацис, В.Р. Менжинский, Я.Х. Петерс, В.В.Фомин и др.), имевшие большой опыт противодействия органам безопасности царского времени, и отлично знавшие, что такое слежка, аресты, побеги из тюрем и ссылок. Воинские подразделения ВЧК состояли из профессиональных военных либо из людей, получивших боевой и служебный опыт в годы Первой мировой войны. Оперативные же подразделения и службы начинали «с чистого листа».
Трудности в подборе оперативного состава и следователей заключались в том, что сразу после революции новая власть категорически отвергала опыт деятельности Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, других правоохранительных органов царской России, исключала возможность использования их сотрудников, а также форм и методов борьбы с политическими противниками.
В ЧК направлялись рабочие, крестьяне, солдаты и матросы, идейно убежденные, преданные делу революции, но не имевшие, как правило, даже примерного представления о своей будущей профессии. Крайне невысоким был у них и общеобразовательный уровень. Подготовка многих сотрудников началась с ликвидации неграмотности. Эта работа велась постоянно, в губчека создавались специальные кружки и школы, проводились индивидуальные занятия.
Политическая, военная и оперативная обстановка в стране постоянно осложнялась. Стало ясно, что о ликвидации ВЧК как временной организации говорить рано. Шла Гражданская война, усиливалась разруха. Соответственно расширялись сферы деятельности сотрудников органов безопасности, создавались новые структуры, повышались требования к сотрудникам.
При назначении чекистов на конкретную должность все чаще учитывалось наличие у них специальных знаний и навыков, необходимых в работе. Ф.Э. Дзержинский отмечал, что:
- например, уполномоченный по политическим партиям обязан хорошо знать программы различных партий;
- в состав комиссий по религиозным делам необходимо включать лиц, знакомых со спецификой ведения следствия по делам верующих;
- в транспортных органах обязательно наличие знаний военного дела и железнодорожных правил.
В «Инструкции следователям чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией» подчеркивалось, что следователи должны иметь юридическое образование и обладать такими личными качествами, как выдержка, вежливость, корректность, а главное - наблюдательность.
Особое внимание уделялось подбору руководителей, которые должны были быть более подготовленными, образованными, глубже понимать сущность политики правящей партии, обладать организаторскими способностями, навыками работы в коллективе и с коллективом.
Требования к профессиональным и личным качествам оперативного состава и руководителей не могли быть реализованы только в процессе практической деятельности. Особенно это касалось разведывательной, контрразведывательной и юридической подготовки. Нужны были специальные учебные заведения с четкой системой обучения и повышения квалификации сотрудников органов безопасности.