Комиссия по развитию стратегических информационных систем
Комиссия по развитию стратегических информационных систем (полное название - Комиссия по нормативно - правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем) была образована в ноябре 2013 года при Комитете Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям.
К целям Комиссии относятся: подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения и регулирования отношений в области создания и развития стратегических ИС, распространения положительного опыта реализации и внедрения наукоемких технологий стратегических ИС в субъектах РФ, а также проведение анализа правового регулирования и правоприменительной практики направления стратегических ИС.
Деятельность
Выработка определения отечественного ИКТ-производителя
В рамках общегосударственного курса на импортозамещение в рамках Комиссии в 2014 году была сформирована рабочая группа по подготовке поправок в закон с целью подготовить меры поддержки отечественных разработчиков. Возглавила рабочую группу Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ).
Одним из основных направлений работы группы в 2014 году стала выработка определения отечественного производителя ИКТ-продукта. Первое заседание Комиссии по этой теме, в котором принял участие ряд ведущих ИТ-ассоциаций, состоялось в начале июля 2014 года. Тогда взгляды Комиссии и ассоциаций на обсуждаемое понятие существенно разошлись. TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Так, Комиссия предлагала считать ИКТ-производителя отечественным, если доля иностранного капитала в нем не превышает 25% минус 1 акция, а также если более 75% ее продаж проходит в России, она является налоговым и юридическим резидентом РФ, и доля иностранных граждан в составе ее персонала не превышает 25%.
Представители ассоциаций не согласились с этими критериями и, в свою очередь, выработали собственные критерии относительно того, какое ПО можно считать отечественным. Они предложили считать таковым софт, если исключительные права на него принадлежат гражданам РФ, компаниям, которые на 51% принадлежат прямо или опосредованно гражданам России или государству, а также российским субъектам и муниципалитетам.
Под данным мнением подписались АРПП «Отечественный софт» (около 40 компаний-членов), НП РУССОФТ (более 70 компаний), НП РАСПО (ассоциация разработчиков свободного ПО) и Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов, в которую входят около 40 предприятий.
В октябре 2014 года НАИРИТ сообщила о том, что Комиссия утвердила окончательную редакцию поправок в закон по этому вопросу. Было принято решение отказаться от представленной в июле редакции поправок, предписывающих считать компанию - ИКТ-производителя отечественной, «если доля иностранного капитала в ней не превышает 25%-1 акция, более 75% продаж которой проходит в России, она является налоговым и юридическим резидентом РФ в составе персонала которой доля иностранных граждан не превышает 25%».
Вместо этого Комиссия согласилась с определением считать компанию - ИКТ-производителя отечественной, если в ней более 50% долей в уставном капитале, акций и других инструментов корпоративного контроля принадлежит гражданину или группе граждан РФ, постоянно проживающим на территории России и не имеющим двойного гражданства, либо государству. К госвладельцам относятся также субъекты и муниципальные образования, а российские публично-правовые компании (например, госкорпорации), муниципальные унитарные предприятия или учреждения.
«Комиссия исключила из определения отечественного ИКТ-производителя возможности наличия двойного гражданства у его владельца и необладания статусом налогового резидента РФ. Вместе с тем, понимая, что сиюминутное введение подобных мер может создать сложности у ИТ-компаний, стремящихся подойти под это определение, было принято решение отложить введение их в силу до 1 января 2016 года», - говорится в сообщении НАИРИТ.
Комиссия ГД также приняла решение о смягчении требования обязательности отсутствия в определении российского ИКТ-продукта компонентов, требующих лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ. Было принято решение о введении и разработке специального классификатора, утверждаемого правительством, который позволит регламентировать допускаемые объемы лицензионных отчислений.
Президент НАИРИТ Ольга Ускова полагает, что с учетом высокой актуальности данной темы, а также необходимости скорейшего выполнения поручения президента об импортозамещении в ИТ, у законодателей есть все шансы принять данные законопроекты до конца года.