Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2022/06/03 14:05:07

Ленинградская область


Содержание

Основная статья: Субъекты Российской Федерации

Ленинградская область - субъект РФ, входит в состав Северо-Западного федерального округа, площадь территории составляет 94,6 тыс. км². Область образована 1 августа 1927 года.

Иллюстрация: maps-rf.ru

Федеральные органы власти

Территориальные отделения федеральных органов власти:

Правительство

Основная статья: Правительство Ленинградской области

Населённые пункты

Транспорт

Комитет Ленинградской области по транспорту

Цифровизация

Комитет цифрового развития Ленинградской области

Энергетика

Образование

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

ВУЗы Ленинградской области

Колледжи и организации ДПО

Недвижимость

Основная статья: Недвижимость (рынок Ленинградской области)

Здравоохранение

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой

Клиники

История

Основная статья: История России

1914

Русский писатель, прозаик и драматург — Алексей Максимович Пешков (авторское имя — Алексей Максимович Горький) тычет метлой в русского оперного и камерного певца — Федора Ивановича Шаляпина, Великое Княжество Финляндское Российской Империи, Выборгская губерния, деревня Мустамяки, весна 1914 года.

1853: Художник Андрей Попов гостит в имении Томилова у Старой Ладоги

Попов Андрей Андреевич (1832—1896) - русский художник, жанрист и портретист. Родился в семье потомственного тульского художника. В 1846 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился в пейзажном классе М.Н. Воробьева.

Благодаря успешной учёбе в 1849 г. стал пенсионером Общества поощрения художников.

В начале 1850-х годов художник жил в Старой Ладоге в имении А.Р. Томилова «Успенское». Именно здесь написаны его картины – пейзажи и жанровые сценки, среди них «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге» и «Березовая аллея в Успенском».

Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге. 1853 г. Холст, масло. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

1846

Иван Андреевич Иванов. "Пейзаж. Имение Успенское", 1846. Третьяковская галерея

1843: Картины Льва Лагорио и Ивана Иванова

Художник Л.Ф. Лагорио много работал на натуре в окрестностях Петербурга, на берегах Финского залива, в Старой Ладоге, в Выборге.

Л.Ф. Лагорио. Старая Ладога. Никольский монастырь и крепость св. Георгия. 1843 г. Холст, масло. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Иванов Иван Андреевич (1812—1848) - русский живописец-пейзажист. Жил в Петербурге. Служа в Почтовом ведомстве, Иван Андреевич страстно любил живопись, и какое-то время в качестве вольноприходящего ученика занимался у М.Н. Воробьёва в Петербургской Академии художеств.

И.А.Иванов. Пейзаж в Успенском имении А.Р. Томилова, 1843 г. Русский музей

1835

Вид Старой Ладоги. Иван Айвазовский, 1835 г
Развалины башни крепости в Старой Ладоге. Иван Айвазовский, 1835. Русский музей

1834: Шестнадцатилетний Айвазовский гостит в имении Томилова у Старой Ладоги

В первый год пребывания в Петербурге шестнадцатилетний Иван Айвазовский знакомится с Алексеем Романовичем Томиловым, замечательным русским просветителем, меценатом, героем войны 1812 года и коллекционером живописи. Они много общались, а летом 1834 г Айвазовский побывал на каникулах в поместье Томилова – селе Успенском, близ Старой Ладоги.

В галерее Томилова Айвазовский был потрясен пейзажами Сильвестра Щедрина. У него возникло неодолимое желание поскорее овладеть всеми тайнами художественного мастерства и самому приступить к написанию картин, изображающих морские просторы, необыкновенную голубизну высокого неба и золотисто-солнечные дали родной Феодосии. Сохранилась акварель, написанная им в этой поездке изображающая быт крестьянского дворика.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). "Крестьянский двор". 1834. Размер: 13.3×18 см. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

1833: Пейзажи Михаила Лебедева и Петра Заболотского

Михаил Иванович Лебедев - русский живописец, работал в жанре романтического пейзажа. Учился в Петербургской Академии художеств. В 1833 году М. Лебедеву было дано задание написать вид с натуры в окрестностях Ладожского озера к конкурсу на Большую золотую медаль. Инспектор Академии художеств А.И. Крутов пригласил его в свое имение Васильково, на берегу реки Лавы, где художник написал несколько небольших картин и этюдов. В 1837-м художник скончался от холеры. М.И. Лебедев прожил короткую жизнь, но успел стать одним из лучших пейзажистов первой половины XIX века.

Васильково, имение инспектора Академии художеств А. И. Крутова. 1833 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

На картине Петра Заболотского «Вид Старой Ладоги» изображён город у реки Волхов, Георгиевская крепость и Успенское. По композиционному решению можно предположить, что вид излучины Волхова показан с вершины кургана в урочище Сопки.

Заболотский Пётр Ефимович, Вид Старой Ладоги. 1833 г. Холст, масло. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

1747: Елизавета Петровна с Петром Фёдоровичем и Екатериной Алексеевной любуются видами с сопки у Старой Ладоги

В 1747 г., очевидно, с самой большой сопки в урочище Победище у Старой Ладоги «долго любовались окрест августейшие особы императрица Елизавета Петровна с наследником престола великим князем Петром Федоровичем и с супругою его, великой княгинею Екатериной Алексеевной».

1702: Ладожская крепость - главная тыловая военная база при походе Петра I на Орешек

1702 г. Ладожская крепость стала главной тыловой военной базой при походе Петра 1 на Нотебург (Орешек).

1659: Строительство нового деревянного города в Ладоге

1659-1661 гг. Перестройка верхних частей башен каменной крепости Ладоги и строительство нового деревянного города.

1646: Ремонт каменного города Ладоги

В 1646 г проходил ремонт каменного города Ладоги ладожским воеводой Василием Оничковым. Строительство деревянных стен на месте обрушенных участков каменных прясел.

1634: Ладогу посетил дипломат Адам Олеарий

В 1634 г в составе голштинского посольства Ладогу посетил дипломат Адам Олеарий, впервые изобразивший каменную крепость.

1630

Крепость в Ладоге в 1620-1630-е гг.

1619: Неудачная осада Ладоги польским отрядом Яроша Плецкого

В 1619 г прошла неудачная осада Ладоги польским отрядом Яроша Плецкого. Ладожские воеводы Василий Неплюев и Василий Змиев не пропустили поляков к Новгороду и, нагнав их на Кобонском рядке, не дали его разорить.

1618: Ремонт Ладожской крепости

В 1618-1620 гг проходил ремонт в Ладожской крепости каменного и деревянного городов. Устройство деревянного Тайничного раската.

1617: Возвращение Ладоги в состав Московского государства по Столбовскому миру

В 1617 г произошло разорение шведами ладожских храмов. Возвращение Ладоги в состав Московского государства по Столбовскому миру.

Смута и шведская оккупация

1614: Осада крепости Ладоги тихвинскими казаками, присягнувшими царю Михаилу Романову

В 1614-1615 г была организована осада крепости со шведско-новгородским гарнизоном тихвинскими казаками, присягнувшими царю Михаилу Романову.

1612: Шведский отряд во главе с Яковом Делагарди занял Ладогу

А 1612 г шведский отряд во главе с Яковом Делагарди занял Ладогу.

Яков Делагарди

1611: Переход крепости в Ладоге к русским и затем к шведско-новгородскому войску

В 1611 г состоялась капитуляция роты Пьера Делавилля перед отрядом Ивана Михайловича Салтыкова, сторонника польского короля Сигизмунда.

В феврале Ладогу занял русский гарнизон во главе с воеводой Григорием Николаевичем Муравьёвым, который занялся ремонтом земляного и каменного города. Осенью он возглавил оборону крепости, осажденную шведско-новгородским войском.TAdviser выпустил новую карту «Цифровизация банков» 10.1 т

В сентябре крепость была взята шведско-новгородским войском, которое возглавляли полковник Клаус Сланга и новгородский воевода Василий Клепик-Бутурлин.

1610: Французские наёмники на службе Швеции захватывают крепость Ладоги

К концу 1608 года царь Василий Шуйский уже не контролировал большую часть регионов страны. Эти обстоятельства вынудили его, чтобы удержаться на престоле и прекратить смуту, обратиться за помощью к шведскому королю Карлу IX, который ещё с 1606 года настойчиво предлагал её.

Договор об оборонительном союзе России и Швеции против Польши, обещал Швеции территориальные уступки в обмен на вооружённую помощь царскому правительству. Уступив Корелу с уездом, и отказавшись от прав на Ливонию, правительственные войска получили несколько тысяч наёмников.

24 июня (4 июля) 1610 г восстание в Москве привело к падению Шуйского.

Ранее Шуйский пообещал отдать крепость Корела Карлу IX за оказанную помощь в борьбе с Лжедмитрием II. Но новое русское правительство Семибоярщина отказало в этом. В этих условиях шведы стали активно преследовать собственные интересы и захватывать сами русские земли — началась шведская интервенция.

В 1610 г. Ладога объект непрестанной борьбы противоборствующих политических сил смуты, бушевавшей в Московском государстве. 15 августа три роты французских наемников во главе с Пьером Делавиллем вошли в крепость. Делавиль уверял русских, что представляет интересы русского царя Василия Шуйского, против которого восстали его подданные. Новгородцы безуспешно попытались изгнать их из Ладоги.

Московское царство

1595

Крепость в Ладоге в конце XVI века

1584: Строительство дерево-земляного укрепления в Ладоге

В 1584-1586 гг. военная угроза вынудила развернуть в Ладоге строительство дерево-земляного укрепления бастионного типа.

1582: Безуспешная осада Ладожской крепости шведской армией генерала Понтуса Делагарди

1582 г. Безуспешная осада Ладожской крепости шведской армией генерала Понтуса Делагарди в конце Ливонской войны.

1495: Перестройка крепости в Ладоге по законам огневой фортификаци

1490-е гг. Коренная перестройка Ладожской крепости после подчинения Новгорода Москве. Новая крепость строится уже по законам огневой фортификации.

Крепость в Ладоге в конце XV века

1478: Вхождение в состав Русского государства после присоединения Новгородской земли Иваном III

Карта из книги Неволина К.А. "О пятинах и погостах новгородских в XVI веке". Типография императорской Академии Наук. Спб, 1853 год.

Новгородская республика

1445: В Ладожской крепости заложен Георгиевский монастырь

1445 г. Новгородский архиепископ Евфимий ІІ заложил в Ладожской крепости Георгиевский монастырь: «...стену каменную понови и церковь святого Георгия понови...»

1333: Шведы сожгли посад, но Ладожскую крепость не взяли

В 1333 г. шведы сожгли посад, но Ладожскую крепость не взяли.

Некоторые земли Новгородской республики в XIV—XV вв.

1313: Шведы разграбили и сожгли Ладогу

1313 г. шведы разграбили и сожгли Ладогу.

1240: Александр Невский отправляется на битву со шведами из Ладожской крепости

1240 г. Войска под предводительством князя Александра Ярославича (Невского) разгромили шведов в устье Невы. Поход на встречу с неприятелем князь Александр предпринял из Ладожской крепости, по преданию, освятив свой меч в храме св. Георгия.

1237: Карта Руси накануне монгольского нашествия

1228: Ижорская земля включена в состав Новгородской республики

С 1228 года Ижорская земля находилась во владении Новгородской республики.

Появление скандинавского названия Руси - Гардарики

Топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII века. Также он нашёл отражение в сводах королевских саг, датируемых первой третью XIII века.

Слово "Гардарики" переводится как «страна городов» и сформировано по модели X+рики (государство, страна), служившей для обозначения государства. Скандинавы называли словом "Гардарики" сначала северные земли, как цепь крепостей вдоль реки Волхов, начиная с Любши и Альдейгьюборга (Ладога), города, расположенные на Верхней Волге и другие земли. Термином Хольмгардарики называли Новгородскую Русь. Со временем именем Гардарики скандинавы стали называть всю Русь.

1166: Постройка церкви св.Георгия во дворе крепости Ладоги по случаю победы над шведами

Строительство церкви св.Георгия по одной из версий относят к 1165-1166 гг в память о победе над шведами.

Церковь относится к особому типу приходских храмов, который выработался к середине XII века в Ладоге. В то время, т.е. не позднее середины XII в, здесь было воздвигнуто шесть монументальных построек. Для своего времени это был своеобразный рекорд.

В дальнейшем сложившийся в Ладоге тип храма был полностью перенесён в Новгород и воспринят в других городах. Можно даже говорить о существовании ладожской архитектурно-художественной школы.

Храм был расписан греческими художниками.

Фрески дьяконника были полностью отведены под цикл из трех сцен, посвященный патрону храма св. Георгию. От этого цикла сохранилось лишь «Чудо св. Георгия о змие», которое, в силу своей великолепной сохранности, простоты и непосредственности композиции и в то же время блестящего художественного исполнения и глубокого духовного осмысления сюжета, может считаться подлинным шедевром средневековой монументальной живописи.

"Чудо св. Георгия о змие" в дьяконнике храма. Фото TAdviser, 2024 г

Эта композиция обычно изображавшаяся в варианте единоборства святого воина с чудовищем, в Георгиевской церкви имеет нетрадиционную интерпретацию. основывающуюся на апокрифическом сказании, известном на Руси в переводе с греческого уже с ХІ в. под названием «Чуда св. Георгия о змие». Короткая повесть рассказывает о том, как святой, уже после своей мученической кончины, Божиим соизволением явился в образе воина в город Лаодикею (Гевал в русском переводе) и спас царскую дочь, отданную на съедение чудовищу, которого святой усмирил не силой оружия, но молитвой.

Центральную часть композиции занимает величественный образ святого воина, восседающего на коне со стягом в руке. Он облачен в воинские доспехи, за его спиной развивается темно-красный плащ, украшенный звездами. Его колоссальная фигура, примерно вдвое превышающая размеры остальных персонажей, воспринимается как образ посланника небес. В ногах коня мы видим змия, которого ведет на привязи царевна. «И идяше вослед ея страшный он змий, - говорит сказание, - пресмыкаяся по земли, яко овча на заколение». В верхнем углу композиции изображена стена города, с которой за происходящим наблюдают царь и царица со свитой.

Воспринимаясь внешне как повествовательная иллюстрация назидательного рассказа, коих имеется множество в средневековой литературе, эта фреска обладает и более глубокой образностью, писал В.Д.Сарабьянов[1]. Святой Георгий, изображавшийся в византийской традиции либо как мученик, либо как готовый на ратные подвиги воин-победитель и покровитель воинства, предстает в совершенно ином свете. За геральдически торжественной сценой просматривается новый смысл: земное зло, носителем которого, образом смерти и тлена, здесь выступает змий, не может быть побеждено силой, поскольку сила порождает насилие; зло преоборимо только смирением и верой. Именно эти вечные идеалы христианства и представляют изображенные на фреске персонажи. В антитезе «воинская доблесть - смирение» безусловно главным оказывается второе.

Не исключено, что подобное нестандартное истолкование одного из главных сюжетов храма, игравшего роль храмового образа, исходило от заказчика росписи, которым, вероятнее всего, являлся один из новгородских князей конца XII в. Это следует и из того факта, что цитадель со вновь отстроенной церковью безусловно находилась в ведении князя или посадника, и косвенно из состава фресок. Так, посвященные св. Георгию сцены располагаются именно в дьяконнике, то есть по существу в объеме алтаря, а не в какой-то другой части храма, что говорит об особом к ним отношении, которое следует объяснять не только посвящением храма этому святому, но и пожеланиями заказчика.

Кроме того, из сохранившихся фигур святых абсолютное большинство принадлежит святым воинам-мученикам. Это Свв. Савва Стратилат и Евстафий Плакида на откосах арки дьяконника, св. Христофор на южном склоне этой же арки, св. Агафон на южной стене храма, св. Иаков Перский на той же стене под сценами «Страшного Суда». Составляя со сценами жития св. Георгия единый монолит, эти и другие не сохранившиеся фигуры мучеников представляли собой мощный пласт воинских изображений, во многом определявший содержание храмовой росписи, что, впрочем, не кажется странным, если учесть, что Георгиевская церковь являлась крепостным храмом, то есть духовной опорой стоявшего здесь гарнизона. И тем более представляется удивительным, что идея христианского смирения перед лицом зла звучит здесь столь отчетливо и ярко. Впрочем, в русской духовной практике этому есть отчетливая параллель. Это глубокое почитание святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, всегда изображавшихся с воинскими аксессуарами, но почитавшихся за их смиренное непротивление смерти в последовании Христу, что так тонко было понято и изложено замечательным русским философом Г.П. Федотовым в его книге «Святые древней Руси».

1164: Отражение нападения шведов на Ладогу

Нападение шведов на Ладогу в 1164 году на 55 кораблях произошло после длительного периода мирных лет. Ладожане тогда сожгли свои хоромы на посаде и затворились в крепости во главе с посадником Нежатой. Штурм был безуспешным. Подоспела помощь из Новгорода, шведы отступили в сторону восточного побережья Ладоги, где и были разбиты, потеряв почти весь свой флот[2].

1145: Сын княгини Кристин, норвежской жены Мстислава Владимировича, возводит каменный Успенский храм-усыпальницу в Ладоге на месте ее погребения

И.Л. Воиновой в ходе реставрационных работ в Успенском соборе Ладоги был обнаружен княжеский знак, который был вырезан на строительной затирке в верхней части дьяконника. Наличие знака является важнейшим фактором в датировке Успенского собора. И.Л. Воинова в соавторстве с О.Г. Гусевой приписала знак князю Ростиславу Мстиславичу, соответственно датировав храм периодом его новгородского княжения (1154-1158). Однако атрибуция княжеского знака оказалась не столь однозначным вопросом. Так, Н.В. Новоселов определил принадлежность знака Святополку Мстиславичу, княжившему в Новгороде в 1142-1148 гг., а время строительства Успенского собора отнес к 1140-м гг.

Д.А. Мачинский, поддержавший предположение о принадлежности знака Изяславу Мстиславичу, выдвинул свою версию строительства Успенского собора, согласно которой монастырь был основан норвежской женой Мстислава Владимировича Кристин до ее смерти в 1122 г. и являлся частью широкомасштабной программы монастырского освоения новгородских земель. Изначально храм был деревянным, но позже на его месте, над захоронением княгини Кристин, ее сыном Изяславом Мстиславичем был возведен каменный собор. Это, по мнению автора, могло произойти как в 1148-1149, так и ранее в 1143-1144 гг., когда Изяслав был в Новгороде и способствовал поставлению своего брата Святополка на новгородский престол. Таким образом, во всех интерпретациях княжеский знак относится к третьему поколению Мономашичей - сыновьям Мстислава Владимировича, но точной даты строительства Успенского собора из него так и не проистекает.

Успенский собор в Старой Ладоге. Фото TAdviser, 2024 г

Датировка Успенского собора 1140-ми гг. представляется наиболее предпочтительной не только с точки зрения архитектуры храма. К аналогичному выводу приводит и анализ художественных и иконографических особенностей фресок, фрагменты которых были полностью выявлены в ходе реставрации памятника.

Княжеский характер постройки Успенского собора не вызывает сомнений, и это определяется не только обнаружением княжеского знака на строительной затирке, но и такой принципиально важной деталью интерьера, как наличие четырех аркосолиев, три из которых расположены в западной части собора, а один в пространстве дьяконника. Аркосолии, или «комары», как они называются в древнерусских источниках, уже с ХІ в. стали неотъемлемой чертой интерьеров княжеских построек, где они определяли место будущего захоронения князя и членов его семьи. Очевидно, что Успенский собор мыслился как княжеский храм-усыпальница, а наличие одного из погребений в дьяконнике собора говорит о высоком иерархическом статусе заказчика строительства.

Масштабное каменное церковное строительство в Ладоге

Со смертью киевского князя Мстислава Владимировича возросла роль новгородских владык, которые после 1136 г. приобрели все функции управления. Они контролировали строительство и как архипастыри, и как светские главы государства. Новгородский владыка был заинтересован в развитии Ладоги не только как военного оплота, но и как места международной торговли, особенно со странами балтийского севера. Здесь он опирался, можно думать, на гармоничную поддержку горожан.

В то же время князья, находившиеся в Новгороде, в соответствии с принятыми предписаниями были ограничены в своей власти, в частности, не имели права совершать куплю-продажу земли и вмешиваться в иноземную торговлю. В середине ХІІ в. в Новгороде шла борьба за власть между смоленскими и суздальскими князьями, им было не до Ладоги.

Начиная с 1136 г. ни среди новгородских владык, ни среди князей мы не находим явных претендентов (кроме Нифонта с его единственным храмом св. Климента) на роль инициаторов храмового строительства в Ладоге. Конечно, в этом строительстве могли принимать участие представители разных социальных кругов. При этом нельзя забывать, что церкви воздвигались на государственной земле, что подразумевало и государственные первопричины создания храмов и тяготевших к ним районов-концов. Фактически, начиная с первой трети XII в. Ладога совершенно преобразилась.

Ни до ХІІ в., ни после в Ладоге не строилось такого количества монументальных сооружений. Храмы сооружались одной артелью мастеров в относительно короткий период, в первой половине и середине XII в. Для своего времени это был рекорд.

Так как ладожские церкви возводили пришлые, скорее всего, новгородские каменщики, то в самом Новгороде размах каменного дела заметно снизился.

К числу нововозведенных относились церкви Успения, св. Климента (1153, закладка), Спаса (на берегу Волхова), Воскресения (на берегу Ладожки), св. Николая и св. Георгия (см. выше). Их архитектуру (за исключением церкви св. Климента) и живописное убранство роднят явные объединительные признаки. Речь идет о выработке нового типа посадского храма. Его характеризуют крестовокупольная конструкция с четырьмя столбами, одноглавость, равновеликость трех алтарных апсид, позакомарное покрытие сводов, лестницы на хоры в толще западной стены, членение фасадов лопатками на три части, наличие притворов.

В облике этих построек проявились демократические вкусы горожан, стремившихся к возведению удобных приходских церквей. Однако, не следует упрощать эстетические представления их прихожан. Ведь все ладожские храмы были расписаны. Переступив порог, человек попадал в чарующий мир яркого, насыщенного и впечатляющего искусства. Геометрическая простота внешнего вида здания сменялась богатым внутренним ковровым убранством, производившим неотразимое впечатление.

С постройкой храмов Ладога выдвинулась как самостоятельный архитектурно-художественный центр. Позднее сложившийся в Ладоге тип храма был полностью перенесен в Новгород и воспринят в других городах: тот же план, те же декоративные элементы и материалы строительства.

Размещение культовых построек говорит о том, что застройка ладожского посада не была стихийной. Храмы располагались цепочкой по краю коренных берегов рек Волхова и Ладожки и возвышались на самых видных местах на расстоянии 125-250 м один от другого, словно по одному градостроительному плану, как бы отмечая определенные, тяготевшие к ним городские районы. Эти постройки в перечислении с севера на юг располагались в следующей последовательности: церкви Успения, Спасская, Воскре- сенская (две последние не сохранились; были раскопаны Н.Е. Бранденбургом), Георгиевская, св. Климента (на Земляном городище, не сохранилась), наконец, Никольская. Строительство храмов означало упорядоченную перепланировку города. Территория посада достигла 14-15 га, что предполагает значительное увеличение численности населения.

В составе Киевской Руси

Основная статья: Киевская Русь

1114: Строительство Мстиславом новой каменной крепости в Ладоге

1114-1116 гг. Строительство новгородцами новой каменной крепости на известковом растворе «...В се же лето заложена бысть Ладога камением на приспе Павлом посадником, при князе Мстиславе». Эта крепость не знала поражений.

Мстислав, названный Татищевым Великим, сын Владимира Мономаха и последний великий киевский князь, еще удерживавший в своих руках бразды правления почти над всей Русью, в этот момент являлся новгородским князем, но вскоре он оставил новгородский стол своему сыну Всеволоду, став после смерти отца в 1125 г. великим киевским князем.

1105: Новгородский князь Мстислав возвращает Ладогу из под скандинавского управления с сохранением ее автономии

В 1105 г. новгородский князь Мстислав подчиняет Ладогу. «Тем же лете идоша в Ладогу на войну...». Однако всю первую половину XII в. Ладога сохраняла свою административно-правовую автономию.

Это событие, по времени, видимо, совпало со сменой скандинавской администрации на русское княжеское правление.

1019: Женитьба Ярослава на дочери шведского конунга Ингигерд и передача ей Ладоги. Шведская администрация. Появление названия Ингрия

Наиболее полно история брака Ярослава Владимировича и Ингигерд (дочери шведского конунга Олава Эйрикссона, правившего с 995 по 1022 год, и, вероятно, вендки Астрид), излагается Снорри Стурлусоном. Сватовство Ярослава, согласно саге, было начато летом или осенью 1018 года.

Следующей весной приехали в Швецию послы конунга Ярицлейва (Ярослава) с целью проверить то обещание, которое конунг Олав дал предыдущим летом: отдать Ингигерд, свою дочь, за конунга Ярицлейва. Конунг Олав повел разговор с Ингигерд и говорит, что таково его желание, чтобы она вышла замуж за конунга Ярицлейва. Она отвечает: "Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва, то хочу я в свадебный дар себе Альдейгьюборг (Ладогу) и то ярлство, которое к нему относится". Послы согласились на это от имени своего конунга. Тогда сказала Ингигерд: "Если я поеду на восток в Гардарики, тогда я хочу выбрать в Швеции того человека, который, как мне думается, всего больше подходит для того, чтобы поехать со мной. Я также хочу поставить условием, чтобы он там на востоке имел не ниже титул и ничуть не меньше прав и почета, чем он имеет здесь". На это согласился конунг, а также и послы. Конунг поклялся в этом своей верой, и послы тоже. Ингигерд выбрала себе в провожатые ярла Рёгнвальда Ульвссона, родственника по материнской линии.

Поехали они все вместе летом на восток в Гардарики. Тогда вышла Ингигерд замуж за конунга Ярицлейва. Княгиня Ингигерд дала ярлу Рёгнвальду Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему принадлежало; Рёгнвальд был там ярлом долго, и был он известным человеком. Ингигерд получила на Руси имя Ирина.

По поводу сватовства Ярослава к шведской принцессе Ингигерд в научной литературе высказывалось предположение, что одной из причин, побудивших его заключить союз с Олавом Шведским, был военный поход по Восточному пути, совершенный ярлом Свейном Хаконарсоном в 1015 году. Ярослав якобы шел на этот брак для предотвращения возможных в дальнейшем агрессивных действий, которые, как и раньше (нападение на Ладогу ярла Эйрика Хаконарсона в 997 году), предпринимались если не самим Олавом, то покровительствуемыми им его друзьями и гостями.

Отмечая нестабильную обстановку в южном Приладожье на рубеже X-XI веков, отрицательно сказывавшуюся как на состоянии международной торговли, так и на безопасности Новгорода, исследователи также охарактеризовали брак между Ярославом Мудрым и Ингигерд как попытку устранения нестабильности. Ладожское ярлство в результате превратилось в своеобразную буферную зону между Скандинавией и Русью: став владением шведки Ингигерд, эта область оказалась защищенной от нападений шведов, а, будучи передана ярлу Рёгнвальду, другу Олава Норвежского, – и от нападений норвежцев [Богуславский 1993: 152].

Т.Н.Джаксон писал, что причина брака была гораздо глубже. Период с 1018 по середину 1020-х годов в целом отмечен усилением русско-шведских, равно как и русско-датских, связей, вызванным желанием Ярослава создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол [Назаренко 1984: 13-19; Мельникова 1988: 47]. Именно как следствие этой политики и стоит рассматривать сватовство Ярослава к дочери Олава Шведского и последующую женитьбу на ней.

Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI века не фиксируется никакими другими источниками, кроме "Саги об Олаве Святом" Снорри Стурлусона (во всех ее вариантах) и "Пряди об Эймунде". Тем не менее большинство исследователей признает достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Вероятно, причина такого единодушия кроется в том, что "сведения саг о Ладоге сходятся с нашей летописью в том, что в этом городе с примыкающей к нему территорией нет своего князя, в противоположность Новгороду, Полоцку и другим" [Рыдзевская 1945: 59].

Альдейгаборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, согласно гипотезе А. М. Шёгрена, на западе получили с тех пор название Ингрии (земли Ингигерды, по финскому произношению — «Инкеринмаа»).

1000: Поток серебряных монет из Средней Азии от торговли с Северной Европой по Волжскому пути

Основная статья: Киевская Русь

По подсчету американского нумизмата Т.Нунана, 125 млн исламских серебряных монет в течение Х в. было экспортировано из Средней Азии в Северную Европу (экспорт в весовом отношении составлял ежегодно 3750 кг серебра, для чего требовался эквивалент в виде 500 000 шкурок меха высшего качества). Можно представить громадный объем и интенсивность движения ценностей, которые по преимуществу провозились тогда через Ладогу. Несомненно, что в этой международной коммерции не могли не участвовать жители этого ключевого маршрутного города[3].

997: Будущий правитель Норвегии Эйрик Хаконарсон грабит и сжигает Ладогу как город его врагов

Весной 997 г Эйрик Хаконарсон совершил грабительский набег на Альдейгьюборг (Ладогу) и сжег город. Это было нетипичным явлением для скандинавов на Руси в сравнении с их многочисленными разбойничьми рейдами на Западе. Подробнее см. Киевская Русь

X век: Визиты норвежских королей

Карта региона в X—XIII вв.

В скандинавских источниках Ладога - Альдейгьюборг (город на Ладоге), Хольмгард (возможно, Предновгород - Рюриково городище), Русь упоминались неоднократно. Северные пришельцы ездили в страну водным путём через Ладогу, в которой останавливались и иногда зимовали. Известно, что начиная с конца X в., на Руси бывали, следуя тем же путём, норвежские короли[4].

IX век: Строительство каменной крепости в Ладоге для защиты от грабежей викингов

В последней четверти IХ в. на мысу, образованном реками Волховом и Ладожкой, на месте деревянной была построена одна из первых на Руси каменная крепость. Судя по упавшим блокам, первоначальная высота ее стен составляла не менее 3 м при такой же толщине. Возвели ли ее пришлые мастера, может быть, рейнские, сказать трудно, однако, цели строительства представляются очевидными. Твердыня обеспечивала безопасность судоходства, да и самого города. Она должна была защитить горожан прежде всего от разбойничьих набегов викингов. Эта задача была решена успешно.

Только в конце Х в. норвежскому ярлу Эйрику удалось разрушить крепость и сжечь посад Ладоги, при этом часть каменных стен была просто опрокинута на землю.

III век: Начало становления Северной Руси

Основная статья: Северная Русь

Культура

Комитет по культуре и туризму Ленинградской области

Музеи-заповедники

Крепость Орешек

Крепость Орешек была основана в 1323 году князем Юрием Даниловичем, старшим сыном Даниила Александровича и внуком Александра Невского. Крепость расположена на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбург, Ленинградская область. Твердыня была воздвигнута с целью защиты новгородских земель от усилившейся экспансии шведов.

Крепость представляет собой вытянутый многоугольник с семью башнями по периметру: Королевская, Головина, Флажная, Головкина, Государева, Меншикова и Безымянная (две последние башни не сохранились). Головина башня была построена в XVI веке, она является самой мощной из крепостных башен. Также были построены три башни, которые обороняли внутреннюю цитадель: Светличная, Колокольная и Мельничная. Из башен цитадели сохранилась только Светличная башня.

Организации Ленинградской области

Примечания

  1. В.Д.Сарабьянов "Древние храмы Старой Ладоги". В книге "Старая Ладога - первая столица Руси", стр.124
  2. Новгородская летопись старшего и младшего изводов. М; Л., 1950 С.218, 219.
  3. А.Н.Кирпичников "Старая Ладога - первая столица Руси" с.58
  4. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси. М., 2000