Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2

Эксперт по стратегическому развитию о трендах развития quick commerce и перспективах развития отрасли в России

15.05.24, Ср, 11:00, Мск,

Пандемия стала катализатором рынка cупер-быстрой доставки (quick commerce), которые осуществляют доставку за 15-20 минут из дарксторов. Даркстор – специальный формат склада, предназначенный для сбора онлайн-заказов и их последующей доставки покупателю.

Содержание

Однако по мере того, как ограничительные меры стали ослабевать, многие стартапы закрывались[1], другие же просто уменьшали покрытие дарксторов и сокращали штат. Многие игроки стали объединяться, и консолидация в отрасли наблюдается до сих пор. Например, в 2022 году, Getir поглотил Gorillas за 1,2 миллиарда долларов.[2], а Uber Eats[3] и Just Eat[4] объявили о партнерстве.

Тем не менее, по данным Statista ожидается, что годовой темп роста выручки быстрой коммерции (доставки день в день) составит почти 10% в период с 2024 по 2028 год. В результате чего к 2028 году объем рынка будет измеряться 251,5 миллиардами долларов США. А рынок супер-скоростной доставки ожидает достигнуть 12 млрд долларов в 2032 году. Несмотря на такой рост, в этой нише огромная конкуренция, в которой трудно получить прибыль. Поэтому компании придумывают новые неочевидные подходы, помогающие завоевать внимание потребителей и не терять в прибыли, отметила эксперт по стратегическому развитию и запуску новых продуктов на рынок Анна Есицугу, которая работала в Uber Eats в США и возглавляла направление quick commerce в США и Канаде. Также Анна работала в Coca-Cola и Japan Tobacco International на российский и европейские рынки, где занималась стратегией, аналитикой, маркетингом и продажами.

Эксперт рассказала о том, что это за тренды.

Анна Есицугу

Виртуальные магазины

По словам Анны, этот тренд сейчас активно распространяется в США и к нему стоит присмотреться всем стартапам в нише quick commerce. Он позволяет избежать инвестиций в аренду помещений, наём большого количества сотрудников, оптовую закупку товаров и т.д. По сути, это магазины, которые существуют только в приложении у пользователей, а на бекенде доставка происходит из физических магазинов, к которым этот виртуальный магазин прикреплен. Наиболее интересное применение этого концепта, по мнению эксперта, можно осуществить, если приложение может оптимизировать доставку для потребителя путем сканирования наличия товара и его цены по разным супермаркетам и предлагать покупателю тот товар, который либо быстрее всего приедет, либо имеет самую низкую цену. На данный момент виртуальные магазины чаще всего осуществляются в виде партнерства либо с традиционными ритейлерами, либо с существующими quick commerce компаниями.

Партнерство с традиционными ритейлерами

Как пояснила Анна, принцип заключается в том, что формируется небольшой список из 2-5 тыс. артикулов товаров, которые всегда есть в наличии, что делает доставку очень быстрой и надежной даже по сравнению с обычной доставкой из магазина, где собран полный ассортимент. Но для этого сначала необходимо определить наиболее популярные наборы продуктов. Это можно сделать несколькими способами: проанализировав продажи магазина в оффлайне или текущие продажи онлайн и выбрать наиболее популярные товары, которые всегда есть в стоке. Таким образом сервис доставки экономит на аренде помещений.

«
«Например, когда мы запустили такое партнерство с Uber Eats и крупным ритейлером на Манхэттене под брендом Uber Eats Market, то за первые три месяца заработали более 500 тыс. долларов всего с семи точек», – рассказывает Анна.
»

Партнерство с другими quick commerce компаниями

Такая коллаборация позволяет пользоваться инфраструктурой обеих компаний на выгодных условиях. Например, Анна запустила подобный пилот в Майями с одной из крупнейших quick commerce компаний Gopuff под брендом Uber Eats Market. Таким образом, Uber использовал всю инфраструктуру Gopuff, которая уже является quick commerce платформой, чтобы создать свой собственный бренд в этой нише. Для других партнеров, таких как Gopuff, такая модель тоже выгодна тем, что она увеличивает продажи, при этом снижая затраты на один заказ, уточнила эксперт.

Партнерство с малым бизнесом

Это вариант организации временного даркстора с небольшим ассортиментом. В этом случае сервис доставки договаривается с абсолютно любым небольшим оффлайн-бизнесом, будь то ателье или цветочный магазин, о том, что у них будет храниться и упаковываться товар. Таким образом представитель малого бизнеса получает дополнительную прибыль, а сервис быстрой доставки избегает трат на аренду помещения и наём сотрудников, рассказала Анна.

«
«Это очень выгодный кейс, если нужно сделать даркстор с небольшим ассортиментом товаров, – подчеркнула она. – Такая модель подходит для временных проектов, рассчитанных на несколько месяцев, так как позволяет быстро запустить и также быстро завершить проект».
»

Анна отмечает, что такой подход позволил ей запустить 10 дарксторов по США к Супербоулу (англ. Super Bowl) всего в течение месяца. А кампания получила широкую поддержку в соцсетях и на телевидении.

Перспективы на будущее

Интересно, что в России, согласно обзору Infoline, за первые три месяца 2024 года рынок доставки продуктов и товаров повседневного спроса вырос на 55%, составив 310 млрд руб. Причем, как отмечают эксперты, это произошло не за счет Москвы и крупных городов, где уже наблюдается насыщение предложения, а за счет регионов – Сибири и Дальнего Востока, где с начала года начала активно развиваться онлайн-доставка. А по словам представителя сервиса `Сбермаркет` (ныне - `Купер`), каждый второй заказ в приложении делается с экспресс-доставкой до 30 минут. Это говорит о том, что в российских регионах сейчас открываются большие возможности по запуску стартапов в нише quick commerce, где еще не присутствуют большие корпоративные игроки. И подходы, описанные в статье, помогут без лишних финансовых вложений уверенно занять свое место на этом рынке, заключила Анна Есицугу.

Автор: Михаил Артемьев

Примечания