Содержание |
Биография
1713: Переезд в Россию. Работа в Петергофе и Кронштадте
В 1714 г немецкий архитектор Шлютер скончался в Петербурге всего через год после прибытия в Россию. Его место занял приехавший с ним помощник Иоганн Фридрих Браунштейн.
В 1714—1716 годах Браунштейн отвечал за всё строительство в Петергофе.
В 1716—1719 годах работал в Петергофе под руководством французского архитектора Ж.-Б.-А. Леблона.
Браунштейн оказал большое влияние на градостроение Кронштадта, где выстроил Итальянский дворец. Ранкинг TAdviser100: Крупнейшие ИТ-компании в России 2024
Гравюра И.Браунштейна раскрывает грандиозный ансамбль предполагаемого Кронштадтского порта. Центральной осью ансамбля является Перовский канал, далеко выступающий в воды окружённой молом гавани. По сторонам канала предполагалось устроить две симметричные внутренние прямоугольные гавани, а на самом острове над каналом возвести огромную многоярусную барочную башню-маяк, напоминающую триумфальную арку, и корабли проходили бы вглубь острова под её опорами.
Проект маяка был выполнен архитекторами Иоганном Браунштейном и итальянцем Николой Микетти, который с 1718 г работал в Петербурге и с 1719 года был главным придворным архитектором, контролирующим все строительные работы в Петербурге и его пригородах.
Фундамент будущей башни заложили в 1722 году, но после смерти Петра I строительство было приостановлено.
Браунштейн также работал в Ораниенбауме (Большой Меншиковский дворец), Стрельне, Царском Селе (дворец Екатерины I).
1717: Начало строительства каменных палат Екатерины I в Сарском селе
Историк архитектуры Анатолий Петров в книге «Пушкин. Дворцы и парки» называет дату строительства первых каменных палат – 1717 год. Исследователь пишет: «В литературе о Царском Селе принята другая дата начала строительства – 1718 год. Первым, кто привел ее, был Илья Яковкин. <…> Она, казалось бы, подтверждается документально текстом распоряжения от 29 апреля 1719 года, о посылке в Сарскую мызу `к строению палат государыни царицы` каменщиков, которые `у того строения были в прошлом 1718 году`. Однако нам удалось обнаружить запись о доставке провианта каменщикам, находившемся в Сарском селе `у палатного строения и у тески камня с прошлого 717 году`. <…> Этот документ служит бесспорным доказательством того, что постройка палат началась не позже 1717 года».
Проектировал каменные палаты архитектор Иоганн Браунштейн. О том, как выглядели каменные палаты Екатерины Алексеевны можно судить по реконструкции восточного фасада и на основании поэтажных планов, выполненных Николаем Лансере по деревянной модели, до 1941 года находившейся в собрании музея. Планы и фасад опубликованы в книге Александра Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».
«В первом этаже нового каменного дворца был вестибюль, освещенный двумя фонарями, направо от него передняя, за ней угловая палата, рядом с ней спальня с кроватью под балдахином, следом за ней уборная. Слева от сеней – спальня, уборная и вскоре перенесенная из дворца баня.
Во втором этаже – парадные покои. В центре – зал со стенами, украшенными гобеленами на фоне французских суконных обоев, с красными шторами на окнах, на стенах картины и зеркала.
Слева и справа – парадные палаты, за ними – две угловые комнаты. К угловым палатам примыкали спальни – слева царская парадная с балдахином, справа – царевен. К опочивальням примыкали уборные и наугольные комнаты, стены которых были расписаны по холсту под мрамор», – даёт описание внутреннего убранства каменных палат архитектор Александр Кедринский в книге «Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец: от пригородной усадьбы до парадной резиденции. 1710–1760».
После смерти Леблона Браунштейн продолжил работы по его проектам, но в начале 1720-х годов вновь оказался на втором плане, позади итальянского архитектора Николо Микетти. Попытка Браунштейна в 1722 году отстранить Микетти провалилась.
В глазах современников успехи Браунштейна омрачались его интригами и уже в 1725 году он был удалён из Петергофа.
1728: Отставка и отъезд в Германию
В правление Петра II получил отставку в Канцелярии от строений, был уволен с российской службы 16 января 1728 года, а в феврале 1728 года уехал в Германию.
Работы в России
- Участие в создании барельефов на фасадах Летнего дворца Петра I в Летнем саду (1714);
- Верхние палаты в Петергофе (небольшое здание, из которого развился Большой Петергофский дворец);
- Средняя часть Монплезира (павильон, где помещается парадный зал), главный строитель Монплезира (1714—1723);
- Планы Нижнего парка и Верхнего сада;
- Устройство Большого грота с каскадами, который развился в Большой каскад Петергофа;
- Начальное устройство впоследствии переделанных фонтанов «Пирамида», каскада Драконов («Шахматная гора») и Марлинского каскада («Золотая гора»);
- Большая оранжерея в Нижнем парке (1722—1725, совместно с М. Г. Земцовым);
- Дворец Марли (1720—1723);
- Павильон Эрмитаж (1721—1724);
- Сад Венеры и сад Бахуса с фонтаном «Тритон» в западной части Нижнего парка Петергофа;
- Дворец Екатерины I в Саарской мызе (1717), легший в основу Большого Екатерининского дворца Царского Села.