Образование:
Окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Затем учился в аспирантуре факультета менеджмента, защитил кандидатскую диссертацию на тему "Формирование и функционирование виртуальных предприятий как объектов управления в условиях информационной экономики".
Стажировался в Индии, Германии, США и Швеции. В 2007 году прошел обучение в Гарвардской школе бизнеса по курсу "Delivering Information Services", где стал первым слушателем из России, закончившим этот курс.
Достижения:
При непосредственном руководстве И.Г. Горбунова в Высшей школе менеджмента были реализованы проекты по созданию ИТ-инфраструктуры - система видеоконференцсвязи, "умные" аудитории, цифровой медиа-архив, RFID-библиотека, учебный ситуационный центр и другие. Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
В настоящее время осуществляет реализацию проекта информатизации СПбГУ.
Из интервью CIO
Моя карьера в СПбГУ началась в 2004 г. с должности директора по ИТ Высшей школы менеджмента (ВШМ). Тогда я увидел самосборные серверы, некорректное использование лицензионного ПО, отсутствие техподдержки и другие проблемы.
Так долго продолжаться не могло, и на заседании Учёного совета в рамках стратегии развития факультета было решено утвердить стратегию развития ИТ. Далее был принят план развития – т.е. была определена тактика.
Соответственно, были утверждены финансовый план и ИТ-бюджет. Чтобы не допустить ошибок на первоначальном этапе, у известного интегратора мы заказали системный проект.
Итогом работы стало создание «умных» зданий и аудиторий, органично вписанных в историческую застройку университета. Появились учебно-ситуационный центр, центр обработки данных, были развёрнуты системы видеоконференцсвязи. Мы стремимся создать из университета организацию мирового уровня и видим, как информационные технологии помогают в этом.
Важным этапом работы в ВШМ стало создание RFID-библиотеки. Все книги прошли RFID-кодирование, в результате студенты получили ко всем изданиям свободный доступ. Принцип работы в такой библиотеке прост: перед тем, как вынести взятые книги из библиотеки, студент должен положить необходимые библиотечные экземпляры на станцию автоматической выдачи, вставить свой электронный читательский билет и ввести пин-код.
Станция сканирует RFID код, записывает на данного студента эти книги и даёт разрешение для их проноса через специальные «ворота». Читательский билет служит пропуском и к копировально-множительной технике, находящейся в зданиях факультета: у каждого студента есть лимит бесплатной печати страниц. Изучая бизнес-процессы библиотеки, мы пришли к выводу, что самым узким местом в ней является сам библиотекарь. Задача современного библиотекаря – быть не хранителем книжного фонда, а консультантом по информационным ресурсам, по электронным базам.
Кроме того, интересным проектом стало распространение знаний с помощью видео: на портале СПбГУ создан видеоархив, куда выкладываются открытые лекции известных людей, выступавших в стенах университета. Большинство лекций доступны не только студентам и сотрудникам университета, но и всем желающим.
В 2007 г. мне было предложено занять пост ИТ-директора всего СПбГУ и создать общеуниверситетскую ИТ-службу, куда вошли несколько подразделений. На сегодня в ИТ-службе работают порядка 70 сотрудников. Первоначально сотрудников было намного больше, но решено было ориентироваться исключительно на специалистов высокого уровня, поэтому прошло сокращение. Лучше хорошо платить одному профессионалу, чем нескольким сотрудникам среднего уровня. Благодаря такому подходу в 2010 г. ИТ-служба показывает одну из самых низких среди подразделений университета текучку кадров.
Кто в СПбГУ выступает заказчиком ИТ-проектов и насколько специфична реализация таких проектов в образовательном учреждении?
Заказчиками выступают ректор или руководители подразделений, в зависимости от вида проекта. Все понимают, что ИТ позволяет повышать прозрачность управления ВУЗом. В качестве примера можно привести информационную систему, действующую при приёме в ВУЗ. Данные о работе абитуриента шифруются, и посторонний человек не может её проверить. Интересно, что с системой могут работать сами абитуриенты, занося через портал сведения о себе и проверяя их. Это снижает нагрузку на работников приёмной комиссии и практически исключает возможность ошибок. С 2010 г. СПбГУ выдаёт дипломы на русском и английском языках, и любой работодатель через нашу систему в режиме онлайн может затребовать сведения о действительности документа об образовании.
Что касается реализации ИТ-проектов в ВУЗе, то она не столь специфична, как кажется. Университет тоже нацелен на результат, тоже рассматривает себя как производственную компанию – только производим мы не материальную продукцию, а специалистов и знания. Мне кажется, специфика компании определяется не столько отраслевой принадлежностью, сколько величиной самой компании. Чем больше компания, тем больше в ней политик внедрений, возможностей взаимоувязывания различных интересов и достижения соглашений для обеспечения слаженной работы различных подразделений.
Стоит ли перед ИТ-направлением университета задача наиболее полно оправдать вложенные в развитие ИТ средства или даже заработать?
Подчеркну, что ИТ-служба уже приносит ВУЗу доход. Во-первых, за счёт того, что мы, по сути, являемся операторской компанией и продаём услуги операторов связи. Есть и косвенные показатели. Мы добиваемся доходности, экономя средства при осуществлении проектов внедрения тех или иных информационных систем, достигая прозрачности различных процессов. Например, внедрённая в 2010 г. система выпуска специалистов позволила снизить брак бланков дипломов с 30-32% до 1-2%.