Разработчики: | КМЗ (Кингисеппский машиностроительный завод) |
Дата премьеры системы: | сентябрь 2023 г. |
Отрасли: | ВПК, Транспорт |
Содержание |
2024
Анонс модели «Визир-2М»
Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) в июне 2024 года представил свой новый гидрографический безэкипажный катер «Визир-2М». Этот катер оснащен гиростабилизированной платформой высокой чувствительности, разработанной специалистами КМЗ, что позволяет ему эффективно работать в условиях сильного ветра и волнения на море.
Испытания «Визир-2М» с новой платформой были успешно завершены в мае 2024 года. По словам управляющего директора КМЗ Михаила Даниленко, катер способен удерживать заданные цели и быстро фокусироваться на них, что делает его незаменимым для обследования труднодоступных объектов и четкого позиционирования высокоточного оборудования, включая спутниковые системы связи.
Как отметил разработчик, платформа катера оснащена электрокорректировкой положения, что позволяет стабильно работать в условиях сложной акватории. Грузоподъемность платформы составляет около 150 килограммов, что позволяет устанавливать на ней разнообразное оборудование для изучения водных пространств и выполнения иных задач.
Возможности нового катера уже заинтересовали такие крупные компании, как «Роснефть» и «Газпром», а также предприятия добывающих отраслей. Михаил Даниленко отметил, что в планах КМЗ также разработка высокоскоростных сервоприводов для управления платформой.Метавселенная ВДНХ
В КМЗ подчеркнули, что катер «Визир-2М» базируется на серийном катере «Визир» и оснащен многоканальной системой управления, которая позволяет управлять судном на расстоянии до нескольких сотен километров. Большой запас грузоподъемности катера позволяет оснащать его электродвижительной установкой с собственным электрогенератором или аккумуляторной тяге.
Как пишет РИА Новости, в 2023 году холдинг выполнил контракт на поставку Росгвардии шести катеров «Афалина», всего их было поставлено 40 единиц. МЧС получило 42 патрульных катера ПК-500.[1]
Применение в зоне специальной военной операции
В середине мая 2024 года стало известно о первом применении российского морского безэкипажного катера (БЭК) в зоне специальной военной операции РФ на Украине. Речь идет о проекте инженеров «Там за туманами» из Тульской области. Проект реализуется при поддержке Минобороны РФ.
Как сообщает Telegram-канал «Военкоры Русской весны», заявленная дальность беспилотника составляет 250 км в базовой нагрузке. При этом можно устанавливать дополнительные топливные баки, которые значительно увеличивают запас ход. Во время первого применения этого дрона военные установили на него 250 кг взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте. В будущем планируется увеличение объема до 350 кг.
По сообщению издания «Русское оружие», базой для БЭКа-камикадзе послужил многоцелевой малозаметный морской дрон ГРК-700 «Визир», корпус которого изготовлен из радиопоглощающих материалов, а водометные движители обеспечивают скорость до 85 км/ч.
Такие безэкипажные системы могут применяться для осуществления атак на объекты и инфраструктуру врага как на море, так и на побережье. Кроме того, дроны-«камикадзе» могут быть использованы для нанесения огневого поражения целям в руслах крупных рек. Как пишет издание «Военное обозрение», российские БЭК способны эффективно действовать и против портовой инфраструктуры, через которую киевский режим осуществляет перевалку оружия, техники и боеприпасов.
В марте 2024 года «Известия» писали, что в ближайшее время Военно-морской флот (ВМФ) России примет на вооружение дрон-камикадзе корабельного базирования, чтобы помочь отразить растущее число атак украинских морских беспилотников на военные корабли. Беспилотник, способный запускаться с палуб кораблей и катеров, может поражать как наземные, так и морские цели.[2]
2023
Запуск производства
В конце ноября 2023 года холдинг KMZ (Кингисеппский машиностроительный завод) объявил о начале выпуска первых в России безэкипажных катеров (морских дронов). Компания собирается начать поставки этих изделий для Минобороны до конца 2023 года. Это будет первая партия морских беспилотников, которые испытают в зоне военной спецоперации РФ на Украине.
Мы уже приступили к их производству. На нашей производственной площадке собраны первые водометные движители для таких морских дронов, - рассказал «РИА Новости» управляющий директор холдинга KMZ Михаил Даниленко. |
По его словам, безэкипажные катера смогут разогнаться до 80 километров в час, а также нести взрывчатку весом до 600 килограммов. Разработчики задумали, чтобы дроны перевозили не только тротил, но и средства сопровождения и разведки.
Он мелкосидящий, плоский, с минимальной высотой над поверхностью воды для малой заметности, — сообщил управляющий директор KMZ. |
Даниленко отметил и то, что морские дроны смогут работать в качестве платформы для воздушного беспилотника. В целом возглавляемое им предприятие специализируется на производстве катеров для российских силовых структур.
Безэкипажные дроны активно использует украинская армия. Такие аппараты атаковали Крымский мост 17 июля 2023 года. Из-за взрыва была повреждена автомобильная часть моста, погибли два человека, которые находились в машине в этом месте, пострадала девочка-подросток, ехавшая в ней.
Агентство напоминает, что KMZ — это предприятие российского оборонно-промышленного комплекса. Завод специализируется на создании катеров для ФСБ, МЧС, Росгвардии и других силовых структур.[3]
Анонс беспилотного катера-камикадзе
Кингисеппский машиностроительный завод (KМZ) разработал беспилотный катер-камикадзе «Визир» и теперь ведет с Минобороны РФ переговоры о поставках таких дронов. Об этом стало известно 11 сентября 2023 года.
Как рассказал «РИА Новости» управляющий директор холдинга KMZ Михаил Даниленко, полезная нагрузка катера составляет порядка 500 кг при высоких маневренных и мореходных качествах. Корпус судна сделан из стеклопластика, возможно оснащение «Визира» электроприводом - при этом скорость снизится, но дальность хода возрастет до 500 км. Базовая версия способна развивать до 80 км/ч.
Его можно упростить, то есть сделать меньших габаритов, начинить его взрывчаткой и отправить по цели, - подчеркнул Даниленко. |
Безэкипажный катер может использовать алгоритм возвращения в базу, который ведет его в точку эвакуации в случае перехвата противником. Также аппарат способен доставлять десант в точку высадки, отходить на безопасное расстояние и подходить к точке высадки для эвакуации. В качестве перехватчика морских дронов катер может использовать сетку для воздушных беспилотников, пулемет, ракеты или систему радиоэлектронной борьбы. Кроме того, он может запускать морские и воздушные дроны.
В качестве перехватчика морских дронов катер „Визир` может поражать его ракетой, крупнокалиберным пулеметом, системой РЭБ, сеткой для воздушных дронов. Кроме того, он может выйти в точку и сам запустить дрон, как морской, так и воздушный.
Михаил Даниленко отметил, что судна типа „Визир` поставлялись на Балтийский завод для атомоходов проекта 22220. Там они выполняли функцию разъездных катеров с ледовой защитой. Всего на завод поставили два „Визира`. Мощность таких катеров составляет от 150 до 350 лошадиных сил.[4]