Заказчики: Азия Цемент Пенза; Строительство и промышленность строительных материалов Подрядчики: Максофт Оптима Продукт: 1С:ERP Управление предприятием 2На базе: 1С:Предприятие 8.3 Дата проекта: 2015/03 — 2015/12
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
|
Компания "Максофт Оптима" завершила в конце 2015 года проект комплексной автоматизации ООО "Азия Цемент" - одного из заводов по производству цемента в Пензенской области. Система, созданная на основе "1С:ERP Управление предприятием 2.0", помогла организовать оперативное планирование производства и ремонта оборудования. Усилен контроль за соблюдением графика производства, налажены бесперебойные поставки необходимого сырья и материалов, ускорились отгрузка и доставка продукции покупателям. Интеграция "1С:ERP" с системой управления производственным оборудованием позволила организовать автоматизированный процесс выпуска продукции с минимальным участием операторов. Оптимизированы затраты предприятия, в т.ч. численность персонала, снижена себестоимость готовой продукции.
В 2007 году компания "Азия Цемент" получила права пользования недрами Сурско-Маисского участка с целью геологического изучения, разведки и добычи цементного сырья. За три года (с августа 2010 по сентябрь 2013 года) был выстроен современный завод, производственная мощность которого составляет 1 860 000 тонн цемента в год. Открытие нового цементного завода на территории Пензенской области стало значимым событием в социально-экономической жизни региона.
Производство цемента - процессное, непрерывное производство. Основными его особенностями на предприятии являются:
- добыча сырья (мела и мергеля) своими силами для производства клинкера - основного полуфабриката для производства цемента;
- особый подход к планированию производства: к выпуску планируется максимально возможное количество цемента исходя из производительности и плана ремонтов основного технологического оборудования;
- сложные расчеты объема готовой продукции на складе (в силосах);
- наличие автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУТП), используемой при производстве полуфабрикатов и готовой продукции;
- сложные технологические процессы с несколькими входами и несколькими равнозначными выходами разной продукции.
Изначально для автоматизации нового предприятия предполагалось использовать зарубежную ERP-систему. Однако, по состоянию на сентябрь 2014 года, эта система не была внедрена, управленческий учет велся с помощью электронных таблиц. Возникали случаи срывов отгрузок готовой продукции из-за отсутствия единой автоматизированной системы управления продажами и транспортной логистикой. Сбои в процессе заказов и последующих закупок сырья приводили к отклонениям от производственной программы и невыполнению планов по выпуску продукции. Руководство компании не получало оперативную информацию, необходимую для анализа и принятия решений.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Такая ситуация не устраивала инвесторов и менеджмент компании, особенно с учетом осложнения экономической ситуации на рынке строительных материалов. Было принято решение о внедрении новой ERP-системы, предпочтительно российского производства, которая могла бы стать полноценным инструментом управления предприятием.
Были сформулированы ключевые требования к новой системе:
- Система должна охватывать все бизнес-процессы предприятия
- Система должна стать рабочим инструментом управления совместной деятельностью сотрудников
- Система должна обеспечивать автоматизированную подготовку управленческой и регламентированной отчетности
- Информация из других информационных систем предприятия и подключенного весового оборудования должна поступать в ERP-систему напрямую, минуя операторов
- Приемлемый уровень затрат на внедрение и сопровождение.
По итогам анализа рынка программного обеспечения для автоматизации производственных предприятий была выбрана система "1С:ERP Управление предприятием 2".
Внедрение выполнялось сотрудниками компании "Максофт Оптима", поддержка пользователей осуществлялась, в том числе, силами "Азия Цемент". В предельно сжатые сроки, за 6 месяцев, было автоматизировано более 150 рабочих мест.
Ключевые итоги проекта:
- Автоматизировано управление сбытом и логистикой, в т.ч. отгрузка готовой продукции, что позволяет оперативно принимать заказы от клиентов и подбирать оптимальные условия перевозки. Обеспечена бесперебойная отгрузка готовой продукции и ее доставка автомобильным и железнодорожным транспортом. Кроме того, в системе реализован механизм предоставления индивидуальной скидки клиенту в виде ретро-бонуса по результатам месяца. При расчете скидки учитывается объем выбранной готовой продукции за период, наличие дебиторской задолженности, в т.ч. просроченной, и прочие условия.
- Оптимизировано управление материальными ресурсами. Налажен сквозной учет потребностей в материалах для нужд подразделений, организовано диспетчирование внутренних заявок на материалы. Обеспечено оперативное планирование закупок сырья с учетом подбора перевозчиков, планирование и диспетчирование движения вагонов с сырьем на собственной ж/д ветке. Это позволило обеспечить своевременные поставки необходимых материалов и сырья.
- Оптимизировано планирование производства и ремонтов основного технологического оборудования. Обеспечено получение точных прогнозных данных о выпуске продукции. Это помогает руководству разрабатывать оперативную стратегию управления остановками оборудования для достижения оптимального ритма производственного процесса без существенного снижения производительности. Любые изменения плановых и фактических данных мгновенно отражаются в соответствующих отчетах. Руководители производственных служб оперативно получают информацию о выпуске изделий и о результатах выпуска полуфабрикатов по переделам. Усилен контроль за соблюдением графика производства. Кроме того, ведется непрерывный мониторинг качества продукции, замеры качества фиксируются в системе ежечасно.
- Выполнена интеграция с системой управления оборудованием завода: в "1С:ERP" посуточно/посменно/в оперативном режиме попадают данные о работе производства на каждом переделе: параметры выпуска (влажность, температура), использование материалов/полуфабрикатов, фактический выпуск продукции/полуфабрикатов, упаковка готовой продукции, работа ключевого оборудования (время работы, простои), текущие замеры остатков готовой продукции/полуфабрикатов. Это позволило наладить автоматизированный процесс выпуска продукции с минимальным участием операторов.
- Интеграция системы с весовым оборудованием позволила оптимизировать работу горнодобывающего цеха, железнодорожного цеха и отдела логистики. Исключены ошибки ввода данных за счет отсутствия "промежуточного звена" в виде операторов:
- Горнодобывающий цех. Интеграция с динамическими весами и использование RFID-меток на карьерных самосвалах позволила точно определять вес добытого сырья при вывозе с карьера, исключить ошибки оператора и увеличить пропускную способность.
- Железнодорожный цех. Интеграция с динамическими ж/д весами позволила автоматически определять вес вагонов при разгрузке сырья и погрузке готовой продукции. Это исключает ошибки оператора, а также ускоряет погрузку/выгрузку вагонов, т.к. данные мгновенно попадают на монитор ж/д диспетчера.
- Отдел логистики. Интеграция с автовесами позволила ускорить процесс погрузки готовой продукции и обеспечить его оперативный контроль. Данные о погруженном весе попадают на монитор автодиспетчера, минуя операторов.
- Появилась возможность интерактивного моделирования производственной программы на будущий год и отслеживания ее выполнения. Производственная программа связана с оперативными бюджетами подразделений. Сводные данные бюджетов подразделений образуют бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Основные оперативные бюджеты рассчитываются автоматически по данным системы. Главное преимущество внедрения системы бюджетирования - дисциплинированный подход служб предприятия к планированию своих расходов и максимальный контроль соблюдения бюджетов финансовым директором.
- Реализован алгоритм расчета прогнозной себестоимости готовой продукции на будущий год по данным бюджетирования. Система автоматически моделирует будущую себестоимость продукции на основании данных прогнозных бюджетов подразделений и данных производственной программы. В результате за минувший год удалось оптимизировать себестоимость готовой продукции, в следующем году ожидается дальнейшее снижение этого важнейшего показателя.
- Усилен контроль за сроками прохождения плановых технических обслуживаний автотранспорта, что позволяет своевременно и с минимальными временными затратами обслуживать собственный автопарк. Длительность простоев автомобилей минимизирована. Реализованные в системе механизмы прогнозирования затрат на ТО, страхование и ГСМ помогают планировать бюджет подразделения на будущие периоды.
- Автоматизировано управление финансами, усилен контроль за использованием денежных средств. Применение платежного календаря для оперативного управления денежными потоками позволяет эффективно использовать денежные ресурсы и исключать возникновение кассовых разрывов. Также в системе ведется управление кредитным портфелем и депозитами в рублях и в валюте.
- Полностью автоматизирована подготовка управленческой и регламентированной отчетности. Теперь руководство предприятия может оперативно получить ключевую информацию о деятельности предприятия. Просрочка сдачи отчетности в контролирующие органы практически исключена. Значительно сократился объем и время, затрачиваемое на ввод, обработку и анализ информации работниками предприятия вследствие автоматизации всех ключевых бизнес-процессов. Отчетность формируется в 2 раза быстрее.