Проект

«Аэрофлот» выбрал консультанта для подготовки новой ИТ-стратегии

Заказчики: Аэрофлот

Москва; Транспорт

Подрядчики: Bain & Company Russia
Продукт: Консалтинговые проекты

Дата проекта: 2016/03 — 2017/04
Бюджет проекта: 75 млн руб.
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 857
проекты - 2672
системы - 186
вендоры - 124

Содержание

2017

«Аэрофлот» нашел консультанта для подготовки новой ИТ-стратегии. Им стала компания «Бэйн энд Компани Раша» (Bain & Company Russia). Информация о соответствующей закупке была опубликована 14 марта 2017 года. Стоимость контракта составила 75 млн рублей.[1]

«Аэрофлот» выбрал консультанта для подготовки новой ИТ-стратегии

В рамках проекта исполнитель должен будет сформировать цели развития информационных технологий в крупнейшем российском авиаперевозчике и актуализировать операционную модель работы ИТ. В частности, будет необходимо проанализировать процесс принятия решений по ключевым вопросам, связанным с ИТ, оценить эффективность и скорость реализации проектов, дать рекомендации по улучшению организационной структуры ИТ-функции и пр.

Кроме того, консультанты Bain & Company Russia должны будут сформировать целевую модель архитектуры ИТ, оценить эффективность управления затратами на ИТ, а также разработать дорожную карту развития информационных технологий сроком на 3 года.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

В результате проведенной работы должны быть подготовлены презентации MS PowerPoint с соответствующими рекомендациями и планами. Все это должно быть сделано к 15 апреля 2017 года.

Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50. В 2016 году эта компания была выбрана «Аэрофлотом» для разработки стратегии Big Data. До этого было сотрудничество по проекту создания регионального авиаперевозчика на базе авиакомпания «Россия», а также в разработке основных направлений маркетинговой политики.

В 2013 году заместитель гендиректора «Аэрофлота» по информационным технологиям Кирилл Богданов рассказывал TAdviser о предыдущей ИТ-стратегия авиакомпании. Тогда одним из ключевых пунктов стратегии являлось создание единой ИТ-платформы на базе решений SAP. ИТ-стратегия группы «Аэрофлот» также включала создание единой платформы регистрации по всей сети маршрутов и единой платформы бронирования и продажи билетов на базе решения Sabre.

2016

Попытка №2

Выбор подрядчика

«Аэрофлот» со второй попытки нашел подрядчика для разработки бизнес-стратегии развития цифровых технологий в компании. В проектной документации разъясняется, что под «цифровыми технологиями» здесь подразумеваются «технологии обработки и анализа структурированных и неструктурированных данных больших объемов».

Соответствующий запрос предложений для выбора подрядчика был опубликован[2] 12 августа 2016 года. Как и в первом запросе, опубликованном в июне, максимальная цена контракта с поставщиком была обозначена в 155 млн рублей.

При повторном размещении закупки нашлись желающие побороться за контракт. Заявки на участие подали компании Bain & Company Russia, дочка Deloitte & Touche - «Делойт и Туш Риджинал Консалтинг Сервисис Лимитед» (базируется на Кипре) и НПЦ «БизнесАвтоматика». Заявка последней при проведении отборочной стадии была отклонена как несоответствующая требованиям документации о закупке.

Победителем была признана Bain & Company Russia. Цена, по которой с ней будет заключен контракт, в протоколе конкурсной комиссии не указыватся.

Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50. Компания не в первый раз сотрудничает с «Аэрофлотом». В феврале 2016 года, например, «Аэрофлот» заключил с ней контракт на оказание консалтинговых услуг по созданию региональной авиакомпании на базе авиакомпания «Россия», второго по величине авиаперевозчика РФ. В 2014 году году Bain & Company Russia победила в конкурсе «Аэрофлота» на оказание консалтинговых услуг по разработке основных направлений маркетинговой политики группы до 2020 года.

Изменения в документации к закупке

В техническую часть проекта при повторном размещении закупки «Аэрофлот» существенных изменений не вносил - там лишь уточнены некоторые формулировки. Более значительные изменения содержались в части требований в потенциальным подрядчикам. Некоторые из них авиакомпания убрала, добавив новые. Исчезло, например, требование, чтобы не менее 80% общей выручки участника закупки ежегодно в течение последних трех лет приходилось на оказание консультационных услуг по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Также «Аэрофлот» убрал требование подтвердить, что участник ранее оказывал услуги консалтинга в области улучшения клиентского опыта для крупных мировых традиционных авиаперевозчиков.

«Аэрофлот» планирует максимально задействовать технологии Big Data для взаимодействия с пассажирами

Как и ранее, в требованиях присутствовало подтверждение опыта разработки и реализации стратегий, оптимизации процессов и повышения эффективности в течение последних трех лет для российских авиакомпаний. Вместе с тем, в документации к новому запросу предложений «Аэрофлот» уточняет, что это должны быть авиакомпании, обеспечивающие продажи билетов через собственные цифровые каналы - на веб-сайте и в собственном мобильном приложении авиакомпании, а также осуществляющие коммуникации через социальные сети. Последнее должно подтверждаться наличием у авиакомпании как минимум одного активного аккаунта в Facebook, «ВКонтакте», Twitter или Instagram.

При оценке предложений участников «Аэрофлот» учитывал, в том числе, их деловую репутацию в качестве стратегического консультанта. Чтобы ее подтвердить, подрядчику необходимо было вместе с портфолио о деятельности предоставить «снимки экрана с веб-сайта» международного рейтинга консалтеров The Vault Consulting 50 за 2014, 2015 и 2016 годы.

Этот пункт присутствовал и в июньской закупке «Аэрофлота», однако в повторном запросе предложений авиакомпания ставит обязательным условием наличие участника закупки в рейтинге The Vault Consulting 50 за 2016 год.

Попытка №1 - Неудача

«Аэрофлот» не смог найти подрядчика для оказания консультационных услуг по разработке бизнес-стратегии развития цифровых технологий. Итоги соответствующего запроса предложений[3] авиакомпания подвела в конце июля 2016 года.

Из опубликованных протоколов следует, что изначально итоги запроса планировалось подвести 19 июля, однако к тому моменту в адрес компании не поступило ни одного предложения. «Аэрофлот» решил продлить прием запросов и перенес подведение итогов, однако и к новому сроку не поступили заявки. После этого компания опубликовала отказ от запроса предложений. В компании не смогли ответить TAdviser, планируют ли позднее повторно проводить эту закупку.

Запрос предложений авиакомпания объявила в конце июня 2016 года. Максимальная цена, которую «Аэрофлот» был готов заплатить за услуги, составляет 155 млн рублей.

Фронт работ

Перед разработкой стратегии необходимо провести оценку текущего состояния их развития в компании, а также компьютерных и мобильных технологий в целом. Необходимо также оценить, насколько технологии обработки и анализа больших данных сейчас применяются для взаимодействия с пассажирами во всех точках контакта - до, во время и после авиапутешествия, и выявить потенциальные точки взаимодействия на основе анализа аналогичной практики в других авиакомпаниях и перспективных с точки зрения развития авиаиндустрии в целом.

После этого должна быть разработана бизнес-стратегия развития технологий обработки и анализа больших данных в «Аэрофлоте», рассчитанная на три года. Работы включали разработку «цифрового пути» пассажира для улучшения цифрового взаимодействия «Аэрофлота» с ними и формирование перечня потенциальных инициатив, а также оценку необходимого уровня инвестиций в инновационные технологии.

На основе стратегии подрядчик должен создать «дорожную карту» развития данных технологий, включающая план с описанием инициатив, их целей, необходого бюджета, основных мероприятий, сроков и ответственных за реализацию лиц. На основе наиболее приоритетных инициатив - провести три пилотных проекта, для которых подрядчик разработает детальные планы.

Технологии обработки и анализа больших данных уже используются в «Аэрофлоте». Так, в марте 2016 года компания сообщала о внедрении аналитических технологий IBM, включая решения BigInsights и SPSS, чтобы лучше изучать предпочтения клиентов и их поведение при совершении покупки, сделать взаимодействие с ним более персонифицированным, адресным.

До конца 2016 года «Аэрофлот» планирует разработать и внедрить автоматизированную систему комплексного анализа рынка на базе аналитических технологий IBM, которая будет выдавать перевозчику рекомендации, как повысить стоимость тарифов при сохранении объема бронирований. В июне 2016 года авиакомпания объявила соответствующий запрос предложений с начальной ценой в 252 млн рублей.

Примечания