Проект

Государственная дирекция целевой научно-технической программы (Роснаука) (АИС УФЦП)

Заказчики: Государственная дирекция целевой научно-технической программы

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Naumen АИС УФЦП

Дата проекта: 2010/05

Автоматизация оперативного управления федеральными целевыми программами в интересах Министерства образования и науки РФ

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Агентство проводит конкурсы и заключает государственные контракты на выполнение проектных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Роснаука вместе с Федеральным агентством по образованию является государственным заказчиком федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» (ЦНТП) на 2002–2006 гг. В январе 2005 года начался 2-ой этап реализации программы. Объем государственного финансирования программы за 2005 год составил 7,15 млрд.руб.

Программа направлена на поддержание и развитие среды генерации знаний и инновационной деятельности в широком диапазоне предметных областей и создание передовых технологий, имеющих коммерческое значение, для последующего применения в различных отраслях экономики.

Оперативное управление реализацией программы осуществляет Государственная дирекция ЦНТП. В компетенцию дирекции входит:

  • организация независимой экспертизы проектов на всех этапах реализации ЦНТП;

  • мониторинг хода выполнения ЦНТП;

  • ведение баз данных;

  • исполнение по поручению государственных заказчиков части функций организатора конкурсов на договорных условиях и на безвозмездной основе.

В управлении программой также принимает участие научно-координационный совет ЦНТП, сопровождение контрактов выполняет компания-монитор.Исполнителем работ по проекту выступила компания NAUMEN, ведущий российский разработчик программных решений для бизнеса и органов власти.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.3 т

Для проекта в ФА «Роснаука» компанией NAUMEN было предложено решение, полностью основанное на программных компонентах с открытыми исходными кодами. Благодаря выбранным технологиям удалось снизить стоимость проекта и сократить время его реализации.

Цели и задачи проекта

Основная цель проекта – предоставить Дирекции ЦНТП эффективные инструменты, позволяющие выполнять функции оперативного управления федеральной целевой программой в условиях интенсивного взаимодействия с большим количеством участников программы – внешних экспертов, исполнителей контрактов, сотрудников Роснауки, компании-монитора и Министерства образования и науки РФ.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач:

  • автоматизировать взаимодействие с большим количеством экспертов. Важность этой задачи определяется тем, что большинство контрактов в рамках ЦНТП представляют собой проекты, и качественная экспертиза заявок позволяет выбрать лучших исполнителей для этих проектов. Каждая заявка проходит от 3 до 5 экспертиз, общее количество экспертиз по заявкам составляет более 10 тыс. в год;

  • автоматизировать документооборот, сопровождающий проведение экспертизы и согласование контракта. Поток документов, проходящих через Дирекцию ЦНТП, составляет более 100 документов в час, что делает невозможным использование бумажного документооборота;

  • обеспечить анонимность взаимодействия между кураторами лотов (конкурсов) и экспертами в ходе экспертизы заявок;

  • обеспечить возможность контроля за соблюдением процедур, связанных с проведением экспертизы, заключением контракта и контролем за выполнением контракта;

  • обеспечить формирование отчетности для вышестоящих органов по всем этапам процессов.

Этапы реализации

Реализация проекта по созданию информационной системы для Дирекции ЦНТП началась в феврале 2005 г.

Изначально был выбран поэтапный подход, учитывающий приоритетность процессов управления федеральной целевой программой. На первом этапе (март – июнь 2005 г. ) была создана подсистема экспертизы конкурсных заявок, автоматизирующая наиболее трудоемкие процессы – экспертизу заявок и определение победителей. В июне 2005 г. подсистема была запущена в промышленную эксплуатацию.

Второй этап проекта (июль – ноябрь 2005 г.) включал в себя создание и запуск в эксплуатацию подсистемы ведения контрактов, обеспечивающей процессы заключения контрактов с победителями конкурсов и отслеживание хода выполнения контрактов. С ноября 2005 г. подсистема работает в режиме промышленной эксплуатации.

Согласно техническом заданию основную работу по вводу информации должны выполнять заинтересованные конечные пользователи – конкурсанты, эксперты и исполнители контрактов. На базе веб-технологий для них были реализованы автоматизированные рабочие места (АРМы), упрощающие пользование системой через Интернет.

Одной из задач проекта являлось обеспечение безопасности одновременной разработки и эксплуатации системы, с которой каждый день работали сотни пользователей. Работы по обновлению версий ПО и устранению ошибок сначала проводились на сервере разработки, изменения проходили проверку на сервере тестирования и только затем переносились на сервер, находившийся в промышленной эксплуатации.

В ходе проекта были использованы только бесплатные программные компоненты с открытыми исходными кодами (Open Source). Система была реализована на програмнной платформе J2EE с применением СУБД PostgreSQL. Выбор открытых технологий позволил снизить общую стоимость проекта и ускорить процесс устранения ошибок в ПО.

Результаты Благодаря созданию информационной системы для Дирекции ЦНТП была обеспечена реализация федеральной целевой программы за 2005 г.: на основании проведенных экспертиз было заключено более 1570 контрактов на общую сумму 10,5 млрд. рублей.

Автоматизация процессов позволила избежать увеличения штата Дирекции: на сегодняшний день все работы по управлению процессами выполняют около 20 сотрудников.

На базе созданной системы организована эффективная работа с большим количеством экспертов – более 500. Общее количество пользователей системы превышает 1400 человек.

Обеспечено формирование отчетности для вышестоящих органов (отчеты по затратам бюджетных и внебюджетных средств, оплате труда, индикаторах, программных мероприятиях и др.).

Проект реализован в короткие сроки: эксплуатация системы началась через 2 месяца после начала работ, общая продолжительность проекта на данный момент составляет 9 мес.

Проект в Дирекции ЦНТП стал наиболее крупным ИТ-проектом в госорганах, полностью реализованным на базе программного обеспечения с открытыми кодами (Open Source). Это позволило отказаться от затрат на покупку лицензий и направить основные средства на выполнение работ по созданию системы.

На выставке «Госзаказ 2007» Федеральное агентство по науке и инновациям, представленное Дирекцией целевой научно-технической программы, заняло почётное 3-е место в номинации «Призёр рейтинга государственных заказчиков по размещению заказов для федеральных нужд (по итогам размещения заказов в 2006 году)".

Текущее состояние проекта

Сегодня с помощью разработанной информационной системы Государственная дирекция ЦНТП осуществляет управление следующими федеральными целевыми программами и проектами:

  • Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы;

  • Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 – 2011 годы;

  • Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 годы;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы;

  • Проект «Поддержка ведущих российских вузов»:

  • Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий;

  • Привлечение ведущих учёных в российские вузы;

  • Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах;

  • Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»