Заказчики: Post Office (почтовая служба Великобритании) Подрядчики: Fujitsu Дата проекта: 2021/02
|
Хронология
2024: Из-за Fujitsu сотни предпринимателей оказались в тюрьме
В начале января 2024 года стало известно о том, что в Британии сотни предпринимателей были привлечены к уголовной ответственности и оказались в тюрьме из-за проблем с бухгалтерской отчетностью. Впоследствии выяснилось, что к появлению ошибок в балансовой документации привела некорректная работа ИТ-системы Fujitsu.
Как сообщает TechCrunch, скандал, который длится почти четверть века (к началу 2024-го), связан с деятельностью Почтовой службы Британии. Более 700 служащих отделений были незаконно обвинены в мошенничестве, фальсификации отчетности и кражах. Многие из этих работников были заключены в тюрьму, потеряли средства к существованию и оказались перед лицом банкротства.
Проведенное расследование показало, что проблемы связаны с некорректной работой компьютерной системы, внедренной для автоматизации выплат социальных пособий. Речь идет о программном обеспечении под названием Horizon, которое было разработано британской фирмой International Computers Limited (ICL). Эта компания перешла в полную собственность Fujitsu в 1998 году. За этим скандалом последовало длительное частное расследование, а Высокий суд постановил, что платформа Horizon «не является надежной и устойчивой».
Несмотря на шумиху, британское правительство заключило с Fujitsu 107 контрактов на сумму £4,5 млрд ($5,71 млрд по курсу на 18 января 2024 года) в период с января 2020 года по конец 2023-го. Причем около £2,4 млрд ($3,05 млрд) пошло на дальнейшее развитие системы Horizon. В этой связи скандал с софтом Fujitsu в первых числах января 2024 года начал разгораться с новой силой.
Очевидно, что Fujitsu сталкивается с серьезными вопросами, требующими ответа. Если выяснится, что компания знала о масштабах происходящего, последствия должны соответствовать нанесенному ущербу, — заявил Джонатан Рейнольдс (Jonathan Reynolds), член парламента от Лейбористской партии.[1] |
2022: Британских работников почты сажали в тюрьму за утечки данных, им выплатят компенсации
В середине марта 2022 года Великобритания сообщила об увеличении компенсации почтовым работникам, ошибочно осужденным за мошенничество в результате сбоя ИТ-системы Fujitsu Horizon.
Согласно публикации The Verge, в период с 2000 по 2014 гг. под суд отправились 736 сотрудников, каждому из которых вменялось хищение десятков тысяч фунтов стерлингов. Сбои в ИТ-системе Fujitsu Horizon приводили к тому, что часть входящих средств исчезала, из-за чего у отдельных работников отделений образовывались кассовые недостачи. Так, руководство и суд посчитали такие данные доказательством вины работников.
Некоторые работники были отправлены в тюрьму, другие лишились средств к существованию и жилья. Многие работники обанкротились, у некоторых в связи с инцидентом был разрушен брак, а некоторые умерли до того, как ситуация прояснилась.
Ранее пострадавшим от ошибки в ИТ-системе уже далось доказать свою невиновность. Тогда суд оправдал 555 сотрудников и обязал выплатить им компенсации.
Правительство заявило, что запустит новую компенсационную схему для тех, кто возбудил судебный иск против почтового отделения в связи с нарушениями.
Хотя это не может избавить от многих лет страданий, работники почты, которые ужасно пострадали из-за скандала с Post Office Horizon, заслуживают справедливой компенсации», — заявил премьер-министр Борис Джонсон. «Вот почему мы введем новую схему компенсации для тех, кто вел и выиграл судебное дело по этому инциденту, чтобы они могли получить свою справедливую компенсацию. |
Британская почтовая служба до последнего скрывала проблему с ИТ-системой Fujitsu Horizon, хотя на самом деле руководство и юридический отдел службы уже знали о наличии уязвимости. Компания планирует заменить проблемное программное обеспечение на более надежный софт. Компания обратилась за помощью к британскому правительству, чтобы рассчитаться со всеми компенсациями за два десятилетия ложных обвинений в хищениях.[2]TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
2021: Руководство знало о фундаментальных недостатках ИТ-системы Post Office - детали
В середине февраля 2021 года бывший сотрудник Fujitsu, работавший над ИТ-системой британской почты, рассказал, что руководство компании знало о фундаментальных недостатках системы еще до того, как запустило ее в работу. По словам разработчика, ИТ-система Horizon, из-за которой разгорелся серьезный скандал, «никогда не должна была увидеть свет».
Сотни сотрудников почты были ошибочно обвинены в мошенничестве и фальсификации отчетности, пока в 2019 году Верховный суд не доказал, что в ошибках была виновата ИТ-служба почтового отделения, запущенная в 1999 году и используемая в обновленной версии до сих пор. Судья обнаружил, что ИТ-система Horizon склонна к ошибкам, которые влияли на учетные записи отдельных работников почты. Некоторые из них были привлечены к ответственности и заключены в тюрьму, другие потеряли работу и сбережения.
Проект Horizon подвергался критике как минимум с 2000 года за ошибки в системе, которые, по сообщениям прессы, могли привести к потере десятков рабочих мест, необоснованным тюремным срокам, банкротствам и одному задокументированному самоубийству. Внедрение этой почтовой системы считается крупнейшим проваленным ИТ-проектом в Британии. Расходы на него превысили £1 млрд. Разработкой технологии занималась Fujitsu.
Бывший сотрудник Fujitsu сообщил, что с 1998 по 2000 год работал по контракту над проектом Horizon. Он утверждает, что его руководство отлично знало о проблемах ИТ-системы за много месяцев до ее запуска. Разработчик попросил журналистов сохранить его анонимность, но отметил, что готов дать показания под присягой адвокатам, действующим от имени пострадавших работников почты.
По словам разработчика, система Horizon Epos изначально была создана без необходимых проектных документов, экспертных оценок и стандартов кодирования.
Насколько мне известно, никто в команде не имел соответствующего образования и квалификации. Никто из них ранее не работал над такими крупными проектами. Они просто не знали, как его сделать, - отметил он. |
При этом старшие менеджеры Fujitsu знали, что важный элемент системы Horizon работает некорректно и не может быть исправлен. В течение первых 10 лет существования Horizon данные о транзакциях и счетах хранились на терминалах в филиалах почты, а затем загружались в центральную базу данных через ISDN. Разработчик же утверждает, что эта часть системы просто не работала.
Многие внесенные записи просто не имели смысла, потому что у почты не было словаря данных, не было API, обеспечивающего целостность сообщений. Каждый работник вносил записи по-своему, и система не была способна их учесть. |
2019: Выступление экс-инженера Fujitsu в Верховном суде
В 2019 году бывший инженер Fujitsu Ричард Ролл (Richard Roll) выступил в качестве свидетеля в Верховном суде:
В системе Horizon было множество ошибок кодирования. Кроме того, эти ошибки могли повлиять на данные транзакций и вызвали финансовые расхождения в системе Horizon на уровне филиалов. |
Свидетельства Ролла, которые были приняты судьей, позволяют предположить, что проблемы Horizon, раскрытые анонимным источником, не были решены к моменту запуска системы. Разработчик сказал, что проинформировал свое начальство в Fujitsu о масштабах системных проблем Horizon Epos, однако его доклады ни к чему не привели.
2015: Программа выплаты денег - возможная причина проблем в ИТ-системе
В 2015 году портал Computer Weekly получил сообщение от другого анонимного источника, который назвал программу выплаты наличных денег возможной причиной серьезных проблем в почтовых отделениях. Он сообщил, что почтовые отделения знали о риске повреждения данных из-за асинхронной системы связи, которая использовалась для пересылки сообщений между филиалами и центральной системой Horizon.
2012: Привлечение Second Sight к расследованию проблем с ИТ-системой
В 2012 году для проведения независимого расследования была привлечена исследовательская фирма Second Sight. В ее конфиденциальном отчете система Horizon описывалась как «не отвечающая поставленным целям». Ведущий исследователь Second Sight утверждал, что ежегодно в системе происходит около 12 000 сбоев связи из-за дефектов программного обеспечения и ненадежного оборудования.[3]