Заказчики: Московский физико-технический институт (МФТИ) Подрядчики: Кеды профессора Продукт: Проекты ИТ-аутсорсингаДата проекта: 2022/03 — 2023/09
|
Технология: ИТ-аутсорсинг
|
Содержание |
2023: Разработка курсов для МФТИ: цели и задачи, этапы разработки, подход к образовательному контенту
Для того чтобы получать знания, уже недостаточно обычных конспектов, записей лекций с посторонними отвлекающими звуками, скучных презентаций и плохо оцифрованных учебников. Востребованность яркого, качественно оформленного образовательного контента постоянно растет. Поэтому в команде «Кеды профессора» подход заключается в тщательной проработке каждой детали.
Образовательный курс «Цифровая экономика»
Команде «Кеды профессора» предстояло создать образовательный курс под брендом МФТИ для закрытой ныне (с марта 2022 года) платформы Coursera. Цель курса — помочь учащимся освоить ключевые термины, явления, тенденции и перспективы развития цифровой экономики как в мире, так и в России. Были добавлены вопросы для самопроверки, дополнительные материалы для чтения и итоговый тест. Те, кто успешно завершает курс и проходит тест, получают электронный сертификат.
Разработка курса
Написание сценариев
Сценарий построен таким образом: каждый видеоролик включает в себя анонс темы, ключевые понятия, промежуточные выводы, дополнительные термины и в конце — обобщение и итоги.
К каждому разделу ролика добавлены исторические или справочные данные. Они не перегружают информацию, чтобы не отвлекать внимание от главного, но оформлены ярко и запоминающе с помощью видеоряда, инфографики или иллюстраций.
К примеру, в курсе обсуждается первый паровой двигатель, изобретенный в 1778 году. Современному студенту трудно представить, как выглядел этот аппарат, а тратить много времени на объяснения мы не можем, так как это не ключевой элемент курса. Поэтому мы нашли архивные видеоматериалы с изображением этого первого парового двигателя, чтобы показать студентам его внешний вид.
Разработка визуального стиля
Стиль должен был сочетать яркость и современность с присущей МФТИ строгостью. Разработали айдентику, охватывающую все: от шрифтов и иконок до принципов размещения элементов в кадре видеоролика.
Использовали консервативные цвета и классическую базовую сетку как основу, дополнив их минималистичными паттернами, чтобы добавить динамики и сделать оформление более живым.
Проведение кастинга и съемок
Было важно найти харизматичного и энергичного ведущего, который бы мог общаться с аудиторией на ее языке, быть достаточно молодым, чтобы позволить себе уместные шутки, но в то же время оставаться презентабельным и серьезным, что соответствует тематике курса.
Съемки велись одновременно с трех камер, что позволило запечатлеть общий, средний и крупный планы под разными углами. Это дало нам возможность на этапе монтажа не только выбрать лучшие кадры, но и органично встроить дополнительный контент.
Монтаж роликов и создание анимации
После съемок начался постпродакшн. Каждый ролик был дополнен графическими элементами: всего в курсе более 100 анимированных иллюстраций и множество инфографики.
Для некоторых слайдов мы специально создали изображения в flat-стиле, чтобы наглядно продемонстрировать, как цифровизация меняет нашу жизнь. В процессе монтажа нам также помогали специалисты по саунд-дизайну, цветокоррекции и моушн-дизайну, чтобы добиться максимально качественного видеоряда.
Создание промостраницы и сопровождение
Завершающим этапом всей проделанной работы стал промосайт. Здесь собрано все: информация о содержании лекций, возможность подробнее познакомиться с преподавателями, посмотреть трейлер курса. В дополнение к видео в каждой теме есть 20 проверочных вопросов, а в конце курса — итоговый тест. Также создали образовательные лонгриды с собственными иллюстрациями — для тех, кто предпочитает текстовый формат или хочет быстро освежить в памяти изученный материал.
Педагогический аспект
Следовали правилу «30/30/40», связанному с восприятием и запоминанием, формированием образов, удержанием внимания. Это означает, что:
- 30% содержания излагает спикер;
- еще 30% — это исторические или справочные данные, такие как видео или иллюстрации;
- оставшиеся 40% информации подаются через дополнительную анимацию, которая сопровождает спикера в кадре.
Такой подход помогает слушателю не задерживаться на одной и той же картинке, избегать перегрузки и скуки и лучше удерживать внимание.
Результаты
Курс «Цифровая экономика» был размещен на платформе Coursera:
- Более 2,5 тысяч человек изучили курс, из которых 12,3% завершили обучение (в то время как средний показатель на Coursera составляет около 6%).
- Курс получил оценку 4,4, а преподаватель — 4,87 балла из 5.
- Некоторое время входил в топ-5 самых популярных курсов в категории «Управление данными» в русскоязычном сегменте Coursera.
- На YouTube он занимает первую строчку по запросу «Цифровая экономика». Первая серия программы набрала более 13 тысяч просмотров и получила положительные отзывы.
Работа над курсом не закончилась: после ухода Coursera из России, перенесли его на платформу SkillBox. А еще обучение теперь доступно в Telegram. Сервис «Бот-учёный» позволяет в познавательно-игровом формате просматривать видео, читать лонгриды, выполнять задания и получать сертификат прямо в Telegram.
Привлечение новых студентов на курс китайского языка
Этот кейс про то, как яркие и увлекательные ролики помогают изменить отношение студентов к изучению китайского языка. Проект «Анимационные ролики по китайскому языку» создан по инициативе МФТИ. Какие задачи были:
- выявить блокеры и определить, почему студенты не хотят учить китайский;
- разработать стратегию убеждения, опираясь на плюсы изучения китайского и возможности, которые предоставляет знание языка;
- упаковать видеоролики в увлекательную и информативную форму.
Кроме того, необходимо было позаботиться о том, чтобы о проекте узнало как можно больше студентов.
Решение задачи
Трудно решиться учить язык, если не понимаешь, для чего он может тебе понадобиться. Поэтому решено было рассказать студентам о Китае. И не только о его богатой культуре, но и о перспективах, которые доступны молодому специалисту со знанием китайского языка.
Рассказать об этом решили с помощью красочных анимационных видеороликов. Многие предпочитают смотреть видео, а не читать статьи или длинные посты в соцсетях, поэтому такой формат был оптимальным для первого касания. Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос Изучение китайского языка — новая возможность и привилегия для студентов. Эта мысль транслируется в роликах проекта. Всего роликов три. Каждый из них рассказывает о возможностях, которые предоставляет китайский язык.
Ролик про предпринимательство и потенциал экономики Китая
Основная идея этого ролика — важность китайского языка для молодых предпринимателей. Ведь современный Китай — огромный рынок для развития бизнеса и стартапов, крупнейший торгово-экономический партнер России, и его значение будет только расти.
Цифры в видеоролике убедительно демонстрируют, сколько вакансий доступны соискателям, владеющим китайским языком.
Ролик про научное развитие Китая
Второй ролик проекта рассказывает об инвестициях в научные исследования, передовых технологических разработках и возможностях для сотрудничества, которые Китай предоставляет молодым ученым.
Российско-китайские научно-технические отношения становятся все крепче. Яркие примеры и убедительные цифры в ролике показывают, какие возможности открываются перед специалистами, желающими вести в Китае научную деятельность.
Ролик про связь культуры и языка
Разумеется, значение имеют не только финансовые перспективы и научно-исследовательские амбиции, но и культура. Китайская культура уникальна и многогранна. Третий ролик проекта знакомит студентов со связью культуры и языка — простой, логичной и красивой. Это снимает страх перед изучением языка с иероглифической письменностью.
Так, например, ролик рассказывает, как иероглиф «электричество» соединяется с иероглифом «мозг» — получается иероглиф с новым значением «компьютер». Подобные примеры помогают студентам развить образное мышление и даже творческие способности.
Яркие и наглядные, информативные и увлекательные, ролики помогают изменить отношение студентов к изучению китайского языка с первого касания. «Анимационные ролики по китайскому языку» — только начало пути, но уже здесь студенты видят, что этот путь будет интересным, полным полезных и захватывающих открытий.
Подход к образовательному контенту
Скучные учебные программы никому не нравятся. Больше тяготеют к тем образовательным программам, которые позволяют быстро получать знания и навыки: яркие, лаконичные и качественные. Длинные видеоформаты могут быть интересны, только если они действительно продуманы и увлекательны.
Команда «Кеды профессора» придерживается принципа, что в создании курса нет мелочей, и прорабатываем все: от идеи и речи спикеров до деталей оформления сайта и вдохновляющего приветственного слова. Разрабатываем такие курсы, какие сами бы хотели пройти.
При ограниченных ресурсах можно разработать курсы в формате SCORM, что позволяет сократить затраты. Для SCORM-курса: проектируем сценарий, внедряем геймификацию и персонажей в обучение, разрабатываем графику, встраиваем практические задания. Широкие возможности этого формата также могут повысить скорость и качество обучения.
Образовательный контент полезен не только для вузов, но и для адаптации новых сотрудников, проведения тренингов, обучения рабочим навыкам или личного развития. Подход команды «Кеды профессора» позволяет эффективно донести информацию до любой аудитории — не просто рассказать, но и визуально показать.