Проект

Московский физико-технический институт (МФТИ) (Разработка курсов)

Заказчики: Московский физико-технический институт (МФТИ)

Москва; Образование и наука

Подрядчики: Кеды профессора
Продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга

Дата проекта: 2022/03 — 2023/09
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 857
проекты - 2672
системы - 186
вендоры - 124

2023: Разработка курсов для МФТИ: цели и задачи, этапы разработки, подход к образовательному контенту

Для того чтобы получать знания, уже недостаточно обычных конспектов, записей лекций с посторонними отвлекающими звуками, скучных презентаций и плохо оцифрованных учебников. Востребованность яркого, качественно оформленного образовательного контента постоянно растет. Поэтому в команде «Кеды профессора» подход заключается в тщательной проработке каждой детали.

Образовательный курс «Цифровая экономика»

Команде «Кеды профессора» предстояло создать образовательный курс под брендом МФТИ для закрытой ныне (с марта 2022 года) платформы Coursera. Цель курса — помочь учащимся освоить ключевые термины, явления, тенденции и перспективы развития цифровой экономики как в мире, так и в России. Были добавлены вопросы для самопроверки, дополнительные материалы для чтения и итоговый тест. Те, кто успешно завершает курс и проходит тест, получают электронный сертификат.

Разработка курса

Написание сценариев

Сценарий построен таким образом: каждый видеоролик включает в себя анонс темы, ключевые понятия, промежуточные выводы, дополнительные термины и в конце — обобщение и итоги.

К каждому разделу ролика добавлены исторические или справочные данные. Они не перегружают информацию, чтобы не отвлекать внимание от главного, но оформлены ярко и запоминающе с помощью видеоряда, инфографики или иллюстраций.

К примеру, в курсе обсуждается первый паровой двигатель, изобретенный в 1778 году. Современному студенту трудно представить, как выглядел этот аппарат, а тратить много времени на объяснения мы не можем, так как это не ключевой элемент курса. Поэтому мы нашли архивные видеоматериалы с изображением этого первого парового двигателя, чтобы показать студентам его внешний вид.

Разработка визуального стиля

Стиль должен был сочетать яркость и современность с присущей МФТИ строгостью. Разработали айдентику, охватывающую все: от шрифтов и иконок до принципов размещения элементов в кадре видеоролика.

Использовали консервативные цвета и классическую базовую сетку как основу, дополнив их минималистичными паттернами, чтобы добавить динамики и сделать оформление более живым.

Проведение кастинга и съемок

Было важно найти харизматичного и энергичного ведущего, который бы мог общаться с аудиторией на ее языке, быть достаточно молодым, чтобы позволить себе уместные шутки, но в то же время оставаться презентабельным и серьезным, что соответствует тематике курса.

Съемки велись одновременно с трех камер, что позволило запечатлеть общий, средний и крупный планы под разными углами. Это дало нам возможность на этапе монтажа не только выбрать лучшие кадры, но и органично встроить дополнительный контент.

Монтаж роликов и создание анимации

После съемок начался постпродакшн. Каждый ролик был дополнен графическими элементами: всего в курсе более 100 анимированных иллюстраций и множество инфографики.

Для некоторых слайдов мы специально создали изображения в flat-стиле, чтобы наглядно продемонстрировать, как цифровизация меняет нашу жизнь. В процессе монтажа нам также помогали специалисты по саунд-дизайну, цветокоррекции и моушн-дизайну, чтобы добиться максимально качественного видеоряда.

Создание промостраницы и сопровождение

Завершающим этапом всей проделанной работы стал промосайт. Здесь собрано все: информация о содержании лекций, возможность подробнее познакомиться с преподавателями, посмотреть трейлер курса. В дополнение к видео в каждой теме есть 20 проверочных вопросов, а в конце курса — итоговый тест. Также создали образовательные лонгриды с собственными иллюстрациями — для тех, кто предпочитает текстовый формат или хочет быстро освежить в памяти изученный материал.

Педагогический аспект

Следовали правилу «30/30/40», связанному с восприятием и запоминанием, формированием образов, удержанием внимания. Это означает, что:

  • 30% содержания излагает спикер;
  • еще 30% — это исторические или справочные данные, такие как видео или иллюстрации;
  • оставшиеся 40% информации подаются через дополнительную анимацию, которая сопровождает спикера в кадре.

Такой подход помогает слушателю не задерживаться на одной и той же картинке, избегать перегрузки и скуки и лучше удерживать внимание.

Результаты

Курс «Цифровая экономика» был размещен на платформе Coursera:

  • Более 2,5 тысяч человек изучили курс, из которых 12,3% завершили обучение (в то время как средний показатель на Coursera составляет около 6%).
  • Курс получил оценку 4,4, а преподаватель — 4,87 балла из 5.
  • Некоторое время входил в топ-5 самых популярных курсов в категории «Управление данными» в русскоязычном сегменте Coursera.
  • На YouTube он занимает первую строчку по запросу «Цифровая экономика». Первая серия программы набрала более 13 тысяч просмотров и получила положительные отзывы.

Работа над курсом не закончилась: после ухода Coursera из России, перенесли его на платформу SkillBox. А еще обучение теперь доступно в Telegram. Сервис «Бот-учёный» позволяет в познавательно-игровом формате просматривать видео, читать лонгриды, выполнять задания и получать сертификат прямо в Telegram.

Привлечение новых студентов на курс китайского языка

Этот кейс про то, как яркие и увлекательные ролики помогают изменить отношение студентов к изучению китайского языка. Проект «Анимационные ролики по китайскому языку» создан по инициативе МФТИ. Какие задачи были:

  • выявить блокеры и определить, почему студенты не хотят учить китайский;
  • разработать стратегию убеждения, опираясь на плюсы изучения китайского и возможности, которые предоставляет знание языка;
  • упаковать видеоролики в увлекательную и информативную форму.

Кроме того, необходимо было позаботиться о том, чтобы о проекте узнало как можно больше студентов.

Решение задачи

Трудно решиться учить язык, если не понимаешь, для чего он может тебе понадобиться. Поэтому решено было рассказать студентам о Китае. И не только о его богатой культуре, но и о перспективах, которые доступны молодому специалисту со знанием китайского языка.

Рассказать об этом решили с помощью красочных анимационных видеороликов. Многие предпочитают смотреть видео, а не читать статьи или длинные посты в соцсетях, поэтому такой формат был оптимальным для первого касания. Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос Изучение китайского языка — новая возможность и привилегия для студентов. Эта мысль транслируется в роликах проекта. Всего роликов три. Каждый из них рассказывает о возможностях, которые предоставляет китайский язык.

Ролик про предпринимательство и потенциал экономики Китая

Основная идея этого ролика — важность китайского языка для молодых предпринимателей. Ведь современный Китай — огромный рынок для развития бизнеса и стартапов, крупнейший торгово-экономический партнер России, и его значение будет только расти.

Цифры в видеоролике убедительно демонстрируют, сколько вакансий доступны соискателям, владеющим китайским языком.

Ролик про научное развитие Китая

Второй ролик проекта рассказывает об инвестициях в научные исследования, передовых технологических разработках и возможностях для сотрудничества, которые Китай предоставляет молодым ученым.

Российско-китайские научно-технические отношения становятся все крепче. Яркие примеры и убедительные цифры в ролике показывают, какие возможности открываются перед специалистами, желающими вести в Китае научную деятельность.

Ролик про связь культуры и языка

Разумеется, значение имеют не только финансовые перспективы и научно-исследовательские амбиции, но и культура. Китайская культура уникальна и многогранна. Третий ролик проекта знакомит студентов со связью культуры и языка — простой, логичной и красивой. Это снимает страх перед изучением языка с иероглифической письменностью.

Так, например, ролик рассказывает, как иероглиф «электричество» соединяется с иероглифом «мозг» — получается иероглиф с новым значением «компьютер». Подобные примеры помогают студентам развить образное мышление и даже творческие способности.

Яркие и наглядные, информативные и увлекательные, ролики помогают изменить отношение студентов к изучению китайского языка с первого касания. «Анимационные ролики по китайскому языку» — только начало пути, но уже здесь студенты видят, что этот путь будет интересным, полным полезных и захватывающих открытий.

Подход к образовательному контенту

Скучные учебные программы никому не нравятся. Больше тяготеют к тем образовательным программам, которые позволяют быстро получать знания и навыки: яркие, лаконичные и качественные. Длинные видеоформаты могут быть интересны, только если они действительно продуманы и увлекательны.

Команда «Кеды профессора» придерживается принципа, что в создании курса нет мелочей, и прорабатываем все: от идеи и речи спикеров до деталей оформления сайта и вдохновляющего приветственного слова. Разрабатываем такие курсы, какие сами бы хотели пройти.

При ограниченных ресурсах можно разработать курсы в формате SCORM, что позволяет сократить затраты. Для SCORM-курса: проектируем сценарий, внедряем геймификацию и персонажей в обучение, разрабатываем графику, встраиваем практические задания. Широкие возможности этого формата также могут повысить скорость и качество обучения.

Образовательный контент полезен не только для вузов, но и для адаптации новых сотрудников, проведения тренингов, обучения рабочим навыкам или личного развития. Подход команды «Кеды профессора» позволяет эффективно донести информацию до любой аудитории — не просто рассказать, но и визуально показать.