Заказчики: СОКБ Вектор Москва; Машиностроение и приборостроение Подрядчики: DEPO Computers (Депо Электроникс) Продукт: Проекты построения ситуационных центровДата проекта: 2013/09
|
Технология: Ситуационные центры
|
Компания СОКБ «Вектор» имеет необходимую производственную базу, оснащено современными средствами вычислительной техники, измерительным и стендовым оборудованием, укомплектовано высококвалифицированными специалистами и включает в себя подразделения разработчиков, конструкторов, технологов, опытное производство, службы материально-технического, метрологического, информационного и других видов обеспечения. Компания выполняет заказы в интересах федеральных органов исполнительной власти, а также других государственных и коммерческих организаций. Основные направления деятельности: работы по интеграции ГЛОНАСС в системы автоматизированного управления, выполнение НИОКР, производство, внедрение и сопровождение телематического оборудования, комплексов и систем.
Создание автоматизированной системы мониторинга местоположения подвижных объектов с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS было одной из приоритетных задач по развитию технического обеспечения внутренних войск МВД России. В 2011 году было принято решение о построении федеральной сети диспетчерских центров с иерархической структурой управления.
Генеральным подрядчиком проекта по результатам открытого аукциона стала компания ЗАО «СОКБ «Вектор», которая является разработчиком специализированного ПО для мониторинга посредством спутниковой и других типов связи. На базе данного ПО и собственных серверных решений специалистами DEPO Computers по заказу компании «Вектор» был спроектирован прототип диспетчерского центра.
Основная сложность проекта заключалась в количестве объектов, в которых необходимо было создать диспетчерские центры. Всего специалисты DEPO Computers внедрили 208 диспетчерских центров по всей России. Внедрение происходило на режимных объектах, в том числе находящихся в труднодоступных местах и вдали от населенных пунктов. Большое значение имели и сроки проекта: весь процесс от создания прототипа до завершения внедрения должен был состояться в течение одного года.
Для точного соответствия требованиям заказчика и однородности всех диспетчерских центров каждый тип компонентов и комплектующих приобретался в рамках одного заказа и поставлялся в одной партии.
В феврале 2012 года компания СОКБ «Вектор» обратилась в DEPO Computers c запросом на разработку диспетчерских центров на базе спроектированного ранее прототипа.
Первым этапом проекта стало создание опытного образца диспетчерского центра. Это позволило протестировать взаимодействие всех компонентов системы. Были существенно доработаны функции и сценарии использования системы. По результатам успешных тестов приняли решение об открытии пилотной зоны на базе производственных мощностей DEPO Computers. Основной задачей пилотной зоны стало воссоздание будущей иерархической модели системы мониторинга.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация промышленности»: свыше 250 разработчиков и поставщиков услуг
Созданные в пилотной зоне тестовые образцы соответствовали четырем типам будущих диспетчерских центров: один главный, и по два региональных, территориальных и локальных диспетчерских центра. Специалисты DEPO Computers полностью воспроизвели иерархическую структуру создаваемой системы мониторинга. Были проверены и доработаны все функциональные процессы: получение и обработка данных транспортных средств, проверка работоспособности всех каналов связи, сценарии взаимодействия диспетчерских центров разных типов, нагрузочные испытания с учетом воспроизведенной иерархии «снизу-вверх». Каждый из образцов прошел обязательную проверку в МВД РФ и получил все необходимые сертификаты.
В июне 2012 года специалисты DEPO Computers приступили к серийному производству диспетчерских центров. Каждый экземпляр тестировался и настраивался индивидуально. Одним из наиболее важных этапов внедрения стали квалификационные и приемо-сдаточные испытания при участии представителя заказчика, которые были успешно пройдены. Одновременно с серийным производством была начата подготовка к логистическим работам по доставке и внедрению диспетчерских центров. Многие из воинских частей находились на труднодоступных территориях со строгим пропускным режимом. Благодаря подготовительной работе специалистам DEPO Computers удалось осуществить доставку и монтаж в рекордно короткие сроки — в течение 3 месяцев. В процессе внедрения были задействованы десятки сервисных партнеров DEPO Computers, а общий штат инженеров и специалистов составил более 400 человек.
Система мониторинга подвижных объектов внутренних войск МВД РФ имеет строгую иерархическую структуру. На низшем уровне находятся 176 локальных диспетчерских центров (ЛДЦ), основная задача которых - получать и обрабатывать оперативную информацию о бронетехнике и служебных автомобилях своей войсковой части. На следующем уровне находятся территориальные диспетчерские центры (ТДЦ), которые получают данные от подчиненных им ЛДЦ, а также осуществляют мониторинг собственных транспортных средств. Из ТДЦ информация передается в региональный диспетчерский центр (РДЦ). Таких центров всего 7 — по количеству региональных командований внутренних войск. Консолидированная информация от всех РДЦ поступает в центральное звено сети мониторинга - диспетчерский центр в Главном штабе внутренних войск в Москве. Такая структура позволяет равномерно распределить ресурсы всей сети и существенно повышает оперативность действий в нестандартных ситуациях.
Каждый диспетчерский центр представляет собой программно-аппаратный комплекс, разработанный на базе решений DEPO Computers и СОКБ Вектор. В состав одного комплекса входит серверное и коммутационное оборудование, рабочие станции, сетевое оборудование, специализированное программное обеспечение, ИБП, средства для ввода и отображения текущей информации.
Функции диспетчерского центра делятся на 2 типа - контролирующие и оперативные. Зашифрованный криптографическим методом сигнал от установленного в ТС абонентского навигационного комплекта (АНК) передается в диспетчерский центр посредством радиоканала и мобильной связи третьего или четвёртого поколений. В режиме реального времени диспетчерский центр получает различные сведения о транспортном средстве, в том числе местонахождение, скорость движения, количество бензина и т. д. В качестве резервного надежного канала обратной связи в транспортных средствах установлена тревожная кнопка.
Запущены в эксплуатацию все 208 диспетчерских центров. Количество объектов мониторинга — более 1500 транспортных средств. Внедрение сети мониторинга позволило повысить скорость взаимодействия подразделений внутренних войск. Часть обязанностей личного состава передана диспетчерским центрам и переведена в автоматический режим. Например, теперь требуется меньше сеансов радиосвязи между экипажем и командованием. Система контроля диспетчерского пункта регистрирует отклонение контролируемых параметров от допустимых значений и при необходимости выдает аварийное сообщение, на основании которого диспетчер принимает решение об оперативных действиях по устранению проблемы.
Наличие более 200 интеграционных и сервисных партнеров во всех федеральных округах РФ позволило обеспечить заказчику комплексное сервисное обслуживание сроком на 3 года. Как и для других проектов и клиентов, DEPO Computers гарантирует оперативное реагирование в течение одного дня, что позволяет в случае необходимости максимально быстро производить ремонт и сервисное обслуживание без остановки критически важных процессов.