Заказчики: Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга Санкт-Петербург; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Ростелеком Северо-Запад, AT Consulting (Группа ЭйТи Консалтинг), Softlogic (Софтлоджик Рус) Продукт: Комплексные проекты видеонаблюденияДата проекта: 2015/04 — 2016/03
Количество лицензий: 12202
|
Технология: Системы видеонаблюдения
|
Содержание |
Инфраструктура АПК «Безопасный город» Санкт-Петербурга
Основная статья: Информационные технологии в Санкт-Петербурге
2024
Петербург выделил 1,2 млрд рублей на установку сотен дорожных камер
В октябре 2024 года стало известно о том, что власти Санкт-Петербурга выделили ₽1,2 млрд на установку сотен дорожных камер, которые будут фиксировать нарушения правил дорожного движения (ПДД). Соответствующий конкурс был объявлен Смольным в июле 2024 года, и предполагается, что 300 комплексов фотовидеофиксации будут размещены по 180 адресам в разных районах города. Эти сведения следуют из конкурсной документации, опубликованной Городским мониторинговым центром (ГМЦ).
Как передает «Коммерсантъ», подрядчик, выбранный по итогам конкурса, обязуется не только установить камеры, но и предоставить их в аренду на два года. В среднем аренда одного комплекса обходится городскому бюджету в ₽1,8–2 млн ежегодно. Все оборудование будет интегрировано в систему «Паутина», предназначенную для фиксации нарушений ПДД, раскрытия преступлений, связанных с угоном автомобилей, и поиска автовладельцев, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий.
Комплексы фотовидеофиксации будут установлены в соответствии с перечнем, который ежегодно формируется Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области на основе анализа мест с высокой концентрацией ДТП. Эти камеры предназначены для фиксации различных нарушений, таких как превышение скорости, неправильная парковка, выезд на встречную полосу и другие случаи нарушения дорожных правил.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Вице-председатель МООЗПП «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов выразил мнение, что аренда дорожных камер является малоэффективной моделью для города. По его словам, если камеры не будут фиксировать достаточное количество нарушений, город может нести убытки. Он также отметил, что места установки камер часто выбираются не на основе статистики аварийности, а с коммерческой целью — там, где водители чаще нарушают правила, но не создают реальной угрозы безопасности.[1]
На увеличение числа дорожных камер в Петербурге выделили почти 11 млрд рублей
В конце августа 2024 года стало известно о том, что на увеличение числа камер видеонаблюдения в Санкт-Петербурге выделили почти ₽11 млрд. Эти средства направлены на расширение системы видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД, а также на повышение безопасности на дорогах города в 2025 году. Проект предусматривает установку дополнительных камер в рамках программы обеспечения законности и правопорядка в регионе.
Как сообщает Фонтанка.ру, уже к концу 2024 года на улицах Петербурга будет действовать 102 тыс. камер видеонаблюдения. В 2025 году планируется увеличить это количество на 13 тыс. единиц, что потребует дополнительного финансирования в размере ₽568 млн. Общая сумма средств, выделенных на реализацию системы видеонаблюдения, составит ₽10,9 млрд. К 2027 году число камер в Санкт-Петербурге достигнет 140 тыс. единиц.
Важной частью проекта является установка полторы тысячи комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения к концу 2024 года. По данным ГИБДД, в 2023 году количество дорожно-транспортных происшествий в Санкт-Петербурге снизилось на 33% по сравнению с 2020 годом, когда началась активная установка камер. Также смертность на дорогах сократилась на 47%, что подтверждает эффективность использования систем автоматической фиксации нарушений.
Финансирование данного проекта также способствует значительным экономическим результатам. По оценкам, в 2024 и 2025 годах система принесет порядка ₽5 млрд ежегодного дохода за счет штрафов, в то время как расходы на ее содержание составят около ₽3 млрд. Таким образом, чистая прибыль от функционирования системы составит ₽2,1 млрд в каждом из указанных годов.
Программа безопасности также включает установку 182 новых комплексов региональной системы оповещения населения, благодаря чему они охватят 83% жителей Санкт-Петербурга. Эта система призвана повысить готовность населения к чрезвычайным ситуациям и оперативно информировать о возможных угрозах. Всего в 2025 году на обеспечение безопасности и правопорядка в Петербурге планируется выделить ₽27,8 млрд.[2]
2023
Число ДТП в Петербурге снизилось благодаря дорожным камерам
В 2023 году системы фото- и видеофиксации (ФВФ) в Петербурге выявили 10 млн нарушений правил дорожного движения (ПДД), что на 10% превосходит показатель годичной давности (9 млн случаев). Отчасти благодаря дорожным камерам на дорогах города сократилась аварийности. Об этом в январе 2024 года сообщили в петербургском Комитете по информатизации и связи.
Сотрудники Городского мониторингового центра за 2023 года установили более 390 комплексов, тем самым расширив систему ФВФ почти на 40%. Камеры появились на 78 перекрестках, также был реализован масштабный проект по установке комплексов на Невском проспекте. В целом в Петербурге к началу 2024 года работают 922 стационарных и 44 передвижных аппаратов.
Несмотря на увеличение зафиксированных нарушений, общее число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Петербурге по итогам 2023 года снизилось на 3,3% в сравнении с 2022-м. В комитете отмечают тренд на снижение ДТП, который начался в 2021 году, когда их количество снизилось на 4,2% по сравнению с предыдущим годом. В 2022-м снижение произошло еще на 16,5%, а число погибших в ДТП сократилось на 38,6%.
Комплексы фотовидеофиксации покрывают значительную часть очагов аварийности в Санкт-Петербурге, - заявил вице-губернатор города Станислав Казарин. |
Вся информация о нарушениях ПДД и проезжающем автотранспорте с комплексов фотовидеофиксации передается в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ЦАФАП). Постановления по делам об административных правонарушениях выносятся инспекторами ЦАФАП после рассмотрения полученных с комплексов материалов фотовидеофиксации.[3]
В Петербурге запущено 20 тыс. умных камер, которые следят за уборкой мусора и неправильной парковкой авто
В середине декабря 2023 года стало известно о том, что в Санкт-Петербурге введены в эксплуатацию приблизительно 20 тыс. видеокамер с алгоритмами искусственного интеллекта. Такие устройства облегчают работу городских служб, помогая в числе прочего следить за уборкой мусора и неправильно припаркованными автомобилями.
Как сообщает газета «Ведомости», проект по запуску умных камер наблюдения реализует Городской мониторинговый центр (ГМЦ) Санкт-Петербурга совместно с компанией SoftLogic, которая занимается подключением оборудования. Система позволит контролировать уборку дорог от снега и наледи зимой, следить за переполненными мусорными контейнерами, а также бороться с граффити на фасадах зданий. Кроме того, как ожидается, появление ИИ-камер будет способствовать снижению количества нарушений правил дорожного движения.
ГМЦ отмечает, что используемая платформа видеонаблюдения объединяет камеры, принадлежащие городу. По состоянию на 12 декабря 2023 года их общее число превышает 88 тыс., в том числе более 11 тыс. интегрированных камер сторонних систем видеонаблюдения: это, в частности, видеокамеры метрополитена, вокзалов, аэропорта «Пулково», стадиона «Газпром Арена» и др. Камеры, принадлежащие коммерческим структурам, например, банкам, торговым центрам и отелям, в систему не входят.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин отметил, что по итогам 2023 года количество городских камер видеонаблюдения в Санкт-Петербурге достигнет 90 тыс. По запросу видеозапись с таких устройств может быть предоставлена сотрудникам правоохранительных органов, адвокатских контор и иных структур, уполномоченных на работу с информацией подобного рода. При этом любой гражданин может оставить заявку на сохранение видеоархива о происшествии, которое затрагивает его права и свободы.[4]
2018: Тестирование системы распознавания лиц в транспорте Санкт-Петербурга
1 октября 2018 года стало известно о том, что компания Росэлектроника и НПО «Импульс», входящие в «Ростех», приступили к тестированию системы распознавания лиц пассажиров общественного транспорта в Санкт-Петербурге. С этой целью салоны автобусов оснащаются 4 видеокамерами, а в кабина водителя – видеорегистратором и устройством беспроводной передачи данных.
Личность гражданина идентифицируется на основании двух биометрических параметров: 3D-образа лица и радужной оболочки глаза. Сам процесс верификации занимает 3-5 сек. При этом система способна со 100% точностью распознать человека даже в том случае, если он изменил внешность при помощи парика, очков, бороды и пр., а также при наклоне головы и естественном старении, утверждают в Росэлектронике и НПО «Импульс».
Также реализована функция учета числа пассажиров, входящих и выходящих из автобуса. Кроме статистической информации, она способна управлять открытием и закрытием дверей, что позволит отказаться от специальных датчиков.
Данные поступают в единое хранилище и могут быть доступны по запросу правоохранительных органов. Систему распознавания лиц пассажиров планируется интегрировать с системой управления транспорта, что позволит управлять его загрузкой.[5]
2016: AT Consulting создаёт сеть из 12,2 тыс видеокамер в пяти районах города
29 августа 2016 компания «Ростелеком» сообщила о проекте комплексной системы наружного видеонаблюдения в Санкт-Петербурге. Генеральный подрядчик «Ростелекома» - компания AT Consulting.
Проект выполнялся в рамках городской программы Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности».
В ходе проекта создана сеть из 12,2 тыс видеокамер в пяти районах Северной столицы: Фрунзенском, Калининском, Курортном, Красногвардейском и Выборгском. Для обеспечения видеонаблюдения AT Consulting смонтировала 865 шкафов точек доступа, проложила 550 км волоконно-оптических линий связи и 80 км медного кабеля.
Камеры видеонаблюдения установлены на жилых домах, школах, детских садах. Расположение выбрано так, чтобы обеспечить наблюдение в учебных заведениях и на детских площадках, охватить территории с наиболее криминогенной обстановкой. Технические характеристики установленных камер (ИК-прожекторы, разрешение до 1920х1080 и не менее 18-кратного увеличения) позволяют вести визуальный контроль с максимальным качеством и в любых погодных условиях.
Совместная команда ПАО «Ростелеком» и AT Consulting провела пусконаладочные работы, обеспечила трансляцию видеоданных в ЦОХД Городского мониторингового центра Санкт-Петербурга. АТС «Ростелекома», где выполняется мультиплексирование видеопотоков, модернизированы дополнительным активным сетевым оборудованием.
Системы видеонаблюдения обеспечивают оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах и территориях в режиме реального времени. Реализуются функции ведения семантического видеоархива и предоставление службам экстренного реагирования доступа к информации с камер в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
Мы стремимся к тому, чтобы петербуржцы и гости города чувствовали себя в безопасности. Развитие сети камер наружного наблюдения, совершенствование процессов хранения и обработки информации приносит очевидный эффект. ГУВД отмечает значительное снижение уровня преступности в местах установки камер. |
В максимально сжатые сроки мы создали крупнейшую в регионе сеть городского видеонаблюдения. Данный проект демонстрирует профессионализм ПАО «Ростелеком» и готовность к реализации социально значимых проектов любого масштаба. Андрей Балаценко, вице-президент - директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» |
AT Consulting получила новый опыт управления масштабным и комплексным проектом, проведения инженерно-технических работ по монтажу оборудования и прокладке каналов связи. Кроме того, это хороший пример государственно-частного партнерства, позволяющий экономить бюджетные средства. |
Примечания
- ↑ Город объявил конкурс на три сотни камер
- ↑ 115 тысяч камер проследят за петербуржцами в 2025 году и полторы тысячи — за автомобилями
- ↑ Число ДТП в Петербурге снизилось благодаря дорожным камерам
- ↑ Петербург установил 20 000 видеокамер с искусственным интеллектом
- ↑ В ТРАНСПОРТЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА БУДЕТ ВНЕДРЕНА СИСТЕМА РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ