Содержание |
Из-за вводимых санкций и сложной политической ситуации зарубежные компании одна за другой прекращают работать на территории РФ. И ИТ-компании не являются исключением. Microsoft, Cisco, SAP, Oracle, Intel и Autodesk уже приостановили продажу своих сервисов на российском рынке. Можно только гадать, насколько длинным станет это список через неделю или месяц.
Похожая ситуация произошла и в сфере управления знаниями, где одну из лидирующих позиций на российском рынке занимает продукт Confluence компании Atlassian, которая с 3 марта приостановила работу в России. И если вопрос с сохранением информации можно решить посредством бэкапов, то непосредственно процессы с каждым днем будут подвергаться все новым и новым рискам из-за отсутствия технической поддержки со стороны Atlassian в случае возможных сбоев.
А если учесть, что стоимость услуг Atlassian привязана к доллару, то даже всевозможные пути обхода ограничений не смогут защитить от стремительного роста цен на Confluence в условиях волатильности валютного рынка.
В такой ситуации абсолютно логично, что компании, которые уже внедрили у себя системы управления знаниями, должны будут в самые кратчайшие сроки озаботиться поиском альтернатив зарубежному продукту – благо, это тот самый случай, когда отечественные решения если и являются менее раскрученными, то уж точно будут гарантированно работать в России, даже при апокалиптической ситуации отключении от всемирного интернета.
Как и чем можно заменить Confluence?
В единственном имеющемся в открытых источниках достоверном анализе систем менеджмента знаний - отчете CCGuru, сформированном в конце 2021 года - рассматриваются несколько главных игроков на рынке данного программного обеспечения.
Из этого списка сразу необходимо исключить KMS Lighthouse (израильское решение) и продукт «Масс групп», судя по всем признакам уже приостановившей свою деятельность на территории РФ. Указанные решения, несмотря на их возможные плюсы и опыт на рынке, из-за санкционных рисков не могут быть рекомендованы в качестве альтернативы Confluence. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Таким образом, при всем богатстве выбора достойной заменой продуктам Atlassian могут стать лишь три крупных российских разработки:
Все три системы имеют объективные плюсы и минусы, но их глубокий анализ не является предметом данной статьи, потому руководству компаний все же рекомендуется решение принимать самостоятельно, с учетом потребностей и только после глубокого сравнительного анализа возможностей, предлагаемых системами.
Приведем краткие характеристики перечисленных систем
СУЗ Ростелеком
Разработчик: | компания «Ростелеком» |
Сайт: | rostelecom-cc.ru |
Якорные клиенты: | «Ростелеком», СМП-Банк, Абсолют Банк и Госуслуги |
Коротко о себе: | Система управления знаниями — это цифровой продукт «Ростелеком Контакт-центр», предназначенный для использования в контактных центрах и службах поддержки клиентов. Решение представляет собой единое информационное пространство, в котором размещены все информационные материалы, которые используются при обслуживании клиентов. Продукт позволяет операторам быстро находить актуальную информацию, сводить к минимуму количество ошибок, ускорить процесс обучения новых специалистов. |
Плюсы:
- исправление опечаток и раскладки поисковых запросов;
- настройка фильтров;
- продвинутая аналитика по поиску, прочтению уведомлений и просмотру контента;
- совместимость (импорт документов) с Word/Excel и конструктор сценариев диалога.
Минусы:
- Предназначена исключительно для клиентского сервиса;
- Отсутствие облачной/SaaS-версии;
- Невозможность встраивания базы знаний в другие системы компании.
Minerva Knowledge
Разработчик: | компания Minervasoft |
Сайт: | minervasoft.ru |
Якорные клиенты: | Совкомбанк, QIWI, «Ак Барс», Уралсиб-Банк и Мосэнергосбыт |
Коротко о себе: | Minerva Knowledge — система управления знаниями нового поколения. Решение универсально подходит для подразделений управления персоналом (HR), маркетинга и PR, эксплуатации, а также коммерческим и юридическим службам. ПО имеет универсальные интеграции с телефонией, CRM, чат-центом, чат-ботами и другими системами. |
Плюсы:
- Вариативный поиск с учетом, опечаток, тегов, исправления раскладки и точных ответов, а также виджет рекомендаций по контексту;
- Возможность предпросмотра, импорта и экспорта документов
- Встроенный редактор шаблонов типового контента.
- Конструктор сценариев и диагностических карт;
- Наглядная отчётность по прочтению уведомлений, качеству работы поиска, обратной связи, оценок и популярности контента.
Минусы:
- Отсутствие мобильного приложения для iOS и Android
- Отсутствие конструктора схем и диаграмм;
- Минимальный пакет лицензий рассчитан на 50 сотрудников.
CraftTalk
Разработчик: | компания CraftTalk |
Сайт: | crafttalk.ru |
Якорные клиенты: | 7х7 Коннект, РАНХиГС, "Магнит" и др. |
Коротко о себе: | Единая база знаний, разработанная компанией, позволяет хранить знания и создавать сценарии обслуживания и для сотрудников компании, и для роботов: чат-ботов, суфлеров, голосовых ассистентов. Используется сотрудниками компании, операторами контакт-центров, интеллектуальным ассистентом, чат-ботом. Может использоваться как отдельный продукт, так и в составе платформы CraftTalk. |
Плюсы:
- Поиск ответов в базе знаний с помощью чат-бота;
- Визуальный конструктор сценариев диалога (с возможностью подключения сторонних сервисов);
- Сохранение архива контента
- Возможность настройки прав доступов.
Минусы:
- Предназначена исключительно для клиентского сервиса;
- Ограниченные возможности поиска: не исправляет опечатки, не учитывает раскладку клавиатуры, нет возможности выдавать точные ответы по конкретным запросам и пр.);
- Отсутствует встроенная отчетность по популярности контента, работе поиска и прочтения уведомлений сотрудниками.
Рекомендуемая последовательность действий при выборе альтернативы для Confluence
- изучить материалы отчета CCGuru и определить для себя, есть ли смысл производить сравнение по всем трем продуктам.
- сформировать сравнительную таблицу (чек-лист) по основным ожиданиям от работы вашей новой системы управления знаниями и сформировать соответствующие запросы в перечисленные компании.
- провести детальный анализ полученной информации (возможно, с проведением серии личных интервью с представителями разработчиков) и методом исключения определить подходящую вам компанию.
В завершение стоит сказать, что как бы ни повернулась ситуация в стране и в мире, будущее все равно останется за теми компаниями, которые максимально системно и обдуманно подходят к работе с главной своей ценностью – интеллектуальным капиталом. В материале представлены все необходимые данные и инструменты для выбора решения, альтернативного Confluence. Необходимо лишь объективно оценить текущие потребности и предстоящие задачи в новых условиях нашей реальности.
Использованные источники
- Обзор ключевых Систем Управления Знаниями (KMS) на рынке России, 2021 год
- Российское открытое ПО может перестать работать из-за санкций США и ЕС