Балет в Китае
К 2020-м годам Китай стал одной из великих балетных держав мира. На его развитие в этой сфере огромное влияние оказала русская балетная школа. Китайский балет прошел огромный путь развития и стал одним из самых интересных и самобытных явлений в театральном искусстве как самого Китая, так и всего мира. В том числе и потому, что, впитав и переплавив традиции Запада и Востока, балет Китая, сочетающий в себе как европейские, так и национальные черты, создает совершенно новые, неожиданные и очень интересные спектакли, которые теперь уже сами оказывают влияние на развитие балета в мире.
1954: Русские танцовщики и педагоги создают китайскую балетную школу. Основание училища в Пекине
Как рассказывала в июне 2023 г Оксана Карнович, в начале 1950-х балета в современном понимании в Китае, по сути, не существовало. Знакомство же театрального сообщества Китая с современной европейской хореографией и становление теперь уже всемирно известного китайского балетного театра произошло при прямом и непосредственном участии представителей российской и советской хореографической школ.
«Настоящий расцвет китайского классического балета начнется в 1950-е годы, когда советские педагоги московской и ленинградской балетных школ, приглашенные правительством Китайской Народной Республики, открыли хореографические училища, подготовили педагогов по классическому танцу и создали первую в Китае труппу танцовщиков при Национальном театре в Пекине. Поэтому их заслуженно называют `родоначальниками китайского балета`», - рассказывала заведующая филиалами Бахрушинского музея Оксана Карнович.
Поворотным моментом в развитии нового для страны вида театрального искусства стал 1954 год, когда в Пекине было открыто первое профессиональное хореографическое училище. У его истоков стояли педагоги московской и ленинградской балетных школ О.А. Ильина, В.И. Цаплин, П.А. Гусев, Н.Н. Серебренников, В.В. Румянцев и Т.К. Лешевич.
1920-е: Появление первого интереса к балету в Китае благодаря русским эмигрантам
Начиная с 1920-х годов, современное хореографическое искусство вошло в многослойную культуру Китая сначала как необычное для этой страны искусство танца, но со временем стало одним из магистральных направлений в театре, рассказывала в июне 2023 г Оксана Карнович, заведующая филиалами Бахрушинского театрального музея – мемориальными квартирами Г.С. Улановой и М.М. Плисецкой.
Знакомство Китая с европейской балетной школой произошло, в частности, благодаря российским артистам и балетмейстерам, эмигрировавшим после Октябрьской революции в Китай. В их числе В.К. Ижевский – выпускник Петербургского Императорского театрального училища, солист Большого театра Н.И. Феоктистов, а также балетмейстер и бывший солист Мариинского театра Н.М. Сокольский, Е.В. Квятковская, В.Н. Волкова. При этом в Харбине и Шанхае даже сложились своеобразные центры русского балетного искусства, где работали постоянные балетные труппы и училища.