Саид Кардашов, «Венда Групп»: Вендинговые автоматы как способ работы с людским капиталом
Саид Кардашов, исполнительный директор компании «Венда Групп», рассказал о том, как микромаркеты влияют на кадровую политику, а также о том, зачем внедрять системы управления ассортиментом и прогнозирования спроса. Система Reshape Analytics обеспечивает все возможности для эффективного ведения продаж в направлении микромаркетов.
Расскажите о специфике бизнеса вашей компании.
Саид Кардашов: На сегодня «Венда Групп» — одна из крупнейших компаний в сфере вендинга и микромаркетов на территории Москвы и Московской области. Мы уже более 25 лет занимаемся установкой и обслуживанием сертифицированных вендинговых автоматов, отвечающих требованиям актуальных международных стандартов и основанных на базе современных технологий. Кофейные, снэковые и баночные автоматы «Венда Групп» можно встретить в офисах и торговых центрах, на спортивных объектах и крупных рынках. Ежедневно несколько десятков автомашин выезжают из нашего распределительного центра, чтобы пополнить аппараты свежей продукцией.
Следуя общемировому тренду эволюции вендинга, несколько лет назад мы начали открывать микромаркеты под брендом Го!поедим — небольшие магазины корпоративного питания с терминалом самообслуживания. Микромаркеты — это более эстетичный и качественный с точки зрения сервиса формат торговли, чем классический вендинг. Он позволяет предлагать людям более широкий набор продуктов, более качественный клиентский опыт. И мы видим, что компактные магазины самообслуживания уже, по сути, стали стандартом в относительно крупных офисах, где на работу регулярно выходят от нескольких сотен сотрудников.
Как правило, микромаркеты востребованы в офисных помещениях и столовых, в крупных ТЦ и складских комплексах, а также, как позже выяснилось, они выгодны для работодателей. Сейчас мы получаем от клиентов обратную связь о том, что наши микромаркеты Го!поедим встраиваются в общую систему благополучия сотрудников на работе, а это, в свою очередь, позитивно сказывается на работоспособности. Метавселенная ВДНХ
На своем рынке мы пока исследования не проводили, но, например, аналитики компании Deloitte в 2021 году, изучая тренды в сфере человеческого капитала в мировой экономике, пришли к выводу, что формирование на рабочем месте условий для разнообразного и качественного питания влияет на улучшение производительности сотрудников кратно — почти в два раза. Одна из задач работодателя — сделать счастливым сотрудника в офисе. Прямой путь к этому — забота о питании.
Со своей стороны, наша компания видит свою миссию не только в том, чтобы помочь накормить сотрудников различных компаний, регулярно поставляя в офисы свежую продукцию, но и в том, чтобы доставить им минуты счастья. Наши микромаркеты Го!поедим привлекают людей благодаря необычному и эстетически приятному дизайну. В создании точек питания данного формата используются дорогие материалы, меню оплаты на кассе самообслуживания имеет специально проработанный интерфейс.
Надо отметить, что вендинговый бизнес не требует обширной автоматизации. Но мы быстро поняли, что в формате микромаркетов такая модель не работает, поскольку в нем необходим совершенно иной уровень логистики, складского хранения, управления ассортиментом и т.д. Если в вендинговые аппараты загружаются товары с длительным сроком хранения, то в микромаркетах большой объем продукции занимает категория ultra-fresh, со сроком годности не более 3 суток, есть особые требования к упаковке и температуре, например, тех же салатов и овощей. Поэтому нам заново пришлось выстраивать многие процессы. Наша работа с точками нового формата совпала с открытием нового распределительного центра площадью 2000 квадратных метров, специально для которого было внедрено WMS-решение (система управления складом).
Когда и почему назрела необходимость внедрить систему прогнозирования спроса и оптимизации ассортимента?
Саид Кардашов: Наш приход к пониманию необходимости внедрения такой системы был не быстрым, он занял несколько лет. При развитии бизнеса, увеличении количества проектов и расширении ассортимента товаров заниматься управлением ассортиментом становилось все сложнее. Неизбежно росло количество ручных операций, что требовало привлечения дополнительных сотрудников, но развивать собственный аналитический отдел в наши планы не входило. В 2019 году мы пришли к выводу, что нам требуется система для решения задачи управления ассортиментом (в ритейле распространено понятие «автозаказ»). Нам необходимо было решить три ключевых задачи: соблюдение сроков хранения товаров (проблема просрочки), оперативное пополнение товаров, оптимизация ассортимента.
С учетом нашего положительного опыта работы с системами 1С и наличия большого сообщества программистов по этому направлению, решено было ориентироваться на среду разработки 1С. Разработав и формализовав алгоритм, мы через некоторое время получили прототип решения. Дальше начался длинный путь оптимизации, в котором надо было учитывать операционные особенности, а также пожелания клиентов и поставщиков. Хотя мы тогда набили немало шишек, но постепенно продвигались вперед и почувствовали вкус к разработке. Постепенно стало ясно, что созданное решение по автозаказу трудно масштабировать и требуется система более высокого качества, оптимизированная, многозадачная.
Однако, переход на новую систему пришлось отложить. В период пандемии «Венда Групп», как и многие другие компании, переживала турбулентность бизнеса в связи с ограничениями. В период локдауна объем наших операций падал на 70-80%, и в такой ситуации речь шла о выживании, а не о развитии автоматизации. Таким образом, переход на новую систему несколько раз откладывался, но 2021 году мы все-таки решились реализовать проект.
Какие варианты вы рассматривали? Изучала ли ваша компания возможность внедрения типового решения для ритейла? Почему выбор был сделан в пользу Reshape Analytics?
Саид Кардашов: Представленные на рынке решения можно условно разделить на две части. Первую часть составляют недорогие типовые решения. Изучая их, мы поняли, что алгоритмы там настолько простые, что даже наше собственное решение, при всех его недостатках, было куда более продвинутым. Как правило, типовые системы ориентированы на классическую розницу и учитывают только базовые факторы (объем продаж в определенный период и т.д.). В то же время вендинговый бизнес, включая направление микромаркетов, все-таки ближе к HoReCa, чем к ритейлу. У нас более узкий ассортимент, чем в супермаркетах, при этом требуется более гибкий подход к управлению ассортиментом — нельзя везде продавать одно и то же. В ходе обсуждений также была выявлена потребность в прогнозировании спроса. Специфика работы с микромаркетами требовала быстрой корректировки поставок, учета аномалий, возможности восстановления упущенного спроса.
Стало понятно, что выбор типового решения не позволит решить задачи нашего бизнеса и повлечет большой объем ручных операций.
Вторая группа решений — это специализированные системы промышленного масштаба, которые развивают известные вендоры. Нас не устраивали не только высокая стоимость таких решений, но и большой срок их внедрения. Кроме того, они требовали серьезных усилий по сопровождению, навыков работы с ними и продолжительного периода обучения персонала.
В итоге, находясь в поиске между двумя полюсами, мы совершенно случайно познакомились с решением компании Reshape Analytics по прогнозированию спроса и автоматизации ассортимента. Это оказалось оптимальным для нас выбором как по функционалу и бюджету, так и по кастомизации с учетом специфики бизнеса «Венда Групп».
Сейчас стало понятно, что преимущества разработки Reshape Analytics обнаружили не только мы: эта компания коллег получила грант в 2022 году от Фонда содействия инновациям на развитие решения по прогнозированию и управлению запасами — Reshape Planning Cloud.
Расскажите о ходе проекта. Какие были сложности по ходу внедрения?
Саид Кардашов: Мы полностью доверяли коллегам из Reshape Analytics, поэтому после серии встреч и уточнения технического задания мы, минуя стадию пилотного проекта, сразу приступили к внедрению системы в информационный контур «Венда Групп».
Проект занял больше года, и мы продолжаем сотрудничать. И это, в первую очередь, связано с тем, что и мы, и коллеги из Reshape занимались не только внедрением, но и диагностикой бизнеса, улучшениями и доработками по ходу дела, многое скорректировали в процессе. На сегодня проект практически полностью реализован, мы находимся в процессе донастройки и отладки системы. Конечно, мы думали, что внедрение будет реализовано в несколько раз быстрее, но переоценили свою готовность — ради новой системы пришлось менять многие бизнес-процессы, чтобы система не просто выдавала цифры, а позволяла принимать обоснованные решения.
Какие функциональные возможности предоставляет вам внедренное решение?
Саид Кардашов: Система от Reshape Analytics дает нам все возможности для построения модели спроса на несколько недель вперед в разрезах различных точек продаж и категорий товаров с учетом особенностей транспортировки, хранения и размещения. Проводится многомерный анализ продаж с учетом различных факторов. Также система позволяет формировать рекомендации по управлению ассортиментом и ценовой политикой. Например, она выделяет товар, который хорошо продается в ряде вендиговых аппаратов и микромаркетов, но который не представлен в ряде торговых точек, и рекомендует нам расширить его продажи. В результате мы можем кастомизировать точки продаж в зависимости от паттернов потребления. При огромном объеме ручных операций многие детали продаж оставались бы незамеченными, но система Reshape Planning Cloud, адаптированная под наш бизнес, позволяет подсветить различные показатели.
С какими системами интегрировано решение Reshape Analytics? Есть ли у вас планы его развития?
Саид Кардашов: Решение по управлению спросом и ассортиментом интегрировано с парком корпоративных систем на базе 1С, причем мы реализовали это собственными силами. У нас реализовано хранилище, в которое выгружаются данные из различных систем.
Почему важно, что система построена на Low-Code архитектуре? Видите ли вы для себя в этом преимущества?
Саид Кардашов: Изначально наличие Low-code не было для нас принципиальным, но такая концепция оказалась большим плюсом. Мы поняли, что создание платформенных решений с возможностью оперативно добавить тот или иной элемент — это очень важно для бизнеса. При этом система становится более устойчивой и предсказуемой, сотрудникам легко понять ее логику. К тому же, систему на платформе Low-code намного легче поддерживать и развивать.
Что посоветуете компаниям, которые еще не пришли к выводу о необходимости внедрения аналитических систем управления запасами и прогнозирования спроса?
Саид Кардашов: В первую очередь надо разобраться в собственном бизнесе, понять бизнес-процессы, это добавит понимания, что точно вам нужно и нужно ли, и сильно сократит сроки внедрения.
Может быть, это прозвучит банально, но я убежден, что важно доверять профессионалам. Если вы нанимаете сильных, надежных подрядчиков с хорошим опытом, то не мешайте им работать, они смогут обеспечить гладкий переход к новым технологиям и минимизировать потенциальные риски.
Наконец, важно признать, что изменения требуют времени и терпения. Внедрение аналитических систем управления запасами и прогнозирования спроса может проявляться по-разному, в зависимости от бизнеса: кто-то перестроится и получит результаты за два месяца, а кому-то нужно будет сначала перестроить управленческий блок и изменить бизнес-процессы. Результаты внедрения новой системы могут не проявиться моментально, но это не означает, что они не наступят вовсе. С течением времени улучшение процессов станет заметным, и эти преимущества полностью компенсируют первоначальные затраты и усилия.