2014/09/23 09:41:34

Егор Ланько: Благодаря NAV «Азбука вкуса» будет доставлять заказы на лету

Розничная торговля немыслима без склада, а современный розничный склад – без складской информационной системы (WMS). Выбрав платформу Microsoft Dynamics NAV для корпоративной информатизации, «Азбука Вкуса (Городской супермаркет)» перевела на нее и три складских участка. Это позволило увеличить производительность обработки заказов интернет-магазина вдвое. Егор Ланько, директор департамента дистанционной торговли компании, рассказал TAdviser, что скорое обновление алгоритмов работы складской системы повысит эффективность еще в несколько раз и обеспечит серьезный отрыв от конкурентов.

Каталог ERP-решений, интеграторов и внедрений доступен на TAdviser

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, немного об истории внедрения Microsoft Dynamics NAV в компании «Азбука вкуса»? Сейчас для вас это основная информационная система? Какие функции она берет на себя?


Егор Ланько: Честно говоря, изначально мы не планировали внедрять именно NAV для автоматизации работы складов «Азбука вкуса». Проект стартовал на базе платформы , но в его ходе возникли трудности. Они были связаны не столько с самой платформой, она как раз подходила по функциональным требованиям, сколько с интегратором: взаимодействовать с ним оказалось довольно трудно, возникали проблемы с соблюдением сроков, поэтому мы решили сменить партнера по внедрению. Когда мы оценили ту работу, которая уже была выполнена, то поняли, что качество кода изначально не очень высокое, и в случае замены системы, мы много не потеряем. Рассмотрев несколько платформ и решений, остановили свой выбор именно на NAV. В качестве корпоративной информационной системы она используется компанией уже более 10 лет. Логично, что и склады компании теперь тоже автоматизированы на базе этой платформы. Это решение было удачным.

TAdviser: Рассматривали ли вы какие-то специализированные WMS-системы в качестве альтернативы NAV?

Егор Ланько: Сразу хочу сказать, что 1С – это достойная система, но в нашем случае, при большом количестве уникальных бизнес-процессов, алгоритмов, под которые нужно было «заточить» систему, решающее значение играла не только сама платформа, но и выбор интегратора, который мог бы качественно выполнить поставленные задачи. Мы начали сотрудничество с компанией Willmore и ни разу не пожалели об этом. Эта компания прекрасно работает и у нас быстро получилось найти общий язык.

На этапе выбора в фокусе внимания оказались и другие платформы кроме 1С и NAV. Например, мы рассматривали возможность автоматизации складской деятельности на базе SAP (на этой системе, например, работает интернет-магазин «Утконос»). Но SAP оказалась слишком громоздкой и не подходящий для нас платформой: существенными ее минусом стало отсутствие возможности править ошибки в процедурах в режиме реального времени в отличие от той же Microsoft Dynamics NAV. Мы рассматривали и специализированные WMS-системы, но по ряду параметров они нам не подошли. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.8 т

TAdviser: Как выстроена логистика компании вокруг онлайн и офлайн продаж? Если у компании свои склады или распределительные центры?

Егор Ланько: «Азбука вкуса» располагает собственным распределительным центром (РЦ) в Истринском районе Московской области, его складская площадь – почти 13 тыс. кв м. Склад, обслуживающий дистанционную торговлю (интернет-магазин), расположен непосредственно в Москве, его площадь составляет более 4,3 тыс. кв м. Кроме того, у нас есть производственные цеха для приготовления широкого ассортимента готовых блюд и упаковки продукции в Москве и Петербурге, общая арендуемая площадь обоих производств – более 7,4 тыс. кв м. Работа пищевого производства также частично автоматизирована в складской системе на базе NAV.

Большая часть товаров поступает в собственный РЦ, причем в «Абзуке вкуса» много собственного импорта из Китая, Бразилии и других стран. Наше уникальное торговое преимущество – работа со множеством поставщиков напрямую. После того, как товар попадает на центральный склад, он развозится по магазинам. Около 165 поставщиков снабжают склад дистанционной торговли, обслуживающий интернет-магазин. Готовая продукция пищевых производств также попадает в розницу или напрямую покупателям интернет-магазина. То есть всего у нас три логистических точки: центральный склад (РЦ), склад дистанционной торговли, пищевые производства в двух городах. Количество розничных магазинов в обеих столицах – более 70.

TAdviser: Что именно выполняется на базе Microsoft Dynamics NAV на ваших складах?

Егор Ланько: Всего на базе складской WMS-системы, в основу которой была положена NAV, у нас автоматизировано три упомянутых выше участка: распределительный центр, склад дистанционной торговли и пищевые производства.

Задача автоматизации РЦ была классической: в системе производится полный цикл стандартных процедур, начиная от приемки и распределения товара на складе, его хранения, сортировки, комплектации партий и отгрузки далее по цепочке. Возможно, поэтому внедрение в РЦ прошло довольно быстро, хотя и не без шероховатостей.

Довольно простым по факту оказалось внедрение складского функционала и на пищевых производствах, так как мы автоматизировали только отгрузку готовой продукции без учета поступающего на кухни сырья. Внедрение WMS на производство позволило автоматизировать упаковку, комплектацию и отгрузку готовой продукции по магазинам сети.

Наиболее же сложной частью проекта стала автоматизация склада дистанционной торговли. Именно здесь был проделан огромный объем работы, созданы уникальные алгоритмы процессов на складе, которых нет практически ни у кого на рынке. Хочу напомнить, что мы второй по величине магазин в области онлайн продаж продуктов питания в России.

TAdviser: Какой конкретно функционал для дистанционной торговли используется?

Егор Ланько: Специфика онлайн ритейла накладывает критические требования на работу WMS-системы: товар должен попадать к клиентам свежим, максимально быстро и без ошибок. При том, что срок годности некоторых товаров не превышает 12 часов. Важны также вопросы инвентаризации продукции на дистанционном складе, так как товар может прийти в негодность раньше заявленного срока или повредиться при транспортировке: снабжать таким товаром клиентов мы не хотим и не имеем права. Работа WMS является важной частью нашей стратегии онлайн продаж. Ее суть в том, чтобы обеспечить лучшие условия по интернет-доставке продуктов питания на рынке. Сейчас «Азубка вкуса» единственная предлагает доставку онлайн заказов день в день, а также специальные двухчасовые интервалы, которые гарантируют время доставки заказа в выбранные часы.

Уровень сложности процессов, обеспечивающих дистанционную торговлю, колоссальный. За счет внедрения WMS производительность склада дистанционной торговли выросла минимум вдвое. Под производительностью имеется ввиду количество строк, количество вложений товара, которые может собрать один сборщик. Сейчас мы реализуем следующий виток в развитии WMS и рассчитываем увеличить ее дополнительно в 5-6 раз. Увеличивая этот показатель, мы попутно снижаем издержки на комплектацию и повышаем оборачиваемость склада, которая уже итак достигает рекордных 4-х суток. Над этим пришлось очень серьезно поработать.

TAdviser: Как была выстроена работа в ходе внедрения складского контура NAV? Расскажите, пожалуйста, подробнее о ходе проекта?

Егор Ланько: В ходе внедрения мы использовали классическое управление проектом. Здесь как раз мы не делали ничего оригинального, двигаясь от этапа к этапу: проектирование, разработка, внедрение, тестирование системы, затем ее коммерческая эксплуатация. С другой стороны, изменение парадигмы работы склада и привычных сотрудникам алгоритмов потребовало усилий.

Обучение персонала стало длительным процессом, для сотрудников была создана система мотивации, стимулирующая их к активному освоению нового ПО. Только на складе дистанционной торговли работает более 140 человек, так что на привыкание к системе, конечно, ушло время. Кроме того, чтобы избежать ошибок на этапе привыкания, мы минимизировали любую инициативу сотрудников по вмешательству в работу WMS. Это гарантировало точный результат ее работы.

TAdviser: Насколько легко подхватили работу в новой складской системе ваши работники? Сколько времени им потребовалось в итоге на адаптацию? Каким образом изменились рабочие процессы для простых сотрудников в результате внедрения?

Егор Ланько: Как я уже отметил, это произошло не сразу, адаптационной период занял примерно 3-4 месяца. Нами была разработана жесткая многоуровневая система контроля за выполнением работы, множество ограничений, которые постоянно направляли работников склада в нужное русло. Сейчас мы этот чрезмерный контроль постепенно ослабляем, потому что в нем уже нет такой острой необходимости.

Конечно, для рядового сотрудника разница между работой с современной WMS-системой и бумажным документооборотом – разительная. Для компании автоматизация тоже принесла значительные преимущества, мы добились максимального контроля над работой складов и возможности осуществлять планирование, раньше же даже информация по складским остаткам формировалась не всегда корректно.

TAdviser: Как вы оцениваете первые итоги внедрения складской системы?

Егор Ланько: Наиболее значимым для компании итогом внедрения WMS стало не столько ускорение работы, сколько получение корректных данных о состоянии складов. Это позволило добиться максимального контроля количества и качества продукции, сокращения пересортицы и потерь. Как следствие - увеличения пропускной способности складов, оптимизации использования площадей. Сейчас мы имеем возможность контролировать онлайн все складские процессы. Доля ручного труда в этих процессах существенно сократилась. Без такой WMS, которую мы создали, было невозможно планировать работу склада, осуществлять доставку заказов онлайн клиентам максимально точно и без временных потерь.

Если говорить о более конкретных цифрах, то новая WMS-система обеспечила двукратный рост производительности склада дистанционной торговли, пересортица здесь снизилась фактически до нуля. Сокращение потребности в сотрудниках составило 18% при увеличении оборота склада дистанционной торговли в более чем 2 раза. Пропускная способность складов компании «Азбука Вкуса» увеличилась в 2,6 раз.

Кроме того, требования к квалификации персонала склада снизились за счет большей автоматизации и специализации, мы планируем упрощать интерфейсы рабочих терминалов и далее, что также минимизирует ошибки обработки задач сотрудниками. В итоге мы имеем онлайн контроль за складами, снижение доли ручного труда и бумажного документооборота, ускорение всех этапов обработки заказов в 2-3 раза.

TAdviser: Есть ли у вас планы по дальнейшей автоматизации деятельности компании на базе NAV?

Егор Ланько: Сейчас идет следующий этап развития WMS-системы, и если все задуманное будет успешно реализовано, оно позволит «Азбуке вкуса» по качеству сервиса обойти всех ключевых конкурентов. Быстрее всех и с огромной точностью мы сможем доставлять онлайн заказы. При этом стоимость поддержки всех этих процессов для нас будет относительно невысока. Например, мы уже имеем положительную EBITDA, а прямые конкуренты, внедрившие SAP, до сих пор работают в убыток, что о многом говорит. Мы добьемся того, что заказы будут собираться на лету. Для этого мы уже формализовали сложные алгоритмы и сейчас занимаемся их разработкой вместе с Willmore. Всех карт я пока раскрыть не могу, но фактически будет обновлена модель работы склада и курьерской службы. Такого в России еще точно никто не делал.