Закон о недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные дома
В апреле 2024 года был принят долго обсуждавшийся закон о недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные дома (федеральный закон от 06.04.2024 №67-ФЗ), а в августе во исполнение положений этого закона правительство утвердило правила взаимодействия между операторами связи и управляющими компаниями (ПП-1055 от 06.08.2024). О сути закона и его правоприменительной практике — в данной статье.
Содержание |
2024
«Пока мы будем писать письма, абоненты разбегутся». Закон о свободном доступе операторов связи в дома столкнулся с проблемами
За время применения нового закона о недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные дома (67-ФЗ от 06.04.2024) и правил, регламентирующих взаимодействие операторов связи и управляющих компаний многоквартирных домов (ПП-1055 от 06.082024), обнаружился ряд проблем. Представители отрасли озвучили их 19 ноября 2024 года на круглом столе в Совете Федерации.
Новый закон предполагает, что провайдеры, которые продолжат работу в домах присутствия, будут обязаны в течение года переустановить всё свое оборудование для предоставления услуг доступа в интернет уже по единым установленным стандартам. Также одно из коренных изменений в том, что теперь эти отношения строятся на бесплатной основе: раньше управляющие компании могли взимать плату за размещение. Но для работы по 67-ФЗ требуется перезаключить договоры с управляющими компаниями многоквартирных домов. На круглом столе в Совете Федерации привели статистику, что к настоящему моменту операторы успели перезаключить всего 10% договоров.
Представители операторов отметили, что в некоторых регионах они столкнулись с противодействием управляющих компаний, которые отказываются перезаключать договоры, игнорируют их запросы, отключают электроснабжение и отказывают в допуске на объекты.
Так, Павел Киселёв, начальник судебного отдела «Акадо Телеком», рассказал, что нередка ситуация, когда они пишут о перезаключении договора управляющей компании, а последняя в этом отказывает. В результате порядка 80% договоров зависли в непонятной сущности и ожидают дальнейшего разрешения. Возникают и проблемы с доступом в дома, а процесс написания писем и обращений в инстанции для решения подобных ситуаций, как правило, растянут во времени, в то время как услуги доступа в интернет абонентам нужны постоянно: «Пока мы будем писать письма, от нас абоненты разбегутся». Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти «МТС» Наталья Великородная, в частности, упомянула, что условие о безвозмездных отношениях с операторами пока вызывает непринятие со стороны управляющих компаний. Есть также случаи, когда управляющие компании предъявляют иски, что сети в домах не соответствуют техническим требованиям, при том что закон даёт операторам год на приведение сетей в соответствие.
Недавно на совещании в ДИТ Москвы один из операторов озвучивал оценку, что только примерно 15% управляющих компаний нормально коммуницируют с операторами. Наталья Великородная упомянула это, отметив, что в остальной части «всяческие противодействия». Больше всего проблем с доступом в жилые дома МТС испытывает, например, в Татарстане, в Москве.
Мы заметили, что там, где власти после принятия закона разослали в управляющие компании и иже с ними разъяснения или письма о том, что закон вступил в силу и надо его исполнять, там дела идут намного лучше, — отметила Наталья Великородная, приведя в пример Московскую область и Красноярский край. — Такие письма помогают. |
Директор направления департамента продуктов, тарифов и продвижения «Ростелекома» Артём Хон при этом не согласился с тем, что письма положительно повлияли, например, в Екатеринбурге и в Краснодаре. С его слов, в Краснодаре, в частности, «Ростелеком» столкнулся с неофициальным посылом, что придётся-таки платить управляющим компаниям. И поскольку Краснодар — большой рынок, то «Ростелеком» с осторожностью подходит к принятию там решения.
Артём Хон также заметил, что негативная практика чаще всего имеет место в случае с крупными управляющими организациями.
Анатолий Голомолзин, заместитель председателя комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по связи и ИКТ, имеющий за плечами 20-летний опыт работы в ФАС, среди выявленных проблем привёл следующее: иногда в договорную цепочку между операторами связи и управляющими компаниями начинают вставать посреднические организации и некоторым операторам навязывают плату за размещение сетей связи, в том числе, по договорам с иным предметом. Подобные случаи зафиксированы в нескольких регионах.
Кроме того, в домах, бывает, размещаются организации — к примеру, магазины. Там также необходимо заключать договоры, и таковые заключаются на платной основе, но управляющая компания начинает, например, существенным образом увеличивать цену во взаимоотношениях в этих сегментах. Причём повышения могут быть многократными, отмечает Анатолий Голомолзин. А иногда поступают угрозы, что будут проведены собрания собственников жилья, чтобы демонтировать сети.
Есть необходимость эти вопросы урегулировать в полной мере. Проблема в том, что ПП-1055 не содержит в явном виде ответственности за нарушение установленных правил доступа операторов в многоквартирные дома. А зачастую, когда по каким-то нарушениям обращаются в жилищную инспекцию, то нередко получают ответ, что тем не разъяснили, что это не относится к их компетенции.
Необходимо обратить внимание и на то, что нет регламентов действий органов власти в части исполнения требований ПП-1055. Сейчас только начинают формироваться разъяснения, часть их уже подготовлена Минцифры, но вопросов много, и необходима очередная порция разъяснений, чтобы существенным образом улучшить ситуацию на рынке.
Также Минцифры создали ситуационный центр для обращений в случае возникновения проблемных ситуаций. Но директор департамента госрегулирования рынка телекоммуникаций Минцифры Дмитрий Тур констатировал за круглом столе в Совете Федерации, что операторы в недостаточной мере пользуются этой возможностью.
Утверждены единые правила взаимодействия операторов связи и управляющих компаний многоквартирных домов
Правительство РФ опубликовало 6 августа 2024 года опубликовало постановление №1055, которым регулируется взаимодействие между оператором связи и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (МКД) при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи[1]. Правила взаимодействия приняты во исполнение положений закона о свободном доступе операторов связи в многоквартирные дома.
Правила охватывают ключевые этапы взаимодействия между оператором связи и управляющей компанией:
- подготовка проекта монтажа сетей связи;
- монтаж, эксплуатация и демонтаж сетей связи;
- доступ к объектам общего имущества в МКД;
- устранение повреждений, причиненных общему имуществу МКД, а также сетям связи.
Кроме того, они устанавливают типовые требования к монтажу сетей связи на объектах общего имущества.
Для размещения сетей связи на объектах общего имущества МКД оператору требуется получить решение управляющей компании, которое принимается по итогам рассмотрения запроса. Причём запрос может быть отклонен в случаях, например, когда многоквартирный дом признан аварийным и подлежит сносу или реконструкции. Причины отклонения должны быть указаны в мотивированном отказе.
После допуска оператора к объектам общего имущества МКД производится их осмотр и последующая подготовка проекта монтажа сетей связи, который согласовывается с управляющей компанией. При наличии рисков реализации такого проекта, а также нарушения требований к конструктивным характеристикам, проект направляется на доработку с последующим согласованием.
Правила предусматривают порядок монтажных работ и требования к документации, подтверждающей их проведение. К оператору связи предусмотрено, в том числе, требование о снабжении сетей связи средствами идентификации.
Основаниями для демонтажа оборудования являются решение суда, прекращение оказания услуг связи оператором, решение общего собрания собственников помещений либо неисполнение обязательства оператора по маркировке сетей связи. Сведения о демонтаже публикуются в информационных системах ЖКХ и на официальном сайте управляющей компании, если таковой имеется.
Доступ оператора связи к объектам общего имущества МКД для устранения повреждений, причиненных монтажом сети связи, предоставляется на основании акта о выявлении повреждений и нарушений. Акт составляется управляющей компанией в присутствии представителя оператора. При несогласии с изложенными обстоятельствами оператор связи вносит в акт соответствующую запись.
Управляющая компания уведомляет оператора связи об обнаружении любых повреждений сетей связи, в том числе, вызванными аварийной ситуацией в МКД. При повреждении сетей связи в результате работ третьих лиц управляющая компания составляет и направляет оператору связи акт о повреждении.
По оценке законодателя, утверждённые правила затрагивают 5,154 тыс. операторов связи и 913,788 тыс. управляющих компаний, а затраты на соблюдение установленных документом требований для участников рынка составят более 3 млрд. рублей на 6 лет.
Принят закон о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома
6 апреля 2024 года был принят №67-ФЗ, упрощающий доступ операторов связи в многоквартирные дома (МКД). Одно из ключевых нововведений - для монтажа сетей с целью оказания услуг абоненту, теперь не нужно решение общего собрания собственников.
Наш законопроект решает две задачи. Первая – свобода и право гражданина самому выбирать себе оператора, вторая – наведение порядка в домах. Впервые мы устанавливаем единые требования к размещению сетей связи в МКД, - написал в своем Telegram-канале глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. |
Новым законом определены права собственников помещений в многоквартирных домах и операторов связи:
- жильцы МКД получают право сами выбирать нужного провайдера и заключать индивидуальные договоры;
- операторы связи (интернет-провайдеры) на основании договора с собственником или нанимателем вправе бесплатно монтировать сети в МКД;
- расходы за электроэнергию и оборудование для организации связи ложатся на оператора связи;
- оператор связи несёт ответственность за сохранение общедомового имущества - причиненный ущерб обязан возмещать или восстанавливать за свой счёт;
- общее собрание собственников вправе отменить любое решение о доступе провайдера в дом — для этого потребуется не менее 2/3 голосов жителей МКД.
Провайдеры, которые продолжат работу в многоквартирном доме, будут обязаны в течение года переустановить все свое оборудование уже по единым стандартам. Интернет-провайдеры, с кем договоры не перезаключат, должны будут это оборудование демонтировать.
Мы сможем добиться цели, поставленной президентом — обеспечить 98% всех домохозяйств доступом к сверхбыстрому интернету к 2030 году. Ну, а жители МКД - наконец избавятся от «телеком-рабства» и «бардака» в подъездах, - подчеркнул Александр Хинштейн.[2] |
См. также
Интернет-доступ (рынок России и СНГ)
Примечания
- ↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2024 № 1055 "Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме"
- ↑ Законопроект № 237186-8 О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации