Замглавы Минобрнауки Денис Солодовников:
Делать невостребованные цифровые платформы, значит - потерять рынок
Минобрнауки приступает к созданию цифровых платформ в сфере образования и науки. Об их целях, задачах, функциях, а также об изменившихся подходах к их проектированию и разработке заместитель министра высшего образования и науки Денис Солодовников в преддверии перехода на новую работу рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову.
"Тема образования не может развиваться кулуарно"
В конце июля при Минобрнауки прошло совместное заседание двух советов – по цифровому развитию и по нацпроекту "Образование". Насколько я знаю, мероприятие получилось дискуссионным. О чем спорили и к чему пришли в результате?
Денис Солодовников: Заседание было совместным – мы пригласили членов совета по цифровому развитию образования и членов экспертного совета по нацпроекту «Образование», которые собираются у вице-премьера Татьяны Голиковой. Некоторые люди участвуют и в том, и в другом советах. По решению министра мы провели совместный совет ввиду того, что, во-первых, было очень много пересечений по обсуждаемым темам, во-вторых, по некоторым вопросам возникли полярные мнения. Нужно было снять напряжение.
Цель совета по цифровому развитию – это экспертное и общественное обсуждение планов создания цифровых образовательных платформ. Ведь тема образования не может развиваться кулуарно, а решения о цифровых платформах не могут приниматься исключительно мной. Было бы странно не учитывать мнения ректоров и проректоров крупнейших российских вузов, представителей российских ИТ-компаний, которые входят в совет – «1С», Mail.ru, «Яндекс» и других. Ведь многие из этих организаций ушли далеко вперед в создании современных цифровых образовательных продуктов. Но эта моя позиция у некоторых коллег вызывает определенное раздражение.
Почему?
Денис Солодовников: Этот подход основан на открытости и конкуренции. А кто-то хотел бы сузить круг участвующих. Поэтому есть определенное напряжение. Но я не могу не учитывать мнение сообщества. Речь ведь даже не об архитектуре, не о технологической части, речь о том, что образование – это динамично развивающийся рынок, который захватывает очень важную часть населения – молодую, современную часть населения. И делать для них то, что им не пригодится и не понадобится, это означает - потерять рынок и дать возможность иностранным образовательным продуктам типа Coursera сильнее, чем сейчас, на него влиять.
Это возможно? Да, возможно. Может государство сделать так, чтобы для одних создать условия хуже, а для других лучше? Конечно, может своими неуклюжими шагами. Может погубить успешные ранее созданные образовательные продукты? Конечно. Установит требования к ним и к интеграции такие, что загубит все, что было раньше. Или не даст должным образом развиваться, монополизирует рынок. Может? Почему же нет? Мы славно умеем делать такие вещи. А надо ли это делать? Наверное, нет.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Может быть, государству стоило бы сконцентрироваться на этом рынке и монополизировать его до 2012 года, когда он был невидим. Но сейчас ситуация абсолютно другая. Делать вид, что нет деятельности, которую ведет ВШЭ или НТИ с Дмитрием Песковым по Университету-2035, что нет образовательных платформ в МГУ, в других вузах – это было бы странно. Поэтому эти люди у нас в совете, и мы с ними обсуждаем наши планы.
"Чтобы решать две задачи в одной отрасли, две отдельные цифровые платформы не нужны"
Расскажите о вашем текущем видении цифровых образовательных платформ по итогам обсуждения с экспертами двух советов.
Денис Солодовников: Мы создаем две цифровые образовательные платформы. Первая - интеграционная платформа непрерывного образования, вторая - современная цифровая образовательная среда. Они должны быть созданы в статусе государственных информационных систем. К ним будут предъявляться соответствующие требования, связанные с защитой персональных данных, в том числе, т.к. мы будем делать сервис цифрового портфолио обучающегося, прослеживать цифровой след, всю образовательную траекторию студентов.
Важная задача на текущем этапе – это интеграция с учетом существующих региональных платформ и возможность предоставления на нашей платформе общих базовых сервисов.
Формально, эти платформы создаются по двум разным нацпроектам, но, по сути, я хочу, чтобы они строились по единым требованиям и стандартам, соответствующим нашему нормативному регулированию. Обеим системам нужно будет пройти архитектурную комиссию и соответствующую экспертизу Минцифры, получить согласование президиума правительственной комиссии. Я бы не хотел, чтобы то, что мы делаем, выпало из единого архитектурного технологического пространства.
К тому же, когда мы с коллегами обсуждаем эти платформы, мы понимаем, что большой разницы с технологической и архитектурной точки зрения между ними нет. Есть разные задачи, которые они решают. Но для того, чтобы решать две задачи в одной отрасли, две отдельные цифровые платформы не нужны.
В чем состоят эти задачи?
Денис Солодовников: Современная цифровая образовательная среда, прежде всего, предназначена для реализации академических образовательных программ вузов. Вузы смогут заказывать и оплачивать обучение своим студентам в других вузах и организациях для обеспечения высокого качества подготовки. То есть, онлайн-курсы, которые созданы в одной организации, могут быть доступны студентам в другой.
Интеграционная платформа непрерывного образования – это тот же функционал, направленный на получение дополнительного образования. Но дополнительное образование дают не только вузы. Это могут быть любые организации, имеющие соответствующую лицензию.
Условно, если в вузе «А» проседает тема, связанная с каким-то направлением, студентов можно обучить дистанционно в онлайн-курсе вуза «Б»?
Денис Солодовников: Да. Получить образование в цифровом виде полностью пока невозможно и, наверное, не нужно. Но по какой-то части предметов, по какой-то части специальностей, мы сможем обеспечить образовательный процесс в цифровом, полностью удаленном режиме. Например, при обучении юристов, экономистов, программистов.
Но металлурга, например, удаленно не обучишь.
Денис Солодовников: Конечно, есть виртуальные лаборатории, но это, скорее, как дополнительный сервис. А есть, например, творческие специальности, где дистанционное обучение невозможно и не нужно, где всегда есть необходимость участия в образовательном процессе человека. Поэтому смешанные типы обучения или полностью удаленный режим будет в образовательных программах только по некоторым специальностям.
При помощи цифровой платформы, которую мы создадим, вузы получат доступ в единую академическую среду и должны будут выкладывать туда свои курсы или интегрировать свои образовательные платформы. Мы планируем затянуть в единую экосистему Openedu.ru, «Лекториум», UNIWEB, платформы Высшей школы экономики, РАНХиГС, МГУ. Мы должны будем интегрировать всех.
Позволит ли платформа осуществлять расчеты между вузами и платформами?
Денис Солодовников: Да, эта регуляторика, которую мы разрабатываем. Возможность совершать оплаты и получать соответствующие зачеты оплат между вузами, с учетом того, что везде разная стоимость, обязательно будет представлена. Все это будет делаться исключительно на платформе.
Почему бы не объединить две платформы в одну, если они функционально так близки?
Денис Солодовников: Мы думаем об этом, но сейчас сделать этого не можем.
Это же существенно дешевле...
Денис Солодовников: Безусловно. У текущей ситуации была объективная причина. Национальные проекты писались в 2016-2017 годах. Это были совершенно разные коллективы людей. Одни писали «Цифровую экономику», вторые писали «Образование». И, возможно, взаимодействие не было до конца отстроено.
Плюс к этому в сфере высшего образования не было ИТ-куратора.
Денис Солодовников: Да. А сейчас куратор появился, и, как специалист, я вижу, что некоторые решения могут быть оптимизированы и с точки зрения государственного управления, и с точки зрения расходов на них, и с точки зрения единого центра управления, и с точки зрения единой архитектуры. Это лежит на поверхности, это все видят, всё понимают. Но мы находимся в бюрократических рамках, и, чтобы не попасть под ответственность за нарушение сроков мероприятий национальных проектов, мы должны пройти определенные процедуры, одна из которых – тот самый совет, а дальше - Минцифра с их центрами компетенции и два вице-премьера: Максим Алексеевич Акимов и Татьяна Алексеевна Голикова. Эта работа нами ведется.
О чем спорили на совете?
Денис Солодовников: Споры были о том, чего именно не хватает в технических заданиях на разработку этих платформ, в требованиях к конкурсной документации. Они были достаточно конструктивными. Коллеги предлагали дополнить разработанные нами технические задания своими предложениями, большую часть из которых мы учли.
"Для движения вперед нам пришлось отметить объявленные конкурсы грантов"
Какой следующий этап?
Денис Солодовников: В августе были объявлены конкурсы грантов, как это было предусмотрено нацпроектами. Мы должны были выбрать разработчиков двух цифровых платформ и цифрового профиля обучающегося. Однако, в середине августа было проведено совместное совещание двух министров – министра цифрового развития Константина Юрьевича Носкова и министра науки и высшего образования Михаила Михайловича Котюкова. И было принято непростое решение – сконцентрировать усилия на совместном проектировании цифровых образовательных платформ. Так, чтобы определить единое архитектурное пространство существующих и создаваемых решений, разработать концепцию и дорожную карту развития. Задачи по разработке решено выполнять уже после проектирования, а именно в 2020 году. Также надеемся, что разработка будет выполняться в привычном и понятном для всех режиме в соответствии с 44-ФЗ.
Это решение далось нам не просто, т.к. для движения вперед нам пришлось отметить объявленные конкурсы грантов. Сейчас мы оперативно вносим изменения в соответствующие постановления правительства, определяющие правила предоставления грантов. Заново объявить конкурсы с учетом принятых решений планируется в ноябре 2019 года.
Каковы были суммы грантов?
Денис Солодовников: Интеграционная платформа непрерывного образования – 180 миллионов, Цифровая образовательная среда – 107 миллионов. Но с учетом того, что в 2019 году решено заниматься исключительно проектированием, без разработки прототипа, эти суммы будут скорректированы.
Что дальше?
Денис Солодовников: Следующий этап – это разработка и введение в эксплуатацию промышленной государственной информационной системы. По результатам проектирования, которое состоится в 2019 году, я думаю, мы выйдем на решение о единой платформе образования, которую и будем создавать.
Кроме того, изучая возможности и перспективы развития цифровых платформ высшего образования, а также по итогам Острова 10-22, мы определили для себя важную задачу – перевод в электронный вид зачетки, студенческого билета и переход на электронный документ о высшем образовании. Этому вопросу мы уделили заметное внимание и в начале сентября провели очередное заседание совета по цифровому развитию. Это обсуждение вызвало большой интерес у крупнейших российских вузов и представителей российских ИТ-компаний, которые входят в совет. Никто не остался равнодушным. Планируем к следующему заседанию совета определиться с необходимыми правками в нормативные акты, чтобы дать зеленый свет нашим вузам активно и без опаски использовать электронные зачетки и электронные студенческие билеты.
Каким образом ваши задачи согласуются с тем, чем занимается Министерство просвещения РФ?
Денис Солодовников: Мы с заместителем министра просвещения Мариной Раковой обсуждаем и нашу платформу, и их решения. Но общее образование и высшее образование – это все-таки абсолютно разные области. Там больше регулирования и гораздо меньше свободы, поэтому создание образовательных продуктов идет по совершенно разному принципу.
"Мы должны создать виртуальные сервисы для дистанционного использования научных установок"
Помимо образовательных платформ, вы занимаетесь цифровым развитием науки. В чем состоят основные задачи этого направления?
Денис Солодовников: Мы создаем цифровую платформу управления инфраструктурой центров коллективного пользования уникальных научных установок (АС УСНИКП). В частности, мы должны создать виртуальные сервисы и виртуальные лаборатории для дистанционного использования научных установок, которые будут доступны всем ученым, зарегистрированным на платформе. Какие-то сервисы на сегодняшний момент уже реализованы. Мы должны учесть то, что сделано, и дать доступ к научной инфраструктуре всем, кому он требуется.
Это очень похоже на то, что мы делаем в части образования. Функционал приблизительно тот же самый. Но до сих пор сервисы зачастую были сделаны под каждый конкретный центр коллективного пользования (ЦКП). Мы же весь спектр сервисов разместим в рамках единой цифровой платформы. Ученые смогут пользоваться в т.ч. результатами исследований, полученных до них. Будет сделана оцифровка отчетов и экспертизы отчетов, которые делает РАН и другие государственные институты, которые тоже ведут научную деятельность, через НИРы, например. Все эти результаты мы хотим объединить и дать доступ к ним на единой платформе. Виртуальные сервисы помогут пользоваться ими.
Например, если бизнес захочет провести какое-то исследование, он встанет перед выбором – либо создать новую группу, либо поискать, что было сделано по этой теме ранее. Если исследования на данную тему проводились, но результаты получены не были, возникнет вопрос - почему бросили? Может быть, не хватило финансирования? Или отпала актуальность? Но люди, которые занимались исследованием, имеют опыт. Было бы странно это не учесть и не воспользоваться результатами труда, полученными ранее, чтобы не дублировать эти расходы.
Это абсолютно логично. А доступ к платформе получат и ученые РАН, и вузы, и бизнес?
Денис Солодовников: Это будет полностью безбарьерный доступ, но с учетом определенных ограничений, связанных с секретностью.
Когда планируется создать платформу?
Денис Солодовников: Проектирование в 2019 году. В данном случае это не грант, это целевая субсидия. Но подрядчик также выбирался на конкурсе по большому количеству критериев, которые были утверждены на совете по цифровому развитию. Отбор был среди учреждений, занимающихся написанием софта, а критерии касались внебюджетных источников доходов, количества штатных программистов и т.д. Подалось пять участников - ведущие институты, которые сами являются ЦКП. В честной и конкурентной борьбе по количеству баллов победил Институт системного программирования РАН им. В.П. Иванникова.
ИСП действительно, пожалуй, самый крутой из РАНовских центров разработки ПО. Я знаю, что у них целый ряд иностранных заказчиков.
Денис Солодовников: Поэтому и победил, это объективно.
Какого рода ЦКП у них?
Денис Солодовников: Виртуальные софтверные лаборатории. Они сотрудничают с тем же Курчатовским институтом, с МГУ, используя эти сервисы, пишут для них софт, предоставляют машины.
За какие деньги они должны сделать прототипирование?
Денис Солодовников: На создание платформы ЦКП вместе с инфраструктурой выделено 500 млн рублей.
Инфраструктура – это «железо»?
Денис Солодовников: Да. Они же будут создавать стенды для двух платформ фактически. Цифровая платформа совместных исследований – это тоже они. Для нас это очень удобно – иметь дело с одним оператором, а не с десятью разными.
Какова стоимость платформы совместных исследований?
Денис Солодовников: 75 млн рублей. И еще будет интеграционная шина между ними.
Делать будут тоже они?
Денис Солодовников: Тут еще конкурс не объявлен.
В последнее время в телеграм-каналах появилось несколько критических сообщений в ваш адрес. С чем вы это связываете?
Денис Солодовников: Я воспринимаю появление таких сообщений как подтверждение движения в правильном направлении. Мой приход нарушил сложившееся равновесие, когда разные группы претендовали на авторство каких-то мероприятий в нацпроектах и на возможность доступа к финансированию. Я не стал пользоваться никаким наследием. И устроил общественное обсуждение, попросив принять в нем участие экспертов на самом высоком уровне. У меня была задача открыть эту работу и попытаться не просто исполнить заложенную туда логику, а изменить ее, и сделать эту работу максимально полезной и нужной. У нас уже есть множество всяких разных образовательных платформ и информационных систем, связанных со статистикой и мониторингом научной деятельности. Главный показатель – это востребованность этих информационных систем, их нужность и необходимость. На мой взгляд, то, что было создано ранее, либо имеет локальную востребованность, либо задачи, которые ставились, не были правильно описаны и правильно структурированы.
PS. Увольнение из Минобрнауки и переезд в Севастополь
Как стало известно TAdviser, 11 сентября 2019 года Денис Солодовников подал заявление об увольнении из Минобрнауки в связи с переходом на работу в правительство города федерального значения Севастополя.
Солодовникову поступило предложение занять пост и.о. первого заместителя губернатора - председателя правительства Севастополя, которое он принял, сообщил источник TAdviser. Сам чиновник подтвердил предстоящий переход, но от комментариев отказался.
Отставка из Минобрнауки не связана с изменением подходов к созданию образовательных и научных цифровых платформ, за которые отвечал Солодовников, добавил собеседник TAdviser: «все изменения были инициированы им самим».