ИТ-империя РЖД: какие компетенции наращивают и как борются за кадры железнодорожные инсорсеры
РЖД владеет одним из крупнейших ИТ-инсорсинговых ресурсов в России. В октябре 2021 года в компании рассказали TAdviser, какие компетенции наращивают ее ИТ-«дочки» и как борются за кадры в условиях острого их дефицита на рынке.
Содержание |
Показатели деятельности ИТ-инсорсинговых компаний
Совокупная выручка четырех ИТ-инсорсинговых компаний РЖД – «Отраслевая сервисная компания Инфотранс» («ОСК Инфотранс»), НИИАС, ОЦРВ и «РЖД-Технологии» – в 2020 году составила около 13,7 млрд рублей, следует из данных базы юрлиц «Контур.Фокус». Это примерно на 1,8% меньше, чем в 2019 году. Совокупная среднесписочная численность штата выросла на 8%, до 4,17 тыс. человек.
Рост оборота в 2020 году показали три компании из четырех. Выручка крупнейшей из них - НИИАС - сократилась примерно на 20%, до 6,3 млрд рублей. Чистая прибыль при этом выросла. Из годового отчета НИИАС следует, что основное снижение выручки произошло за счет проекта «Управление программой ресурсосбережения и инновационных технологий».
Надо отметить, что ключевыми заказчиками НИИАС остаются РЖД и ее «дочки», однако доля внешних заказчиков имеет тенденцию к увеличению – с 11% в 2018 году до 23% в 2021 году.
Новичок среди ИТ-инсорсинговых компаний РЖД – «РЖД-Технологии» – в 2020 году нарастил выручку на 193%, до 535,6 млн рублей. Компания в 2020 году начала участие в реализации стратегии цифровой трансформации РЖД, утвержденной в конце 2019 года.TrafficSoft ADC: балансировщик нагрузки с высокой скоростью работы и минимальными аппаратными требованиями
Доля внешних заказов у «РЖД-Технологии» в 2020 году была относительно невелика в силу того, что в этот период в первую очередь решались приоритетные задачи ключевого заказчика – РЖД, для чего и было создано общество. В том числе, компания на конкурсной основе получила грант «Сколково» на реализацию проекта «Облачная фабрика роботов». А в дальнейшем в планах «РЖД-Технологии» расширение консалтингового бизнеса с предложением широкого спектра наработок и компетенций как компаниям транспортного сектора, так и компаниям из других отраслей.
Самые ценные компетенции
В РЖД рассказали TAdviser, что в ОЦРВ, специализирующейся на автоматизации, в 2020 году, в первую очередь, развивали экспертизу в программных продуктах «1C», а также в инновационных ИТ-направлених: ( блокчейн, VR/AR, искусственный интеллект), геоинформационные платформы, применение мобильных решений, аналитика данных. Какие-то новые направления ИТ-экспертизы, которых у ОЦРВ ранее не было, при этом в компании не появились, говорят в РЖД.
«РЖД-Технологии» - проектный офис цифровой трансформации РЖД - сочетает в себе функции центра компетенций и центра проектного управления цифровой трансформацией, а также координирует получение компаниями холдинга эффектов от портфеля проектов. Именно на этих компетенциях был сделан в 2020 году особый акцент, сообщили TAdviser в РЖД.
2020 год стал первым годом реализации стратегии цифровой трансформации РЖД, утвержденной в конце 2019 года. В качестве новых направлений для «РЖД-Технологии» можно отметить те, которые относятся к реализации программных документов по преобразованиям такого масштаба: разработка финансовых моделей проектов и стратегии цифровой трансформации, портфельное управление, управление комплексными проектами цифровой трансформации, аналитика и оценка эффектов от реализации проектов, анализ бизнес-моделей и формирование концептуальных моделей бизнес-процессов.
Приоритетами в деятельности ИТ-сервиса РЖД - «ОСК Инфотранс» - в 2020 году стали три направления:
1) Консолидация – доведение объемов обслуживания по традиционным услугам ОСК – обслуживание ИТ-инфраструктуры пользователей - до 100% по РЖД и дочерним компаниям холдинга, повышение уровней поддержки и качества оказываемых услуг при сохранении, а где возможно, снижении стоимости услуг.
2) Кооперация – разработка и участие в новых видах услуг и проектах, как внутри, так и за рамками корпорации - для достижения эффекта масштаба, развития компетенций, обеспечения единой цепочки и точки ответственности по сервисам для конечного пользователя.
3) Компоненты – необходимые процессы и инструменты для достижения первых двух целей: реконфигурация системы логистики, управленческая отчетность в разрезе регионов, мотивация и пр.
А среди основных итогов «ОСК Инфотранс» 2020 года в компании называют перевод на удаленный формат работы 110 тыс. пользователей с выполнением SLA; запуск новых направлений – ремонт и обслуживание систем жизнеобеспечения, установка и обслуживание на вокзалах автоматических камер хранения и т.п. К итогам относится и развитие новых инструментов: сервис-деска и мобильного приложения инженеров, обеспечение разъездного персонала смартфонами, разработка системы управления покопийной печатью и т.п.
Говоря об экспертизе НИИАС, в РЖД отмечают, что он обладает уникальным портфелем компетенций, в который входят такие направления, как автоматическое управление перевозочным процессом, включая интервальное регулирование и беспилотное управление, системы диагностики подвижного состава, цифровые сортировочные комплексы, информационная безопасность, системы моделирования технологических процессов и многое другое. Также институт обладает компетенциями по проведению экспертизы в областях интеллектуальных систем управления, автоматизации процессов, роботизации, транспортной безопасности и диагностики.
Одними из основных проектов института в части цифровизации являются система интервального регулирования движения поездов (ИРДП) и «виртуальная автосцепка», которые уже зарекомендовали себя на Восточном полигоне, как составные части технологического обеспечения перевозочного процесса. Кроме того, институт начал реализацию масштабного перспективного проекта «Цифровая сортировочная станция», в рамках которого активное развитие получило направление промышленной роботизации.
Большое внимание в НИИАС уделяется проектам управления рисками и ресурсами, а также комплексной автоматизированной системы учета и контроля устранения отказов технических средств, анализа их надежности.
А в РЖД отмечают, что за последние два года НИИАС существенно продвинулся в развитии и адаптации для нужд железнодорожной отрасли таких технологий, как использование высокоточных методов координатно-временного обеспечения. Были разработаны и утверждены комплексные концепции применения этих технологий в РЖД, созданы и функционируют центры компетенций, ведется активная работа, в том числе, и во взаимодействии с средствами BIM и цифровых двойников.
Также одним из важнейших приоритетов деятельности института является работа по созданию беспилотного железнодорожного транспорта.
Особое развитие за последний год получили следующие компетенции института:
- промышленная роботизация в интересах РЖД;
- интеллектуальные сервисы для грузоотправителей на путях необщего пользования с использованием СМАРТ контрактов;
- беспилотное управление локомотивом;
- проектно-изыскательские работы (BIM-технологии);
- использование высокоточных координатных методов;
- моделирование технологических процессов и инфраструктуры;
- информационная и кибербезопасность.
Нанять и удержать
Ввиду роста спроса на цифровые решения за последний год вырос и спрос на ИТ-кадры. На рынке обострился дефицит ИТ-специалистов и борьба за них, в связи с чем работодатели вынуждены предпринимать дополнительные меры для удержания сотрудников. В 2020 году «ОСК Инфотранс», к примеру, провела индексацию заработной планы и выплату квартальных премий. Компания приросла дополнительным персоналом по новым сервисам.
В ОЦРВ полагают, что ИТ-специалистов в компанию привлекает участие в масштабных отраслевых проектах с использованием передовых технологий, организация стажерских программ, развитие внутренних коммуникаций и повышение вовлеченности в корпоративное развитие, обучение новым технологиям и программным продуктам, обеспечение быстрого карьерного роста.
В «РЖД-Технологии» предусмотрены механизмы адаптации и наставничества, проводятся мероприятия по повышению квалификации персонала путем направления на специализированные курсы. Организовано развитие на основе внутреннего обучения – семинаров для передачи опыта между проектными командами, круглых столов по перспективным вопросам.
Для выявления «узких мест» и определения потенциала для развития «РЖД-Технологии» проводит оценку по методике «360 градусов» и SHL-тестирование, что позволяет более точно формировать набор корпоративных мероприятий, рассказали TAdviser в компании.
НИИАС не только организует поиск ИТ-специалистов на профильных ресурсах, но и проводит активную работу в области взаимодействия с профильными вузами, такими как: РУТ (МИИТ), Московский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Университет ИТМО и многими другими, с целью привлечения молодых сотрудников на стажировки и практики, а также найма талантливых студентов старших курсов.
Важным аспектом является удержание сотрудников в компании, поддержание высокого уровня их мотивации и заинтересованности к реализации проектов, - отмечают в компании. - НИИАС реализует комплексную программу в этом направлении: модернизирует офисное пространство, трансформируя привычные кабинеты в светлые open space, разрабатывает систему быстрой адаптации сотрудников при помощи инструментов welcome-book и системы наставничества, разрабатывает и внедряет прозрачную систему грейдирования должностей, а также проводит активную интеграцию с социальными и молодежными программами холдинга РЖД. |