Василий Белов, ITGLOBAL.COM: «Все больше заказчиков стремятся передать управление инфраструктурой надежному провайдеру»
В 2020 году рынок частных облаков (private cloud) заметно подрос. На то есть как объективные, так и ситуативные причины. В интервью TAdviser заместитель генерального директора компании ITGLOBAL.COM Василиий Белов рассказал об отличиях private cloud и public cloud, основных потребителях частных облаков в России, эталонной архитектуре для private cloud и не только.
На ваш взгляд, почему в России растет спрос на частные облака?
Василий Белов: Я вижу две причины.
Первая. У многих заказчиков, которые достаточно долго пользуются публичным облаком, задачи постепенно усложняются. Растет инфраструктура, повышаются требования к ней. Следующий эволюционный шаг для них — переход в частное облако. Потому что это более кастомная услуга, которая учитывает индивидуальные требования.
Вторая причина связана с тем, что в 2020-м в частное облако стали активно переходить из on-premise. На это, конечно, повлияли кризисные явления, в том числе рост курса доллара: никто сейчас не хочет закапывать деньги в CAPEX. Частное облако — это OPEX, поэтому оно успешно конкурирует с локальными инсталляциями.
Кто главные потребители частного облака в России?
Василий Белов: Безусловно, это enterprise-сектор, крупные заказчики. По отраслям — те, кто хорошо пережили кризис, у кого возникла потребность в цифровизации. Например — ритейл, где офлайн торговля идет на спад, и все больший вес в структуре бизнеса приобретает digital.
Сюда же можно отнести службы доставки, маркетплейсы, всевозможные онлайн-сервисы, игры и т. д. У подобных платформ произошел всплеск посещаемости. Опять же, из-за массовой удаленки у многих резко вырос трафик. Все это требует суперкачественной инфраструктуры, которую можно масштабировать.
В чем преимущества частного облака перед публичным?
Василий Белов: Отмечу основные. Во-первых, это широкие возможности кастомизации. Во-вторых, частное облако — это более изолированная и безопасная среда, в отличие от public cloud. В-третьих, аппаратные мощности здесь не делятся между клиентами, то есть выделяются под конкретного заказчика.
Допустим, у меня серьезный бизнес, и я много потребляю. Я не хочу, чтобы у какого-то другого клиента этого же облачного провайдера была возможность каким-то образом влиять на доступность моего сервиса. Например, утилизировать СХД таким образом, что у меня что-то начало тормозить.Метавселенная ВДНХ
Также в частном облаке риски, связанные с информационной безопасностью, значительно ниже. Сейчас, например, не проблема получить тестовую машину у провайдера public cloud. Если у тебя есть тестовая машина — ты уже внутри периметра. Ты можешь при желании просканировать какие-то порты, поискать уязвимости. Я, как крупный заказчик, который платит много денег, хочу, чтобы таких рисков просто не было. Поэтому я иду в private cloud, где они устранены на физическом уровне.
Как отличается поддержка частного облака для провайдера? Какие здесь трудности?
Василий Белов: Это более взрослая услуга, скажем так. Она требует больше внимания, подход здесь более индивидуальный. Если мы говорим о публичном облаке, то это абсолютно типовая инфраструктура. В публичном облаке может сидеть тысяча клиентов, и они все потребляют одно и то же.
Private cloud проектируется под реальные задачи клиента. У каждого клиента свои требования, которые нужно учитывать. Поддержка частного облака требует высокой степени зрелости от провайдера. У него должна быть развитая CMDB, ITSM-платформа, процессный подход ITIL. Без этого ты просто не сможешь поддерживать услугу на должном уровне.
Насколько сильно отличается SLA для частного и публичного облака? Требуется ли в частном более высокий уровень доступности?
Василий Белов: Если клиенту не подходит стандартный уровень доступности, то при проектировании мы это учитываем. При этом важно понимать, что есть и объективные ограничения и вопросы целесообразности и стоимости. В случае с частным облаком дело скорее не в доступности, а в учете индивидуальных потребностей. Если мы с клиентом проектируем архитектуру под его конкретные задачи, в SLA это все должно быть отражено — в отличие от публичного облака, где у тебя типовая инфраструктура и типовой SLA. Хотите резервирование N+2? — пожалуйста. Хотите вынести на аутсорсинг первую линию техподдержки? — окей. То есть все, что важно для клиента, мы фиксируем в SLA.
А в каких случаях вы говорите: «Извините, но вот это не получится реализовать»?
Василий Белов: Отвечу так: иногда заказчик хочет быть обманутым. Кейс, с которым мы нередко сталкивались раньше — когда заказчик сначала говорит, что мне нужна инфраструктура вот такого-то размера (с этим все понятно). А еще я хочу по щелчку пальцев вырасти в 10 раз, или в 20, просто за один день. И при этом не хочу ничего доплачивать за это. Ну, и тут нам становится понятно, что клиент хочет быть обманутым. То есть он хочет, чтобы ему кто-то пообещал, что так будет.
На самом деле никто из провайдеров специально для клиента не будет держать 10 или 20 корзин про запас. Это абсурд. Поэтому мы честно говорим: да, резервирование возможно, но оно стоит денег. Если вы хотите понадеяться на слово — это не к нам. На рынке можно найти провайдеров, которые могут такое обещать.
Некоторые заказчики думают, что мы вроде Amazon. Но Amazon — это, условно говоря, сервис такси. Ты выходишь на улицу, нажимаешь в приложении «Заказать такси», и оно к тебе приезжает через 3-5 минут. Мы — автомобиль с личным водителем. И когда человек спрашивает: «Если мне нужно 2 машины — как быстро вы вторую привезете?» — мы честно говорим, что подберем водителя и машину через неделю, после чего вы сможете пользоваться уже двумя. И если клиент отвечает: «Но я хочу в любой момент» — мы говорим, что тогда вам лучше воспользоваться такси.
Мы не Amazon, и мы не стремимся им стать. Мы работаем на другом рынке, с другими заказчиками. Им важно другое. Да, обе услуги — это автомобиль. Но не надо строить второй Amazon в частном облаке, нужно идти в Amazon. Или там Azure, «Алибабу» и пр. Кстати, всех этих гиперскейдеров можно купить у нас. При этом мы честно говорим, что вот для таких задач не надо идти в наш private, лучше идти к гиперскейлеру.
Еще один пример. Иногда заказчик до конца технически не понимает, как устроена услуга и говорит: вот мне там-то предлагают 4 девятки по SLA. Мы на это отвечаем: гарантированная надежность дата-центра уровня Tier III — 99,982%. То есть уже ниже. И ни один провайдер не может гарантировать в SLA 4 девятки на базе одного ЦОД. Это или непонимание или обман. Но если вы хотите быть обманутым — пожалуйста, на рынке вы можете найти поставщиков, которые вам хоть 100% напишут, хотя таких все меньше.
Кроме того, что за частное облако клиент больше платит — какие еще плюсы у этой услуги для самого поставщика?
Василий Белов: Плюс в том, что ты больше внимания уделяешь интересным и крупным задачам. Ты не размениваешь свой технологический потенциал на клиента, который будет платить 30 тысяч рублей в месяц. В private cloud идут серьезные ребята, и у них серьезные задачи. Это, как правило, более интересные кейсы.
Что вы предлагаете клиентам в частном облаке, какую архитектуру?
Василий Белов: Мы предлагаем FlexPod как базовую архитектуру. То есть это серверы Cisco UCS, системы хранения NetApp AFF и платформа виртуализации VMware. Дальше мы уже прорабатываем проект в зависимости от требований заказчика. Что-то может индивидуально проектироваться.
Можете привести примеры интересных кейсов?
Василий Белов: По NDA я не могу упоминать названия компаний. Опишу в общих чертах.
Первый кейс — это общероссийская сеть АЗС в составе крупной нефтяной компании. Мы разместили более 100 виртуальных машин в частном облаке, организовали аутсорсинг первой линии техподдержки и оптимизировали процесс разработки в рамках нашей отдельной услуги Managed DevOps.
Второй кейс — одно из подразделений крупной авиастроительной компании. Они перенесли свою инфраструктуру из публичного облака в наш private. Здесь мы также организовали комплексный аутсорсинг инфраструктуры.
Еще один проект — крупный национальный сервис доставки. Здесь переезд в частное облако был вызван естественными причинами, которые я ранее упоминал: клиент вырос, возникли индивидуальные потребности, и типизированное публичное облако уже просто не подходит для его задач.
Чем, по вашему мнению, российский рынок частных облаков отличается от западного?
Василий Белов: На западный облачный рынок в целом, безусловно, сильное влияние оказывает наличие крупных гиперскейлеров, которых у нас нет. Там у заказчиков гораздо больше вариантов для размещения сервисов. С другой стороны, частные облака — это отдельная история, они с гиперскейлерами вообще не конкурируют. В этом смысле западный рынок частных облаков не сильно отличается от нашего. Хотя там, конечно, он более развит.
А какой потенциал у этого рынка? Как долго будет продолжаться рост?
Василий Белов: Я думаю, рынок частных облаков будет расти. Как долго — не знаю. Пока есть enterprise-сектор, пока есть заказчики, у которых развитые ИТ и у которых есть какие-то индивидуальные требования, это будет развиваться.
На самом деле я бы сейчас говорил не о потенциале частных облаков, а о формате их обслуживания, в частности о модели Managed IT. Вот, где перспектива. Сейчас все больше заказчиков стремятся передать комплексное управление инфраструктурой надежному провайдеру, потому что они просто не хотят об этом думать. Они хотят заниматься своим ИТ-продуктом, а не поддержкой инфраструктуры.
Сейчас столько вариантов, где разместиться: 4 гиперскейлера; на локальном рынке свои «микрогиперскейлеры» типа Яндекса, Мейла и Сбера; есть еще десяток локальных поставщиков public cloud и 20 интеграторов. То есть это уже более 40 предложений. Естественно, возникает потребность отдать это кому-то на аутсорсинг, и желательно в единое окно, чтобы этим занимались одни ребята, которые бы сами оптимально разместили всё, куда нужно.
В чем преимущество managed IT-провайдера вроде нас? В том, что мы не топим за свое облако, как типичный облачный провайдер. Дескать, размещайте всё у нас. Нет. Мы говорим: мы посмотрели на вашу инфраструктуру, провели аудит, поняли ваши задачи. Предлагаем вот это положить на Amazon, вот это — в публичное облако, а под самое критичное, самое интересное давайте мы вам private построим. И вы будете всем этим пользоваться из единого окна. Плюс мы всё это будем администрировать, мониторить, а еще можем первую линию поддержки взять на себя. И вот это — идеально, это то, куда движется ИТ-мир. Более того, на западе managed services — давно уже норма. У нас такой подход только начинает появляться.