Интервью с заместителем руководителя Департамента ИТ Москвы Александром Горбатько
Заместитель руководителя Департамента ИТ Москвы Александр Горбатько в интервью TAdviser в апреле 2015 года рассказал о том, как развивалась ИТ-инфраструктура города в прошлом году и о планах на текущий год.
TAdviser: Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие ключевые проекты в области ИТ были реализованы в Москве в 2014 году?
Александр Горбатько: Мы ведем работу по всем отраслям и со всеми городскими органами власти в рамках целевой программы «Информационный город». Из наиболее знаковых проектов можно выделить систему электронных референдумов «Активный гражданин», позволяющую жителям Москвы оказывать влияние на решения, принимаемые властями, развитие МФЦ, а также развитие московского портала госуслуг. Перечень услуг там постоянно пополняется.
В прошлом году, например, во всех школах Москвы был запущен электронный дневник на единой платформе, появилась выдача резидентных разрешений на парковки, возможность подачи показаний счетчиков воды в электронном виде. Ряд услуг уже успели хорошо себя зарекомендовать – например, запись детей в первый класс успешно функционирует уже четвертый год.
К важным проектам также можно отнести развитие ЕМИАС: теперь это не просто запись к врачу, а большая и сложная аналитическая система. На ее базе строится аналитика по очередям, если они есть в тех или иных лечебных учреждениях, по доступности врачей и т.д. Впоследствии эти данные анализирует Департамент здравоохранения Москвы. Система продолжает развиваться, в прошлом году мы начали движение по направлению выдачи электронных рецептов и перевода медицинских карт пациентов в электронный вид.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Еще один важный проектом, которому правительство Москвы уделяет особое внимание – это развитие городских сетей Wi-Fi. Помимо парков бесплатный беспроводной доступ в Интернет охватил метро. В прошлом году мы ввели идентификацию пользователей: над землей это правило сейчас действует для пользователей Wi-Fi на Покровке. При этом мы постарались сделать авторизацию максимально простой: достаточно просто ввести номер своего телефона, и на него придет код для доступа в сеть.
В 2014 году мы также активно занимались развитием системы городского видеонаблюдения. Число камер в ней постоянно увеличивается и на начало 2015 года составляет порядка 140 тыс. Видео с камер сейчас хранится 5 дней, раньше этот срок составля 15 дней. Мы сократили его, потому что хранить столько времени весь массив данных, составляющий порядка 17-18 петабайт, неэффективно. При этом по обращениям граждан либо правоохранительных органов мы сохраняем видео необходимых событий на срок до 1 месяца.
Важно понимать: если ранее мы развивали систему видеонаблюдения за счет подключения к ней собственных камер, точнее покупки трансляции с них у операторов по сервисной модели, то теперь к системе подключаются камеры других городских организаций. Например, московского метрополитена, различных органов власти, а также коммерческих организаций. В прошлом году с использованием городских видеокамер был запущен проект «Окно в город», предусматривающий трансляцию ярких событий города в открытом доступе.
TAdviser: Какие, например, коммерческие организации подключаются к городскому проекту видеонаблюдения?
Александр Горбатько: Недавно мы начали пилотный проект со «Сбербанком» и «Банком Москвы» по обмену видеоинформацией. У «Сбербанка» насчитывается порядка 5 тысяч камер, эта сеть охватывает все отделения банка. Также мы общаемся по поводу подключения с различными торговыми и бизнес-центрами.
Коммерческие организации подключаются к проекту на добровольной основе, исходя из взаимного интереса к обмену видеоданными. С ними заключаются соответствующие соглашения. Что же касается городских государственных учреждений – существует поручение мэра Москвы, согласно которому их системы видеонаблюдения обязаны подключиться к общегородской системе.
По нашим оценкам, в городе насчитывается порядка 200-250 тысяч видеокамер, из которых камеры городских учреждений составляют порядка 120 тыс. Потенциально остальные камеры также могут быть использованы в рамках городской системы видеонаблюдения.
TAdviser: Какой из проектов прошлого года вы оцениваете как самый сложный и почему?
Александр Горбатько: На мой взгляд, наиболее сложным можно назвать электронный дневник, потому что это социально значимый проект с большим количеством пользователей. Сложность же основная в том, что в мире пока никто не придумал, как создать новую систему так, чтобы она сразу, с момента запуска не давала сбоев. На электронный дневник приходится большая нагрузка, и здесь важно построить систему так, чтобы она бесперебойно функционировала, в том числе в часы максимальной нагрузки.
В 2014 году все школы Москвы подключились к единой системе электронных дневников с централизованным хранилищем данных, доступ к которым организован на базе облачных технологий. Эта система была разработана по заказу Департамента образования города Москвы, а под наше технической управление она перешла минувшей осенью. Ранее в разных школах использовались разрозненные системы с локальными базами.
TAdviser: А в каких масштабах в целом сейчас используются в Москве облачные технологии?
Александр Горбатько: Помимо электронных дневников, по принципу облачных технологий построена также система видеонаблюдения: камеры располагаются по всему городу, и вся информация с них стекается в один виртуальный ЦОД на базе трех физических ЦОДов. Доступ к системе пользователи – городские структуры и правоохранители - получают с любых устройств.
По такому же принципу у нас построено большинство остальных систем, включая электронный документооборот городских госорганов, электронную почту и другие ведомственные информационные системы. Доступ к ним можно получать с любых устройств, в том числе мобильных. То есть, по сути, в городе уже работает модель «мобильного чиновника».
С точки зрения облачных технологий крайне важны каналы связи. Именно поэтому мы делаем большой упор на модернизацию сетей связи в городе, чтобы и сотрудники городских учреждений, и жители города могли пользоваться всеми доступными сервисами. Для этого мы работаем с операторами связи по сервисной модели: город не строит собственную сетевую инфраструктуру, а стимулирует отрасль связи ее развивать. Сейчас сети на базе оптических технологий уже проведены в каждую квартиру Москвы. В России пока немного таких городов, где ситуация с сетями аналогична.
TAdviser: Каковы планы Москвы по ИТ-проектам на 2015 год?
Александр Горбатько: Основной акцент в 2015 году мы делаем на поддержку уже созданных систем и сервисов: их много, и они становятся популярными, что увеличивает нагрузку на центры обработки данных, на инфраструктуру связи и на сами программные продукты. Наладить устойчивую эксплуатацию всего, что создано – это ключевая задача на этот год. Например, сервис оплаты штрафов или счетчиков воды на московском портале госуслуг подразумевает взаимодействие между собой порядка десятка различных систем. Они все должны стабильно работать, чтобы гражданин мог воспользоваться услугой.
Не скажу, что часто, но сейчас сбои в системах возникают. Серьезную обеспокоенность у нас вызывают DDoS-атаки, от которых мы пытаемся защититься. Чем популярнее становятся системы, тем больше их атакуют. Блок безопасности, созданный в ДИТ, на ежедневной основе занимается выявлением «узких мест» и работой по их устранению.
Также в 2015 году мы планируем запустить ряд новых сервисов. Например, доступность в интернете не только результатов ЕГЭ, но и аудиозаписей с экзаменов. Появятся новые услуги, доступные в МФЦ, и увеличится само число МФЦ. По итогам этого года МФЦ должны быть уже в каждом районе.
Также мы планируем совершенствовать публичный бесплатный доступ к Wi-Fi. В прошлом году он появился во всех школах, во многих – порядка 120 зданий и корпусов - студенческих общежитиях, а также в ряде публичных мест – например, в на ВДНХ и велосипедной дорожке на Фрунзенской набережной. Список общественных мест, где сети станут доступны, будет расширяться.
TAdviser: Планирует ли ДИТ принимать какие-то шаги по импортозамещению в виду того, что такой курс был принят государством в прошлом году?
Александр Горбатько: Это очень важная и вместе с тем непростая тема: «тяжелые» большие системы, основанные, например, на технологиях Oracle, Microsoft, IBM, довольно сложно заменить. В особенности это касается аппаратных платформ. Однако работы в этом направлении мы ведем. Например, в 2014 году вся городская система видеонаблюдения была переведена с программного обеспечения Cisco для сбора, обработки и передачи видео-данных на решение российского разработчика «Нетрис».
Данная работа велась два года. Основными плюсами этого является то, что разработчики находятся рядом, в России, и поэтому с ними намного проще работать по части внесения изменений в систему. Кроме того, стоимость владения российским решением оказалось ниже.
ЭДО в Москве также работает на базе решения российской разработки. По другим системам мы тоже думаем над этим. Например, о переходе на российскую корпоративную почту.
TAdviser: С какими основными сложностями сейчас сталкивается ДИТ в ходе информатизации города и как эти сложности преодолеваются?
Александр Горбатько: Первая сложность – это дефицит квалифицированных кадров в области ИТ. Второе – это специфика мегаполиса: город большой, и в нем используется огромное множество систем – порядка 300-400 основных систем, которые обрабатывают огромные массивы данных. Все они должны строиться с учетом того объема информации, который через них проходит. Опыт создания столь масштабной городской ИТ-инфраструктуры можно мало у кого посмотреть и почерпнуть.