2019/05/27 14:42:46

Интервью TAdviser:
Как программа ИТ-импортозамещения реализуется в МИД России

В России активно реализуется программа импортозамещения, в том числе и по направлению информационных технологий. Министерство иностранных дел выполняет свои специализированные задачи, в которых использование ИТ начинает занимать все более значимое место. Директор Департамента информационного обеспечения МИД Михаил Афанасьев в интервью TAdviser рассказал, как происходит этот процесс, с какими сложностями сталкивается министерство, и как оно их решает.

Министерство иностранных дел

Назовите, на ваш взгляд, главные проблемы и препятствия импортозамещения ИТ в России?

Михаил Афанасьев: На наш взгляд, существуют две главные проблемы импортозамещения ИТ в России:

1. Неверие государственных заказчиков в наличие и эффективность российских программных разработок.

2. Нежелание, а зачастую и финансовая невозможность заменять все зарубежные ИТ решения на отечественные. Проще и дешевле написать обоснование невозможности закупки отечественного ПО (ведь наработано огромное количество документов и баз данных на старом импортном ПО, что с ним делать?).

Есть ли преимущества, которые получают ведомства, отказавшиеся от импортного ПО и оборудования в пользу отечественного?

Михаил Афанасьев: Нам как ведомству, для решения задач которого важна безопасность информации, главным преимуществом видится обеспечение максимально полной информационной безопасности, реализованной при помощи российских программных решений с обеспечением полного жизненного цикла их поддержки на территории РФ и в загранучреждениях.

Как вы думаете, в чем основные риски и сложности для ведомств, решившихся на импортозамещение?

Михаил Афанасьев: Среди основных рисков просто необходимо назвать сложность подбора необходимых заказчику ИТ-решений из Реестра отечественного программного обеспечения. Заказчику приходиться решать проблему совместимости программных продуктов различных разработчиков между собой.

К сожалению, пока в России немного компаний, предлагающих полный пакет решений, необходимых заказчику. Да и из Реестра такой информации пока не получить. Однако ряд организаций в России занимаются именно комплексными решениями импортозамещения в ИТ.CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя 2.5 т

Еще одним существенным риском является отсутствие бюджета на импортозамещение, особенно у ведомств. Им приходиться решать эту государственную задачу только в рамках планового бюджета на ИТ. По нынешним временам, не самого большого. Таким образом, либо качество перехода пострадает, либо срок перехода существенно увеличивается.

Как идет импортозамещение ИТ в МИД России?

Михаил Афанасьев: Процесс импортозамещения в государственных органах начался после выхода Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 года №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». МИД России, понимая все риски использования «импортного» программного обеспечения, начиная с 2004 года, реализует собственную программу импортозамещения.

Импортозамещение в данном случае идет по двум направлениям: полное импортозамещение в ведомственных и государственных информационных системах и частичное импортозамещение отдельных элементов систем.

Комплексное импортозамещение основано на объединении программных продуктов линейки Циркон (разработчик - российская компания «Свемел») в интеграционную платформу, которая стала основной частью наших информационных систем и настроена под их потребности. Она взаимодействует с программными продуктами других отечественных разработчиков и позволяет использовать старые наработки, так как имеет достаточно универсальные основные характеристики. В случае возникновения необходимости доработки элементов платформы под стык с другими программными продуктами, техническая служба компании-разработчика способна решить эту задачу, поскольку имеет достаточный опыт.

Особенность интеграционной платформы «Циркон» состоит в том, что все её элементы являются программным обеспечением отечественного производства одного разработчика. Таким образом, МИД решает одну из проблем импортозамещения - поиска необходимых решений и их совместимости как между собой, так и с другими решениями, используемыми в ИС.

Поэлементное импортозамещение реализуется или планируется к реализации путем замены импортных программных продуктов различных классов (офисное ПО, базовое ПО, системы управления базами данных и т.д.) на соответствующие программные продукты из линейки «Циркон».

Можете ли вы проиллюстрировать сказанное на примере уже реализуемого в департаментах МИД России ИТ-проекта?

Михаил Афанасьев: Да. Такой проект существует и поэтапно реализуется на май 2019 года. Это проект построения защищенной ИТ-инфраструктуры министерства на программном обеспечении линейки «Циркон» с использованием отечественных решений терминального доступа.

При подготовке к реализации этого проекта мы поставили следующие цели:

  • обеспечение безопасности информации, циркулирующей в государственных информационных системах ведомства;
  • обеспечение независимости от зарубежных вендоров;
  • сохранение унаследованных приложений при переходе на отечественное ПО;
  • минимизация эксплуатационных затрат за счет перевода всех АРМ на терминалы;
  • возможность одновременной работы с информацией различной степени конфиденциальности;
  • оптимизация программно-аппаратной части;
  • в силу специфики ведомства необходимость использования программного обеспечения, не требующего существенных затрат на переобучение сотрудников, работающих в информационных системах.

В итоге выбор был остановлен на технологии терминального доступа с использованием интеграционной платформы «Циркон», включая линейку продуктов «Циркон». Следует отметить, что в ряде загранучреждений уже развернуты и успешно работают терминальные сети, в том числе и с доступом к разнокатегорийной информации и с прямой связью с центральными ресурсами.

Что это за линейка продуктов?

Михаил Афанасьев: Линейка продуктов включает общесистемное ПО - операционную систему «Циркон 36СТ» и «Циркон 36КТ», ПО терминального доступа, и прикладное ПО - Циркон - СУБД, Циркон-резерв, Циркон офис, Циркон WEB. Разработчик - российская компания.

Все продукты линейки «Циркон» включены в Реестр отечественного ПО и в полной мере соответствуют требованиям законодательства для использования в органах государственной власти.

Когда вы говорите об импортозамещении, вы подразумеваете только программное замещение или это понятие для вас шире?

Михаил Афанасьев: Платформа «Циркон» - это не только программное обеспечение. Она включает и аппаратные средства. В частности, это терминальные устройства отечественного производства, используемые у всех пользователей, в том числе в условиях малой контролируемой зоны (что очень важно для загранучреждений). Начальный загрузчик этих терминалов аппаратно защищен от перезаписи. Устройство поддерживает загрузку по смарт-картам, которые обеспечивают доступ к строго определенным ресурсам.

Если я правильно понимаю, есть возможность работы в разных контурах обработки информации?

Михаил Афанасьев: Наличие разных смарт-карт, обеспечивающих авторизацию в разных информационных контурах, позволяет с одного терминала подключаться к разным информационным ресурсам в зависимости от уровня конфиденциальности. Например, при наличии двух карт в память терминала загружается именно тот образ, к которому привязана текущая используемая карта. Пользователь терминала инициирует именно ту сессию, тот ресурс, куда ему предоставлен доступ.

Из того, что вы рассказали, вытекает, что вы реализовали единую информационную систему, построенную на решениях отечественного разработчика?

Михаил Афанасьев: Платформа «Циркон» объединяет бизнес-приложения, прикладные комплексы задач и сервисы в единое защищенное информационное пространство. Хотя реализация проекта еще не завершена, уже сейчас можно констатировать, что в МИД России создана защищенная платформа с использованием терминальных технологий.

Обеспечена возможность одновременной работы с закрытыми внутренними ресурсами и открытой сетью, в том числе интернет.

Решается одна из главных проблемных задач всех заказчиков - сохранение унаследованных приложений при переходе на отечественное ПО в рамках решения задачи по импортозамещению, и возможность погружения недоверенных приложений в доверенную программную среду.

Как вы считаете, возможно ли использование опыта МИДа России другими госорганами в своих программах импортозамещения?

Михаил Афанасьев: На мой взгляд, программа импортозамещения, реализуемая МИДом России вполне может быть масштабирована на госорганы, в которых требования к защите конфиденциальной информации достаточно высоки. Решения, используемые нами, имеют необходимые сертификаты регуляторов и предоставляют пользователям функционал, ничем не уступающий зарубежным аналогам.