Содержание |
Основная статья: Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК)
ИТ-бюджет
2018: Снижение ИТ-расходов в 2,5 раза
В 2018 году инвестиции в ИТ ЦППК составили 518,24 млн рублей, следует из годового отчета компании, опубликованного в июне 2019 года. Это составило 45,71% всех капитальных вложений ЦППК.
По сравнению с 2017 годом затраты на ИТ сократились примерно в 2,6 раз: тогда они составляли 1,356 млрд рублей и 68,88% от совокупных капитальных вложений.
Снижение расходов во многом связано с завершением основного объема работ по проекту разработки, внедрения и развития системы продаж ЦППК. В 2017 году на нее было затрачено более 1 млрд рублей, в то время как в 2018 году – около 246 млн рублей.
Система продаж ЦППК объединяет все существующие и развивающиеся бизнес-процессы, доступна на около 20 моделях устройств и, как заявляют в компании, поддерживает самый широкий в России спектр билетных носителей, таких как: «Тройка», «Стрелка», социальные карты Москвы и Московской области, электронные транспортные требования РЖД, кобрендинговые и банковские карты.
Модернизация системы продаж позволила внедрить ряд сервисов для удобства пассажиров, в частности, продажу разовых билетов через официальное мобильное приложение «Расписание и билеты ЦППК». Пользователи мобильного приложения ЦППК получили возможность оформлять проездные документы на электропоезда Павелецкого, Ярославского и Казанского направлений.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Другими наиболее крупными по объемам затрат проектами ЦППК в 2018 году стали создание ЦОДа и корпоративного хранилища данных. На них было потрачено 112 млн рублей и 63 млн рублей соответственно.
В 2018 году в компании также продолжился проект по внедрению ERP. C декабря 2017 года в ЦППК используется решение на базе «1С». Изначально планировалось использовать продукт Oracle, однако после наступления экономического кризиса и роста курса доллара некоторые позиции проекта были пересмотрены в пользу российских продуктов. Так в системе появилась компания «1C»[1].
История
2023: ЦППК установила 350 обновленных БПА с начала года
ЦППК установила 350 БПА обновленной модели с начала 2023 года. Об этом компания сообщила 28 сентября 2023 года.
На станциях ЦППК функционирует уже около 600 билетопечатающих автоматов данного типа — только для безналичного расчета, что значительно ускоряет время покупки билетов.
От предыдущей модели данное БПА, помимо функции безналичного расчета, отличаются увеличенным размером экрана, в верхней части которого отображается актуальное расписание, а в нижней — меню покупки.
С начала года установлено уже несколько сотен БПА новой модели, в том числе — на станциях, инфраструктуру которых Компания готовила к запуску МЦД-3 и МЦД-4.
Так, 56 билетопечатающих автоматов появились на Чухлинке, Раменском, Фабричной, Авиамоторной, Перово, Выхино, Люберцах-1, Красково, Удельной, Ильинской, Малаховке, Электрозаводской, Андроновке, Томилино, Кратово и Есенинской. Еще 44 автомата заработали на Железнодорожной, Ольгино, Реутово, Новогиреево, Кусково, Никольской, Салтыковской, Минской, Внуково, Аминьевской, Апрелевке, Поклонной, Кутузовской и Тестовской.
2022: Начало тестирования обновленного интерфейса билетных автоматов
13 июля 2022 года Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) сообщила о начале тестирования обновленного интерфейса билетных автоматов. На 7 головных вокзалах уже можно оценить автоматы — Ярославском, Казанском, Курском, Павелецком, Киевском, Белорусском и Савеловском.
Android с модулями NFC. Теперь записать билет на карту можно быстрее — автомат сразу предлагает оформить его таким образом. Сделать это можно на любую транспортную карту: «Тройку», «Стрелку» или фирменную ЦППК. Карты пользуются все большей популярностью у пассажиров — количество записанных разовых билетов на них выросло на 14%. При этом бумажный билет по-прежнему можно напечатать — достаточно на первом же экране изменить настройку одним касанием.
Бумажный билет можно напечатать в двух форматах: классическом полном и укороченном варианте. Обновленный мини-билет — это сокращенный билет только с информацией, нужной для поездки. Полный билет — это билет-чек с данными для компенсации проезда. Чтобы распечатать билет в таком виде, необходимо в меню БПА выбрать пункт "напечатать чек". В рамках тестирования оба вида билетов доступны и в некоторых кассах.
Сокращение длины билета проводится в рамках глобальной программы цифровизации, которую мы реализуем уже несколько лет. Это нововведение стало возможным благодаря недавнему изменению требований законодательства, — отметил генеральный директор ЦППК Иван Конев. — Мы активно развиваем наши цифровые каналы продаж — это билетные автоматы, мобильное приложение, сайт, чтобы в будущем полностью уйти от бумажного билета. Также это решение позволит нам экономить билетную ленту. При этом мы оставляем возможность получить и обычный билет. |
Еще одно важное дополнение — теперь в автоматах можно самостоятельно заменить действующие билеты или абонементы на новые, для этого больше не нужно обращаться в кассу. Узнать, что именно записано на карту, можно не только в билетном автомате, но с помощью инфотерминалов в любом турникетном павильоне ЦППК. Если у пассажира нет транспортной карты — ее можно взять в залог прямо в автомате.
На вокзалах организована раздача информационных листовок о тестировании, а на самих автоматах размещены специальные стикеры. Во время тестового периода рядом с билетными автоматами будут работать сотрудники ЦППК, чтобы ответить на все интересующие вопросы и собрать обратную связь.
2018
Популярность бесплатного Wi-Fi в электричках выросла вдвое
К бесплатной сети Wi-Fi в пригородных поездах подключились 11 миллионов раз за 2018 год, сообщил сайт правительства Москвы в январе 2019 года. Это почти в два раза больше, чем в 2017-м — тогда было зарегистрировано 5,6 миллиона интернет-сессий. Объем переданного трафика с января по декабрь прошлого года тоже увеличился до 1,8 миллиона гигабайт. Это на 50% больше, чем в 2017 году.
Пользуясь бесплатным Wi-Fi, пассажиры чаще всего просматривали видеозаписи и прослушивали аудиофайлы, общались в социальных сетях и мессенджерах. Сеть наиболее востребована у пользователей 25–34 лет: они совершают порядка 35 процентов всех интернет-сессий.
Доступ в интернет — один из базовых сервисов для современных пассажиров, которые привыкли всегда быть онлайн. В новых электропоездах Wi-Fi предусмотрен по умолчанию, другие мы по мере возможности также стараемся оборудовать точками доступа, — рассказал исполнительный директор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Иван Конев. |
Бесплатная сеть Wi-Fi появилась в электричках в феврале 2016 года. По состоянию на начало 2019 года она доступна в 112 пригородных поездах, в 25 из них сервис появился в прошлом году, а в 18 — уже в 2019-м. В 2019 году ЦППК продолжит оснащать электрички беспроводным доступом в интернет.
Тестирование технологии распознавания лиц для оплаты проезда в электричках
В ноябре 2018 года ЦППК сообщила, что изучает необходимость внедрения технологии по распознаванию лиц пассажиров в электропоездах, приступает к тестированию системы[2].
Мы сейчас тестируем на паре станций прототип (системы распознавания лиц для оплаты проезда в электричках — ИФ) и хотим посмотреть, имеет ли это под собой основания или не имеет, — сказал гендиректор ЦППК Максим Дьяконов в ходе форума "Будущее городского транспорта", - Но в любом случае всё развитие транспортной системы идёт к единому билету, единому носителю и желательно к минимальному времени, которое потребуется для того, чтобы пройти все контроли. |
Как уточнил представитель пресс-службы ЦППК, тестирование технологии распознавания лиц для прохода через турникеты в электричку ЦППК в настоящее тестируется на Киевском вокзале и ТПУ Солнечная.
Эксперимент направлен на опробирование биометрической технологии применительно к полигону деятельности компании. В нем принимают участие только сотрудники компании, но не пассажиры, — отмечают в ЦПКК. |
2015: Создание ситуационно-аналитического центра
В ноябре 2015 года "Крок" сообщил о создании ситуационно-аналитического центра (САЦ) и проведении интеграции ИТ-систем ЦППК. По данным "Крок", запущенный в эксплуатацию комплекс включает в себя более 10 решений. В их числе — подсистемы ситуационно-аналитического центра, корпоративное хранилище данных, системы управления ИТ-ресурсами, нормативно-справочной информацией, а также техническим обслуживанием и ремонтом, корпоративная сервисная шина, сеть передачи данных и пр.
САЦ создан для того, чтобы осуществлять централизованное управление процессами обслуживания пассажиров и принимать управленческие решения, нацеленные на повышение качества транспортных услуг, с опорой на комплексную аналитику.
Комплекс систем САЦ включает в себя информационные мониторы, оборудование громкой связи, колонны голосовой связи, средства видеонаблюдения и видеоаналитики, а также программно-аппаратные средства, обеспечивающие функционирование бизнес-процессов ситуационно-аналитического центра. Решение обеспечивает централизованное управление комплексными процессами обслуживания пассажиров. Система в реальном времени собирает и анализирует данные о ситуации на железнодорожных станциях, которые используются во всех подразделениях компании для повышения качества принимаемых управленческих решений.
В единое хранилище данных ежедневно загружается до 3 млн. записей по проданным проездным документам и проходам через турникеты. Это ключевая система для формирования отчетности о доходах ЦППК, анализа трендов продаж и пр. Эти данные также можно использовать для прогнозирования пассажиропотока, чтобы оптимизировать расписание поездов и планировать действия в нештатных ситуациях.
Решения на основе корпоративной сервисной шины (КСШ) и системы управления нормативно-справочной информацией (СУ НСИ) обеспечивают унифицированный обмен данными между множеством информационных систем ЦППК. В их числе — подсистемы ситуационно-аналитического центра (САЦ), продажи билетов, обслуживания и ремонта оборудования, электронного документооборота, фиксации инцидентов, бизнес-аналитики и т.д.