Как работает облако
Год 2008-й ознаменовался не только всемирным финансовым кризисом, но и появлением термина «облако». Авторство приписывают главе компании Google Эрику Шмидту: на одном из своих выступлений он употребил слово `cloud` (англ. «облако»). Слово тут же подхватили журналисты, ведь оно позволяло в простой и доступной форме определить место расположения виртуальных услуг и сервисов.
Каталог Cloud computing, SaaS, IaaS - проектов и решений доступен на TAdviser
Содержание |
Строго говоря, термин не новый: часто на схемах сетей символом облака обозначали большую сеть, например Интернет или интрасеть предприятия. Современные облака и облачные сервисы – результат внедрения концепции коммунальных вычислений, предложенной еще в 1960-е годы. Идея заключалась в том, чтобы убрать с компьютера пользователя избыточный набор программ (нередко дорогостоящих) или оборудование, предложив взамен сервисы напрокат: вместо приобретения жесткого диска оформить подписку на облачное хранилище, вместо установки офисного пакета – воспользоваться облачной средой, и тому подобное. Такой подход позволяет сэкономить ресурсы ПК, снизить расходы на покупку ПО или «железа», не тратить время и силы на заботу о поддержании всего этого дела в работоспособном состоянии. Не говоря уже о возможности доступа к данным и программам с любого компьютера (смартфона, планшета), подключенного к Интернету. [1]
Что скрывается в облаке
Посетитель ресторана не ломает голову над особенностями приготовления вкусных блюд, но общее представление об этом имеет. С облаком ситуация иная: даже пользователи, знакомые с компьютерами, не всегда представляют, что же скрывается в нем. Ведь они видят только страничку в браузере или интерфейс программы. Чтобы начать работать с облаком, достаточно зайти по требуемому адресу, ввести логин и пароль. Такими действиями фактически исчерпывается взаимодействие пользователя и облака.
На самом деле облако представляет собой совокупность серверов (центр обработки данных, ЦОД), зачастую удаленных друг от друга на большие расстояния, объединенных высокоскоростной сетью и выполняющих специфические задачи. Точное число серверов назвать трудно (компании держат его в секрете), но, к примеру, в 2009 году у Google было около миллиона серверов, рассредоточенных по всему миру. Сегодня количество серверов оценивается в 2–2,5 млн и прогнозируется их увеличение до 10 млн. К слову, у популярной социальной сети Facebook данный показатель достигает 180 тыс. Для обеспечения работоспособности такого количества оборудования привлечено множество специалистов, которые не только следят за «здоровьем» устройств, но и улучшают/поддерживают ПО и взаимодействие между компонентами.
ЦОД подключены к Интернету множеством каналов, и когда пользователь заходит почитать почту или отредактировать фотографии, он попадает на самый близкий и наименее загруженный узел, осуществляющий обработку информации. Как взаимодействуют между собой серверы внутри инфраструктуры – тайна разработчика, но по факту интереса не представляет (мы же определились, что тонкости и нюансы нам не интересны). Но я не удивлюсь, узнав, что физически и данные, и пользователь, и программы могут находиться на разных континентах. Впрочем, для системы это прозрачно так же, как и для пользователя: в поисках самого быстрого, доступного или незанятого сервера она может руководствоваться пропускной способностью канала к нему, а никак не территориальным расположением..
Задача юзера – выйти в Интернет, пройти авторизацию на выбранном сервисе, точно так же, как в ресторане – фейс-контроль. А откуда возьмется тарелка с блюдом – забота шеф-повара и кухонного персонала. В некоторых случаях от пользователя потребуют платы за эксплуатацию ресурса или услуги. Впрочем, в ресторане вы тоже оплачиваете сервис, не так ли?
На каких устройствах облако доступно
Проще сказать, на каких оно недоступно – ведь облачные сервисы создавались именно с той целью, чтобы обеспечить доступ к услуге с любого устройства, имеющего подключение к Интернету. Не знаю, как обстоит дело с «умными» холодильниками и микроволновками, но смартфоны, планшеты, нетбуки/ноутбуки, IP-камеры, сетевые хранилища, медиацентры, игровые приставки – все они позволяют воспользоваться облачными сервисами. Некоторые же вообще ориентированы только на них, например, так называемые хромбуки – нетбуки, работающие под управлением Chrome OS, программы в них не устанавливаются на жесткий диск, а открываются в окне браузера Chrome. Наверняка я что-то упустил, но это не так страшно, поскольку перечень облачных сервисов, как и устройств, весьма обширен.
Какие есть облачные сервисы
Их много, но наиболее распространенные базируются на концепциях «софт-как-услуга» и Utility Computing. Первая освобождает от необходимости приобретать ПО в коробке – им можно воспользоваться через браузер или на мобильной платформе совершенно бесплатно. Gmail/Hotmail заменяют традиционные TheBAT!, Thunderbird и Outlook, предлагая удобное хранение контактов и прочих важных данных в облаке; Google Docs/Office 365 создают облачную альтернативу традиционным офисным пакетам. Множество приложений, написанных для Android и iOS, предоставляют пользователю только интерфейс для программы, а сама она выполняется в облаке.
Вторая концепция, Utility Computing, позволяет совершать синхронизацию файлов или их резервное копирование, а также организовывать доступ к медиаконтенту (фото, видео и музыке). На ее основе созданы Dropbox, iCloud, SkyDrive, SugarSync и подобные сервисы. При помощи Dropbox можно не только хранить данные, но и разрабатывать собственные сервисы, от порталов до интернет-магазинов.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Пожалуй, наиболее популярные сервисы существуют у Google и Microsoft. Электронная почта, хранение данных, редактирование документов, средства коммуникации – все это объединено и доступно пользователю в окне программы.
Выводы
Понятие «аренда машинного времени» возникло еще в прошлом веке, в те времена, когда «персоналки» еще не появились, зато были большие ЭВМ. Собственно, с облаками все то же самое: через аренду мощностей пользователю предоставляют доступ к вычислительным ресурсам или дисковой памяти. А если требуется заплатить, то исключительно за тот объем ресурсов/данных/программных средств, которые действительно необходимы. При этом вам не надо заботиться о том, где и как расположить информацию, нет необходимости следить за обновлениями, выполнять профилактику аппаратного обеспечения, знать, где именно физически размещены данные. Они где-то там, в облаке.