Константин Истомин, Directum:
Новая стратегия направлена на создание идеальной
ECM-системы цифрового предприятия
2018 год для компании Directum стал показательным в плане задач, которые приходилось решать. Каждый второй проект включал нестандартные процессы и подходы. О важных внедрениях, особенностях замещения иностранных и устаревших систем, а также ключевых приоритетах развития решений Directum в интервью TAdviser рассказал исполнительный директор компании Константин Истомин.
Расскажите, как прошел 2018 год для компании Directum? Каковы его ключевые итоги?
Константин Истомин: Главный показатель нашей работы — это реализованные проекты, т.е. решенные бизнес-задачи клиентов. Прошедший год показал стабильный рост количества проектов: это и новые проекты по внедрению или замещению систем (дочерние компании ПАО «Газпром»), и развитие текущих клиентов. Особого внимания заслуживают проекты, где решались нетривиальные задачи документооборота: конфиденциальное делопроизводство (Группа ЧТПЗ), кадровый документооборот (ООО «Локомотивные технологии»), развитие Региональной системы исполнения регламентов (Правительство Рязанской области), внедрение искусственного интеллекта (АО «ОДК») и др.
Мы анонсировали несколько инновационных решений: от интеллектуальных сервисов до чат-ботов. В их основе лежат актуальные потребности бизнеса, с которыми мы регулярно сталкиваемся.
Весь спектр решений и принципиальные подходы к работе отражены в новой долгосрочной стратегии Directum DigitALL. И сегодня мы предлагаем своим заказчикам не просто СЭД со стандартным набором функций, а комплексную интеллектуальную ECM-систему для решения задач цифрового предприятия. Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
Важным событием для компании стал выпуск версии 3.0 системы Directum RX. Это новая точка отсчета — теперь DirectumRX не просто легкое облачное решение для небольших компаний, это современная функциональная ECM-система с продуманной эргономикой и встроенной средой разработки. Система по-прежнему доступна как в облачной, так и в локальной поставке и обеспечивает работу нескольких тысяч пользователей.
Какие важные нововведения появились в решениях Directum?
Константин Истомин: Мы не просто следим за трендами, мы изучаем предметные области, разрабатываем решения и самое главное — применяем их на практике.
Ключевое нововведение, которое появилось в решениях компании Directum в 2018 году, — это искусственный интеллект. Уже сейчас заказчики обрабатывают документы с помощью интеллектуальных сервисов Directum Ario, им доступны разные возможности: извлечение фактов из текста, автоматическая классификация и распределение потоков писем, договорных документов, первички; выявление изменений в документах, определение ответственного исполнителя и умный поиск.
Выпущено решение «Долговременный архив», которое обеспечивает управление бумажным архивом и юридически значимое хранение электронных документов с соблюдением всех процедур архивного делопроизводства.
Для вовлечения в цифровые процессы всех сотрудников разработаны корпоративные чат-боты. Также чат-боты активно используются в решении по обмену электронной транспортной накладной (ЭТрН) в сервисе обмена Synerdocs.
К слову, Synerdocs стал первым российским сервисом, который позволяет компаниям обмениваться электронными транспортными накладными. Используют его все участники цепочки поставок — транспортно-логистические компании (ТЛК), грузополучатели и грузоотправители.
Новые возможности появились в решении для организации сквозных процессов в холдинге — взаимодействие между компаниями может и должно быть простым и контролируемым. В области межкорпоративного документооборота расширяется список коннекторов к сервисам обмена, доступны инструменты тонкой настройки бизнес-процессов — прямо из ECM-системы документы отправляются контрагентам и контролируется их возврат.
Расскажите о новых проектах, выполненных компанией за последний год.
Константин Истомин: Последний год стал очень показательным в плане задач, которые приходилось решать. Каждый второй проект — это нестандартные процессы и подходы. Так, например, завершился проект в Группе ЧТПЗ. Порядка 7 000 пользователей в 100 городах работают в единой ECM-системе. Что нетривиального в проекте — реализовано конфиденциальное делопроизводство, учтены все требования к хранению и обмену документами с грифом в электронном виде.
В 2018 году развивались крупные проекты. ПАО «Сургутнефтегаз» и его дочернее общество ОАО «Калининграднефтепродукт» перевели в электронный вид работу с бухгалтерской документацией. В первом случае автоматизация коснулась регистров бухгалтерского учета, во втором — налажен юридически значимый обмен документами между подразделениями.
В ООО «Локомотивные технологии» реализовано решение по оценке персонала. Благодаря прозрачности процедур и понятной методике оценки персонал замотивирован развивать собственные навыки для соответствия компетенциям и корпоративным целям.
Интересны проекты по внедрению интеллектуальных сервисов в ПАО «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) и в АО «ОДК-Авиадвигатель». Компании обрабатывают потоки входящих бумажных документов с помощью Directum Ario. Всего за прошедший год мы реализовали 8 проектов с внедрением искусственного интеллекта, среди них, конечно, есть и пилотные проекты.
Среди проектов в государственном секторе нужно отметить внедрение системы в Мурманской областной Думе, работы в Правительстве Рязанской области: мультирегиональность и интерактивные формы заявлений для ЕПГУ, работа в СМЭВ через системы-интеграторы.
Стартовали масштабные проекты внедрения единого долговременного архива документов в крупных компаниях. Во всех случаях это крупные компании, где порядка 10 000 пользователей информационных систем. В таких организациях накоплены большие объемы не только бумажных, но и электронных документов, поэтому управление их хранением становится весьма актуальной задачей.
С каждым годом все более востребованы мобильные решения. Directum Solo для руководителей активно используется в АО «Гражданские самолеты Сухого», Группе ЧТПЗ, в Правительстве Вологодской области. С Directum Jazz работают сотрудники в АО «Главкосмос», «ВР-Ресурс», АО «ОДК — Газовые турбины».
Множество проектов клиенты выполняют самостоятельно: это и внедрение с нуля, и развитие текущих решений. Общую картину и масштаб проделанной работы мы видим на ежегодном конкурсе ИТ-проектов и решений Directum Awards. Последний конкурс, который завершился в марте 2019 года, собрал 85 заявок. Среди участников отметились ПАО «Т Плюс», ПАО «Русполимет ПАО», ПАО «Совкомбанк», фармацевтические компании АО «Гедеон Рихтер - Рус» и Biocodex.
Были ли среди новых проектов внедрения, в которых замещался иностранный продукт?
Константин Истомин: Я уже упоминал проект в Группе ЧТПЗ, там замещалась иностранная система электронного документооборота. Миграция исторических данных, накопленных за 10 лет использования EMC Documentum, стала отдельной масштабной задачей проекта.
На проекте нашего партнера в АО «Гражданские самолеты Сухого» (АО «ГСС») также замещалась система EMC Documentum. На базе Directum создано единое информационное поле, которое связано с основными крупными информационными системами АО «ГСС». Обеспечено взаимодействие каждого подразделения и департамента как в Москве, так и в других подразделениях, в том числе взаимодействие между производствами в разных концах страны.
В дочерних обществах ПАО «Газпром» сейчас ведутся проекты внедрения с замещением систем на платформе Lotus. В пользу Directum сыграли сразу несколько факторов: наличие в портфеле готовых решений и возможность их адаптации, интеграционные механизмы с системами SAP и наш опыт ведения масштабных проектов, в том числе в других компаниях общества.
Насколько наработан у вашей компании процесс замещения зарубежных ИТ-решений? Можете ли кратко сформировать примерный план перехода с иностранной системы на вашу СЭД?
Константин Истомин: Для эффективного внедрения наших продуктов в компании есть специальная технология, учитывающая многолетний опыт замещения, в том числе и зарубежных ИТ-решений. Особой разницы нет, чей продукт замещать — отечественный или иностранный, алгоритм действий принципиально одинаков.
Каждый второй проект внедрения сейчас — это замещение устаревшего ПО. Большинство компаний-заказчиков уже имеют опыт работы с системами электронного документооборота, и сегодня достигли той степени зрелости, когда есть понимание задач и конечной цели цифровизации.
Технологию внедрения с замещением системы практикуют и наши партнеры. Они обладают достаточно высокими компетенциями, чтобы самостоятельно реализовывать такие проекты: ПАО «Ил» («Танаис»), издательский дом Conde Nast («Акелон»), АО «ОДК» («Современные технологии»), Правительство Ярославской области («Финэкс Качество») и т.д.
Условно минимальный план замещения состоит из нескольких этапов:
- анализ заказных наработок под клиента и накопленных исторических данных в замещаемом ИТ-решении;
- развертывание и настройка системы Directum;
- обучение пользователей клиента;
- миграция исторических данных из замещаемого ИТ-решения;
- поддержка сотрудников клиента на этапах тестовой и опытной эксплуатации.
При переходе на новую систему мы призываем клиентов стремиться к более высоким результатам. Это не должна быть замена ради замены, нужно оценивать эффективность действующих процессов и пересматривать их при необходимости, переходить на полностью цифровую форму, расширять использование по охвату задач и пользователей. Нужно выходить на новый уровень управления — на новый уровень цифровизации.
Каких, по вашему мнению, доработок требуют законодательные решения в сфере ИТ-импортозамещения? За счет чего можно было бы качественно улучшить и ускорить этот процесс?
Константин Истомин: Импортозамещение сегодня — это не столько закон, сколько рекомендация и направления развития. Да, в действующих НПА иногда не хватает конкретики и однозначности трактовок, но в целом на уровне законодательства уже сделано достаточно. Политическая воля объективно есть и понятна всем, импульс уже дан — реальное движение в направлении импортозамещения есть.
Нужно ли что-то улучшать в законодательстве? Дискуссионный вопрос. Сейчас нужна грамотная плотная работа ИТ-профессионалов на местах. Не заниматься достижением показателей по импортозамещению, а создавать надежные и эффективно работающие системы. Важно, чтобы выделялось финансирование. Тогда останется только поддерживать весь этот огромный сложный механизм.
Каковы планы развития ваших продуктов на ближайшие годы? Какие направления для вас будут в приоритете?
Константин Истомин: Направления развития продуктов компании отражены в стратегии Directum DigitALL, которая обеспечивает комплексный подход для реализации идеальной ECM-системы современного цифрового предприятия. Какие направления включает в себя стратегия:
- Юридическая значимость электронных документов, которая должна обеспечиваться во внутренних и внешних процессах компании: важно поддерживать работу с разными видами ЭП, выстраивать интеграцию с сервисами ЭДО, правильно организовывать долговременное хранение документов с сохранением их юридической значимости.
- Омниканальность — это различные варианты доступа к корпоративной информации и услугам за пределами «стационарной» ECM-системы: мобильные приложения, чат-боты, интеграция с корпоративными порталами, встраивание в сторонние приложения.
- Удобство пользователей при взаимодействии с решениями. Мы уделяем особое внимание проработке интерфейса (UI/UX), стараемся облегчить адаптацию пользователей за счет встроенной системы обучения, для повторяющихся рутинных операций в системах предусмотрены мастера действий и конструкторы документов.
- Интеллект и роботизация берут на себя часть рутинных операций пользователей. Интеллектуальные сервисы используются для автоматической классификации документов, извлечения фактов из текстового слоя, на базе чего могут сравниваться разные версии документов, формироваться аннотации и т.д. Кроме того, с использованием интеллектуальных сервисов реализуется умный поиск (Smart Search).
- Набор бизнес-решений, готовых к внедрению, также постоянно расширяется и совершенствуется. Нам важно дать клиенту решение конкретной задачи бизнеса, учесть все требования и особенности процессов, реализовать их на самом современном уровне цифровизации. Сейчас это и кадровые процессы, и командировочные расходы, и закупки, и даже бухгалтерия.
- Мощная ECM-платформа — это основа цифрового предприятия, поэтому имеет значение ее масштабируемость, возможность быстрой адаптации и интеграции с другим ПО. Крупным организациям и холдингам актуально построение ECM-системы с распределенной архитектурой, чтобы решение было оптимальным по функциональности и трудоемкости сопровождения.
Все направления важны, но наиболее трендовыми сейчас являются интеллект и роботизация (RPA-системы), а также юридическая значимость. Последнее особенно актуально в контексте кадрового документооборота.
Совместно с Министерством труда и социальной защиты мы участвуем в проработке законодательных аспектов кадрового делопроизводства. Также компания Directum входит в состав тематических групп по программе «Цифровая экономика». Наиболее обсуждаемые вопросы связаны как раз с правильным хранением документов и обеспечением их юридической значимости.
Все это делается для того, чтобы наши решения были максимально готовы к переходу на полностью цифровое взаимодействие всех сотрудников и контрагентов.