Куэва-де-Ардалес
Куэва-де-Ардалес - пещера на юге Испании, которая известна тем, что содержит более 1 000 рисунков, сделанных древними людьми. Помимо доисторического искусства археологи находили в пещере артефакты и остатки человеческого скелета. Благодаря богатому наследию наскального искусства Куэва-де-Ардалес считается ключевым палеолитическим памятником на юге Пиренейского полуострова.
Основные статьи:
2022
Исследование пещеры на юге Испании, известной на весь мир древней наскальной живописью, принесло немало сюрпризов. Ключевой вывод учёных: будучи "богато украшенной" она не использовалась для жизни. Что же это было? Палеолитический музей, галерея или… храм?
В 2022 г учёные завершили первое подробное исследование пещеры Куэва-де-Ардалес.
Пещера была обнаружена более 200 лет назад, однако раскопки в ней не проводились до недавнего времени. Поэтому учёным до сих пор не было известно, как именно использовалась пещера, жили ли в ней древние люди, а главное, как давно древние художники начали рисовать на её стенах.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
В новом исследовании представлены результаты первых раскопок в этой пещере и первого радиоизотопного датирования найденных в ней артефактов. И они поражают воображение современного человека.
Самое важное открытие, сделанное международной группой учёных: скорее всего, первыми "посетителями" этой пещеры были неандертальцы, оказавшиеся здесь около 65 тысяч лет назад.
Они оставили в Куэва-де-Ардалес свидетельства "символических практик" и ряд используемых для них инструментов, таких как кусочки охры (которой рисунки наносились на стены).
Самый старый наскальный рисунок в пещере состоит из абстрактных знаков, таких как точки, отпечатки пальцев и рук, а более поздние произведения искусства уже представляют собой фигуративные картины, такие как изображения животных.
Более чем 50 радиометрических дат подтверждают исключительную древность палеолитического искусства в Куэва-де-Ардалес: первые рисунки в пещере появились более 58 000 лет назад! И, если позднее эти данные подтвердятся, это будет древнейшая наскальная живопись.
Современные люди прибыли сюда позже, около 35 000 лет назад, и время от времени использовали пещеру вплоть до начала медного века (около семи тысяч лет назад) в основном как место захоронения усопших.
Получается, пещера использовалась сначала неандертальцами, а потом и людьми, в общей сложности около 50 тысяч лет подряд.
При этом в Куэва-де-Ардалес почти не осталось свидетельств хозяйственной деятельности людей: это позволяет предположить, что люди не жили в пещере, а пользовались ей исключительно как "сакральным местом".
Скорее всего, древние люди жили на стоянке под открытым небом, расположенной всего в ста метрах вниз по склону от входа в пещеру.
На стоянке площадью 360 м2, известной как Кукарра, было обнаружено более 400 каменных предметов. Подавляющее большинство этих артефактов относится к среднему палеолиту. Этот период завершился около 40 000 лет назад.
Исследователи также обратили внимание на следы древесного угля, найденные на верхушке сталагмита в пещере. На высоте около метра в нём было сделано углубление.
Археологи считают, что сталагмит использовался в качестве каменной "лампы", в которой устанавливался факел.
Радиоизотопный анализ угля показал его примерный возраст: около 11 300 лет.
Исследователи обнаружили несколько таких "фонарей" в пещере, в которую в древности почти не попадал солнечный свет. По всей видимости, древние люди оборудовали в пещере искусственное освещение.
Последний раз, по оценкам учёных, факел загорался в этой пещере около 4 600 лет назад.
Полученные результаты подтверждают важность Куэва-де-Ардалес как места с высокой символической ценностью, пишут учёные.
Это место рассказывает невероятную историю человеческой деятельности в Испании, подчёркивают авторы новой работы.
Наряду с другими подобными объектами— в регионе есть более 30 других пещер с похожими рисунками — Куэва-де-Ардалес делает Пиренейский полуостров ключевым местом для исследования древней истории европейской культуры.
Исследование было опубликовано в научном журнале PLoS ONE.