Музей Керамики Валенсии (Дворец маркизов Дос-Агуас)
Дворец маркизов Дос-Агуас (Palacio del Marqués de Dos Aguas/Palau del Marqués de Dosaigües) — это здание, которое производит поистине ошеломительное впечатление. Одна из самых известных и популярных достопримечательностей центра Валенсии, великолепный дворянский особняк, в котором с середины XX века размещается Национальный музей керамики Гонсалеса Марти, эта монументальная постройка привлекает внимание оригинальностью и богатством художественного оформления фасада.
Содержание |
Даже если у вас нет времени или желания посетить расположенный в этом здании музей, стоит прийти сюда, чтобы полюбоваться фантастическим порталом здания. Дворец недаром является одним из символов Валенсии и одним из главных памятников архитектуры барокко, наряду с главным порталом кафедрального Валенсийского собора и базиликой Пресвятой Девы.
История и архитектура дворца маркизов Дос-Агуас. Главный портал дворца
Дворец был построен в XV веке для одной из самых знатных валенсийских семей. На протяжении нескольких веков этот роскошный особняк воспринимался как олицетворение знатности и богатства. Домом в ту эпоху владело купеческое семейство Рабасса (Rabassa), разбогатевшее сперва на торговле, а затем на сделках по сдаче в аренду правительству различных имущественных прав.
В начале XV века благородный дон Франсиско Перельос (Francisco Perellós) из династии графов Тулузы женился на единственной дочери состоятельного дворянина (мосена) Хинеса де Рабассы, и их потомки стали носить фамилию Рабасса де Перельос. В 1496 году эта семья купила себе титул баронов Дос-Агуас, а в 1699 году король Карл II даровал им титул маркизов.
Всё это время представители семейства Рабасса де Перельос продолжали богатеть на сделках с валенсийским правительством и одновременно занимать высокие политические посты, а заодно и пополнять свое состояние крупными наследствами и приданым за счет выгодных брачных союзов со знатными валенсийскими родами.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Что касается дворца, то первоначально он представлял собой готическое здание, состоящее из трех корпусов, расположенных вокруг внутреннего дворика. Дом был украшен одинокой зубчатой башней в северо-западном углу. Фасад украшала длинная галерея.
Дворец в том виде, в каком мы его видим сегодня, является результатом крупной перестройки, которой в 1740 году подвергся фамильный особняк семейства Рабасса де Перельос, маркизов Дос-Агуас, по инициативе третьего маркиза Дос-Агуас — Хинеса Рабассы де Перельоса (Ginés Rabassa de Perellós), желавшего продемонстрировать свое могущество и аристократизм.
Дворец имеет в плане форму неправильного четырехугольника. Он выстроен вокруг внутреннего дворика и украшен башнями по углам. Фасады насчитывают три этажа: цокольный и два верхних.
В боковом фасаде находится главная достопримечательность этого неординарного здания — главный портал в стиле рококо (позднего барокко), созданный из алебастра валенсийским скульптором Игнасио Вергарой (Ignacio Vergara) (1715-1776) по эскизам его друга, художника Иполито Ровиры (Hipólito Rovira Meri) (1693-1765), пользовавшегося покровительством маркиза Дос-Агуас. Тот же Иполито Ровира выполнил и фрески на фасаде дворца, однако они не сохранились.
В композиции этого величественного портала особое внимание привлекают могучие обнаженные атланты — аллегорические мужские фигуры, олицетворяющие две самых полноводных реки валенсийского региона: реку Турия и реку Хукар, омывающие владения маркиза. По сторонам портала струятся, обтекая его, два потока воды, намекающие на титул маркиза (Дос-Агуас можно перевести как «две реки»).
В правой части портала изображены крокодильи головы, колчан со стрелами и сосуд, из которого извергается поток воды. Выше помещена одна из вышеописанных аллегорических фигур, а над ее головой — декор в виде плюща, вокруг которого обвивается свернувшаяся клубком змея. Композицию дополняют разнообразные растительные орнаменты.
С левой стороны представлен лежащий лев, колчан со стрелами и снова сосуд с мощным потоком воды. На туловище льва опирается нога второго речного гиганта. В этой композиции также присутствуют различные растительные орнаменты. На притолоке портала помещен герб маркизов Дос-Агуас, семьи Рабасса де Перельос и их знатных родственников, поддерживаемый двумя фигурами дикарей с палицами.
Наконец, в верхней части портала мы видим художественно оформленную нишу с прекрасным образом Богоматери Розария (1864) работы мадридского скульптора Франсиско Молинелли (Francisco Molinelli) (ок. 1834-1905). Эта святая почиталась в качестве покровительницы дома Дос-Агуас. У ног Богоматери изображены две коленопреклоненные женские фигуры, одна с рогом изобилия, который переполнен фруктами, другая — с сосудом, из которого сыплются монеты. Весь этот пышный портал обнаруживает присущую рококо безудержную чувственность, праздничность и свободу форм.
У второго, значительно более скромного портала, который выходит на улицу Calle Poeta Querol, можно увидеть небольшой романтический фонтан, заменивший своего старинного предшественника.
В 1853 году титул маркиза Дос-Агуас из-за отсутствия прямых наследников унаследовал дон Висенте Даси Льюэсма (Vicente Dasí Lluesma). В 1854-1867 гг. этот господин осуществил во дворце масштабные преобразования, которые в основном коснулись орнаментального оформления интерьера и экстерьера здания. Итогом этих дополнений стало здание в эклектичном стиле, соединяющее в себе рококо, новый ампир и китайские декоративные мотивы. Именно в этот период в нише над порталом появилось изваяние Богоматери с младенцем, выполненное мадридским скульптором Франсиско Молинелли в соответствии с общим духом остального скульптурного убранства.
Приглашенные хозяином итальянские и французские декораторы приспособили убранство решеток и балконов дворца к наполеоновским вкусам того времени. Во внутреннем дворике они заменили готические окна балконами, украшенными барельефами с аллегорическими фигурами, олицетворяющими искусства, сельское хозяйство и торговлю — основу процветания маркиза. В центре патио разместился небольшой фонтан с фигурой младенца, восседающего на лебеде.
Украшавшие фасад фрески к этому времени сильно обветшали от влажности, и их решено было заменить имитирующей мрамор штукатуркой серо-розовых тонов. Тогда же появились балконы с волнообразными балюстрадами во французском вкусе, а прежний сплошной балкон, проходивший по всей длине фасада, был ликвидирован.
Интерьер дворца был оштукатурен и расписан Салустьяно Асенхо (Salustiano Asenjo), Хосе Брелем (José Brel) и другими художниками. Салоны и залы дворца были оформлены картинами и мрамором. В этих роскошных интерьерах проводились знаменитые балы и концерты с участием лучших певцов и музыкантов, приезжавших в Валенсию по приглашению маркизов Дос-Агуас. В некоторых помещениях дворца сохранилась оригинальная мебель, в том числе привезенная из Дрездена. Также здесь можно увидеть парадные кареты маркизов.
Дворец в 1870 году
В 1969-1972 было построено новое крыло дворца, в точности воспроизводящее стиль фасада XIX века.
Национальный музей керамики Гонсалеса Марти
В 1949 году дворец был приобретен испанским государством, и здесь разместился Национальный музей керамики и предметов роскоши имени Гонсалеса Марти (Museo Nacional de Cerámica y Artes Suntuarias González Martí/Museu Nacional de Ceràmica i de les Arts Sumptuàries). Основой музея стала коллекция керамики, собранная профессором Мануэлем Гонсалесом Марти и его супругой.
Великолепные залы здания были тщательно отреставрированы и пополнились большим количеством ценных произведений искусства. Торжественное открытие музея состоялось в 1954 году.
Музей керамики является одной из важнейших достопримечательностей Валенсии. Его богатая коллекция представляет не только художественный интерес, но и рассказывает об истории и обычаях, праздниках и торжествах минувших эпох. Здесь можно, например, увидеть превосходно воссозданную типичную валенсийскую кухню начала XIX века с массой традиционной кухонной утвари из металла и керамики, а также красочных изразцов «асулехос» с изображением жанровых сцен.
Кроме того, в музее представлена керамика первобытной эпохи, греческие и римские сосуды, крупная коллекция средневековой мусульманской и христианской керамики (в том числе расписных потолочных декоративных плиток socarrat), а также керамическая посуда с металлическим блеском (loza dorada) XVI-XVIII вв., произведения XX века в стиле модерн и даже изделия работы Пикассо.
Помимо собственно музейной коллекции (на втором этаже), во дворце стоит увидеть бальный зал и другие сохранившиеся исторические помещения с расписанными потолками и обстановкой XIX века, расположенные на первом этаже.
Кроме того, на цокольном этаже можно увидеть внутренний дворик с фонтаном, парадную лестницу и коллекцию старинных карет.
Часы работы музея
Музей керамики открыт со вторника по субботу с 10:00 до 14:00 и с 16:00 до 20:00, по воскресеньям и праздникам — с 10:00 до 14:00. Понедельник выходной. Музей также не работает 1 января, 1 мая, 24, 25 и 31 декабря, 6 и 22 января.
Стоимость входного билета: 3€. Дети младше 18 лет посещают музей бесплатно. С 8 по 13 марта вход для женщин бесплатный. Музей также можно бесплатно посетить по воскресеньям, вечером в субботу, 18 мая, 18 апреля, 12 октября и 6 декабря.
Фотографировать в музее разрешается, но только без использования вспышки и штатива. Крупные сумки и пакеты необходимо сдавать в камеру хранения.
Адрес музея
Calle Poeta Querol, 2/Rinconada García Sanchiz, 6.
Официальный сайт
Сайт Национального музея керамики в Валенсии: mnceramica.mcu.es.