Мундари
Мундари - небольшая этническая группа в области Центральная Экватория Южного Судана.
Содержание |
Основная статья: Население Южного Судана
На начало 2024 г мундари проживают в 75 км на север от столицы страны Джубы в районе городка Терекека. На востоке границей земель мундари служит Бахр-Эль-Джебель или Горный Нил. Такое название Белый Нил носит на территории Южного Судана.
В 2021 г численность мундари оценивалась всего в 70-100 тыс человек. Происходят из группы скотоводов, пришедших из Эфиопии.
Скот - главная ценность
Обильные осадки в сезон дождей и богатые пастбища дают большие возможности для отгонного скотоводства.
Крупный рогатый скот служит формой валюты и знаком статуса. Браки устраиваются предполагаемым женихом, предлагающим крупный рогатый скот семье невесты, и мужья могут взять столько жен, сколько смогут прокормить. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
В сухой сезон мундари ведут войны с бор-динка, совершая набеги на стада крупного рогатого скота.
Мундари сосредоточены на разведении зебу, но также содержат и обычных коров.
Чистокровные породы зебу дают, как правило, меньше молока и растут медленнее, чем европейские коровы.
Передвижные лагеря скота
В сухой сезон, когда травы вокруг деревни становится недостаточно, дети, юноши и девушки удаляются в передвижные лагеря, которые разбиваются у пастбищ. Лагерь может располагаться на расстоянии до нескольких дней ходьбы от основной деревни. Он оборудован несколькими тентами и лежанками для сна и отдыха и очагом, вокруг такой лежанки располагаются колышки, к которым привязывают скот. Таким образом скот оказывается вокруг тента и очага. Мелкий рогатый скот находится по краям лагеря. Приготовлением пищи так же занимаются на окраине лагеря. В лагере живут молодые мужчины, мальчики, молодые девушки и мамы с детьми.
В лагере также находятся несколько взрослых с малолетними детьми.
Для ночлега устанавливаются скамьи из деревянных жердей, сверху прикрытые занавесом из ткани.
Как только ребёнок вырастает до возраста, когда он способен выполнять работу, на него ложится много обязанностей. Мальчики убирают лагерь, собирают навоз для очага, доят коров, продувают при необходимости, занимаются козами, выполняют поручения старших.
Утром дети собирают и относят взрослым мочу коров для умывания. Моча считается более чистой, чем вода в реке, она теплая и всегда под рукой.
Мундари чистят зубы мисваком – палочкой из ветки кустарника, обладающего целебными свойствами (экстракт растения добавляют в зубные пасты и противовоспалительные настойки). При разжевывании палочка расщепляется на многочисленные волокна, и получается щетка.
Следующий этап утренней гигиены - нанесение пепла на тело и голову. Пепел навозных костров используют для защиты людей и животных от насекомых.
Далее необходимо подоить коров. Делать это могут только дети или женщины. Предварительно, необходимо помыть бидоны коровьей мочой.
Если корова плохо доится, то ей необходимо сделать продувание. Для этого нужно некоторое время вдувать воздух ртом во влагалище коровы. Резкий выдох создает дополнительное давление в вымени, что стимулирует ход молока. Эта техника широко распространена у скотоводческих племён Африки.
В V веке до н.э. в Крыму, для повышения удоев молока, скифы также применяли вдувание воздуха корове или лошади во влагалище или в анус. Ещё Геродот описывал эту технику, отмечая, что скифы вдували воздух во влагалище коровы через полые костяные трубки, тогда как другой человек в это время доил корову.
После продувания коровы молоко идёт гораздо лучше и ребёнок может подкрепиться сам.
Когда стадо съедает всю траву рядом со стоянкой его приходится перегонять на другой берег протоки Белого Нила. Большинство коров переплывают реку самостоятельно, но несколько трусят и подросткам приходится заставлять их силой.
После того как стада угоняют на пастбища дети начинают собирать навоз в кучи, чтобы он просох и служил топливом для костров.
Обычно навоз переносят к куче в руках или в ёмкости на голове. Но некоторые совершенствуют эту технику.
Перед возвращением стада в лагерь дети должны успеть разнести все привязи по отдельным колышкам, чтобы каждую корову можно было сразу закрепить в отведённом ей месте.
Одним из немногих предметов мебели на стоянке мундари является вкопанный в землю ствол с сучками. Его установку поручают ребятам постарше.
Для рытья ямы и удаления ненужных сучков используется небольшая металлическая лопата.
Важным предметом быта, который хранят на стволе, является барабан, имеющийся у каждой группы мундари.
Основой питания в лагере является каша на молоке.
Борьба - одно из главных развлечений среди детей и сфера соперничества среди молодых мужчин мундари.
Дети и юноши-мундари моют волосы в коровьей моче.
Мочевая кислота придает волосам красный, желтый или оранжевый цвет, который они считают красивым.
Вечером животных натирают пеплом от сгоревшего навоза для защиты от насекомых. Для рогов используют пасту из пепла, а для головы и тела - сухой пепел.
Молодёжь приходит на танцы после захода солнца со своими барабанами, на которых они играют поочерёдно в духе соперничества.
Утро: взрослые мужчины после пробуждения могут общаться, курить кальян, после начинают натирать рога коров и тело коровы для очищения и защиты от насекомых. Женщины убираются , занимаются маленькими детьми: натирают их тела пеплом для очищения и защиты от насекомых, готовят пищу и кормят детей. Мальчики убирают лагерь, собирают навоз для очага, доят коров, продувают при необходимости, занимаются козами, выполняют поручения старших.
Днем: Мужчины и мальчики старше 15 лет пасут скот, мальчики младше пасут коз, приносят воду и молодую траву для телят, оставшихся в лагере. Женщины занимаются детьми.
Вечером: Мужчины чистят коров пеплом, готовят их ко сну. Мальчики привязывают коров, занимаются очагом и доят коров.
Деревня
В сезон дождей, когда вокруг много корма для скота, мундари проживают в деревнях. Основные деревни располагаются вдоль русел рек, служат постоянным местом жительства для взрослого населения, девочек, и тех, кто не участвует в выпасе скота. В деревнях есть общие зоны для приготовления пищи, сбора мужчин, танцев, обучения. В таких деревнях жилища круглой формы с высокой конусообразной крышей. Стены, пол и двор обмазаны смесью глины, навоза для защиты от насекомых и порядка. Отдельно расположено хранилище для зерна и припасов. Одна семья живет на 1 дворе. Дворы расположены на расстоянии друг от друга. После смерти одного из членов семьи, его тело закапывают во дворе.
Внешний вид, одежда, украшения
Взрослые люди высокого роста (выше 190 см), красивой формы череп, тонкие конечности, крупные ладони, миндалевидные глаза. Взгляд гордый, люди сами по себе любопытные- любят прикасаться, интересуются одеждой и украшениями, легко идут на контакт. Дети и мальчики ходят обнаженными, не имеют обуви, редко украшения. Мужчины в лагере носят в качестве накидки одеяла, реже футболки и майки и тонкое полотно ткани в качестве юбки, редко обувь. Носят бусы и браслеты из ткани или бусин, редко встречаются ракушки наули. В деревне чаще встречается обычная одежда: шорты, брюки, футболки
Девушки в лагере носят майки и полотно из тонкой ткани в качестве юбки и накидки через плечо. Редко обнажают грудь. В лагере скотоводов все девушки бреют голову. Носят бусы и браслеты и пояса из бусин традиционной расцветки
Отличительной особенностью мундари является рыжий цвет волос, который являются следствием реакции на умывание мочой коров. У разных групп мундари в качестве отличительно знака можно встретить шрамы на лбу и отсутствие нескольких зубов.
Коров практически не украшают, главное их украшение рога. Рога подпиливают и натирают, придавая им направление роста. Редко быка могут украсить бусами или накидкой. Самые дорогие и ценные коровы белые с редкими черными пятнами или чисто белые и черные. Имя корове дают после появления теленка. Быки живут в среднем до 40 лет. Молодые, имеющие дефекты, очень большие и быки старше 30 лет не продаются.
Социальная организация
Народ мундари делится на 6 групп, все группы занимаются скотом. Группы отличаются внешними признаками: шрамирование на лбу, удаление зубов на верней или нижней челюсти.
В сезон дождей вся группа живет в деревне, в сухой сезон молодые семьи, молодые девушки и парни, мальчики уходят со скотом вдоль русла реки с поисках пастбищ. Взрослое население, девочки, те, кто не задействован в лагере остаются жить в деревне.
Вечером после возвращения скота в лагерь и всех дел, молодые парни и девушки собираются на танцы: В центре рассаживаются девушки, парни приводят своих самых красивых быков. Парни развлекают себя борьбой, победитель получает спец знамя, которое размещается в лагере до след соревнований.
Инициация, свадьба, похороны
Мальчиков называют в честь быка, которого выбирает отец, девочку - или в честь коровы, или в честь места, где она родилась.
Мужчины: делятся на группы по возрасту, от которого зависит круг обязанностей.
до 12-14 лет: в лагере в первую очередь занимаются территорией, собирают навоз, чистят коров, продувают коров, занимаются малым рогатым скотом (уход за козами, выпас коз, доение коз), выполняют поручения старших. Собирают мочу для умывания старших, молоко для кормления младших, сами в основном питаются молоком коз, в том числе грея молоко на углях. Переходом к новым обязанностям и взрослением является инициация по достижении 15 лет: мальчики небольшой группой уходят с небольшим числом коров в буш, где должны самостоятельно провести около 5 месяцев (период с августа по декабрь). После возвращения происходит праздник: парень должен убить корову, ее рога водружают на высокий шест, раскрашенный черно-белой полоской. Основанием для шеста служит ямка, в которую наливают алкогольный напиток с пожеланием здоровья. В этом возрасте происходит удаление зубов. У этой группы 4 центральных зубов в нижнем ряду с 15 до 30 лет: занимаются выпасом скота вместе со взрослыми, ухаживают за рогами, обрабатывают коров пеплом после 30 лет: выпас скота, решение вопросов группы, продажа и приобретение скота
Когда молодой человек готов женится (у него досточно коров), он одевает специальные бусы, символизирующие его готовность. После свадьбы эти бусы переходят жене.
После смерти одного из членов семьи, его тело закапывают во дворе. Убивают одну или нескольких из принадлежащих семье коров, это зависит от статуса человека. Мясо едят вместе с другими жителями деревни. Рога на шесте устанавливают над захоронением во дворе дома.
Верования, культы
Бык живущий более 30 лет является частью группы, его уважают и относятся к нему как к проводнику для общения с предками. Например, его используют, когда появляются неразрешимые и сложные вопросы о здоровье, погоде.
См. также