Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/06/17 15:26:21

Напитки в России


Содержание

Хроника

2023

Рост рынка прохладительных напитков за 4 года на треть

В 2023 году на российском рынке реализовано приблизительно 9,41 млрд литров прохладительных напитков. Для сравнения, в 2019-м продажи равнялись 7,01 млрд литров. Таким образом, за четыре года объем отрасли увеличился более чем на треть — на 34,2%, о чем в середине апреля 2024-го говорится в отчете BusinesStat.

В исследовании отмечается, что потребление прохладительных напитков в РФ устойчиво растет. В 2020-м продажи данной продукции поднялись в годовом исчислении на 3% — до 7,22 млрд литров, а в 2021 году прибавка зафиксирована на отметке 16,5% — до 8,41 млрд литров. По итогам 2022-го продемонстрирован рост в 7,5%: итоговый результат составил 9,04 млрд литров.

В 2023-м основными драйверами отрасли стали оживление потребительского спроса на фоне восстановления реальных доходов россиян и расширение ассортимента прохладительных напитков. Развитию отечественного рынка способствует сложившаяся геополитическая обстановка, на фоне которой Coca-Cola и PepsiCo ушли из РФ. Этим воспользовались их конкуренты, начавшие активно занимать освободившиеся ниши. Российские и зарубежные производители запускали дополнительные торговые марки и расширяли ассортимент новыми вкусами и форматами упаковки в разных ценовых категориях.

Вместе с тем, говорится в материалах BusinesStat, российские компании, занимающие лидирующие позиции на рынке, столкнулись с определенными сложностями. В частности, с 1 июля 2023 года введен акциз на сладкие напитки: продукция, в которой на 100 мл содержится более 5 граммов сахара, облагается налогом в размере 7 рублей на 1 литр. Эти правила затронули основную часть прохладительных напитков. Введение акциза привело к росту издержек и снижению рентабельности производства, что, в свою очередь, спровоцировало увеличение цен.[1]

Рост выпуска безалкогольных напитков на 6% до 19,76 млрд литров

В 2023 году в России произведено приблизительно 19,76 млрд литров безалкогольных напитков. Это соответствует росту почти на 6% по сравнению с 2022-м, когда объем выпуска составлял 18,69 млрд литров. Уход из РФ иностранных компаний в связи с геополитической напряженностью позволил отечественным предприятиям занять освободившуюся нишу. Статистику по рынку в середине февраля 2024 года опубликовала компания BusinesStat.

Данные охватывают такие сегменты, как минеральные воды и питьевые воды, прохладительные напитки, соки и нектары. В список крупнейших игроков отрасли входят «Пепсико Холдингс», «Вимм-Билль-Данн», «Пивоваренная компания «Балтика», Фирма «Агрокомплекс» им. Н.И.Ткачева и «Мултон Партнерс».

По оценкам BusinesStat, в 2019 году объем выпуска безалкогольных напитков в России составлял 19,16 млрд литров. В 2020-м зафиксирован рост на 3,1% — до 19,75 млрд литров, а в 2021 году производство увеличилось еще на 9,6%, достигнув 21,65 млрд литров.

В 2022 году последовал спад на 13,6%: результат оказался на отметке 18,69 млрд литров. Снижение объемов выпуска наблюдалось по всем видам безалкогольной продукции, кроме прохладительных напитков. К сокращению привели временные ограничения в работе международных корпораций Coca-Cola и PepsiCo. Кроме того, российские заводы столкнулись с дефицитом импортных ингредиентов. В частности, производители соков и нектаров жаловались на нехватку концентратов тропических и цитрусовых фруктов. Негативное влияние на отрасль также оказали трудности с покупкой упаковочных материалов — крышек, этикеток и красок. Ситуация начала стабилизироваться в 2023-м: производители выстроили новые торговые связи, начав закупать недостающие ингредиенты в странах СНГ, в частности, в Узбекистане и Армении. Дополнительно была изменена рецептура некоторых напитков.[2]

В России снова начало расти производство фильтров для питьевой воды

В 2023 году в России произведено около 95,8 млн фильтров для питьевой воды, что на 3,7% больше по сравнению с предыдущим годом, когда был зарегистрирован спад. Отрасль начала восстанавливаться, о чем говорится в обзоре BusinesStat, опубликованном 9 февраля 2024 года. Подробнее здесь.

Рост производства сиропов на 5,5% до 293 тыс. тонн

В 2023 году в России было произведено приблизительно 293 тыс. тонн глюкозно-фруктозных сиропов. Это примерно на 5,5% больше по сравнению с предыдущим годом, когда объем выпуска оценивался в 277,8 тыс. тонн. Такие данные приводятся в исследовании BusinesStat, результаты которого опубликованы в конце мая 2024 года.

Глюкозно-фруктозный сироп — продукт, который получают путем изомеризации части Д-глюкозы крахмала в Д-фруктозу, то есть сироп состоит в основном из фруктозы и глюкозы, что делает его равноценным по сладости и питательной ценности сахарозе. Такие сиропы используют производители безалкогольных напитков, консервированных ягод и фруктов, джемов, мороженого, йогуртов, кондитерских изделий, соусов и кетчупов. Глюкозно-фруктозный сироп позволяет, не меняя структуры продукта, усилить его аромат и вкус, а также увеличить срок годности. Причем цена сиропов обычно ниже цены сахара и патоки.

В России производство глюкозно-фруктозных сиропов устойчиво растет. Так, в 2019 году объем выпуска составлял 187,6 тыс. тонн, в 2020-м — 201,1 тыс. тонн, а в 2022-м — 259,6 тыс. тонн. В целом, в период 2019–2023 гг. производство поднялось на 56%. Отмечается, что по итогам 2023 года объем выпуска в два раза превысил показатель 2014-го, когда в РФ было изготовлено 144,6 тыс. тонн продукции.

Наблюдающийся рост, как отмечают аналитики, обусловлен ажиотажным спросом потребителей на покупку товаров про запас, замещением сахара фруктозой пищевыми компаниями, повышением потребления безалкогольных и слабоалкогольных напитков в стране и увеличением объемов рынка внутреннего туризма. Уход международных компаний на фоне сложившейся геополитической обстановки позволил местным производителям корректировать рецептуры продуктов, заменяя в них сахар глюкозно-фруктозными сиропами.[3]

Рост рынка бутилированной воды на 38,9%

В 2023 году объем российского рынка бутилированной воды (питьевой и минеральной) увеличился на 38,9% по сравнению с предыдущим годом. При этом внутреннее производство поднялось на 14,5%. Такие данные приводятся в исследовании NeoAnalytics, результаты которого представлены 22 марта 2024 года.

В отчете сказано, что в 2023-м экспорт бутилированной воды из РФ составил более 150 млн литров, что на 89,9% меньше объема 2022 года. Основными потребителями стали Монголия и Азербайджан. Доля импорта в структуре российского рынка составляет около 1,3%. В 2023-м было импортировано немногим более 140 млн литров: прибавка по отношению к 2022 году оценивается в 11,4%. В Россию импортируется бутилированная вода прежде всего в верхнем ценовом сегменте, а ведущими поставщиками являются Грузия и Италия.

В 2023 году уровень потребления бутилированной воды в России составляет около 45,7 литра на человека в год. Для сравнения: в Европе в целом данный показатель превышает 100 литров. В структуре рынка производства бутилированной воды в РФ доля минеральной воды составляет 47,5%. На долю питьевой воды, в том числе газированной, приходится 52,5%.

Развитию российской отрасли питьевой и минеральной воды способствует сложившаяся геополитическая обстановка, из-за которой крупнейшие иностранные бренды покинули РФ. Отечественные производители использовали данную возможность для расширения рынка сбыта, выхода в новые регионы и увеличения ассортимента продукции. По состоянию на 2023 год объем внутреннего выпуска существенно превосходит объемы импортных поставок. Практически вся производимая продукция идет на внутренний рынок.TAdviser выпустил Карту производителей российских программно-аппаратных комплексов 13.7 т

Наибольший объем производства в России, как отмечает AnalyticResearchGroup, приходится на природные воды. Это означает, что вода добыта из конкретного источника или скважины и обработана способами, которые не изменяют содержание и соотношение катионов, анионов и биологически активных компонентов в ее составе. Еще одна категория — обработанные питьевые воды из любого источника, в процессе подготовки которых используются допустимые технологии, такие как фильтрация, антимикробная обработка, озонирование и пр.[4]

Рост производства безалкогольных напитков до 115,3 млн дал

В 2023 году производство безалкогольных напитков в России составило 115,3 млн дал против 107 млн дал годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Росстата, о которых стало известно в апреле 2024 года.

Как пишут «Ведомости», цены на безалкогольные напитки выросли на фоне введения курсовых пошлин, оттолкнувших производителей от экспорта и заставивших их сосредоточиться на внутреннем рынке, где им пришлось увеличить стоимость продукции для поддержания рентабельности. Кроме того, изменения на рынке вызваны введением обязательной маркировки безалкогольных напитков и налога на них. Акцизная ставка составляет 7 рублей за литр, и эти издержки добавлены к цене продукции.

Производство безалкогольных напитков в России составило 115,3 млн дал

Повлиять на ситуацию на рынке могло и введение в 2023 году маркировки на безалкогольные напитки и акциза на газировки с сахаром, говорит президент Союзнапитков Максим Новиков.

«
Обе меры потребовали от индустрии транслирования части затрат в стоимость продукции, а повышение цен, в свою очередь, напрямую связано со спросом и объемами производства, — отметил он.
»

По данным Министерства финансов РФ, акцизы на сахаросодержащие напитки российского производства в 2023 г. дали бюджету 7,2 млрд рублей, на импортные напитки – 1,1 млрд рублей.

К росту издержек у производителей также привели изменение курса валют, удорожание логистики и дефицит кадров, считает директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. По его оценке, в результате стоимость сладких безалкогольных напитков у крупнейших производителей увеличилась на 10–15%.

По данным NTech за 2023 год, в категории «Сладкие газированные напитки» по доле рынка в денежном выражении лидирует торговая марка «Добрый» (25,1%), далее идут «Черноголовка» (17,6%), Cool Cola (6,8%), Coca-Cola (4,8%) и Everness (4,1%).[5]

2022

Рост производства прохладительных напитков в России на 45% до 9,5 млрд литров

В 2022 году в России было произведено 9,5 млрд литров прохладительных напитков, что примерно соответствует объему годичной давности. Однако в сравнении с 2018 годом объем рынка вырос на 45%, свидетельствуют данные аналитической компании BusinesStat, опубликованные в декабре 2023 года.

Как отмечают эксперты, до 2022 года на российском рынке прохладительных напитков доминировали Coca-Cola и PepsiCo. Большая часть продаж газированных и чайных напитков приходилось на эти корпорации, а остальные производители конкурировали между собой, стараясь забрать себе небольшой сегмент рынка, либо занимаясь смежными видами напитков – квасами, негазированными напитками и энергетиками, в которых позиции гигантов были не так сильны, говорится в исследовании.

В 2022 году Coca-Cola и PepsiCo вместо полного ухода из РФ выбрал вариант с избавлением от всех российских активов и формальным уходом в виде прекращения выпуска продукции под международными брендами и перестройки своих портфелей в пользу локальных марок. Но местные производители были не готовы сохранять статус-кво и воспользовались ситуацией. Естественной реакцией на уход с рынка классической тройки напитков Coca-Cola, Fanta, Sprite у Coca-Cola и Pepsi, Mirinda, 7Up у Pepsico стало мгновенное появление аналогов.

Компания «Очаково» пошла по пути замещения всей тройки, выпустив аналоги по всем трем видам – Cool Cola, Fancy и Street. ГК «Черноголовка» также выпустила аналог колы – «Кола Черноголовка», но, в отличие от «Очаково», параллельно усиленно продвигала другие напитки из своего ассортимента с традиционными для советско-российского рынка вкусами. Другие российские производители также выпустили линейки аналогов колы и других популярных прохладительных напитков, добавляют в BusinesStat.[6]

В России снизились продажи готовых сиропов - на 14,9% до 19,5 тыс. тонн

В 2022 году в России было продано 19,5 тыс. тонн готовых сиропов, что на 14,9% меньше в сравнении с предыдущим годом ранее. Основной причиной спада стало сжатие спроса со стороны населения и сектора общественного питания из-за роста цен и сокращения ассортимента, говорится в исследовании BusinesStat, опубликованном в июле 2023 года.

По словам аналитиков, в 2022 году отечественные производители столкнулись с дефицитом и подорожанием отдельных пищевых компонентов, используемых в изготовлении сиропов, проблемами с упаковкой продукции и обслуживанием оборудования, а импортеры существенно сократили объемы поставок в связи с нарушением логистических цепочек и из-за санкций.

Согласно исследованию, большая часть готовых сиропов и топпингов реализуется заведениям общественного питания: кофейням, барам, ресторанам, отелям и кейтеринговым компаниям. Долгое время в России данные продукты были нишевыми и применялись лишь профессиональными бариста, барменами и поварами, но в последние годы рынок получил новый импульс к развитию. Росту продаж готовых сиропов во многом способствовала популяризация потребления кофе и смешанных напитков у россиян, а также расширение ассортимента сиропов и топпингов, представленных в рознице.

Спрос на напитки и десерты с любимыми вкусами сохранился и реализовывался посредством покупок готовых сиропов и топпингов в розничных магазинах и на маркетплейсах. Также многие кофейни запустили экспресс-доставку напитков и десертов. Она осуществлялась как собственными силами, так и сторонними сервисами.

В 2022 году в магазинах было представлено около 100 различных вкусов готовых сиропов и топпингов. В пятерку самых популярных у россиян вошли шоколадный (7,6% ассортимента), карамельный (6,3%), кленовый (5%), клубничный (4,8%) и ванильный вкус (4,5%).[7]

Примечания